Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Механическое движение"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Маркова Татьяна Геннадьевна

Тип урока: повторительно-обобщающий урок по теме.

Цель: повторение и приведение знаний в систему, углубление решением задач.                               

  Задачи:

1)Образовательные:

 закрепить формулирование  четких ответов на качественные задачи,  проверить знания учащимися  формул и понятий данной темы;  продолжить развитие навыков чтения гра­фиков; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач, приведение знаний в систему.

2)Развивающие:

развитие познавательных интересов учащихся,   интеллектуальных и творческих способностей.

3)Воспитательные:

умение работать в группе, способствовать воспитанию взаимовыручки в группе и элементов самостоятельной работы.

                                   Тип урока: урок закрепления знаний по  данной теме

                                                    Ход урока:

1)Организационный момент (сообщение темы ,цели и плана урока, правила  проведения игры)

2)Актуализация знаний по теме.

3)Проверка выполнения домашней экспериментальной работы.

4)Решение качественных задач

5)Решение расчетных  и графических задач

6) Подведение итогов урока

7) Домашнее задание (составление кроссворда по данной теме)

 

Правила игры:

Класс делится на  команды по 2 человека.   После получения задания члены команды обсуждают решение и защищают свою версию, используя приобретенные физические и математические умения и навыки. Оцениваются правильность и быстрота выполнения задания.

За правильно выполненное задание команда получает жетон, за скорость - так же жетон Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов, соответственно с этим выставляется оценка в конце урока. Вопросы команды получают по очереди.

 

 

                                                Проверка  домашнего задания:

Цель: умение применять полученные знания на практике, воспитание творческих и экспериментальных способностей учащихся.

 Форма: фронтальный  опрос.

1) Измерив среднюю  ширину шага, рассчитайте расстояние, которое вы затрачиваете на дорогу от школы до дома.

2) Измерив расстояние  и время движения, определите  среднюю скорость вашего

движения.

                                                   Актуализация знаний:

Проводится по билетикам на знание физической терминологии, понятий, законов и формул. Учащиеся вытягивают билетики  с вопросами и дают ответы.

                                                                Начало игры:

                                                                1 задание.

 Решите   качественную  задачу:

Форма:  устная фронтальная  работа

 Цель: развитие познавательного интереса и формирование четких ответов на поставленные задачи, применение теории механического движения на практике, различных видов мышления и памяти, коррекционная  работа на уроке: развитие и использование слухового анализатора на уроке.

                                                 

1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. Относительно каких тел она покоится и относительно каких движется?
2. Пассажир летит самолётом. Относительно каких тел в самолёте пассажир находится в покое?

3.  Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некото­рое  время расстояние между ними не меняется. Укажите, относи­тельно каких тел     находятся в это время в покое и относитель­но каких тел движутся?

4.  Сидящий на вращающемся «чертовом колесе» видит, что колесо относительно него неподвижно, а деревья и строения движутся. С каким телом в данном случае связана система отсчета?

5.  Рассмотрите движение концов минутной  и часовой стрелок. Что между ними  общего? Чем они отличаются друг от друга?

6.Какие части велосипеда проходят прямолинейные ,а какие -криволинейные траектории

относительно дороги.                           

                                                                2  задание.

Решите задачу

Форма: устная фронтальная работа с использованием калькулятора

  Цель: проверка  знания теории и  применения   ее  на практике  с использованием элементов математики

 1) За какое время плывущий по течению реки плот пройдет15км, если скорость течения 0, 5м/с?

2) В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 12км/ч . Какой путь он прошел за это время?

3) За какое время пройдет автомобиль «Жигули» путь 2км, если его скорость 60м/ с?

4) Страус бежит со скоростью  22м/с. Какой  путь он пробежал за 1 мин?

5) Черепаха проползла 5м. Как долго длилось ее путешествие, если ее скорость 0,1м/ с? 6) Человек  в  течении  30 мин  двигался  со  скоростью  4 км/ч. Определите  путь, пройденный  человеком.

 

                                                                                                3  Задание.

  Форма опроса: Тестирование с использованием  сигнальных карточек. Выберите  правильный  вариант  ответа   и  поднимите соответствующую карточку.  «А»-желтая , «Б»- красная  , «В»- зеленая .

 

Цель: проверка теоретического материала  по теме ,  развитие познавательного интереса  через использование  игровы х  элементов на уроке физики , развитие элементов мышления  :логики , сравнения , анализа , умения сворачивать информацию. Коррекционная работа : снятие зрительного напряжения   

 

 

1.Что называют  траекторией?

А) Линией ,  по которой  движется  тело.   

Б) Длину  линии ,  по которой  движется  тело.    

В) Изменение  положен ия  тела  относительно других  тел .

 

   2. Какие из перечисленных движений являются равномерными?

А) Движение автомобиля при торможении. 

Б) Движение эскалатора в метро.

В) Движение шарика, выпавшего из руки.

 

     3.  Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называют.

А) Пройденным путем. 

Б) Траекторией. 

В) Механическим движением.

 

4. Относительно каких тел груз на движущейся яхте находится в дви­жении?

А). Относительно берегов.

Б) Относительно воды.

В) Относительно мачты.

 

5.Какова траектория движения мяча во время футбольного матча?

А. Прямая линия.

Б. Кривая линия.

В.Окружность.

 

    6.Какое движение называют равномерным?

А. Движение, при котором тело за любые равные промежутки време­ни проходит равные пути. 

Б. Движение, при котором тело в любые промежутки времени проходит равные пути. В. Движение тела, при котором траектория является прямой линией .

 

   7.Что такое пройденный путь?

А.Линия, вдоль которой двигалось тело.

Б.Длина траектории.

