Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Механическая работа", физика 7 класс
    план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

    Тип урока - открытие новых знаний, технология - технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии. Формы работы учащихся - групповая, самостоятельная работа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    «Механическая работа»

    1. ФИО  учителя:   Дианова Ольга Вениаминовна
    2. Место работы:   МОУ «СОШ» пст.Визиндор
    3. Должность:         учитель физики и математики
    4. Предмет:              физика
    5. Класс:                  7 класс
    6. Тема и номер урока в теме: «Работа и мощность. Энергия», 1 урок 
    7. Базовый учебник:   Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа.
    8. Цель  урока:  выяснить что такое «механическая работа» с физической точки зрения
    9.  Задачи:

    Обучающие:

    • Выяснить физический смысл понятия «механическая работа»;
    • Познакомиться с ней как с новой физической величиной: обозначение, единицы измерения, формула для расчета;
    • Вывести условия совершения работы и научиться распознавать примеры совершения работы
    • Определять в каком случае совершается работа положительная, отрицательная или нулевая работа;

    Развивающие:

    • развить у учеников умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
    • способствовать развитию у учащихся речи, мышления, внимания;
    • развивать умение работать с учебником, текстом, схемами, рисунками, дополнительной литературой;

    Воспитательные:

    • способствовать формированию навыков поисково-исследовательской работы;
    • способствовать повышению интереса к предмету через практическую значимость изучаемого материала;
    1. Технология:  технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии
    2. Тип урока:  урок открытия новых знаний
    3. Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная работа
    4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийная презентация, ПК (по количеству учащихся в классе).

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Время

    1

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Цель: мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке

    Презентация учителя

    Приветствует учащихся, проверяет их готовность.

    (Приложение 1, слайд 1)

    - Есть русская пословица «Птицу узнают в полете, а человека – в работе», как вы ее понимаете?

    - Сегодня на уроке нам надо также работать, чтобы о нас говорили, что мы «виртуозные птицы». Это как же мы должны работать?

    Приветствуют учителя

    Отвечают на вопрос  

    Отвечают на вопрос

    Личностные:

    самоопределение

    Коммуникативные:

    умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

    3

    2

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    - Что может изменить скорость тела?

    - Посмотрите на рисунки и определите, какие силы приложены к телу в каждом случае.

    (Приложение 1, слайд 2)

    - Что мы можем сказать о силе, если тело стоит?

    - А если движется равномерно прямолинейно?

    • Отгадайте ребус

    (Рисунок)

    - В каких случаях мы применяем это слово?

    - Мама идет домой с тяжелыми сумками и та же мама с теми же сумками стоит и разговаривает со знакомой.

    - В каком случае мы можем говорить о том, что мама совершает работу?

    Сила

    Отвечают на вопросы

    = 0

    = 0

    Работа

    Отвечают на вопрос

    Самостоятельно пробуют решить задание.

    Отвечают на вопрос

    Познавательные: 

    знаково-символические

    Коммуникативные:

    умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

    управление поведением партнера точностью выражать свои мысли

    Познавательные:

    анализ с целью выделения признаков;

    постановка и формулирование проблемы,

    выдвижение гипотез и их обоснование;

    формулирование познавательной цели.

    3

    3

    Выявление места и причины затруднений

    Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, помочь осознать в чем именно состоит недостаточность их знаний и умений.

    - Чего мы не знаем, чтобы однозначно ответить на вопрос?

    Мы не знаем что такое   «Работа».

    Познавательные:

    анализ с целью выделения признаков;

    постановка и формулирование проблемы,

    выдвижение гипотез и их обоснование;

    формулирование познавательной цели.

    Регулятивные:

    целеполагание.

    Коммуникативные

    умение выражать свои мысли

    1

    4

    Построение проекта выхода из затруднения

    Цель: постановка задач урока, выбор способов и средств для их реализации.

    - Какова же тема сегодняшнего урока?

