Урок-исследование "Движение тела, брошенного под углом к горизонту"
план-конспект урока по физике по теме
План -конспект урока по кинематике с элементами исследования и компьютерного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_dvizhenie_tela_broshennogo_pod_uglom_k_gorizontu.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока
Учебная тема: Механика
Тема урока: Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Цель урока: Создать условия для освоения технологии
исследовательской деятельности.
Задачи урока:
- Закрепить понятия и закономерности движения тела, брошенного под углом к горизонту.
- Продолжить развитие умений и навыков решения задач.
- Формировать культуру работы в группах, взаимодействия и сотрудничества.
Дополнительное оборудование:
Мультимедийный проектор, демонстрирующий на экран фрагменты из программы «Открытая физика» и подготовленную презентацию.
Взаимодействие и сотрудничество на этапе подготовки учебного занятия:
В начале изучения темы: Движение тела, брошенного под углом к горизонту, перед учащимися моделируется игровая ситуация: робот-баскетболист просит помочь ему разобраться в таком сложном вопросе: как попасть мячом в баскетбольное кольцо. Для разрешения этого вопроса совместно с учащимися приходим к решению: нужно составить план исследовательской деятельности.
- изучить экспериментально данное движение (проводится демонстрационный эксперимент)
2 – ввести формулы и величины, описывающие данное движение
3 – смоделировать ситуацию попадания в кольцо на рисунке, и выяснить какие параметры необходимо уметь вычислять.
4 – научиться при помощи полученных формул и величин решать более простые задачи из этой темы.
После составления плана проводится учебное занятие, на котором решается продуктивная задача: Как помочь роботу-баскетболисту попасть мячом в кольцо.
Модель образовательной ситуации.
Дорогие ребята, напомню, что к нам пришло письмо от робота-баскетболиста с просьбой помочь ему разобраться в таком сложном вопросе: как попасть мячом в баскетбольное кольцо.
У нас было время, чтобы изучить особенности движения мяча при броске в кольцо и подумать, как помочь роботу-баскетболисту.
Сегодня нам предстоит закончить свои теоретические изыскания и вывести формулу, на основе которой может быть составлена программа для робота-баскетболиста. Но одной теории мало. Как мы выяснили физика – это наука прежде всего экспериментальная, поэтому для проверки своих расчётов нам доставили прототипы бросательного устройства робота-баскетболиста и мишени.
Прежде чем вы начнёте решать поставленную задачу, давайте вспомним особенности движения тела, брошенного под углом к горизонту при помощи программы, аналог которой может быть заложен в мозговой центр робота-баскетболиста.
http://www.somit.ru/roliki/1.swf
Включается фрагмент из программы «Открытая физика», который демонстрируется на экран при помощи мультимедийного проектора.
По первому фрагменту разбираются вопросы:
- Какова траектория полёта? (парабола)
- Особенности направления скорости движения? (по касательной, угол к горизонту изменяется)
- Какой приём используется для описания этого движения? (движение раскладывается на два простых: по оси ОХ равномерное прямолинейное, по оси ОУ прямолинейное равноускоренное)
Обращается внимание на горизонтальную и вертикальную составляющие скорости: величина и направление.
По второму фрагменту разбираются вопросы:
При h0 = 0 1. Что можно сказать о величине и направлении конечной
скорости по сравнению с начальной? (из табл. - они равны)
- От чего зависит дальность полёта при каком угле она
максимальна? (зависит от величины начальной скорости и угла, максимальна при угле в 450 одинакова при 300 и 600 )
Демонстрируется зависимость дальности полёта от величины начальной скорости при одинаковом угле и наоборот.
При h0 = 60м 1. Дальность полёта стала больше при 300 как это возможно?
(время полёта увеличилось, поэтому по горизонтали путь увеличился.
Т.О. дальность полёта зависит и от начальной высоты тела.)
По третьему фрагменту разбираются вопросы:
Если α = 900 1. Какова траектория полёта? (прямая)
- Вид движения? (равноускоренное)
- От чего зависит максимальная высота подъёма? (от величины начальной скорости) Вспомнить формулу расчёта hmax
Если α = 00 1. Какова траектория полёта? (ветвь параболы)
- Что можно сказать о начальной скорости? (направлена
горизонтально, V0у = 0, Vу увеличивается)
Четвёртый фрагмент - ситуация, в которой окажется робот-баскетболист.