В. Направленный отрезок, соединяющий начальную точку траектории с конечной.

    4 задание.

Перед вами карточки с графиками. Определите скорость  тела в данный момент времени.

 Форма опроса: индивидуальный и фронтальный опрос.

Цель : проверка умения работать с графиками ,разворачивания  и чтения схематической  информации. Умения зашифрованную информацию  преобразовывать в словесную ,  проверка использования знаний   математики.                                       

                                                                                

image

 

Рисунок1.jpgimage

 

 

 

                            

 

                                                  5 задание:

Решите задачу  на перевод единиц измерения

Цель: проверка знаний единиц измерений физических  величин  и  умения  перевода их в СИ, выполнения соответствующих математических преобразований, развитие логического мышления и анализа

 

1.Скорость зайца15 м/с, а скорость дельфина 72 км/ч. Кто из них быстрее?

2.Скорость тепловоза28 м/с, а автомобиля 36км /ч. Что из них быстрее?

3.Скорость электровоза25 м/с, а скорость автомобиля «Москвич» 108 км/ч. Что из них быстрее?

4.Скорость скворца 72 км/ч, а скорость велосипедиста 25 м/с. Кто из них быстрее?

5.Миша бежит со скоростью18 км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12 м/с. Догонит ли Миша Сашу?

6.Скорость велосипедиста 12 м/с, а скорость мотоциклиста 54 км/ч. Обгонит ли велосипедист мотоциклиста?

 

       

  6 задание

Цель: чтение информации ,зашифрованной в график  с использованием элементов математического и физического анализа.

 

По графикам I и II путей двух равномерно движущихся тел определить скорость каждого тела. У какого тела скорость больше? Ответ обосновать.

 

 

 

 

image

 

 6.Итог урока и рефлексия:

 Цель:     Формирование  умения  у учащихся  оценки и самооценки, анализа своей работы, умения видеть как свои успехи, так и недочеты. Выставление оценок.

 

7. Задание на дом: составить кроссворд по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку768.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра по физике «Кто быстрее?» по теме : «Механическое движение» Цели урока : Научиться формулировать четкие ответы на качественные задачи Уметь пользоваться формулами Научиться читать графики Умение работать в группе

Слайд 2

Решение качественных задач 1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится эта книга относительно: а) рельсов; б) стола? 2) Пассажир летит самолётом. Относительно каких тел в самолёте пассажир находится в покое? а)относительно пилота; б)относительно Земли. 3) Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел они находятся в это время в покое и относительно каких тел движутся? 4) Сидящий на вращающемся «чертовом колесе» видит, что колесо относительно него неподвижно, а деревья и строения движутся. С каким телом в данном случае связана система отсчета? 5) Рассмотрите движение концов минутной и часовой стрелок. Что между ними общего? Чем они отличаются друг от друга? 6) Какие части велосипеда проходят прямолинейные ,а какие криволинейные траектории относительно дороги.

Слайд 3

Решение расчетных задач За какое время плывущий по течению реки плот пройдет1 5км, если скорость течения 0, 5м/с? 2) В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 12км/ч . Какой путь он прошел за это время? 3) За какое время пройдет автомобиль «Жигули» путь 2км , если его скорость 60м/ с? 4) Страус бежит со скоростью 22м/с. Какой путь он пробежал за 1 мин? 5) Черепаха проползла 5м. Как долго длилось ее путешествие, если ее скорость 0, 1м/ с? 6) Человек в течении 30 мин двигался со скоростью 4 км/ч. Определите путь, пройденный человеком .

Слайд 4

Тестирование Выберите правильный вариант ответа : 1.Что называют траекторией? А)Линией ,по которой движется тело. Б) Длину линии , по которой движется тело. В) Изменение положения тела относительно других тел . 2. Какие из перечисленных движений являются равномерными? А) Движение автомобиля при торможении. Б) Движение эскалатора в метро. В)Движение шарика ,выпавшего из руки . 3. Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называют. А) Пройденным путем. Б) Траекторией. В) Механическим движением. 4. Относительно каких тел груз на движущейся яхте находится в дви­жении? А). Относительно берегов. Б) Относительно воды. В) Относительно мачты. 5.Какова траектория движения мяча во время футбольного матча? А. Прямая линия. Б. Кривая линия. В.Окружность. 6.Какое движение называют равномерным? А. Движение, при котором тело за любые равные промежутки време­ни проходит равные пути. Б. Движение, при котором тело в любые промежутки времени проходит равные пути. В. Движение тела, при котором траектория является прямой линией . 7.Что такое пройденный путь? А.Линия, вдоль которой двигалось тело. Б.Длина траектории. В. Направленный отрезок ,соединяющий начальную точку траектории с конечной.

Слайд 5

Прочти график По графику определить скорость тела в данный момент времени Рис 1 Рис 2 Рис 3 Рис 4 Рис 5 Рис 6

Слайд 6

Сравни 1.Скорость зайца15 м/с ,а скорость дельфина 72 км/ч .Кто из них быстрее? 2.Скорость тепловоза28 м/с ,а автомобиля 36км /ч .Что из них быстрее? 3.Скорость электровоза25 м/с, а скорость автомобиля «Москвич» 108 км/ч.Что из них быстрее? 4.Скорость скворца 72 км/ч ,а скорость велосипедиста 25 м/с. Кто из них быстрее? 5.Миша бежит со скоростью18 км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12 м/с.Догонит ли Миша Сашу? 6.Скорость велосипедиста 12 м/с ,а скорость мотоциклиста 54 км/ч .Обгонит ли велосипедист мотоциклиста?

Слайд 7

Решение графических задач Рис 1 Рис 2 Рис 3 Рис 4 Рис 5