Поурочный план урока на тему "Плавание тел".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Поурочный план урока на тему "Плавание тел".(ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Плавание тел» (ФГОС)
Предмет: Физика
Класс: 7
Тема раздела: Давление твердых тел, жидкостей и газов
- Базовый учебник: Учебник: Перышкин А.В., Физика. 7 кл. - учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – 12 –е изд., доработ. - М.: «Дрофа»,2008г.- 192 с.: ил. (Рекомендован Министерством образования Российской Федерации).
Цель урока: выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.
Задачи урока:
– образовательные (формирование познавательных УУД, в том числе специально-предметных действий):
Систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел.
– воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД):
действие смыслообразования (установление связей между целями и мотивами), формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность;
– развивающие (формирование регулятивных УУД):
постановка учебных задач, формировать умения обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям;; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок-исследование
Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная и индивидуальная работа, ИКТ.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), доска, экран, технологическая карта урока для каждого учащегося, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Структура и ход урока «Плавание тел»
№ | Этап урока | Исполь-зуемые ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) | Формируемые УУД | |||
Познавательные / специально-предметные | Личностные | Регуля- тивные | Коммуника-тивные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Организационный момент | Элект-ронная презентация. Слайд 1 | Перед объяснением нового материала учащимся раздается Технологическая карта урока и даются пояснения по работе с ней, а также Лист контроля. | Знакомятся с технологической картой урока, уточняют критериев оценки | 2 | Планирование. Прогнозирова-ние своей деятельности. Сопоставление плана и действий. | Умение слушать и вступать в диалог. Планирова-ние сотруд-ничества. | ||
2 | Вводная беседа. Актуализа-ция знаний | Слайд 2 | На предыдущих уроках мы рассмотрели действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изучили закон Архимеда, условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока мы узнаем, решив кроссворд. Проводит фронтальный опрос: 1.Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе? 2. Что вы может сказать о направлении и точке приложения выталкивающей силы- силы Архимеда? 3. От чего зависит архимедова сила? 4. Как можно найти величину архимедовой силы? 5. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила? 6. Какими способами можно на опыте определить архимедову силу? | Формулируют закон Архимеда. Решают кроссворд, согласно инструкциям учителя. «Существует сила, дей-ствующая на тело в воде, которая называется вы-талкивающей». «Направлена противо-положно силе тяжести, приложена к телу» Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости. Тогда для подсчета Архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость. Можно взвесить жид-кость ,вытесненную те-лом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определитьобъем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плот-ность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу | 5 | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ. Выдвижение гипотез. Систематизи-ровать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел. | Смыслооб-разование. | Постановка цели учебной задачи. Прогнозиро-вание. | Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли. Владение речью. |
3 | Изучение нового материала | Слайды 4-5 | Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь. Сегодня над морем А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему: Выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости. Чтобы проверить все гипотезы перейдем к решению исследова-тельских задач. Для этого нам понадобиться оборудование, находящиеся на ваших столах. Не забываем правила техники безопасности. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой! Выполните необходимые измере-ния и вычисления, занесите их в таблицу. По ходу обсуждений записываем выводы. «Итак, ребята, решение исследо-вательских задач закончили, подведем итоги. Озвучьте, пожалуйста… Показать выводы на слайде. Значит, условия тел можно сформулировать двумя спосо-бами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или срав-нивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества. Зафиксируйте себе в тетради | Айсберг Выдвигают гипотезы. Выполняют 5 заданий. Заполняют таблицу. Сравнивают значения силы Архимеда и силы тяжести. Делают вывод: если Fарх = Fтяж, то тело плавает, если Fтяж < Fарх, то тело всплывает; если Fарх < Fтяж, то тело тонет. Записывают вывод в тетрадь | 18 | Выделение необходимой информации. Выделение существенных характеристик объекта. Выбор способов решения. Рефлексия способов действия. | Определение личностной ценности изучаемых понятий. | Контроль и коррекция отклонений от собственного понимания. Оценка осознания усвоенного. | Постановка вопросов. |
4 | Закрепление нового материала | Слайд № 6 | А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы все усвоили. Контрольный тест. Комментарий: задание состоит из 5 вопросов с вариантами ответов, 1 из которых верный. Обведите его. Обменяйтесь, пожалуйста, своими работами с соседом по парте. Давайте проверим. Слайд с ответами. Сообщить критерии оценки. | Выполняют тест Осуществляют взаимоконтроль. | 15 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Осуществлять самоконтроль. | Жизненное личностное, профессиональное само-определение | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение слушать и вступать в диалог. Коллектив-ное обсужд-ение проб-лем. |
5 | Физкульт-минутка | 2 | |||||||
6 | Подведение итогов урока | Итак, подведем итог нашего урока. Что нового вы сегодня узнали? Как вы думаете, где в технике учитываются эти условия? А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости? Подробнее о плавание судов мы поговорим на следующем уроке. Задает Д/з:.п. 50 (ответить на вопросы), упр 25 (3,4) или вместо упр. задания из сборника №646,648 (расчетные задачи). ,Выберите задание по вашим силам Выставление оценок за работу на уроке. | Озвучивают выводы. При постройке кораблей. В судостроении исполь-зуется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке. | 2 | Оценка проме-жуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | ||||
7 | Рефлекция: выявление уровня осознания изучения содержания изученного материала. | В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам. Вы видите рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета поместите, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответство-вала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок. | 1 | ||||||
Всего | 45 |
Технологическая карта урока «Плавание тел»
Лист контроля урока №1
Этапы работы | Количество баллов по заданиям | Всего | |||||
УЭ | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | №5 | №6 | |
УЭ - 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
УЭ - 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
УЭ - 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
ИТОГО: | 21 |
Критерии оценки
Если Вы набрали: 18-21 баллов, то оценка за урок «5»; 14-17 баллов, то оценка за урок «4»; 6-13 баллов, то оценка за урок «3»;
менее 6 баллов, то оценка за урок «2». Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.
Домашнее задание: п. 50 (ответить на вопросы), упр 25 (3,4) или вместо упражнения задания из сборника №646,648 (расчетные задачи). Выберите задание по вашим силам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочный план урока по теме "Атмосферное давление" 7 класс
Представлен полный поурочный план по теме "Атмосферное давление" на татарском языке. Урок этот интересен тем,что ученики сами делают опыты, объясняют физичесие явления опираясь на свои знания, проходи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/12/picture-84873.jpg)
Поурочный план урока социально -бытовой ориентировки в 5 классе по теме "Заваривание чая"
Будет полезен молодым педагогам...
поурочный план урока изо 5 класс
Тема: «Внутренний мир русской избы»Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.ЗадачиОбразовательная: формир...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187581-1359044730.jpg)
поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»
Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-644528-1434876144.jpg)
Поурочный план урока алгебры в 11м классе по теме: "Логарифмические неравенства с переменным основанием"
Расматривается решение логарифмических неравенств с переменным основанием двумя способами...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1066007-1539501601.jpg)
Поурочный план урока по английскому языку в 5 классе. Урок повторения.
Поуроный план урока в 5 классе по английскому языку...