Исследовательская работа "Наблюдаем, исследуем, экспериментируем"
творческая работа учащихся по физике (10 класс) на тему

Поклаков Владимир Аркадьевич

Работа учащихся по исследованию мощности электродвигателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_2015_fizika.pptx1.91 МБ
Файл issledovatelnaya_rabota.docx416.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербургское Государственное бюджетное п рофессиональное образовательное учреждение «Электромашиностроительный колледж» ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Определение зависимости мощности на валу электродвигателя от нагрузки» Санкт-Петербург 2015

Слайд 2

Работу выполнили: Сафронов Алексей Валерьевич Савин Иван Андреевич Преподаватель: Поклаков Владимир Аркадьевич

Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ Электрические машины – самые распространенные машины в народном хозяйстве. Почти вся электрическая энергия вырабатывается электрическими генераторами, установленными на электростанциях, и более чем две трети этой энергии преобразуется электрическими двигателями в механическую энергию . Конструкции электрических машин очень разнообразны. Они зависят от типа, назначения и мощности. По роду тока электрические машины подразделяются на машины переменного тока (синхронные и асинхронные) и машины постоянного тока – коллекторные. Однако есть машины переменного тока коллекторные. Каждая электрическая машина рассчитана на работу при определённом напряжении сети, с определённой частотой вращения, током и мощностью. Эти данные называют номинальными и указывают на паспортной табличке, которую укрепляют на корпусе машины. Если электрический двигатель или генератор нагрузить больше, чем указанно в паспортной табличке, его нагрузка и ток в его обмотках будет также больше номинального. Электрические потери возрастут, нагрев обмоток увеличится и может превзойти допустимый для их изоляции предел. Изоляция обмоток потеряет электрическую прочность, машина выйдет из строя.

Слайд 4

Большее внимание мы хотим уделить коллекторным двигателям. Т. к. данный тип электрических двигателей часто встречается в бытовых приборах (чаще всего в стиральных машинах), электроинструментах, токарных и фрезерных станках, детских игрушках и др .

Слайд 5

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследовать зависимость мощности на валу коллекторного электрического двигателя от нагрузки и определить, при каком режиме двигатель разовьет максимальную мощность. УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Для определения мощности коллекторного электродвигателя мы воспользовались установкой, выпущенной по ТУ 79 РСФСР 408-74 заводом « Физприбор » в городе Киров . НАЗНАЧЕНИЕ УСТАНОВКИ Установка предназначена для выполнения работ по определению мощности электродвигателя методом ленточного тормоза . ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТАОВКИ Электродвигатель типа МУН-2 80 Вт Диаметр шкива 60 мм Число оборотов электродвигателя 6000 об/мин Предельная нагрузка динамометров 4 Н

Слайд 6

УСТРОЙСТВО УСТАНОВКИ Установка представляет собой коллекторный электродвигатель типа МУН-2 мощностью 80 Вт, напряжением 220 В, смонтированный на горизонтальной панели. Данный тип двигателя состоит из: 1 – обмотка статора; 2 – вал якоря; 3 – подшипники; 4 – щетки. 1 2 3 3 4 4

Слайд 7

На панели установлены: стойка с продольной прорезью (по стойке перемещаются планка с прикреплёнными к ней двумя динамометрами ), держатель со счётчиком числа оборотов, пусковой реостат, закрытый чехлом , и помехоподавляющее устройство. На ось электродвигателя надет шкив диаметром 60 мм с выступами по сторонам . Шкив охватывается ленточным тормозом, концы которого связаны с динамометрами, имеющими две шкалы: левая на 4 ньютона с ценой деления 1/10 ньютона, правая на 400 Г с ценой деления 10 Г. Ось электродвигателя выходит за торец шкива и имеет фрикционное соединение со счётчиком оборотов . Счетчик оборотов состоит из корпуса, червячного винта, зубчатого диска со шкалой и поворотного кольца со стрелкой-указателем. Шкала счётчика оборотов имеет деления от 0 до 200. Каждое деление соответствует двум оборотам электродвигателя.

