Рабочая программа по физики 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Рабочая  программа по физики 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_8_klass.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» д. Сойма.

Владимирской области. Судогодского района.

«Согласовано»                         «Согласовано»                           «Согласовано»

Руководитель МО              ЗД УР МБОУ «СОШ №3»             Директор МБОУ «СОШ№3»

________ ________    Серёгина Т.В.             __________Шкилёв Ю.М..

Протокол №____                                                                         Приказ №_____

от «__»_________2014г.      «___»________   2014г.              от «___»_________2014 г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

             по  физике  для  8  класса

на 2014 – 2015 учебный год

Автор:   Кислов А.К.

 учитель физики МОУ «ООШ №3» д. Сойма.

Владимирской области. Судогодского района.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Требования к уровню подготовки

  1. Календарно-тематическое планирование

  1. Тематическое планирование          

  1. Содержание курс

  1. Формы контроля    

  1. Список литературы и оборудования для  проведения ЛР  и опытов

  1. Пояснительная записка.

При разработке данной программы использовались следующие правовые документы:

  • федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике,  утвержденный в 2004 г;
  • базисный учебный план;
  • авторская программа Е.М.Гутник ,  А.В.Перышкина ( 2011 г издания)

     

           Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю),  10 часов из которых отведены на лабораторные работы ,  5  часов –  на контрольные работы, 60 часов – на изучение теоретического материала, 25 часов решение задач, кроме того,  выделено время для проведения проверочных работ, диагностических тестов  с целью осуществления текущего контроля знаний учащихся. Изменено количество часов по сравнению с  авторской программой  на изучение некоторых тем «Тепловые явления» - 18 часов, «Изменение агрегатных состояний вещества» 17 часов, «Электрические явления» - 43 часа, «Электромагнитные явления» - 9 часов, «Световые явления» - 13 часов. Распределение учебного материала по четвертям следующее:

  • 1 четверть –  26 часов
  • 2 четверть –  21часов;
  • 3 четверть –  31часов;
  • 4 четверть –  24часов.

          В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г., вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте: в частности, в курсе 8 класса – это : термометр, психрометр, холодильник; полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы т ряд других.  Кроме того,  в стандарт были введены некоторые новые требования к  сформированности экспериментальных умений, что привело к необходимости включения в программу новых лабораторных работ.  Авторская программа насчитывает  в 8 классе  4 таких работы,  в данной рабочей программе  запланировано проведение  лабораторного опыта, рассчитанного по времени на часть урока «Измерение относительной влажности воздуха», кроме того, в качестве домашнего экспериментального задания детям предстоит провести «Исследование

температуры остывающей воды», а «Исследование зависимости угла  отражения от угла падения» и «Исследование зависимости угла преломления от угла падения" будут осуществляться при проведении демонстрационного эксперимента.

        Данный  курс физики должен обеспечить  общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие цели:

- создать условия для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создать условия по формированию научного миропонимания и развитию мышления учащихся.

        Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

        В задачи обучения входят:

        - создание условий для ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки;  с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах деятельности;

        - создание условий для усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

        - создание условий для развития мышления учащихся,  умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

        - создание условий по формированию умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на  известные законы;

        - создание условий для развития у учащихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;

        - создание условий для формирования и развития таких  свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность, толерантность;

        - создание условий  для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.  

           

          Для достижения поставленных целей используется  УМК  «Физика 7-9 классы»  Перышкин А.В., Гутник Е.М.

  • Учебник «Физика 8» Перышкин А.В.
  • «Сборник задач по физике» Лукашик В.И.
  • «Сборник задач по физике» Кирик Л.И.

