Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах
методическая разработка по физике на тему

Федотова Екатерина Анатольевна

Через блок задач показать, какие экологические проблемы выдвигает ядерная энергетика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_problemy_zadachi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах»

Цель: через блок задач показать, какие экологические проблемы выдвигает ядерная энергетика.

Задачи:                                                                                                                                                                1. Развивать способности ребят анализировать, сопоставлять факты и применять знания в нестандартных ситуациях.

2. Воспитывать у учащихся убеждения в необходимости и возможности сделать ядерную энергетику практически безопасной.

Оборудование: самодельные таблицы.

Человечество вступило в такую эпоху своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств, становится опасной для него самого. Человек еще не научился, к сожалению, получать энергию безотходным способом. В процессе производства энергии окружающая среда (атмосфера, земля, реки, моря) превращаются в экологически опасное пространство. Как известно, основные источники энергии сегодня - ископаемые виды топлива (уголь, нефть газ), у которых самый крупный недостаток - большой объем отходов ( шлак, зола, газ). Выделяемые ими газы обуславливают усиление парникового эффекта (углекислый газ) и выпадение кислотных дождей (сернистые газы). Поскольку в электроэнергетических ресурсах основную роль играют ТЭС, экологические неприятности, связанные с расходом ископаемого топлива, с одной стороны, постепенно нарастают, а с другой стороны грозят исчерпанием его запасов.

        Наиболее реальный выход из создавшегося положения - поиск альтернативных органическому топливу источников энергии, причем главное требования к новым источникам - это их экологическая чистота, значительная общая мощность и их относительная дешевизна. В настоящее время наиболее полно удовлетворяет этим требованиям ядерная энергетика.

        Конечно, научно – технический прогресс лишает человечество право на ошибки. После Чернобыльской катастрофы перспективы развития атомной энергетики, ее экологические последствия были пересмотрены и глубоко осмыслены; результатом острых научных споров и дискуссий стало не отрицание ядерной энергетики, а убеждение в необходимости и возможности сделать ее практически безопасной. Основной путь в этом направлении – создание реакторов с «внутренней», обусловленной физическими принципами действия, безопасностью.

        Чтобы основные проблемы ядерной энергетики стали ясны учащимся, важно рассматривать вопросы ядерной физики с экологических позиций, например, составив физические задачи  экологического содержания.

Первая группа таких задач – сопоставление энергетических характеристик наиболее распространенных источников энергии и энергетических установок по данным табл. 1.    

Топливо

Удельная теплота сгорания, Дж/кг

Масса топлива, эквивалентная 1 кг урана – 235, кг

Уран-235

8,19 ·1013

_

Плутоний-239

8,2 ·1013

10-3

Условное топливо

29,3· 106

2,8

Нефть

4,3 ·107

1,9

Каменный уголь

2,9· 107

2,8

Природный газ

4,5 ·107

1,8

Мазут

4,0 ·107

2,1

Тринитротолуол (ТНТ)

4,1· 106

20

       

Задачи можно сформулировать так:

  • Для чистого без замедлителя урана-235, имеющего форму шара. Критическая масса примерно равна 50 кг. Применяя замедлители нейтронов и отражающую нейтроны оболочку из бериллия, удалось снизить критическую массу до 250 г. Сколько килотонн ТНТ пришлось бы взорвать для получения той энергии, которая выделится в случае первой и второй критической массы урана- 235?
  • 6 августа 1945 г на японский г. Хиросиму американцы сбросили бомбу      

« Малыш» массой 4100 кг, начиненную 7 кг урана – 235. 9 августа такая же участь постигла г. Нагасаки, на который была сброшена атомная бомба «Толстяк», массой 4500 кг, содержащая 1,3 кг плутония-239. Оцените « мощности» этих бомб в килотоннах ТНТ.

  • 17 декабря 1988 г на полигоне около г.Семипалатинска был произведен подземный взрыв мощностью от 20 до 150 кт ТНТ. Какой массы ядерным зарядом было начинено взрывчатое устройство?
  • В мире сейчас в общей сложности насчитывается примерно 50 тыс единиц ядерного оружия, причем мощность каждого из них не меньше, чем у бомбы, взорванной над Хиросимой. Считая, что они содержат по 2 кг ядерного заряда, определите, какое количество ядерного взрывчатого вещества накоплено человечеством и сколько в нем заключено энергии. Какое количество ТНТ « заготовлено» таким образом для каждого жителя планеты?
  • Оцените среднесуточную (ежегодную) потребность в топливе электростанции мощностью 1000 МВт, если ее КПД 30%. Станция работает на: 1) угле (ответ: среднесуточная потребность 9 тыс. т или 130 вагонов  угля); 2) нефти ( около 6.1 тыс. т); 3) уране ( 3 кг урана-235 или 430 кг природного урана).