Стрелочкой отмечено положение кольца.
Итак, модель ситуации пред вами, она поможет вывести необходимую формулу, а экспериментальная установка – определить необходимые величины и проверить результат.
В течение 5 – 7 минут, работая в парах в своих рабочих тетрадях вам необходимо: 1. Вывести формулу.
2. Продумать, как измерить входящие в неё величины.
3. Быть готовыми доложить план экспериментальной
проверки полученной формулы.
(Задание написано на доске)
Группа, первая выполнившая задание, записывает конечную формулу на доске.
Решение:
как основная формула. В проекции на оси и с учётом данной ситуации:
Формула получена, всё ли в ней нам уже известно? (Нет. Высота баскетболиста - h0, высота кольца – h и расстояние от баскетболиста до кольца – l известны, а начальная скорость мяча – V0 и угол – α нет.)
Как можно определить начальную скорость мяча, имея прототип бросательного устройства робота-баскетболиста? (Через движение мяча вертикально вверх, измерив максимальную высоту подъёма, можно вычислить начальную скорость. Т.к. hmax = Vo2/2g)
То
Таким образом, если в мозговой центр робота-баскетболиста заложить программу для вычисления угла – α, то при известной ему начальной скорости и изменившемуся расстоянию до кольца он сможет бросить мяч под нужным углом и попасть в кольцо.
Мы с вами для проверки своих расчётов и выполнения возможного эксперимента немного изменим ситуацию:
Будем изменять расстояние между кольцом и игроком – l и угол броска – α, а рассчитывать высоту кольца.
Любое значение можно взять для l и α? (Нет. Чтобы мяч попадал в кольцо сверху вниз нужно чтобы l была больше 0,5lmax и меньше lmax при данном угле)
Задание: 1. Рассчитать высоту кольца, задав l и α (по рядам распределяются
углы в 300, 450 и 600)
- Определить V0 из опыта: тело брошено вертикально вверх.
- Установить на столе приборы и по готовности подозвать независимого эксперта для проверки наличия попадания в кольцо мяча.
Итак: Полученная сегодня формула может быть использована для составления программы для робота-баскетболиста. Получив наш ответ, робот будет нам очень благодарен, а кто-то из вас может попробовать сам составить программу для вычисления угла.
Каждый из вас может теперь при игре в мяч воспользоваться полученными знаниями о движении тела, брошенного под углом к горизонту.
Каждый сегодня на уроке выступал в роли исследователя и получил бесценный опыт исследовательской деятельности: начиная с эксперимента, выдвижения гипотезы, изучая теоретические основы проблемы, и заканчивая выводом новых теоретических соотношений и их экспериментальной проверкой.
Закрепление: Ответить на вопросы интерактивного теста:
http://teachmen.csu.ru/work/mech/ball2.html
В завершении работы над поставленной задачей попробуем произвести самооценку своей работы в целом на всех этапах исследовательской деятельности.
Поднимут руки те, кто оценивает свой труд на 5 баллов, 4 балла и может быть на 3 и на 2 балла. (Учитель может попросить ученика прокомментировать самооценку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел ...
Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»
Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1», класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы основного...
Презентация по физике 10 класс "Уравнение движения тела брошенного под углом к горизонту"
Данная презентация использовалась на уроке физики в 10 классе по изучению движения тела под действием силы тяжести...
Урок по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» , 9 кл
Решение физических задач с использованием средств ИКТ, способствующих развитию критического мышления у учащихся 9 класса на примере урока по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту...
Виртуальная лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту"
Виртуальная лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту" для учащихся 10 класса. Урок комбинированный....
Моделирование движения тела брошенного под углом к горизонту
Моделирование движения тела брошенного под углом к горизонту представляет собой разработку программы наи языке программирования Visual Basic. Архив содержит исполняемый файл и исходные коды модул...
Самостоятельная работа по теме "Тело, брошенное под углом к горизонту"+компьютерная модель для проверки
В архиве содержаться две задачи, на движение тела брошенного под углом к горизонту, которые содержат 18 всевозможных вопросов. Для этих задач предусмотрено 15 вариантов исходных данных. Для автоматиза...