Главные вкладки

    К вопросу раннего изучения физики
    статья по физике на тему

    Петрова Ульяна Гаврильевна

    Всю систему физического знания можно предъявить в виде уровней требований к знаниям и умениям учащихся, в которых учитывается доступность учебного материала, ориентированная на психофизиологические особенности школьников данного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon k_voprosu_rannego_obucheniya_fizike.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     К вопросу раннего изучения физики

            Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система физического знания о явлениях природы, о свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует научное мировоззрение школьников.

    Физика, как учебный предмет в школе, должна способствовать формированию:

    • Знаний об экспериментальных фактах, о понятиях, законах, теориях и методах науки;
    • Общеучебных, интеллектуальных умений;
    • Экспериментальных умений;
    • Умений самостоятельно приобретать и применять знания пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;
    • Основ экологических знаний, ценностного отношения к природе.

    Всю систему физического знания можно предъявить в виде уровней требований к знаниям и умениям учащихся, в которых учитывается доступность учебного материала, ориентированная на психофизиологические особенности школьников данного возраста.

    Каждый уровень включает систему требований к знаниям и умениям в соответствии со ступенями обучения и возрастом учащихся. Уровни требований к знаниям и умениям учащихся предполагают внутреннюю динамику в развитии интеллектуальных, практических умений, углубление естественнонаучных знаний. Каждый уровень предполагает прочное усвоение предыдущего

    1 уровень требований (2-4 классы):

    • Первоначальные знания об объектах природы и свойствах тел;
    • Умение проводить простейшие наблюдения, различать тела и вещества;

    Учащиеся должны знать:

    • Характерные особенности сезонных изменений в природе;
    • Три состояния воды в природе;
    • Свойства воды;
    • Свойства воздуха;
    • Свойства металлов;
    • Земля как космическое тело;
    • Вращение Земли вокруг своей оси и движение ее вокруг Солнца;
    • Значение солнечного света и тепла для жизни на Земле.

    Учащиеся должны уметь:

    • Различать природные, искусственные тела и вещества;
    • Проводить наблюдения за объектами природы, явлениями окружающего мира;
    • Определять температуру по термометру;
    • Измерять длину с помощью линейки;
    • Бережно обращаться с объектами природы, продуктами труда человека;
    • Выполнять правила обращения с бытовыми приборами.

    В основе программы элективного курса лежит идея развития. Развитие, как важнейшая образовательная цель, должно определять процесс обучения на протяжении всего «школьного» этапа науки. На наш взгляд, наиболее принципиальное значение имеет начальный этап обучения.

     Ведущая форма проведения занятий – развивающая игра, включающая в себя набор творческих задач и заданий разного рода. Это миниатюрные курсы развития, связанные общей идеей и содержащие творческие вопросы, рассказы, опыты и демонстрации, необычные задания и занимательные задачи. В итоге у них должны сформироваться предпосылки логического мышления и навыки проектно-конструкторской деятельности.

    С учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы главное внимание уделяется развитию органов чувств, внимания и наблюдательности, фантазии и воображения, сообразительности. На данном этапе обучения очень важно в доступной и занимательной  познакомить ребенка с основными свойствами предметов, веществ и явлений, нас окружающих: пространством и временем, симметрией и сохранением вещества, светом и звуком, электричеством и магнетизмом, Землей и космосом, растениями и животными, человеком и машинами и т.п.

    В сегодняшней школе дети начинают знакомиться с физическими и химическими явлениями в седьмом классе, причем сразу на абстрактном уровне. К этому времени естественный интерес  и любознательность у большинства детей утрачиваются, так как предшествующее обучение к этому времени отбило охоту задавать вопросы.

    Не имея времени и возможности «пощупать» явление, не развивая соответствующей интуиции, дети абстрактной форме получают ответы на вопросы, которые они уже не задают. Такая ситуация неестественна.

    Следовательно, очень важно как можно раньше дать детям представление об окружающем мире, предоставить ученику возможность активно исследовать его, акцентирую внимание на обычно наблюдаемых явлениях, применяя средства, материалы и оборудования, широко используемые в быту и игровых площадках.

    Речь идет о том, что изучение физики как отдельный предмет с начального класса (со второго) поможет формированию предпосылок логического мышления, зарождения интереса к Миру, школе, учению, а также развитию способностей детей.

    Цель данного курса: добиться развития познавательной, нравственной и эмоциональной сфер личности, а также формирования научного мировоззрения, представления научной картины мира.

    При этом предполагается следующая идея (гипотеза):

    Если ввести изучение физики со второго класса, как отдельный предмет, то она должна способствовать формированию у детей интереса к Миру, школе, чтению, т.е целостного представления об окружающей среде.

    Задачи:

    1. Изучение литературы по данной проблеме;
    2. Раскрыть сущность и содержание курса, его роль в развитии способностей у детей;
    3. Разработать программу курса для начальной школы с учетом возрастных особенностей учащихся данного возраста;
    4. Апробировать программу курса в начальной школе;
    5. Выявит эффективность разработанной программы;
    6. Разработать методические рекомендации по использованию этой программы.

    Этапы исследования:

         Первый  (констатирующий) этап  (2006-2007гг.) 

    • Изучение    литературных    источников    по   проблеме,    
    • Определение    цели   и   задач исследования,    
    • Разработка     программы курса.    

         Второй (формирующий)  этап  (2008-2011гг.)      

    • Организация внедрения и проведения курса физики в начальной школе;
    • Проверка   выдвинутой      рабочей   гипотезы;
    • Изучение психологами степени повышения мотивации учащихся, общего развития и    удовлетворенности   потребителей  образовательной   услугой.

         Третий  (обобщающий) этап (2011-2012гг.)      

    • Обработка   и   анализ   данных исследования,    осмысление   результатов   формирующего   эксперимента, обоснование и  формулирование   основных   выводов.

    Результатом внедрения курса у учащихся начальной школы были сформированы следующие компетенции:

    • Повысилась мотивация  учащихся, что способствовало развитию их общего кругозора;
    • Научились проводить самостоятельные наблюдения за явлениями, происходящими в природе и объяснять происходящее с точки зрения научных знаний.

    Суть проблемы данного исследования указывает  на  необходимость продолжения работы по  созданию условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через  совместно-распределенную проектную деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Раннее изучение физики

    Программа элективного курса в 6 классе "Измерение физических величин"...

    Рабочая программа курса "Раннее изучение физики в 6 классе"

    Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного проц...

    Раннее изучение физики

    Рабочая программа разработана на основе интегративного курса физики - химии в 5-6 классе по программе А. Е. Гуревича. Гуревич одним из первых поставил вопрос о необходимости изучение физики н...

    Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников

    Статья на тему Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников...

    Дополнительные задания к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классах.

    В материале представлена подборка дополнительных заданий к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классе....

    Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам

    Урок контроля. Ученик  учиться  владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....

    Раннее изучение физики в 6 классе

                   В данном материале предлагаются дополнения  к лабораторной работе « Отражение света зеркалом» и возможный вариант ко...