Презентация к уроку "Колебательное движение"
учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему

Заплавина Ольга Владимировна

Цели: познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ; научить ребят пользоваться ими для характеристики этих движений; развивать у детей умение рассуждать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kol-dv.ppt490 КБ
Microsoft Office document icon дополнительный материал226.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

колебательное движение

Слайд 2

цель урока: Закрепить знания учащихся о величинах, характеризующих колебательное движение: А, Т, υ , φ; научить ребят пользоваться ими для характеристики этих движений; развивать у детей умение рассуждать и делать выводы.

Слайд 3

повторение Укажите признаки колебательного движения 2. Какие системы называют колебательными? 3.Приведите примеры колебательных систем 4.Назовите силу, под действием которой совершает колебания горизонтальный пружинный маятник.

Слайд 4

Являются ли колебательными данные виды движений: движение секундной стрелки часов движение смычка движение Земли вокруг Солнца движение крыльев насекомых, птиц

Слайд 5

Какой вид колебаний изображен на рисунках? Какие колебательные системы изображены? В чем отличие колебаний?

Слайд 6

Опишите превращения энергии в этом колебательном процессе

Слайд 8

основные характеристики колебательного движения АМПЛИТУДА (А) - наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия В системе СИ: 1 [A] = 1[ м ] ПЕРИОД ( Т ) – промежуток времени, за который совершается одно полное колебание В системе СИ: 1 [ Т ] = 1 [ с ] ЧАСТОТА ( ν- ню) – число колебаний за 1 секунду В системе СИ: 1[ ν ] = 1 [ Гц ] Чем больше период колебаний, тем меньше частота , и, наоборот, чем меньше период колебаний, тем больше частота . T = 1 / ν ν = 1/Т

Слайд 9

Нитяной маятник А1 = А2 l1 > l2 T1 > T2 ВЫВОД : чем больше длина нити, тем больше период колебаний Пружинный маятник А1 = А2 m1> m2 T1 > T2 ВЫВОД : чем больше масса груза, тем больше период колебаний

Слайд 10

Колебания могут осуществляться Синфазно ( скорости в любой момент времени направлены в одну сторону) В противофазе ( скорости в любое время направлены в противоположные стороны) С некоторой разностью фаз Фаза (φ) - фи – показывает, какая часть периода прошла с момента начала колебания

Слайд 11

график колебательного движения

Слайд 12

Вспомним изученные величины: Амплитуда Период Частота Фаза А (м) – наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия Т (с) – время одного полного колебания ν (Гц) число колебаний за единицу времени φ - показывает , какая часть периода прошла с момента начала колебания

Слайд 13

Примеры решения задач

Слайд 14

Найти жёсткость пружины, если скреплённое с ней тело массой 30 г. совершает за 1 минуту 300 колебаний.

Слайд 15

Два маятника отклонены от положения равновесия и одновременно отпущены.Первый маятник, длина которого 4 метра, совершил 15 колебаний. Второй за тоже время совершил 10 колебаний. Какова длина второго маятника.

Слайд 16

домашнее задание 1. Повторить §§24-27 2. Подготовиться к лабораторной работе №3 (стр. 232-235)



Предварительный просмотр:

Глаза боятся - руки делают!

Вперед исследователи!

ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЦЕПОЧКА

Возьмите цепочку длиной около 20 см, закрепите звенья цепочки вкруговую.

К одному из звеньев привяжите нить длиной около 30 см, и, взяв за конец нити,

начинайте вращать цепочку в горизонтальной плоскости.

Что вы увидите через некоторое время?

Правда, неожиданно?

Через некоторое время цепочка на нити поднимется и будет вращаться в горизонтальной плоскости.

Но, что интересно, цепочка в полете примет форму круга!

СОЛЯНОЙ " МАЯТНИК "

Обыкновенную консервную банку наполнить насыщенным раствором соли (лучше его подкрасить).

Проделать в донышке банки маленькое отверстие и частично погрузить банку в сосуд с пресной водой.

Будут ли смешиваться жидкости? Да.

Сначала из отверстия вытечет немного соленой воды, затем в него войдет немного пресной воды и т.д.

Такие колебания (с периодом около 4 секунд) могут продолжаться до четырех дней!

Почему возникает такой колебательный процесс и чем определяется его период?

МАЯТНИК ФУКО В ПАРИЖСКОМ ПАНТЕОНЕ

Что доказал Жан Фуко?

Маятник Фуко служит для демонстрации вращения Земли вокруг своей оси. На длинном тросе подвешен тяжелый шар. Он качается взад-вперед над круглой площадкой с делениями.

Через какое-то время зрителям начинает казаться, что маятник качается уже над другими делениями. Кажется, что маятник повернулся, но это не так. Это повернулся вместе с Землей сам круг!