Слайд 8

ХОД РАБОТЫ Планку с динамометрами закрепляем в прорези стойки таким образом, чтобы указатели динамометров устанавливались на нуле. Прибор через реостат включаем в сеть напряжением 220 В. Затем динамометры передвигаем немного вверх, натягивая ленточный тормоз ( при F 1 =1) . В результате этого динамометры дадут разные показатели F 1 и F 2 , которые записываем в таблицу результатов измерений: Разность показаний динамометров равна силе тяги электродвигателя – F . Работа этой силы за один оборот шкива выражается так: , где A – работа, совершаемая электродвигателем за один оборот шкива; D – диаметр шкива; F – сила тяги электродвигателя . Номер опыта Показания динамометра № 1 F 1 , Н Показания динамометра №2 F 2 , Н Сила тяги F , Н Число оборотов двигателя , n Время t , с Угловая скорость , с -1 Мощность N , Вт 1 1 0,2 2 Номер опыта Показания динамометра № 1 F 1 , Н Показания динамометра №2 F 2 , Н Сила тяги F , Н Число оборотов двигателя , n Время t , с Мощность N , Вт 1 1 0,2 2

Слайд 9

Наблюдая за счётчиком оборотов, улавливаем момент совпадения нулевого деления шкалы счётчика с указателем кольца и пускаем секундомер. Отсчитав по шкале счётчика 1000 оборотов, секундомер о станавливаем . Полученные результаты (число оборотов и время, за которое электродвигатель проделал данное число оборотов) заносим в таблицу: Не выключая электродвигатель, поднимаем динамометры несколько выше с таким расчётом, чтобы нагрузка на динамометры изменилась примерно на 0,5 ньютон, и снова проводим измерения. Постепенно увеличивая натяжение ленточного тормоза, повторяем опыт несколько раз . Номер опыта Показания динамометра № 1 F 1 , Н Показания динамометра №2 F 2 , Н Сила тяги F , Н Число оборотов двигателя , n Время t , с Угловая скорость , с -1 Мощность N , Вт 1 1 0,2 0,8 1000 21 2 Номер опыта Показания динамометра № 1 F 1 , Н Показания динамометра №2 F 2 , Н Сила тяги F , Н Число оборотов двигателя , n Время t , с Мощность N , Вт 1 1 0,2 0,8 1000 21 2 Номер опыта Показания динамометра № 1 F 1 , Н Показания динамометра №2 F 2 , Н Сила тяги F , Н Число оборотов двигателя , n Время t , с Угловая скорость , с -1 Мощность N , Вт 1 1 0,2 0,8 1000 21 2 1,5 0,4 1,1 1000 24 3 2 0,6 1,4 1000 30 Номер опыта Показания динамометра № 1 F 1 , Н Показания динамометра №2 F 2 , Н Сила тяги F , Н Число оборотов двигателя , n Время t , с Мощность N , Вт 1 1 0,2 0,8 1000 21 2 1,5 0,4 1,1 1000 24 3 2 0,6 1,4 1000 30

Слайд 10

Получив все необходимые данные, мы рассчитываем мощность электродвигателя и заносим их в последнюю графу таблицы. Мощность электродвигателя вычисляем по формуле : где – радиус шкива в (м); – число оборотов за время ; – тормозящая сила, равная силе тяги электродвигателя в (кН); – время в (сек.), за которое электродвигатель сделал n оборотов; – угловая скорость шкива; Дж/кН – переводный коэффициент, позволяющий получить окончательный результат в ваттах .

