Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"
рабочая программа по физике (5, 6 класс) на тему

Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть реалиаювана в урочной или внеурочной деятельности обучающихся по выбору образовательного учреждения. Данная программа обеспечена учебными изданиями в составе УМК по физике для основной школы.

Учителям физики, методистам, администрации образовательных учреждений для использования а составе основной образовательной программы образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zanimatelnaya_fizika_5-_6kl.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ

ФИЗИКА

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 5-6 классы

Е. М. Шулежко  A .T. Шулежко

Москва

БИНОМ. Лаборатория знаний

                                                                 2012

УДК 372.016.53 ББК 74.262.22 Ш95

Шулежко Е. М.

Ш95 Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5-6 класс / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 40 с. : ил.

ISBN 978-5-9963 1500-0

Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть реалиаювана в урочной или внеурочной деятельности обучающихся по выбору образовательного учреждения. Данная программа обеспечена учебными изданиями в составе УМК по физике для основной школы.

Учителям физики, методистам, администрации образовательных учреждений для использования а составе основной образовательной программы образовательного учреждения.

УДК 372.016.53 ББК 74.262.22

Учебное мздамме

Шулежко Елена Михайловна Шулежко Александр Терентьевич

ФИЗИКА: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

5—6 класс


СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................4

Программа по физике для учащихся 5—6 классов.........11

1. Пояснительная записка с общей характеристикой учебного предмета и конкретизированными, с учетом специфики учебного предмета, целями и задачами обучения физике на пропедевтическом этапе............11

2. Описание места пропедевтического курса физики

в учебном плане....................................14

3. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного курса...................15

4. Основное содержание...............................18

5. Тематическое планирование с определением основных видов и планируемых результатов

учебной деятельности...............................24

6. Программа по созданию внеурочных проектов

по физике.........................................34

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.....38


ВВЕДЕНИЕ

В общеобразовательной школе помимо уроков всегда были популярны всевозможные кружки, факультативы и конкурсы, в которых учащиеся принимали участие по желанию. Увлеченные своим делом преподаватели стремились поддержать интерес к изучению предмета и предлагали кружки и другие интересные занятия еще до начала изучения предмета.

Целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями и интересами ребенка.

В данное издание входит материал для подготовки образовательной программы образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования по физике в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Согласно ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в рамках части (30 %), формируемой участниками образовательного процесса. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных, мета-предметных результатов и предметных результатов по физике. Авторами выделены требования к личностным результатам, группа метапредметных результатов, развитие которых обеспечивается использованием программы и учебников по физике для 5 и 6 классов.


Введение

Предлагаемая авторская программа по физике для 5-6 классов содержит:

1) пояснительную записку с общей характеристикой учебного предмета и конкретизированными с учетом специфики учебного предмета целями и задачами обучения;

2) описание места учебного курса в учебном плане;

3) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;

4) содержание учебного курса;

5) тематическое планирование с определением основных видов и планируемых результатов учебной деятельности;

6) программу по созданию внеурочных проектов по физике;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для образовательных учреждений, реализующих физико-математический или естественнонаучный профили, важное значение имеет пропедевтика перечисленных предметов в 5-6 классах основной школы. Именно непрерывная система предметной подготовки обеспечивает:

  • формирование целостной научной картины мира;
  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Представленная авторская программа по физике для 5-6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она может быть реализована в урочной или внеурочной деятельности обучающихся по выбору образовательного учреждения. Программа обеспечена учебниками для 5 и 6 классов в составе учебно-методического комплекта (УМК) по физике для основной школы. Готовятся к изданию учебники физики указанных авторов для 7-9 классов.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к предметному курсу в составе основной образовательной программы основного общего образования. Учитель физики вправе использовать программу без изменений. Вместе с тем с учетом специфики региональных условий, уровня подготовленности учеников, а также с целью использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий учитель может вносить изменения в предлагаемую авторскую учебную программу.

Учитель может вносить коррективы во все структурные элементы используемой авторской программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса: определять новый порядок изучения материала, перераспределять учебное время, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т. д. Все коррективы, внесенные в используемую авторскую учебную программу, обосновываются в пояснительной записке и отражаются в соответствующих структурных компонентах программы.

Вне зависимости от того, используется ли учителем программа без изменений или это измененная программа, она является рабочей программой учителя и должна быть всегда в его кабинете. Форма представления рабочей программы не регламентирована, каждый педагог вправе выбрать ее самостоятельно либо по образцу, принятому администрацией образовательных учреждений (организаций).