Для всех факт вращения Земли очевиден хотя бы потому, что день сменяет ночь, то есть за 24 часа совершается один полный оборот планеты вокруг своей оси. Вращение Земли можно доказать многими физическими опытами. Самым знаменитым из них был опыт, проведенный Жаном Бернаром Леоном Фуко в 1851 году в парижском Пантеоне в присутствии императора Наполеона. Под куполом здания физик подвесил металлический шар массой 28 кг на стальной проволоке длиной 67 м. Отличительной особенностью этого маятника было то, что он мог свободно качаться во всех направлениях. Под ним было сделано ограждение с радиусом 6 м, внутри которого насыпали песок, чьей поверхности касалось острие маятника. После того как маятник привели в движение, стало очевидно, что плоскость качания поворачивается относительно пола по часовой стрелке. Это следовало из того, что при каждом следующем качании острие маятника делало отметку на 3 мм дальше предыдущего. Это отклонение и объясняет то, что Земля совершает вращение вокруг своей оси.

___

В 1887 году принцип действия маятника был продемонстрирован и в России, в Исаакиевском соборе Петербурга. Хотя сегодня увидеть его нельзя, так как теперь он хранится в фонде музея-памятника. Сделано это было для того, чтобы восстановить первоначальную внутреннюю архитектуру собора.

              

Переверни табуретку вверх ножками и положи на концы её ножек (по диагонали) какую-нибудь рейку. А к середине её подвесь небольшой груз (например, гайку)ни нити. Заставь его качаться так, чтобы плоскость качания проходила между ножек табуретки. Теперь медленно поворачивай табуретку вокруг её вертикальной оси. Тебе станет заметно, что маятник качается уже в другом направлении. На самом деле он качается всё также, а изменение произошло из-за поворота самой табуретки, которая в этом опыте играет роль Земли.

КОЛЕБАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Колебания – один из самых распространенных процессов в природе и технике.

Колеблются крылья насекомых и птиц в полете, высотные здания и высоковольтные провода под действием ветра, маятник заведенных часов и автомобиль на рессорах во время движения, уровень реки в течение года и температура человеческого тела при болезни.

Звук – это колебания плотности и давления воздуха, радиоволны – периодические изменения напряженностей электрического и магнитного полей, видимый свет – тоже электромагнитные колебания, только с несколько иными длиной волны и частотой.

Землетрясения – колебания почвы, приливы и отливы – изменение уровня морей и океанов, вызываемое притяжением Луны и достигающее в некоторых местностях 18 метров, биение пульса – периодические сокращения сердечной мышцы человека и т.д.

Смена бодрствования и сна, труда и отдыха, зимы и лета... Даже наше каждодневное хождение на работу и возвращение домой попадает под определение колебаний, которые трактуются как процессы, точно или приближенно повторяющиеся через равные промежутки времени.

       

Колебания бывают механические, электромагнитные, химические, термодинамические и различные другие. Несмотря на такое разнообразие, все они имеют между собой много общего и поэтому описываются одними и теми же уравнениями.

Свободными колебаниями называются колебания, происходящие благодаря начальному

запасу энергии, приданному колеблющемуся телу.

Чтобы тело совершало свободные колебания, необходимо вывести его из состояния равновесия.

НАДО ЗНАТЬ !

Специальный раздел физики – теория колебаний – занимается изучением закономерностей этих явлений. Знать их необходимо судо- и самолетостроителям, специалистам промышленности и транспорта, создателям радиотехнической и акустической аппаратуры.

Первыми учеными, изучавшими колебания, были Галилео Галилей (1564...1642) и Христиан Гюйгенс (1629...1692). (Полагают, что соотношение между длиной маятника и временем каждого качания открыл Галлилей. Однажды в церкви он наблюдал, как качалась огромная люстра, и засекал время по своему пульсу. Позже он открыл, что время, за которое происходит один взмах, зависит от длины маятника - время наполовину уменьшается, если укоротить маятник на три четверти.).

Гюйгенс изобрел первые часы с маятником (1657) и во втором издании своей монографии «Маятниковые часы» (1673) исследовал ряд проблем, связанных с движением маятника, в частности нашел центр качания физического маятника.

Большой вклад в изучение колебаний внесли многие ученые: английские – У. Томсон (лорд Кельвин) и Дж. Рэлей, русские – А.С. Попов и П.Н. Лебедев, советские – А.Н. Крылов, Л.И. Мандельштам, Н.Д. Папалекси, Н.Н. Боголюбов, А.А. Андронов и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Движения земной коры"

Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...

Презентация к уроку "Движение воды в океане"

Презентация к уроку в 6 классе "Движение воды в океане"...

Презентация по физике "Движение тела, брошенного вертикально вверх"

Презентация  по физике "Движение тела, брошенного вертикально вверх"...

Презентация "История детского движения в России"

Презенация о зарождении и становлении детского движения в России....

Презентация: Правила Дорожного Движения

Составленое мною занятие преднозначено для детей 4 класса. Оно закрепляет уже полученные детьми знания о знаках дорожного движения в форме интерактивных викторин....

Презентация "Правила Дорожного Движения"

Составленое мною занятие преднозначено для детей 4 класса. Оно закрепляет уже полученные детьми знания о знаках дорожного движения в форме интерактивных викторин....

Презентация на тему: "Движение плоскости"

Презентация на тему: "Движение плоскости"...