Слайд 11

Таблица результатов измерений По данным 5-ой и 6-ой граф таблицы вычисляем число оборотов электродвигателя в минуту при разных режимах работы и заносим в отдельную таблицу. Номер опыта Показания динамометра № 1 F 1 , Н Показания динамометра №2 F 2 , Н Сила тяги F , Н Число оборотов двигателя , n Время t , с Угловая скорость , с -1 Мощность N , Вт 1 1 0,2 0,8 1000 21 299 7,2 2 1,5 0,4 1,1 1000 24 261,1 8,6 3 2 0,6 1,4 1000 30 209,3 8,8 4 2,5 0,9 1,6 1000 34 184,7 8,9 5 3 1,2 1,8 1000 41 153,2 8,3 6 3,5 1,4 2,1 1000 49 128,2 8,1 7 4 1,6 2,4 1000 69 91 6,6 Номер опыта Показания динамометра № 1 F 1 , Н Показания динамометра №2 F 2 , Н Сила тяги F , Н Число оборотов двигателя , n Время t , с Мощность N , Вт 1 1 0,2 0,8 1000 21 299 7,2 2 1,5 0,4 1,1 1000 24 261,1 8,6 3 2 0,6 1,4 1000 30 209,3 8,8 4 2,5 0,9 1,6 1000 34 184,7 8,9 5 3 1,2 1,8 1000 41 153,2 8,3 6 3,5 1,4 2,1 1000 49 128,2 8,1 7 4 1,6 2,4 1000 69 91 6,6 Число оборотов в минуту 2857 2500 2000 1764 1463 1224 869 Мощность N , Вт 7,2 8,6 8,8 8,9 8,3 8,1 6,6

Слайд 12

По полученным данным строем в Microsoft Excel кривую зависимости мощности от числа оборотов: Из графика видно, что максимальную мощность электродвигатель развивает при определенном режиме, т. е. тогда, когда он делает 1800 оборотов в минуту .

Слайд 13

Следует иметь в виду, что в этой исследовательской работе определяется мощность, которая развивается на шкиве данной установки. Она не будет соответствовать полной мощности, указанной на электродвигателе, так как значительную мощность поглощает счетчик оборотов. ПРИМЕЧАНИЕ Данная работа может иметь более серьёзную перспективу и малые потери при использовании более современного электронного счётчика оборотов.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию
СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж»

Исследовательская работа:

«Определение зависимости мощности на валу электродвигателя от нагрузки»

Работу выполнили:

Сафронов Алексей Валерьевич

Савин Иван Андреевич

Преподаватель:

Поклаков Владимир Аркадьевич

Санкт-Петербург

2015 г.


Содержание:

1. Введение 3

2. Цель исследования3        

3. Исследование зависимости мощности на валу коллекторного электродвигателя от нагрузки3

4. Назначение установки 4

5. Технические характеристики установки4

6. Устройство установки4

7. Ход работы5

8. Примечание7

9. Литература7


Введение

Электрические машины – самые распространенные машины в народном хозяйстве. Почти вся электрическая энергия вырабатывается электрическими генераторами, установленными на электростанциях, и более чем две трети этой энергии преобразуется электрическими двигателями в механическую энергию.

Конструкции электрических машин очень разнообразны. Они зависят от типа, назначения и мощности. По роду тока электрические машины подразделяются на машины переменного тока (синхронные и асинхронные) и машины постоянного тока – коллекторные. Однако есть машины переменного тока коллекторные и постоянного тока бесколлекторные (вентильные).

Каждая электрическая машина рассчитана на работу при определённом напряжении сети, с определённой частотой вращения, током и мощностью. Эти данные называют номинальными и указывают на паспортной табличке, которую укрепляют на корпусе машины. Если электрический двигатель или генератор нагрузить больше, чем указанно в паспортной табличке, его нагрузка и ток в его обмотках будет также больше номинального. Электрические потери возрастут, нагрев обмоток увеличится и может превзойти допустимый для их изоляции предел. Изоляция обмоток потеряет электрическую прочность, машина выйдет из строя.

Большее внимание мы хотим уделить коллекторным двигателям. Данный тип электрических двигателей часто встречается в бытовых приборах (чаще всего в стиральных машинах), электроинструментах, токарных и фрезерных станках, и др. Коллекторные электродвигатели стоят в стиральных машинах (но не во всех моделях), пылесосах, электроинструменте, детских игрушках и т. д. Главной отличительно их особенностью является наличие неподвижных обмоток статора и обмоток на валу (якорь), на которые подается напряжение при помощи коллектора и графитных щеток.устройство и места проверки коллекторного электродвигателя

Цель исследования.

