"Физики рядом с нами"-театральный кружок.
элективный курс по физике (7 класс) на тему

Глушко Светлана Геннадьевна

Чтобы сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной, имеющей смысл не только общения, но и познания нового, а  в конечном итоге применение этого нового в жизни, приобщить их к техническим наукам и физике в частности, литературе и творчеству в этой самой физике, привить любовь к таким обыденным школьным событиям, сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей, лучшим средством является школьный театральный кружок тематической направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл физики рядом с нами-кружок48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Физики рядом с нами.

Пояснительная записка

Деление  людей на «физиков» и «лириков» является чисто условным. Ярчайшими историческими примерами, опровергающими это деление, являются Леонардо да Винчи, Блез Паскаль, Михаил Васильевич Ломоносов.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной, имеющей смысл не только общения, но и познания нового, а  в конечном итоге применение этого нового в жизни? Как приобщить их к техническим наукам и физике в частности, литературе и творчеству в этой самой физике, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный театральный кружок. Постановка сценок о конкретных моментах из жизни физиков, инсценировка сценариев проведения и подготовки опытов учеными-физиками, театральные постановки сказок с присутствием физических явлений, эпизодов из литературных произведений, где ощущается присутствие физики, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и непосредственно такой важной и нужной науке-физике.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы, узнают много нового о простых и в тоже время очень увлеченных людях-физиках. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Цели и задачи театрального кружка:

1. Развивать творческие возможности детей через призму физики

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы в поиске и обработке информации

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики, умения не бояться технических терминов

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, умения доносить мысль на языке понятном той или иной нации

7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

8.Воспитание в детях добра, толерантности,  любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Организация деятельности театрального кружка

         Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут ставиться сцены как на русском, так на английском и немецком языках с привлечением учителей немецкого и английского. В рамках кружка предусмотрены постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации недели физики и дня науки. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка, а так же в непринужденной атмосфере осуществляется поиск информации о самой физике и её творцах, а затем доведение её до зрителя, а значит углубление всех заинтересованных и ещё готовящихся стать таковыми в понятиях, терминах, научных гипотезах и просто в физике.

Занятия ведутся один раз в неделю по 40 минут, во второй половине дня. Рабочая программа рассчитана на три года. Общее количество  курса -105 часов. 

Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы

Структура программы

I  Раздел « Основы театрального искусства. История театра»

 

Сначала ребята познакомятся с основами театрального искусства.

Первый урок в актовом зале, на сцене – это  первое знакомство с закулисной атмосферой. Под тихую музыку, тусклый свет спокойным голосом: "Добро пожаловать в театр. Здесь рождаются…"

Так начинается цикл бесед: "Рождение театра", "Что такое театр", "Театр и жизнь".

Дети знакомятся с театральной терминологией: актёр, аншлаг, бутафория, декорация, грим, зритель, жест, мимика.

 Кроме бесед в этом разделе проводятся экскурсии в театр, костюмерную, художественную мастерскую театра, видео просмотры,  аудио прослушивания, где  дети получают краткие сведения о театральном искусстве. А так же посещают спектакли на профессиональных сценах города.

В этом разделе прививается уважение к труду людей разных профессий, работающих в театре, а так же культура  поведения в театре.

Каждый урок  заканчивается словами: «Спасибо за урок», давая понять детям, что мы полноправны и работаем вместе.

 

II. Раздел «Актерская грамота. Культура и техника  речи».

 

Развитие выразительности через гимнастику губ и языка, так как она  не может взяться из ничего, из воздуха, а рождается только, когда человек начинает чувствовать его эмоциональное звучание. Некоторые дети улавливают его интуитивно, другим надо понять смысл, ход авторской мысли, представить картины, нарисованные словами. И тогда появляется выразительность. Гимнастика для губ и языка

 

На каждом занятии сами ребята проводят гимнастику для губ, языка

Примеры.

Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.

  • Сомкнутые губы вытянуть вперед, как пяточек у поросенка; губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов.
  • Сомкнутые губы (пятачок) двигаются то вверх, то вниз; то вправо, то влево.