    Работа

    Познавательные:

    анализ с целью выделения признаков;

    постановка и формулирование проблемы,

    выдвижение гипотез и их обоснование;

    поиск и выделение необходимой информации;

    формулирование познавательной цели.

    Регулятивные:

    целеполагание.

    Коммуникативные

    умение выражать свои мысли, доказывать.

    3

    - Мы с вами какой раздел физики изучаем?

    Механика

    - Значит,  какую работу сегодня будем изучать?

    Механическую работу

    • Откройте тетради и запишите тему урока «Механическая работа»

    Записывают число и тему урока

    - Работа – это что?

    Величина

    - Что же нам необходимо узнать о работе, характеризуя ее как  физическую величину?

    Определение, обозначение, единицу измерения, формулу, прибор для измерения, где встречаемся в жизни.

    5

    Реализация построенного проекта

    Цель: построение учащимися нового способа  действий и формирование  способности к его выполнению.

    №1 Слайд-шоу "Когда работа не совершается"

     (N 186984)

    • Внимательно посмотрите на примеры и попробуйте определить условия, необходимые для совершения работы

    (Приложение 1, слайд 3)

    Смотрят на слайд и находят общее для всех картинок

    К телам в каждом случае приложена сила и тела движутся под действием этой силы

    Познавательные:

    анализ с целью выделения признаков;

    самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

    поиск и выделение информации;

    подведение под понятие, выведение следствий;

    построение логической цепочки рассуждений;

    моделирование;

    доказательство.

    Коммуникативные

    инициативное сотрудничество в поиске информации;

    управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.

    10

    - Давайте четко определим условия для совершения работы?

    (Приложение 1, слайд 4)

    1. Тело
    2. На тело действует сила
    3. Под действием этой силы тело движется

    - Какая сила совершит большую работу: маленькая или большая?

    Большая

    - Продолжите мое предложение: «чем больше сила, тем работа…»

    Больше

    - Значит, работа и сила  прямо пропорциональны или обратно пропорциональны?

    Прямо пропорциональны

    - Зависит ли работа от пути?

    Отвечают на вопрос

    Опять тот же вопрос: работа и путь прямо пропорциональны или обратно?

    Прямо пропорциональны

    Получается, что работа прямо пропорциональна и силе, и пути. Значит, каким математическим действием надо связать силу и путь, чтобы сохранить озвученную зависимость?

    Умножением

    - Что нужно сделать, чтобы найти работу, зная силу и путь?

    F l

    • Попробуйте дать определение работы.

    Работа – это физическая величина, равная произведению силы, действующей на тело, и пройденного под действием этой силы пути.

    - Какой буквой обозначается работа?

    - Какова единица измерения работы?

    (Приложение 1, слайд 5) + Сообщение ученика о Д.П.Джоуле

    Отвечают на вопрос

    Слушают одноклассника.

    • Озвучьте мне формулу работы.
    • Нарисуйте мнемонический треугольник,  разместите по местам буквы.

    • Назовите мне формулу для определения силы по известным работе и пути?
    • Какова формула для определения пути?

    А = F l

    A

              

        F         l

    F =

    l =

    Работа с учебником

    • Откройте учебник на стр 130. прочитайте§, начиная с 7 абзаца: «Если направление силы…» и до примера.

    - О чем говорит автор учебника в этом кусочке текста?

    - Когда совершенная работа положительна?

    - А когда  отрицательна?

    - Когда равна 0?

    • Давайте просмотрим видеоролик.

    Читают параграф, отвечают на вопросы

    Смотрят  видеоролик

    - Что надо знать, чтобы определить работу?

    - Каков алгоритм решения задачи на определение работы?

    Алгоритм нахождения механической работы

    1. Определить, чему равна сила.
    2. Если сила равна нулю, то работа = 0.
    3. Если сила не равна нулю, то определить путь.
    4. Если путь = 0, то работа = 0.
    5. Если путь не равен 0, то надо силу умножить на путь – это и будет работа. 