  1. Требования  к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать/понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
  • Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
  • Смысл физических законов:  сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

          Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления:  теплопроводность,  конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:  температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи,  угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
  • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
  • Осуществлять самостоятельный поиск информации  естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично…
  • Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни


  1. Тематическое планирование  учебного материала

по физике в 8 классе

 по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8»  на 2012 – 2013 учебный год          

   (3часа в неделю, всего 102 часов)

№ урока

Пп.в теме

Тема урока

Дата

по плану

Дата  

фактич.

Дом. задание

Примечание

Тепловые явления – 18 часов.

1.1

Тепловое движение.

П.1.

Знать особенности строения тел.

2.2

Термометр. Пр. раб. «Измерение температуры».

Запись в тетради.

Выполнить практическую работу по описанию.

3.3

Внутренняя энергия.

П.2.

Обратить внимание на то, что внутренняя энергия зависит от температуры тела и его агрегатного состояния.

4.4

Способы изменения внутренней энергии.

П.3.

Выяснить в каком случае внутренняя энергия увеличивается, а в каком уменьшается.

5.5

Теплопроводность.

П.4., упр.1 (1,3).

6.6

Сравнение теплопроводности различных веществ.

Запись в тетради

Использование хорошей и плохой теплопроводности в быту и производстве.

7.7

Конвекция

П.5,упр.2.

Обратить внимание на то, как нагреваются жидкости.

8.8

Применение конвекции.

Запись в тетради.

Использование конвекции в быту и производстве.

9.9.

Излучение.

П.6, упр.3 (2,3).

Основной вид получения энергии от Солнца.

10.10

Примеры теплообмена в природе и технике.

Запись в тетради.

Предложить учащимся доклады по данной теме.

11.11

Количество теплоты.

П.7.

Энергия, которую получает или теряет тело в тепловых процессах.

12.12

Удельная теплоёмкость.

П.8, Л.р.№1.

Рассмотреть таблицу №1.

13.13

Расчёт количества теплоты. Л.Р.№1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».

Л.р.№2.

Лабораторные работы выполнять в группах.

14.14

Л.Р.№2 «Определение удельной теплоёмкости металла».

В качестве испытуемых тел взять цилиндры из разных металлов.

15.15

Энергия топлива.

П.10, упр.5(1).

Рассмотреть таблицу №2.

16.16.

Закон сохранения энергии в тепловых явлениях.

П.11, упр.6(1).

Обратить внимание на переход механической энергии во внутренюю и наоборот.

17.17

Решение задач по теме «Тепловые явления».

Упр.4(1,3),упр.5(2).

Рассмотреть задачи из КИМов.

18.18

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».

Включить тестовые задания на теорию , качественные задачи и расчётные задачи.

Агрегатные состояния вещества – 16 часов.

19.1

Три агрегатных состояния вещества.

П.12,вопросы после П.12.

Вначале урока проводится анализ контрольной работы.

20.2

Плавление и отвердевание.

П.13,упр.7(3).

Рассмотреть таблицу №3.

21.3

Удельная теплота плавления.

П.15,упр.8(3).

Рассмотреть таблицу №4.

22.4

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

П.14.

Обратить внимание учащихся на то, что температуру плавления имеют только кристаллические тела.

23.5

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества».

Упр.7(1,2).

Рассмотреть типовые задачи из КИМов.

24.6

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества».

Упр.8(1,4).

25.7

Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования.

П.16,20.

Рассмотреть таблицу №6.

26.8

Кипение. Влажность воздуха.

П.17,18,19.

Рассмотреть таблицу №5.

27.9

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества».

Упр.9(2,3),условия в тетради.

Рассмотреть типовые задачи из КИМов.

28.10

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества».

Упр.10(1,4).

29.11

Работа газа. Тепловые двигатели.

П.21.

30.12

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

П.22,23.

Рассмотреть принцип работы на моделях.

31.13

Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

П.24.

Предложить учащимся доклады по темам на стр.57.

32.14

Решение задач по теме «Тепловые двигатели».

Условия в тетради.

33.15

Подготовка к контрольной работе по теме «Агрегатные состояния вещества».