Формы работы этого раздела групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти, дыхания, развитие дикции, творческого воображения. Многие подрастающие дети не коммуникабельные,  не умеют, а в последствии и не хотят ни с кем дружить, и уверены, что со всем готовы справиться в одиночку. Это  иллюзия. Ребёнок просто обречен на одиночество и неуспех.

Избавиться от этих комплексов помогает совместное творчество. Где каждый играет, пускай и не очень важную, но все же такую необходимую роль.

Дети учатся произносить скороговорки, стихи, сказки, песни, игры, пословицы, дразнилки, считалки, тексты. При этом развивается связная образная речь, дети  могут свободно выделить главную суть текста и воспроизвести её, даже если в ней имеется техническая терминология. 

Примеры:

1.Записать на видеокассету фрагменты из фильмов о животных с их необычным поведением и каверзными случаями. Для детей ставится задача озвучить эти сцены индивидуально или группами.

 2."Отгадай, где я". Дети получают задание без слов мимикой и жестами показать, где они находятся.

3. Шептать на ухо, а они показывают (хоккейный матч, зоопарк, смотрит захватывающий фильм и т.д.) Класс пытается отгадать.

 4. Дети получают домашнее задание понаблюдать за домашними животными. И показать всех, вплоть до тараканов, вставая на колени, гавкая, мяукая или прыгая.

 

III Раздел  «Сценическое движение. Ритмопластика»

 

Работа над ритмопластикой, мимикой, пантомимой.

 Мимика

Что такое мимика? Подойдем все к зеркалу.

Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его показать.

Покажите: грусть, вкус кислого лимона, радость, счастье радость, спокойствие, вредность

 

А теперь пора пришла 
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю, 
В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, “уходи”, “здравствуйте”, “до свидания”, “тихо”, “не балуй”, “погоди меня”, “нельзя”, “отстань”, “думаю”, “понял”, “нет”, “да”.

 

Пантомима

Изображение жестами услышанного.

 - Только в лес мы вошли, появились комары.
- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
- Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
- На болоте две подружки, две зеленые лягушки

 


Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу.

 

Театральная разминка

Называется игра “Разминка театральная”.

Сказки любите читать? 
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья, 
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на машину?
Или на самолет, или на ракету,
(Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д.)

Предложить детям взять несколько предметов и перевоплотить себя.

Под музыку изображают:

  • ученого ставящего опыт
  • ученого, совершившего открытие
  • ученика у доски не знающего решения задания
  • барабанную установку
  • насос

Приёмы, направленные на развитие двигательных навыков

Игры и упражнения развивают пластическую выразительность телодвижений, развивают умения выражать эмоции в мимике и пантомиме, снижают последствия учебной перегрузки.

 

Упражнения и игры, направленные на развитие фантазии

В руках воображаемый цыпленок,– мягкий и пушистый, чувствуем эту нежность и тепло. Закрываем глаза, гладим цыпленка, он превращается в горячий шарик, потом остывает, тяжелеет, затем, наоборот, становится легче и легче, рвется в небо, и вот мы вместе с ним парим над землей. Учитель рассказывает о тех пейзажах, которые проплывают под нами, особо заостряя внимание на цветовой гамме. Далее мы прилетаем в страну мечты. Полет закончен. Мы запомнили, что видели в стране мечты, и теперь, чтобы не вспугнуть нашу мысль, бесшумно на цыпочках переставляем стулья к столам, садимся и пытаемся то, что удалось увидеть за время нашего полета рассказать соседу.

Пальчиковый театр с пальчиковыми куклами.

Перчаточные куклы

 

IV. Раздел «Постановка мини-спектаклей»

 

Дается возможность детям самим выбрать сценарий, предложив несколько произведений. А так же появляется возможность произвести пробы, где можно учесть желания детей играть ту или иную роль. К творческой работе  можно присоединить мам. Для  помощи в оформлении спектакля, декораций, в пошиве костюмов.

Перевоплощения

Дети играя, перевоплощаются, в одном спектакле они могут быть положительными героями, в другом – отрицательными. А так умеют перевоплощаться только великие актеры и …дети.  Если у кого-то не получится одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой.

Дети понимают, что люди разные и это нормально и что если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека.