    Силу и путь

    Придумывают алгоритм решения задачи на определение работы

    6

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Цель:  усвоение нового способа действий.

    Фронтальная работа

    1. Прочитайте еще раз алгоритм.

    - Кто может его воспроизвести по памяти?

    • I  колонка шепчет на ушко II колонке алгоритм,
    • II колонка шепчет на ушко  I колонке то же самое.

    - Кто может сформулировать определение механической работы?

    • I  колонка шепчет на ушко II колонке определение,
    • II колонка шепчет на ушко  I колонке это же определение механической работы.

    Групповая работа

    (см. Приложение №2 к конспекту)

    1. Дальше нас ожидает парная работа. Каждой паре даю листочки с примерами, вы должны их разделить на 2 группы: в одну – случаи, в которых совершается работа, а в другую – случаи, в которой нельзя говорить о совершении работы. Примеры каждой группы вы вклейте на отдельный лист А4. Каждая пара озвучивает свое решение (примеры называют по очереди)
    2. Работа в паре продолжается. На доске даются две задачи: первую задачу один из группы рассказывает решение второму, одновременно записывая в тетради, затем вторую задачу оформляет второй ученик, рассказывая решение первому.
    3. Давайте вернемся к началу нашего урока: когда же мама совершает работу: когда стоит и разговаривает или когда идет с тяжелыми сумками?

    Ребята проговаривают вслух алгоритм и определение

    • Работа в парах: пример вклеивают на один из листов «совершается работа» или «не совершается работа»

    • Каждая группа по очереди озвучивает свое решение и аргументирует свой выбор

    Смотря о какой силе идет речь: если о силе тяжести, то в обоих случаях работа =0; если о мышечной силе, то когда мама идет, то работа совершается, когда стоит – работа = 0, так как нет пути.

    Регулятивные:

    - планирование;

    - прогнозирование,

    - контроль,

    - коррекция;

    - оценка;

    - волевая саморегуляция.

    Коммуникативные:

    - учебное сотрудничество;

    - умение выражать свои мысли.

    - планирование;

    - управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.

    Личностные:

     смыслообразование;

    - нравственно-этического оценивания.

    10

    7

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять            самоконтроль, корректировку действий, создание ситуации успеха

    №2 Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы"

     (N 205870)

    №3 Интерактивная задача "Вычисление механической работы"

     (N 187095)

    Индивидуальная работа

    Теперь пересаживаемся за компьютеры. Нас ожидает самостоятельная индивидуальная работа, состоящая из двух частей:

    1. Открываем ресурс 1  и делаем тестовую работу. (Ресурс 1)
    2. Выполняем работу 2. Здесь надо обратить внимание на то, куда направлена сила и куда движется тело. (Ресурс 2)

    Делают тест, фиксируют количество верно решенных заданий.

    Регулятивные:

    - планирование

    - контроль;

     -самооценка результатов деятельности;

    - коррекция;

    - волевая саморегуляция.

    Личностные:

    смыслообразование

    Познавательные:

    знаково-символические;

    построение логической цепочки рассуждений;

    5

    8

    Включение нового знания в систему знаний

    Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного.

    Фронтальная работа

    Задача: с 5 этажа 12 этажного дома на балкон 2 этажа падает тело массой 42. Какую работу совершила сила тяжести, если высота одного этажа 3 метра?

    - Чем отличается эта задача от предыдущих?

    - Как определить силу?

    - Как узнать пройденный путь?

    - Теперь можем определить работу?

    - Какое данное в этой задаче  лишнее?

    - Это о чем говорит?

    - Оформите эту задачу, только до пункта «Физическое решение» включительно, а раздел «Математическое решение» выполните дома.

    Отвечают на вопросы

    Нет величины силы и величины пути.

    По формуле

    F = m · g

    (5-2) · 4 = 12 (м)

    Да, все известно

    Дом 12 этажный.

