Современные образовательные технологии на уроках физики
статья по физике на тему

Многолетняя практика свидетельствует о том, что традиционные формы обучения отдельных учебных дисциплин не позволяет развить ключевые, базовые компетентности, включающих практические умения, навыки и готовность реализовывать их. В последние годы в школах стали использоваться инновационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики

МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края

Статья:

«Современные образовательные технологии

на уроках физики»

Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска

Ставропольского края

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке.В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты.

Многолетняя практика свидетельствует о том, что традиционные формы обучения отдельных учебных дисциплин не позволяет развить ключевые, базовые компетентности, включающих практические умения, навыки и готовность реализовывать их. В последние годы в школах стали использоваться инновационные технологии.

Стараясь повысить эффективность уроков, использую инновационные технологии: проблемного обучения, зачетную систему, элементы технологии  уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с  традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер,  которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности,  межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.

Современные образовательные  технологии помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Расширяю свою воспитательно-образовательную деятельность, применяя в учебной и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационные технологии.

Многие мои ученики, имеющие дома компьютер, используют обучающие программы для выполнения творческого домашнего задания, с результатами которого выступают на уроке. Это позволяет мне проводить индивидуальную работу с учениками, расширять их образовательную среду. 

         Для проведения тематического и итогового контроля  знаний учащихся мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты.

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов:

          Научно-исследовательская и проектная деятельность

         Информационные технологии

         Сетевое взаимодействие

         Решение творческих задач

         Проблемное обучение

Увлекаю и обучаю школьников составлять презентации  отдельных тем курса физики для дальнейшего представления на уроке. В кабинете физики уже накоплена коллекция данных презентаций и картотека домашних лабораторных исследований с помощью компьютера.

Свободный выход в Интернет позволяет в режиме «онлайн» решать тренировочные задания, находить любую интересующую информацию.

Информационные технологии позволяют: 

1) организовать следующие виды уроков: урок решения задач с последующей компьютерной проверкой, урок – исследование, урок – компьютерная лабораторная работа;

2) повысить эффективность практических и лабораторных занятий как минимум на 30%,объективность контроля знаний учащихся на 20-25%, успеваемость на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки) и заинтересованность учащихся как в процессе обучения, так и в его результатах.

Применение компьютера на уроках физики оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения, например, объяснение явлений микромира, демонстрация быстропротекающих процессов. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей, мультимедийных презентаций, электронных учебников в учебном процессе.

В основной школе еще нет деления на «гуманитариев и естественников», но склонности учеников уже проявляются,  и учитель должен заинтересовать предметом и тех и других. При этом учитываются личные интересы, используется методика организации совместной деятельности в групповыхпроектах, где ученики могут взять на себя разныероли, учитывается естественный интерес учениковразного склада мышления к использованию компьютера.  Успешнее всего организовывать уроки-проекты как вводные или обобщающие.

На вводном уроке ученики вместе с учителемобсуждают основные вопросы темы, отмечают известные им вопросы и те, по которым им необходимо углубить знания.  Организуется групповаяпроектная деятельность.  В этом плане интересностроится планирование и изучение следующих тем 9-го класса: «Механические колебания и волны»; «Электромагнитное поле».

На уроке-обобщении в 8-м классе по теме «Световые явления»  ученики самостоятельно разбилисьна группы, выполняющие проекты следующей тематики:  законы отражения и преломления света (теория); демонстрация поведения лучей света на границе двух сред (экспериментаторы); история применения зеркал; техническое изготовление зеркал; зерка-

ло в народном творчестве (загадки, сказки, поговорки),  физический и духовно-воспитательный смыслматериала; зеркала в кинематографе (роль зеркала всмысловом содержании фильма).  При организациипроектной деятельности широко использовался компьютер как средство поиска и предъявления систематизированной информации. В этом плане учительфизики должен сам владеть этими умениями дляоказания грамотных консультаций учащимся.

Метод проекта при обучении физике способствует умению найти консультанта,  нужную  информацию,  систематизировать ее и представить на языке физики где обучаются школьники, уже ориентированные на поступление в технические вузы, связывающие свою дальнейшую деятельность сиспользованием и совершенствованием техники, необходимо поддерживать и развивать этот интерес, формировать научное мышление через включение в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность включает не только поисковую активность, но и анализ результатов,  оценку их на основе динамики ситуации, прогнозирование и дальнейшее развитие,  моделирование, проверку результатов на практике, новуюоценку и т. д.

Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, вследствие которой появляются новые замыслы и творческие планы. Воплощение этих плановнередко требует другого стиля общения, принятияна себя новых ролей и позиций.  Все это ведет кразвитию исследовательского поведения,  появлению исследовательской жизненной позиции.Занятие исследовательской деятельностью предполагает усвоение материала высокого уровня трудности.  У учащихся возникаютзатруднения при формировании гипотез, выполнении экспериментальной части проекта и ряд других. Для того чтобы подготовить учеников к самостоятельному выполнению проектов,  необходимоорганизовать проектное обучение на уроках физики. При этом ученики приобретают необходимые проектные умения,  получают опыт исследования, учитель приобретает умения планирования и консультирования проектного исследования школьников.

Игровые технологии в настоящее время неочень популярны среди учителей физики. Возможно, это связано с неумением учителя организоватьигру либо с достаточно большой нагрузкой приподготовке урока-игры.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций,  направленных на воссоздание и усвоениеобщественного опыта,  в котором складывается исовершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельностьвыполняет функции: развлекательную, коммуникативную,  самореализации,  игротерапевтическую ипр. Играм присущи следующие черты:  свободная, развивающая деятельность,  совершаемая по желанию ребенка,  творческий,  импровизационный характер деятельности,  эмоциональная приподнятость деятельности. В структуру игры как деятельности входят: целеполагание, планирование, реализация цели,  анализ результатов. Можно заметить, что игровая деятельность готовит учеников к исследовательской деятельности,  так как содержитмногие ее компоненты.

В учебной практике учитель физики редко использует игровые технологии полностью, но он должен уметь использовать элементы игры на урокахили организовывать игровые уроки. Чаще всего этоуроки коррекции и систематизации знаний. Для этого учитель сам или с помощью инициативной группы учеников берет за образец какую-либо известную

телевизионную игру,  например  «Поле чудес»  или«Своя игра»,  совместно они разрабатывают соответствующие задания для остальных учащихся.  Задания должны охватывать определения основныхпонятий темы,  отражать роль ученых,  вложившихсвой вклад в формирование теории,  практическиеприменения явлений и законов,  изучаемых в теме, знание основных законов и констант.

Известно, что многие явления, законы, теории уже имеют практическое применение. Так,  в строительной сфере применяются механизмы, принцип работы которых определяется законами динамики и статики,  в профессии электрикаважно знание законов протекания токов

Учителювечерней школы необходимо уметь выделить прикладные знания при изучении физики на основеанализа их востребованности учащимися, организовать разнообразную деятельность по их изучению сприменением компьютерных презентаций, которыеоблегчают учащимся вечерней школы,  склонным, как правило, к наглядному и практическому восприятию материала, его изучение.

Для более глубокого усвоения прикладного материала необходимо организовать экскурсии наместо работы учащихся. При организации экскурсии учитель намечает план ее проведения, готовитзаранее и предлагает учащимся вопросы,  ответына которые они должны получить в результате посещения объекта экскурсии, обговаривает характеротчета по экскурсии.В то же время имеютсяшколы, в которых не хватает оборудования, ученикине заинтересованы в изучении предмета – физики, так как не считают естественно-научное образование обязательным для себя. Поэтому учитель физики в сельской школе должен владеть всеми перечисленными выше технологиями, обладать всеми указанными умениями организации учебной деятельности,  активизирующими обучение и развитие самых разных групп учащихся.

Список литературы

1.  Зорина Л. Я. Показатели качества современной системы образования // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.:

Прогресс–Традиция, 2007. С. 293–309.

2.  Леонтович В. А. Концептуальные основания модели организации исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии.

2006. № 5. С. 63–71.

3.  Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. 2008. № 1. С. 11–21.

4.  Козлова Г. М., Румбешта Е. А. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики // Экспериментально-практи-

ческая деятельность в контексте компетентностного подхода к обучению школьников: материалы регионального научно-практического

семинара. Томск: Изд-во ТПУ, 2010. С. 29–33.

5.  Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Требования к компетентности учителя в условиях инновационных образовательных технологий // Сов-

ременные проблемы прикладной психологии: мат-лыВсерос. науч.-практ. конф. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ, 2006. С. 251–255.

6.  Румбешта Е. А., Альникова Т. В. Теория и методика обучения физике: учебно-методическое пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 176 с.

7.  Классический университет – инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования)

/ Под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Томский гос. ун-т, 2008. 263 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках физики.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических проце...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики: здоровьесберегающие технологии.

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...

Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...

«Использование современных образовательных технологий на уроках физики»

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю: 1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и нав...

Выступление на ШМО: "Современные образовательные технологии на уроках физики"

quot;Современные образовательные технологии  на уроках физики"...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....