Формы подведения итогов и контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – итоговые репетиции;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

Отчёты работы кружка 

за I полугодие спектакль «________________»

за II полугодие спектакль «________________»

Содержание курса

Содержание курса

Примерная дата

Название темы

Вид деятельности

Раздел 1 «Основы театрального искусства. История театра»

Рождение театра

Что такое театр?

Театр и жизнь

Биография ученых-физиков

Интересные факты из жизни ученых-физиков

Физики России, Германии, Англии

Раздел 2 «Актерская грамота. Культура и техника  речи»

Гимнастика для губ и языка

групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти

групповые  игры, упражнения и этюды на развитие дыхания

групповые  игры, упражнения и этюды на развитие дикции

групповые  игры, упражнения и этюды на развитие творческого воображения.

Раздел  3 «Сценическое движение. Ритмопластика»

Мимика

Пантомима

Театральная разминка

Развитие фантазии

Раздел  4 «Постановка мини-спектаклей»

Выбор сценария

Написание сценария

Перевод текстов на немецкий язык

Перевод текстов на английский язык

Распределение ролей

Репетиции

Постановка мини-спектаклей

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Примерная дата

Тема занятия

Вид деятельности

Раздел 1 «Основы театрального искусства. История театра»

1/1

04.09.15

Рождение театра. Что такое театр?

Лекция, творческая работа

2/1

11.09.15

Театр и жизнь. История театра.

Лекция, творческая работа

3/1

18.09.15

Физики России, биография

Сообщения ребят

4/1

25.09.15

Интересные факты из жизни ученых-физиков

Сообщения ребят, групповая игра

5/1

02.10.15

Физики Германии, биография

Сообщения ребят

6/1

09.10.15

Интересные факты из жизни ученых-физиков

Сообщения ребят, групповая игра

7/1

16.10.15

Физики Англии, биография

Сообщения ребят

8/1

23.10.15

Интересные факты из жизни ученых-физиков

Сообщения ребят, групповая игра

Раздел 2 «Актерская грамота. Культура и техника  речи»

1/2

06.11.15

Гимнастика для губ и языка, групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти, выбор интересной истории о физике России

игры, упражнения и этюды

2/2

13.11.15

Гимнастика для губ и языка, групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти и дыхания, выбор интересной истории о физике Германии

игры, упражнения и этюды

3/2

20.11.15

Гимнастика для губ и языка, групповые  игры, упражнения и этюды на развитие дикции и творческого воображения, выбор интересной истории о физике Англии

игры, упражнения и этюды

4/2

27.11.15

Групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти, дикции, дыхания, творческого воображение. Написание предварительных сценариев.

игры, упражнения и этюды

5/2

04.12.15

Групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти, дикции, дыхания, творческого воображения. Перевод сценариев на немецкий язык.

игры, упражнения и этюды

6/2

11.12.15

Групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти, дикции, дыхания, творческого воображения. Перевод сценариев на английский язык.

игры, упражнения и этюды

7/2

18.12.15

Групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти, дикции, дыхания, творческого воображения. Читка всех сценариев, доработка.

игры, упражнения и этюды

8/2

25.12.15

Групповые  игры, упражнения и этюды на развитие памяти, дикции, дыхания, творческого воображения. Распределение ролей.

игры, упражнения и этюды

Раздел  3 «Сценическое движение. Ритмопластика»

1/3

16.01.16

Мимика. Репетиция постановки на русском языке.

репетиция

2/3

23.01.16

Пантомима. Репетиция постановки на немецком языке.

репетиция

3/3

30.01.16

Театральная разминка. Репетиция постановки на английском языке.

репетиция

4/3

06.02.16

Развитие фантазии. Пробная репетиция на трех языках.

репетиция

5/3

13.02.16

Читка ролей с отработкой мимики.

6/3

20.02.16

Читка ролей с отработкой пантомимы.

7/3

27.02.16

Читка ролей с отработкой и мимики и пантомимы.

8/3

06.03.16

Репетиция постановки на русском языке. Разработка костюмов и декораций.

репетиция

9/3

13.03.16

Репетиция постановки на немецком языке. Разработка костюмов и декораций.

репетиция

10/3

20.03.16

Репетиция постановки на английском языке. Разработка костюмов и декораций.