Решение задач по карточкам.

Рассмотреть типовые задания по данной теме.

34.16

Контрольная работа №2 по теме «Агрегатные состояния вещества».

Включить тестовые задания по теории, качественные и расчётные задачи.

Электрические явления - 43 часа.

35.1

Электризация тел. Два рода зарядов.

П.25,26.

Пояснить условность названия видов зарядов. Объяснение вести на основе демонстраций.

36.2

Проводники и непроводники. Электроскоп.

П.27.

Лучший проводник - серебро. Лучший непроводник (диэлектрик )- вакуум.

37.3

Электрическое поле.

П.28.

Взаимодействие заряженых происходит через магнитные поля.

38.4

Делимость электрического заряда. Электрон.

П.29.

Ввести понятие электрического заряда как физической величины.

39.5

Строение атома. Опыт Резерфорда.

П.30,запись в тетради.

По таблице рассмотреть опыт Резерфорда.

40.6

Объяснение электрических явлений.

П.31.

Сформулировать закон сохранения зарядов.

41.7

Электрический ток. Источники электрического тока.

П.32.

Продемонстрировать источники тока и их работу.

42.8

Решение задач по теме «Электрические явления».

Условия в тетради.

43.9

Решение задач по теме «Электрические явления».

Условия в тетради.

44.10

Электрическая цепь и её составные части.

П.33.

Перенести рис.48 на отдельный листок.

45.11

Электрический ток в металлах. Направление тока.

П.34,36.

46.12

Электрический ток в электролитах.

Запись в тетради.

Рассматривается для изучения химического действия тока.

47.13

Действия электрического тока на проводник.

П.35.

Каждое действие продемонстрировать.

48.14

Сила тока. Амперметр.

П.П.37,38, Л.р.№3.

Пояснить правило подключения прибора.

49.15

Л.Р.№3 «Измерение силы тока».

В начале урока научить учащихся правильно собирать электрическую цепь.

50.16

Решение задач по теме «Сила тока».

Упр.15(1,3).

51.17

Электрическое напряжение. Вольтметр.

П.39,40,41, Л.р.№4.

Пояснить правило подключения прибора.

52.18

Л.Р.№4 «Измерение напряжения».

53.19

Решение задач по теме «Напряжение».

Упр.16.

54.20

Зависимость силы тока от напряжения.

П.42.

Пользуясь практическими измерениями построить график зависимости силы тока от напряжения и сделать вывод.

55.21

Электрическое сопротивление.

П.43.

Показать, что сопротивление цепи зависит от проводника.

56.22

Закон Ома для участка цепи.

П.44,упр.19(1,7).

57.23

Решение задач по теме «Закон Ома».

Упр.19(1,7).

Рассмотреть типовые задачи из КИМов.

58.24

Расчёт сопротивления проводников.

П.45.

Рассмотреть таблицу 8.

59.25

Решение задач по теме «Расчёт сопротивления».

Условия в тетради. Л.р.№5.

Рассмотреть типовые задачи из КИМов.

60.26

Реостат. Л.Р.№5 «Регулирование силы тока реостатом».

Л.р.№6.

Повторить П.38,41.

61.27

Л.Р. №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

62.28

Последовательное соединение проводников.

П.48,упр.22(1).

Составить план решения задач на данную тему.

63.29

Решение задач по теме «Последовательное соединение проводников».

Упр.22(2,3,4).

64.30

Параллельное соединение проводников.

П.49,упр.23(1).

Составить план решения задач на данную тему.

65.31

Решение задач по теме «Параллельное соединение проводников».

Упр.23(2,3).

66.32

Смешанное соединение проводников.

Запись в тетради.

Составить план решения задач на данную тему.

67.33

Решение задач по теме «Смешанное соединение проводников».

Условия в тетради.

Рассмотреть задачи из КИМов.

68.34

Работа и мощность электрического тока.