Исследовать зависимость мощности на валу коллекторного электрического двигателя от нагрузки и определить, при каком режиме двигатель разовьет максимальную мощность.

Исследование зависимости мощности на валу коллекторного электродвигателя от нагрузки.

Для определения мощности коллекторного электродвигателя мы воспользовались установкой, выпущенной по ТУ 79 РСФСР 408-74 заводом «Физприбор» в городе Киров.

Назначение установки:

Установка предназначена для выполнения работ по определению мощности электродвигателя методом ленточного тормоза.

Технические характеристики установки:

Электродвигатель типа МУН-2

80 Вт

Диаметр шкива

60 мм

Число оборотов электродвигателя

6000 об/мин

Предельная нагрузка динамометров

4 Н


Устройство установки:

Установка представляет собой коллекторный электродвигатель типа МУН-2 мощностью 80 Вт, напряжением 220 В, смонтированный на горизонтальной панели. Допускается электродвигатель типа УЛ-042 М мощностью 40 Вт.

На панели установлены: стойка с продольной прорезью (по стойке перемещаются планка с прикреплёнными к ней двумя динамометрами), держатель со счётчиком числа оборотов, пусковой реостат, закрытый чехлом, и помехоподавляющее устройство.

На ось электродвигателя надет шкив диаметром 60 мм с выступами по сторонам.

Шкив охватывается ленточным тормозом, концы которого связаны с динамометрами, имеющими две шкалы: левая на 4 ньютона с ценой деления 1/10 ньютона, правая на 400 Г с ценой деления 10 Г.

Ось электродвигателя выходит за торец шкива и имеет фрикционное соединение со счётчиком оборотов.

Счетчик оборотов состоит из корпуса, червячного винта, зубчатого диска со шкалой и поворотного кольца со стрелкой-указателем. Шкала счётчика оборотов имеет деления от 0 до 200. Каждое деление соответствует двум оборотам электродвигателя. Конструкция держателя даёт возможность выключать счётчик путем перемещения его в небольших пределах вдоль оси электродвигателя. Поворотом верхнего кольца можно устанавливать указатель на нулевое деление шкалы.

Ход работы:

Планку с динамометрами закрепляем в прорези стойки таким образом, чтобы указатели динамометров устанавливались на нуле.

Прибор через реостат включаем в сеть напряжением 220 В.

Затем динамометры передвигаем немного вверх, натягивая ленточный тормоз. В результате этого динамометры дадут разные показатели F1 и F2, которые записываем в таблицу результатов измерений. Разность показаний динамометров равна силе тяги электродвигателя – F. Работа этой силы за один оборот шкива выражается так:

где A – работа, совершаемая электродвигателем за один оборот шкива;

D  диаметр шкива;

F – сила тяги электродвигателя.

Наблюдая за счётчиком оборотов, улавливаем момент совпадения нулевого деления шкалы счётчика с указателем кольца и пускаем секундомер.

Отсчитав по шкале счётчика 1000 оборотов, секундомер устанавливаем.

Полученные результаты (число оборотов и время, за которое электродвигатель проделал данное число оборотов) заносим в таблицу.

Не выключая электродвигатель, поднимаем динамометры несколько выше с таким расчётом, чтобы нагрузка на динамометры изменилась примерно на 0,5 ньютон, и снова проводим измерения, как было указанно выше.

Постепенно увеличивая натяжение ленточного тормоза, повторяем опыт несколько раз.

Получив все необходимые данные, мы рассчитываем мощность электродвигателя и заносим их в последнюю графу таблицы.

Мощность электродвигателя вычисляем по формуле:

где  – радиус шкива в (м);

 – число оборотов за время ; 

 – тормозящая сила, равная силе тяги электродвигателя в (кН);

 – время в (сек.), за которое электродвигатель сделал  оборотов;

 – угловая скорость шкива;

 Дж/кН – переводный коэффициент, позволяющий получить окончательный результат в ваттах.