Современные направления создания и использования информационной образовательной среды (ИОС) школы предоставляют много новых возможностей в развитии авторских методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, профильные интересы детей, т. е. повсеместно в массовой школе реализовывать педагогику развития ребенка. В целях активного использования возможностей ИОС издательство и БИНОМ. Лаборатория знаний* осуществляет интерактивную методическую поддержку учителей через сайт методической службы (http://nnetodist.lbz.ru). Всевозможные конкурсы, олимпиады, видеолекции авторов УМК и ведущих ученых страны, интернет-газета, форумы позволят быть в курсе всех актуальных изменений в преподавании предмета.

Комплексное использование в работе всех составляющих УМК издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» способствует формированию у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения, направлено на развитие потребности к познанию и формированию системного опыта познавательной деятельности с опорой на математическую культуру и методологический аппарат информатики и физики, а также практическое применение знаний и умений, активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности.

В период внедрения ФГОС серия сборников  Программы и планирование* призвана обеспечить администрацию образовательных учреждений и учителей предметников необходимым содержательным материалом для подготовки основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учетом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

При подготовке сборников учитывались все действующие положения нормативных правовых актов системы образования Российской Федерации. Поскольку ФГОС утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, он является нормативным документом федерального уровня, которым следует руководствоваться работникам системы образования всех уровней. В соответствии с ФГОС, разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования. В свою очередь, примерная основная образовательная программа основного общего образования по настоящее время не утверждена уполномоченными органами, осуществляющими управление в сфере образования, и поэтому не является нормативным документом. В структуре правовой информации примерная программа основного общего образования, подготовленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО и одобренная Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, относится к иной правовой информации (наряду с инструкциями, информационными письмами, научными статьями) и может являться только ориентиром для образовательных учреждений.

Программы предметных курсов, предлагаемые различными авторами, не требуют отдельного утверждения органами, осуществляющими управление в системе образования разных уровней, поскольку входят в УМК автора и издаются аккредитованными издательствами. Но рабочими программами они становятся тогда, когда вошли в структуру основной образовательной программы образовательного учреждения и учитывают специфику данного учреждения.

При выборе учебных и методических изданий образовательные учреждения должны руководствоваться, прежде всего, статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» , в которой к полномочиям образовательного учреждения отнесено «определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательлном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализирующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».

Федеральные перечни учебников ежегодно формируются на основе результатов экспертизы, проводимой наиболее авторитетными в области науки и образования организациями страны: Российской академией наук, Российской академией образования. Однако надо иметь в виду, что Российская академия наук оценивает только соответствие содержания учебника современным представлениям науки о соответствующей области действительности. Функция Российской академии образования сводится к анализу соответствия учебника образовательному стандарту и возрастным возможностям учащихся определенной возрастной группы.

Согласно ГОСТ 7.60-90 ^Издания. Основные виды. Термины и определения «учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания». Таким образом, согласно определению учебник обладает двумя формальными, но весьма важными признаками: он полностью соответствует учебной программе и имеет официальный гриф министерства о допуске или рекомендации.

Учебник в современной информационной образовательной среде следует рассматривать не отдельно, а как компонент предлагаемого УМК, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий (УУД) на ступени основного общего образования в соответствии с ФГОС. В целом УМК понимается как открытая система учебных и методических пособий на печатной и (или) электронной основе, являющихся источниками учебной и методической информации, предназначенных для участников образовательного процесса и ориентированных на обеспечение эффективной учебной деятельности школьников, развитие их способностей, склонностей, удовлетворение их познавательных потребностей и интересов. Каждый компонент УМК (учебная программа, учебник, книги для учителя, книги для ученика, задачники, сборники тестовых заданий, лабораторный журнал, дидактические материалы по учебному предмету, CD-диски, средства ИКТ и др.) обеспечивает свои приоритетные функции.

Состав УМК определяется сочетанием принципа функциональной полноты, отражающего требования обеспечения всех видов учебной деятельности школьника, предусмотренных методической системой обучения предмету, и принципа минимизации (оптимизации) набора компонентов УМК. При этом важно понимать возможность дальнейшего совершенствования и развития состава УМК, что и заложено в его определении как открытой системы.

Следует отметить, что основная, координирующая роль среди всех учебных и методических материалов, входящих в состав УМК, а также других источников учебной информации неформального образования отводится школьному учебнику. Необходимо полное соответствие всей системы учебных и методических материалов, входящих в состав УМК, содержанию и структуре учебника. В то же время изложение учебного материала в учебнике должно быть ориентировано на полное использование всех компонентов УМК. Это и определяет требование компактности учебника (оптимизации по объему учебной информации).