    Надо знать, что иногда не все данные надо использовать

    Познавательные:

    знаково-символические;

    поиск и выделение информации;

    моделирование;

    анализ с целью выделения признаков;

    построение логической цепочки рассуждений;

    Регулятивные:

    планирование;

    прогнозирование,

    контроль,

    коррекция;

    оценка;

    волевая саморегуляция.

    Коммуникативные

    учебное сотрудничество;

    умение выражать свои мысли.

    планирование;

    управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.

    Личностные:

     смыслообразование;

    нравственно-этического оценивания

    5

    9

    Рефлексия учебной деятельности на урока

    Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения  нового знания.

    - Что мы сегодня планировали узнать на уроке?

    - Что мы знаем о работе?

    - Где было сложно вам?

    - На что  надо будет обратить внимание дома?

    - Как оценим работу на уроке каждого из вас?

    Обсуждают оценки и озвучивают окончательный вариант.

    Отвечают на поставленные вопросы

    Познавательные:

    умение структурировать знания.

    Коммуникативные

    аргументировать свои высказывания.

    Регулятивные:

    контроль и самооценка результатов деятельности.

    3

    10

    Домашнее задания

    №4 Механическая работа. Единицы работы (N 205932)

    Озвучивает и объясняет  домашнее задание

    • §53 – читать, уметь рассказывать о «механической работе»  по плану,
    • посмотреть видеоролик
    • сделать тест, вложенный в видеоролик,
    • зафиксировать в тетради количество верно выполненных заданий,
    • выполнить из упр. 28 задание 4
    • творческое задание 

    в заключение урока у меня к вам небольшая просьба:

    когда будете уходить захватите на столе один магнитик и расположите его около того знака, значение которого продолжило бы предложение «Я сегодня…»

    ! – все понял и справлюсь с домашним заданием;

    * - для выполнения задания нужно будет обратить внимание на некоторые вопросы;

    ? – мне будет трудно выполнить домашнее задание.

    Это мне нужно для того, чтобы продумать следующий урок.

    Спасибо за внимание! До свидания.

    Записывают

    2


      Таблица 2.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса        

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    Слайд-шоу "Когда работа не совершается" (N 186984)

    Иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swf 

    Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы" (N 205870)

    Тест,

    Интерактивное задание

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b3a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html 

    Интерактивная задача "Вычисление механической работы" (N 187095)

    Интерактивное задание

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172203a3-f7bf-4670-85cd-a4c37739528a/7_108.swf

    Механическая работа. Единицы работы (N 205932)

    Интерактивное задание,

    Мультимедиа

    Работа с ЭУМ

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf 



    Предварительный просмотр:

    Приложение №2

    Совершается ли механическая работа в случаях:

    1. Девочка играет на пианино
    2. Мальчик влезает на дерево
    3. Ученик отвечает у доски
    4. Штангист поднял и держит на плечах тяжелую штангу
    5. Перышко падает на землю
    6. Автомобиль останавливается после выключения двигателя
    7. Воздушный шар поднимается вверх
    8. Вода в стакане давит на стенки стакана.
    9. Акробат взмывает вверх при прыжке на батуте.
    10. Заяц убегает от волка


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Птицу узнают в полете, а человека – в работе

    Слайд 4

    Условия для совершения работы Тело К телу приложена сила Под действием силы тело движется

    Слайд 5

    Джоуль Джеймс Прескотт А 1 Дж


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс

    Применение  графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...

    Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

    Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

    Конспект урока "Швейные ручные работы" 5 класс

    Развернутый конспект урока для 5 класса по уч. Симоненко "Швейные ручные работы". В конспекте присутствует прием технологии "Критическое мышление" - ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)....

    План-конспект урока по информатике в 8 классе Урок 8. Работа с таблицами. Редактор формул.

    План-конспект урока по информатике в 8 классеУрок 8. Работа с таблицами. Редактор формул....

    Конспект урока с презентацией по физике 7 класс "Диффузия"

    МОУ «Школа № 1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина» Конспект урока в 7 классе по теме «Диффузия». Подготовила и провела: Учитель физики...

    План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

    Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...