репетиция

11/3

27.03.16

Совместная репетиция. Утверждение костюмов и декораций.

репетиция

Раздел  4 «Постановка мини-спектаклей»

1/4

10.04.16

Совместная репетиция в костюмах и с декорациями.

репетиция

2/4

17.04.16

Совместная репетиция в костюмах и с декорациями.

репетиция

3/4

24.04.16

Совместная репетиция в костюмах и с декорациями.

репетиция

4/4

30.04.16

Устранение недочетов.

репетиция

5/4

08.05.16

Финальная репетиция в костюмах и с декорациями.

репетиция

6/4

15.05.16

Выступление.

спектакль

7/4

22.05.16

Обобщающе занятие.

8/4

29.05.16

Подведение итогов года и составление плана на следующий год.

Прогнозируемый результат

По завершении 1 года обучения ученики должны знать:

  • особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
  • художественное чтение как вид исполнительского искусства;
  • об основах сценической «лепки» фразы (логика речи);
  • биографии 3-4 ученых физиков России, Германии, Англии

Должны уметь:

  • активизировать свою фантазию;
  • «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
  • видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • коллективно выполнять задания;
  • культурно судить о себе и о других;
  • находить необходимый материал и выделять главное.

Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение учениками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:

  • о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;
  • биографии 5-7 ученых физиков России, Германии, Англии, Америки

Должны уметь:

  • пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
  • сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
  • логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
  • взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
  • подготавливать и выполнять этюды;
  • анализировать работу свою и товарищей;
  • уметь пользоваться всевозможными ресурсами для поиска информации;
  • уметь, выделяя главное в  разных текстах, составлять единый текст.

Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение учениками работ из репертуара кружка.

По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать:

  • о конфликте в драматическом произведении;
  • о характере и развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами;
  • знать биографии 7-10 физиков России, Германии, Англии, Америки;
  • знать фамилии нобелевских лауреатов в области физики.

Должны уметь:

  • использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;
  • точно соблюдать текст при исполнении;
  • культурно воспринимать реакцию зрителей;
  • самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
  • уметь преобразовывать составленный текст используя полученный опыт на занятиях.

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля, творческих конкурсов.

Учащиеся третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих заданий для учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения итогового контроля.

Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, о биографии и творческих работах ученых физиках разных стран, теоретические знания и практические навыки:

  • пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
  • использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;
  • использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
  • владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
  • активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм;
  • спокойно ориентироваться в биографиях ученых разных стран не только на русском языке, но и на языке страны.

А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.

При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

  • максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения; участвует в  областных конкурсах, районных
  • средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, гимназии.
  • минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Инновационная деятельность работы театрального кружка  позволяет развивать в  ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.

Не важно, станет ли ребенок актером или физиком когда вырастет, или нет. Ведь этот опыт наполнит его жизнь радостью творчества, особым смыслом - смыслом познания себя.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Безымянная. О.М., Школьный театр, М, «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.
  2. Каришев-Лубоцкий М.А., Театрализованные представления для детей школьного возраста.М.,Гуманитар.изд.центрВЛАДОС;2005 fictionbook.rustatic/trials/00/59/95/00599595.…
  3. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
  4. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
  6. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
  7. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
  8. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
  9. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
  10. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  11. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
  12. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.
  13. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  14. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
  15. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
  16. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
  17. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
  18. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
  19. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
  20. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г
  21. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
  22. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.

Сведения об авторе программы

Глушко Светлана Геннадьевна, учитель физики  МАОУ гимназия № 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия рядом с нами ( курсы по выбору)

Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....

Химия рядом с нами ( курсы по выбору)

Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....

Химия рядом с нами ( курсы по выбору)

Курс рассчитан на 17 часов....

Функции рядом с нами

Проектная работа учащихся 7 класса...

Такие разные миры рядом с нами

Тренинг по развитию толерантных установок у подростков...

Война рядом с нами.

Стихотворение посвящается российским солдатам и офицерам, воевавшим в Чечне....

Проект "Рядом с нами живут ветераны"

Данный проект может быть интересен педагогам и обучающимся в дополнительном образовании, в патриотических клубах....