Отсюда важным выводом, позволяющим учителям и администрации образовательного учреждения правильно ориентироваться в выборе учебных изданий, является то, что, выбрав учебник из Федерального перечня, можно в учебном процессе использовать все остальное его «окружение», входящее в УМК. Можно считать, что официальный гриф министерства о допуске или рекомендации относится не только к учебнику, а ко всему УМК.

Можно еще проще аргументировать свой выбор учебных пособий для их использования в учебном процессе. Вполне достаточно, чтобы они были изданы организацией, которая есть в приказе Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях». Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» в этом перечне присутствует. Аналогичное разъяснение есть в письме Департамента общего образования Минобрнауки России «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» № 03-105 от 10 февраля 2011 г., направленное руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

Методическая служба издаумельстйеа <ДИ^ЮЖ. Лаборатория знании*


ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

для учащихся 5—6 классов

1. Пояснительная записка с общей характеристикой

учебного предмета и конкретизированными,

с учетом специфики учебного предмета,

целями и задачами обучения физике

на пропедевтическом этапе

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.

Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Содержание физического образования в каждой конкретной школе определяется инвариантной (базовой) и вариативной составляющими. Вариативная часть физического образования учитывает особенности ученика, учителя, школы, региона. Инвариантная часть определяет материал, минимально необходимый для решения приоритетных задач физического образования в основной школе.

Опираясь на своеобразие учащихся, уровень развития их индивидуальных способностей, каждый учитель может выбрать или разработать образовательную программу, обеспечив ее дидактическое и методическое наполнение, которое соответствует ФГОС.

Непрерывная система физического образования в системе основного общего и среднего полного общего образования представляет собой последовательные, связанные между собой этапы обучения: пропедевтика физики в 5 и 6 классах, основная школа (7-9 классы), старшая профильная школа (10-11 классы).

Пропедевтика — введение в науку, в переводе с греческого языка (propaideuo) означает 4 предварительно обучают. Под пропедевтикой мы понимаем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме, который осуществляет предварительную подготовку учащихся к изучению предмета в основной школе и далее в старшей школе.

Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5—6 классах является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования и осуществляется в настоящее время согласно базисному учебному плану в рамках предмета ^ естествознание ^.

Преобразование структуры и содержания курса физики, в связи с модернизацией системы общего образования в стране, вызывает необходимость серьезных изменений в пропедевтике (подготовке учащихся к изучению систематического курса физики).

Разработанный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.

Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Целями изучения пропедевтического курса физики в 5 и 6 классах являются:

1) развитие интереса и творческих способностей младших школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;

2) приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;

3) формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

1) знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

2) приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

3) формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;

4) формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;

5) овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

6) понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

2. Описание места пропедевтического курса

физики в учебном плане

Представленная авторская программа по физике для 5—6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она может быть реализована в урочной или внеурочной деятельности обучающихся по выбору образовательного учреждения.

Для изучения предметного пропедевтического курса физики необходимо выделить 140 часов . Тематическое планирование для обучения в 5—6 классах  составлено из расчета 2 часа в неделю .

Распределение учебного времени по темам является примерным. Учителю предоставляется право изменять порядок изучения отдельных вопросов внутри темы.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Общими предметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:

1) феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественное объяснение причины их возникновения;

2) умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц:

* научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

* научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

3) умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств (например, сборка устойчивых конструкций, конструирование простейшего фото аппарата и микроскопа, изготовление электронного ключа и источника тока), решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

5) умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

6) формирование убеждения в закономерности связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

7) развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

8) коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения в пропедевтическом курсе физики, на которых основываются общие результаты, являются:

1) умение приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников, расширение тел при нагревании, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, виды теплопередачи, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;

2) умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, температуру, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, архимедовой силы от объема тела, периода колебаний маятника от его длины, угла отражения от угла падения света;

4) умение применять элементы молекулярно-кинетической и электронной теорий для объяснения явлений природы: расширение тел при нагревании, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, электризация тел;

5) умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и пр.).

Метапредметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2) овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5) развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

6) приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

7) приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

4. Основное содержание

5 класс

Мы познаем мир, в котором живем (12 часов)

Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.

Демонстрации:

1. Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.

2. Различные измерительные приборы.

Лабораторные работы:

1. Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.

2. Изготовление линейки и ее использование.

3. Определение цены деления измерительного прибора.

Пространство (20 часов)

Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.

Демонстрации:

1. Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.

2. Ориентация на местности при помощи компаса.

3. Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера.

4. Мерный цилиндр (мензурка).

Лабораторные работы:

1. Различные методы измерения длины.

2. Измерение углов при помощи транспортира.

3. Измерение площадей разных фигур.

4. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.

Время (6 часов)

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

Демонстрации:

1. Наблюдение падения капель воды при помощи стробоскопа.