П.50,51,упр.24(1),упр.25(1).

Получить формулы для работы и мощности с использование закона Ома.

69.35

Закон Джоуля – Ленца.

П.53,упр.27(1).

Вспомнить действия электрического тока на проводник.

70.36

Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока».

Условия в тетради. Л.р.№7.

71.37

Л.Р.№7 «Измерение работы и мощности электрической лампы».

72.38

Лампа накаливания. Экономия энергии.

П.54,запись в тетради.

Обратить внимание на современные технологии в использовании электроэнергии.

73.39

Короткое замыкание. Предохранители.

П.55.

Обратить внимание на безопасность использования электроэнергии.

74.40

Решение задач по теме «Электрические явления».

Условия в тетради.

Подготовка к контрольной работе.

75.41

Решение задач по теме «Электрические явления».

Решить задачи на карточках.

Подготовка к контрольной работе.

76.42

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления».

Включить тестовые задания по теории, качественные и расчётные задачи.

Электромагнитные  явления – 9 часов.

77.1

Магнитное поле.

П.56.

Отличие в существовании электрического и магнитного полей.

78.2

Магнитные линии.

П.57

79.3

Магнитное поле катушки стоком. Электромагнит.

П.58,Л.р.№8.

Продемонстрировать работу электромагнита.

80.4

Л.Р.№8 «Сборка электромагнита испытание его действия».

81.5

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

П.59,60.

Ориентирование на местности с помощью компаса (практическая работа).

82.6

Проводник с током в магнитном поле. Электродвигатель.

П.61, Л.р.№9.

Продемонстрировать работу электродвигателя.

83.7

Л.Р.№9 «Изучение электродвигателя постоянного тока».

84.8

Решение задач по теме «Электромагнитные явления».

Задания на карточках.

Подготовка к контрольной работе.

85.9

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления».

Провести тестовую работу.

Световые явления – 13 часов.

86.1

Источники тока. Распространение света.

П.62.

87.2

Отражение света. Закон отражения света.

П.63.

88.3

Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.

П.64.

Включить задания на построения изображения в плоском зеркале.

89.4

Преломление света. Закон преломления света.

П.65.

Сформулировать закон преломления света без доказательств.

90.5

Решение задач по теме «Отражение и преломление света».

Упр.30(1,3),упр.32(1,2).

Подготовка к контрольной работе.

91.6

Линзы.

П.66.

На каждой парте положить собирающую и рассеивающую линзы.

92.7

Построение изображения в линзах.

П.67.

93.8

Решение задач по теме «Линзы».

Упр.34(1,2,3)

Подготовка к контрольной работе.

94.9

Решение задач по теме «Изображение в тонкой линзе».

Задания на карточке.

Подготовка к контрольной работе.

95.10

Формула тонкой линзы.

Запись в тетради.

Дать формулу с выводом.

96.11

Л.Р.№10 «Получение изображения с помощью линзы».

97.12

Решение задач по теме «Световые явления».

Подготовка к контрольной работе.

98.13

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления».

99, 100,101,  102.

Повторение.

Контрольная работа №6 «Итоговая контрольная работа».


4. Содержание курса.

Тепловые явления  (18        часов )

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Температура и ее измерение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива  Закон сохранения энергии в  механических и тепловых процессах.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Принцип действия термометра.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Фронтальная лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Фронтальная лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела».

2. Агрегатные состояния вещества  (17 часов)

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, удельная теплота  парообразования. 

Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

Явление испарения.

Кипение воды.

Явление плавления.

Устройство психрометра.

Лабораторный  опыт « Измерение относительной влажности воздуха»

  1. Электрические  явления  (42часа)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Электрический ток в металлах, Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.   Сила тока. Амперметр.  Электрическое напряжение. Вольтметр.  Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока.  Закон Джоуля – Ленца. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации:

Электризация тел

Два рода электрического заряда.