ПРИМЕЧАНИЕ. Доля выработки электроэнергии на АЭС составляет в настоящее время 12-15%. Интересно подсчитать, какой подвижной состав мог бы справиться с перевозкой по железным дорогам, например России, топлива для ТЭС, которые могли бы компенсировать энергию, вырабатываемую на АЭС.

Вторая группа задач экологического содержания связана с радиоактивностью материалов, используемых в ядерной энергетике, и с рассмотрением нежелательных, но обязательных ее спутников – радиоактивных отходов. При решении этих задач используются доступные учащимся количественные закономерности, приведенные в книге: Лазунов А.Т., Нурминский И.И.,Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе ( М.: Просвещение, 1989 ); необходимые при этом единицы измерения радиоактивности можно взять из статьи А.А. Аносовой и Е.В. Павлова « Об основах радиационной дозиметрии» ( Физика в школе. 1990. № 2. с. 80).

Например, полезно предложить такие задачи:

  • В 1907 г. М. Складовская – Кюри подарила Парижскому радиевому институту 1 г радия. Сколько радия осталось в настоящее время от подаренного количества? Оцените активность начального и оставшегося количества радия.
  • Реактор типа ВВЭР-1000 ежегодно загружается 30 т урана. Обогащенного до 3% по урану-235. Какова начальная активность ядерного топлива? ( Ответ: 12 Ки; из них 10 Ки – активность 29.1 т урана – 238 и 2 Ки – активность 900 кг урана – 235)

Следующую группу задач можно составить на основе данных таблицы                                      Таблица II.

Доза излучения, мКл/кг    Действие радиации на организм человека( или рентген

0 -5       ( 0—20)

Явных повреждений нет

5 – 12,5    ( 20 – 50)

Легкое изменение состава крови

12,5 – 25   (50 – 100)

Изменение состава крови, плохое самочувствие

25 -  100    ( 100 – 200)

Легкая степень болезни ( слабость, головная боль, тошнота); смертельные случаи не наблюдаются; выздоровление длится 1 – 2 месяца, полное восстановление крови – через 2 – 4 месяца

50 – 100   ( 200 – 400)

Средняя степень болезни (усиление прежних эффектов, расстройство желудка, бессонница, температура, кровотечение; необходимо переливание крови, возможна смерть; выздоровление через 4 – 5 месяцев

100   ( или 400 Р)

Полулетальная доза  (смертность в 50 % случаев через 50 дней после облучения)

100 – 150  (400 – 600)

Тяжелая степень болезни ( плохое состояние, температура до 40º С, отказ от пищи, инфекционные осложнения); возможно оздоровление через 5 – 10 месяцев; в тяжелых случаях – смерть через 10 - 36 дней.

150     ( или 600 Р)

Летальная доза (смертность около 100% )

150 – 250  ( 600 – 1000 Р)

Крайне тяжелая степень болезни (сознание затемненное, лихорадка, рвота, боли, поражение водно – солевого обмена, кроветворных тканей) с летальным исходом через 2 недели. Необходима пересадка костного мозга, дающая небольшой шанс на выживание.

1250 и более  ( 5000 Р и более)

Поражается центральная нервная система; смерть наступает через 2 дня

Для составления задач полезны будут следующие сведения:

       -100 Р – критическая доза, после превышения которой появляются признаки лучевой болезни.

       -средняя доза облучения, накапливаемая человеком за год, составляет            400 мбэр, из них 100 мбэр  «обеспечивает» естественный фон;

       -30 бэр дает местное облучение при рентгеноскопии желудка .

       -3 бэр – доза, получаемая пациентом при рентгенографии зубов, а 370 мбэр – при флюорографии;

          -при ежедневном 3 – часовом просмотре телепередач человек получает  0,5 мбэр.

Вывод: данные типы задач развивают интерес ребят по изучаемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Телеконференция Риски и перспективы ядерной энергетики

Данная телеконференция была организована в рамках недели физики...

Ядерная энергетика и экологические проблемы (интегрированный урок по физике и биологии

Цель:Используя знания по физике и биологии, проанализировать проблемы            ядерной энергетики и сделать вывод о целесообразности её р...

Урок - конференция: "Атомная энергетика и ее экологические проблемы"

Данная методическая разработка имеет практическую ценность для преподавателей и студентов и может быть использована в учебно – воспитательном процессе....

Атомная энергетика и её экологические проблемы

Данную презентацию можно использовать в конце изучения раздела «Атомная физика».Я использую эту презентацию на уроке «Применение ядерной энергии»...

конспект урока в 11 классе по теме "Экологические проблемы ядерной энергетики"

На данном уроке   продолжается формирование понятий: энергия топлива, энергия ядерных реакций, ядерная энергетика, актуализируются знания учащихся о периоде полураспада атомных ядер,  учащие...

«Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций»

                                      Урок физики в 9 классе...

Методическая разработка Круглый стол " Атомная энергетика и её экологические проблемы"

Данная разработка может быть использована для проведения тематического вечера с обучающимися 9-11 классов по вопросу использования ядерной энергии...