Главные вкладки

    Лабораторные и практические работы на уроках физики в системе критериальной оценки знаний учащихся
    статья по физике на тему

    Бурова Светлана Александровна

    Сейчас с помощью ИКТ можно многое показать на экране, но пока ребята не потрогают сами рычажные весы, динамометры, не начнут погружать цилиндры в мензурки с водой – они не почувствуют всей захватывающей притягательности физики. Поэтому работать с оборудованием мы учимся с самых первых уроков и сразу вырабатываем совместно критерии оценивания (а значит и выполнения) лабораторных, практических и экспериментальных заданий. Это необходимо для того, чтобы ученик мог сопоставлять с ними свою работу на уроке, оформление результатов в тетради и смог бы сам или вместе со своим напарником (так как работают ребята в парах) оценить свое творчество.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_pro_otsenku.docx17.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бурова Светлана Александровна,

    учитель физики ГБОУ Гимназия № 272

    Лабораторные и практические работы на уроках физики в системе критериальной оценки знаний учащихся

    Значение эксперимента на уроках физики трудно переоценить. Демонстрационный, который проводит учитель на свое столе или фронтальный, когда на каждой парте ребята имеют возможность провести опыт и пронаблюдать вблизи изучаемое физическое явление, всегда очень значим. Если эксперимента нет, то получаемые знания носят отвлеченный характер, а ведь физика – наука о природе, окружающем нас мире – и это наука практическая. Из практики она родилась и свои достижения старается направить на пользу людям, для изобретения нового и усовершенствования имеющегося.

    Сейчас с помощью ИКТ можно многое показать на экране, но пока ребята не потрогают сами рычажные весы, динамометры, не начнут погружать цилиндры в мензурки с водой – они не почувствуют всей захватывающей притягательности физики. Поэтому работать с оборудованием мы учимся с самых первых уроков и сразу вырабатываем совместно критерии оценивания (а значит и выполнения) лабораторных, практических и экспериментальных заданий. Это необходимо для того, чтобы ученик мог сопоставлять с ними свою работу на уроке, оформление результатов в тетради и смог бы сам или вместе со своим напарником (так как работают ребята в парах) оценить свое творчество. Четкие критерии помогают избегать недовольства, удивления, обиды при получении оценок. Вопросы в стиле: «Я же работал, за что «три»?» имеют точный ответ: «Смотри! Эти критерии выполнены, эти тоже, а вот эти нет. Теперь знаешь, что еще нужно учесть для получения высшего бала». Учащийся понимает, что оценивается не он, и не уровень его способностей, а конкретная работа, которая может быть выполнена по-разному.

    Критерии оценивания лабораторных работ выдаются учащимся в начале урока. Они могут быть использованы как руководство к действию на ряду с текстом учебника, описывающим конкретную работу. Критерии являются общими для всех лабораторных работ, проводимых в 7-8-9 классах.

    Мы выделяем следующие критерии критерии:

    1. Запись темы лабораторной работы, ее цели, оборудования. Оформление таблицы для записи результатов опыта (если есть).
    2. Получение оборудования. Работа с ним. Соблюдение парой правил техники безопасности. Поддержание порядка на рабочем месте, сдача оборудования по окончании работы.
    3. Измерение всех необходимых физических величин.
    4. Запись данных в таблицу в требуемых единицах с учетом погрешности измерения.
    5. Запись расчетных формул. Верное выполнение всех расчетов. Запись результатов в таблицу.
    6. Формулирование и запись вывода на основании наблюдений и полученных данных (обратить внимание на цель работы).

    Критерии, в своих общих чертах, от работы к работе, не изменяются. Мы формируем единство требований. Но изучение некоторых разделов физики добавляет отдельные критерии к списку. Например, в работах по электричеству в 8-м классе необходим такой критерий:

    -Начертить схему данного опыта, указать полярность у источника тока, амперметра,  вольтметра и направление тока в цепи.

    При проведении работ по оптике, когда появляется необходимость в чертежах, конечно и это должно на        йти отражение в критериях:

    -Построить ход лучей в тонкой линзе и получить изображение предмета. Указать его характеристики.

    Перевод критериальной оценки в пятибалльную может быть осуществлен таким образом:

    За каждый критерий максимальный балл 2. Каждый критерий оценивать двумя баллами. В случае, если он выполнен не полностью, что в лабораторных работах бывает довольно часто, можно заработать один балл. Например, данные есть, но они сняты не совсем точно. Вычисления присутствуют, но в них ошибки и т. п.

    Тогда

    1, 2         – оценка 1

    3, 4         – оценка 2

    5, 6 ,7      -оценка 3

    8,9, 10     -оценка 4

    11, 12      -оценка 5

    При необходимости критерии можно объединить или наоборот разделить на составляющие.

    Используя конкретно прописанные критерии ребята могут оценивать себя сами. И это необходимый элемент в формировании учебной самостоятельности учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Место лабораторных и практических работ на уроках биологи

    пример оформления дневника экологической практики...

    Методическая разработка лабораторных и практических работ для 7 класса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии

    Лабораторные и практические работы для 7 класса составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии.Ценность лабораторных и практических  работ ...

    Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

    Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Перечень и разбор экспериментальных заданий согласно спецификаци...

    Работа с контурной картой на уроках географии в системе критериальной оценки

    Работа с контурной картой ведется на всех этапах изучения географии. Она является средством изучения предмета. Работа на контурной карте отражает уровень знаний и умений обучающихся, а, следовательно....

    Презентация по теме "Демонстрации, экспериментальные и практические работы на уроках физики общеобразовательной школы, как средства возбуждения интереса к предмету, развития материалистического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природе, обуч

    В презентации представлен опыт применения на уроках физики демонстрационного эксперимента, проведения практических работ каксредства развития интереса к предмету, воспитания в обучающихся таких качест...