Устройство и действие электроскопа

Проводники и изоляторы

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда

Конденсаторы

Источники тока

Составление электрической цепи

Амперметр

Вольтметр

Реостат и магазин сопротивлений

Фронтальная лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока ».

Фронтальная лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на ее  различных участках».

Фронтальная лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»
     Фронтальная лабораторная работа №6 «.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Фронтальная лабораторная работа №7«Измерение мощности и работы электрического  тока».

4.Электромагнитные явления  (9 часов)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение.  Постоянные магниты.  Магнитное поле Земли.  Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации:

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Фронтальная лабораторная работа №8  «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Фронтальная лабораторная работа №9  « Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия»

5. Световые явления  (13 часов)

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой.  Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Демонстрации:

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Линзы

Преломление света.

Модель глаза.

      Зависимость угла отражения от угла падения

      Зависимость угла преломления от угла падения.

Фронтальная лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния линзы и  получение с ее помощью  изображений».

5. Формы и средства контроля

      В ходе изучения курса физики 8 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

     Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем  равно 5:

      Контрольная работа №1  по теме «Тепловые явления»

 Контрольная работа №2     по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

           Контрольная работа №3   по теме  «Электрические явления »

           Контрольная работа №4  по теме  «Электромагнитные явления»

     Контрольная работа №5  по теме « Световые явления»

           Контрольная работа №6     « Итоговая контрольная работа»

Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и   самостоятельных работ

по следующим темам:

  • Тест  « Виды теплопередачи»
  • Тест  « Плавление и кристаллизация»
  • Тест « Испарение и кипение»
  • Тест « Электризация. Строение атома»
  • Самостоятельная работа по теме « Закон Ома для участка цепи»
  • Тест « Соединения проводников»
  • Самостоятельная работа « Работа и мощность тока»
  • Самостоятельная работа « Изображения, даваемые линзой»

Запланирована также проведение входного, промежуточного и итогового диагностического контроля в тестовой форме.

7. Список литературы

Литература для учителя:

  1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.
  2. Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
    Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г.
  3. Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
  4. Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
  5. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.
  6. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.
  7. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.
  8. Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.
  9.  Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976..

Литература для учащихся:

1.  Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2010.  

2.  Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2003.

3.  Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М.,       "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.

ОБОРУДОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРИ  ВЫПОЛНЕНИЯИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ

(СОГЛАСНО ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ)

 

класс

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

8 класс

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

· Калориметр –1

· Мензурка –1

· Термометр –1

· Стакан с горячей водой –1

· Стакан с холодной водой –1

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

· Металлическое тело на нити -1

· Калориметр -1

· Стакан с холодной водой -1

· Сосуд с горячей водой -1

· Термометр -1

· Весы, разновес -1

Измерение относительной влажности воздуха.

· Термометр -1

· Кусочек ваты -1

· Стакан с водой -1

· Психрометрическая таблица -1

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Электрическая лампочка -1

· Амперметр -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Две лампочки на подставке -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Соединительные провода -1

Регулирование силы тока реостатом.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Соединительные провода -1

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Резистор -1

· Соединительные провода -1

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр - 1

· Вольтметр -1

· Электрическая лампа на подставке -1

· Соединительные провода -1

Сборка электромагнита и испытание его действия.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Магнитная стрелка -1

· Детали для сборки электромагнита -1

Изучение работы электрического двигателя постоянного тока.

· Модель электродвигателя -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

Изучение  изображения, даваемого линзой.

· Собирающая линза -1

· Лампочка на подставке -1

· Экран -1

· Линейка -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

Приложения

Критерии оценивания устного ответа.

     Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

    Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

    Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

    Оценка 2  ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается,  исходя из критериев, приведенных в таблице

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

Критерии оценивания лабораторной  работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4  ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3  ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2  ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания  контрольных работ.

Оценка 5  ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3  ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2  ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
  2. Неумение выделить в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показание измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.

Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...