Таблица результатов измерений:

Номер

опыта

Показания динамометра №1

F1, Н

Показания динамометра №2

F2, Н

Сила тяги

F, Н

Число оборотов двигателя  

Время t, с

Угловая скорость

, с-1

Мощность N, Вт

1

1

0,2

0,8

1000

21

299

7,2

2

1,5

0,4

1,1

1000

24

261,1

8,6

3

2

0,6

1,4

1000

30

209,3

8,8

4

2,5

0,9

1,6

1000

34

184,7

8,9

5

3

1,2

1,8

1000

41

153,2

8,3

6

3,5

1,4

2,1

1000

49

128,2

8,1

7

4

1,6

2,4

1000

69

91

6,6

По данным 5-ой и 6-ой граф таблицы вычисляем число оборотов электродвигателя в минуту (60n/t) при разных режимах работы и строем в Microsoft Excel кривую зависимости мощности от числа оборотов:

Число оборотов

в минуту

Мощность N, Вт

2857

7,2

2500

8,6

2000

8,8

1764

8,9

1463

8,3

1224

8,1

869

6,6

Из графика видно, что максимальную мощность электродвигатель развивает при определенном режиме, т. е. тогда, когда он делает 1800 оборотов в минуту.

Следует иметь в виду, что в этой исследовательской работе определяется мощность, которая развивается на шкиве данной установки. Она не будет соответствовать полной мощности, указанной на электродвигателе, так как значительную мощность поглощает счетчик оборотов.


Примечание.

Данная работа может иметь более серьёзную перспективу и малые потери при использовании более современного электронного счётчика оборотов.

Техника безопасности и производственная санитария

При эксплуатации изделия «Прибор для определения мощности электродвигателя» необходимо учитывать следующие виды опасности:

  1. Шум и вибрацию, возникающую при работе электродвигателя.
  2. Напряжение электрического тока для питания электродвигателя.
  3. При эксплуатации изделия корпус электродвигателя должен быть подключен к защитному заземляющему устройству.
  4. При подключении в сеть электродвигателя и реостата категорически запрещается касаться токоведущих частей.
  5. С поврежденным электроизолирующих кожухом, закрывающим реостат и помехоподавляющее устройства, прибор эксплуатировать запрещается.
  6. Работу производить с использованием индивидуальных средств защиты.
  7. Не допускается эксплуатация электродвигателя и реостата с проводами, имеющими поврежденную изоляцию.
  8. Во время демонстрации опыта запрещается касаться вращающихся частей.
  9. После демонстрации опытов необходимо отключить прибор от электросети выведением ползунка реостата и отключением штепсельной вилки.


Литература

  1. Касаткин А.С. Основы электротехники. – М.: Высшая школа, 1986.
  2. Покровский А.А. Практикум по физике. – М.: Просвещение, 1982.
  3. http://fb.ru/article/163900/kollektornyiy-elektrodvigatel-universalnyiy-kollektornyiy-elektrodvigatel


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классики (и не только) экспериментируют. Небольшая подборка стихов, написанных посредством использования одной части речи.

Отдыхаем с пользой! Вашему вниманию предлагается ряд стихотворений, где поэты постарались передать свои мысли, используя минимальные языковые средства....

Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.

Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....

Экспериментируем в домашних условиях

Домашние экспериментальные работы  по физике для 7 класса...

Модуль для учащихся 5-х классов "Экспериментируем дома"

Учебно-воспитательные задачи модуля (курса) «Экспериментируем дома» решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов и ведущих идей, составляющих основу для по...

Исследовательская работа «Я исследую мир: Осторожно! Грипп!»

Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя  двоюродная сестра. Я обратила внимание, что она почти всё время спит. Я заинтересовалась, сколько же должен спать ре...

Мастер-класс "Экспериментируем, изобретаем, узнаём опытным путём"

Мастер-класс будет полезен педагогам начальной школы и педагогам дополнительного образования для объяснений сложных явлений природы с помощью простых экспериментов. На мастер-классе вы узнаете, как пр...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) "Учимся экспериментировать!"

В сценарии семинара-практикума по теме «Учимся экспериментировать!» представлен материал по организации опытно-экспериментальной деятельности с учащимися 6-7 лет в домашних условиях....