2. Действие электромагнитного отметчика.

3. Измерение интервалов времени при помощи маятника.

4. Измерение пульса.

Лабораторные работы:

1. Измерение периода колебаний маятника.

2. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости.

Движение (12 часов)

Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.

Демонстрации:

1. Равномерное движение.

2. Неравномерное движение.

3. Относительность движения.

4. Прямолинейное и криволинейное движение.

5. Стробоскопический метод изучения движения тела.

Лабораторные работы:

1. Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).

2. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.

3. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.

4. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.

Взаимодействия (18 часов)

Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.

Демонстрации:

1. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

2. Силы трения покоя, скольжения.

3. Зависимость архимедовой силы от объема тела, погруженного в жидкость.

4. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

1. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.

2. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.

3. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.

4. Изучение зависимости силы трения от веса тела.

5. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

6. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.

7. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.


6 класс

Строение вещества. Тепловые явления (22 часа)

Инертность тел. Масса. Гипотеза о дискретном строении вещества.

Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела. Агрегатные состояния вещества. Плотность.

Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц. Термометр. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение.

Давление газа. Зависимость давления газа от температуры. Атмосфера Земли. Погода и климат. Влажность воздуха. Образование ветров.

Демонстрации:

1. Опыты, иллюстрирующие инертные свойства тел при взаимодействии с другими телами.

2. Тела равной массы, но разной плотности.

3. Тела равного объема, но разной плотности.

4. Способы измерения плотности вещества.

5. Модель хаотического движения молекул.

6. Сжимаемость газов.

7. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.

8. Механическая модель броуновского движения.

9. Диффузия газов, жидкостей.

10. Объем и форма твердого тела, жидкости.

11. Обнаружение атмосферного давления.

12. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторные работы:

1. Измерение массы тела рычажными весами.

2. Измерение плотности вещества.

3. Измерение температуры вещества.

4. Градуировка термометра.

5. Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состояниях.

6. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Электромагнитные явления (22 часа)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Электрон. Строение атома. Ион.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Проводники и изоляторы. Действия электрического тока. Преобразование энергии при нагревании проводника с электрическим током. Электричество в быту. Производство электроэнергии. Меры предосторожности при работе с электрическим током. Природное электричество.

Взаимодействие магнитов. Электромагнитные явления. Применение электромагнитов.


Демонстрации:

1. Электризация различных тел.

2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.

3. Определение заряда наэлектризованного тела.

4. Составление электрической цепи.

5. Нагревание проводников током.

6. Взаимодействие постоянных магнитов.

7. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.

Лабораторные работы:

1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.

2. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.

3. Изучение взаимодействия магнитов. Определение полюса немаркированного магнита.

4. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.

Звуковые явления (8 часа)

Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. Способность слышать звук. Музыкальные звуки. Эхолокация.

Демонстрации:

1. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

2. Колеблющееся тело как источник звука.

3. Механическая продольная волна в упругой среде.

Световые явления (18 часов)

Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Преломление света. Линза. Способность видеть. Дефекты зрения. Очки. Фотоаппарат. Цвета. Смешивание цветов.

Демонстрации:

1. Прямолинейное распространение света.

2. Образование тени и полутени.

3. Отражение света.

4. Законы отражения света.

5. Изображение в плоском зеркале.

6. Преломление света.

7. Разложение белого света в спектр.

8. Ход лучей в линзах.

9. Получение изображений с помощью линз.

Лабораторные работы:

1. Проверка закона отражения света.

2. Наблюдение преломления света.

3. Получение изображений с помощью линз.

5. Тематическое планирование с определением основных видов

 и планируемых результатов учебной деятельности

5 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

1

11

111

Тема 1.

Мы познаем мир,

в котором живем

(12 часов):

  • Природа. Явления природы.
  • Что изучает физика.
  • Методы научного
  • познания: наблюдение,
  • опыт.
  • Моделирование.
  • Физические величины
  • и их измерения.
  • Измерительные приборы.  
  • Что мы знаем о строении.

          Вселенной

Методы исследования:

1. Измерение физических величин.

2. Оценка погрешности измерения.

3. Использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.

Наблюдение механических, тепловых, электромагнитных, звуковых и световых явлений природы; использование различных измерительных приборов.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.

2. Изготовление линейки и ее использование.

3. Определение цены деления измерительного прибора

Уметь применять

понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор.

Уметь определять

цену деления


I

II

III

Тема 2. Пространство

(20 часов):

Пространство и его свойства,  

Измерение размеров

разных тел.

  Углы помогают изучать пространство,  Измерение углов в астрономии и

географии,

 Как и для чего

измеряется площадь

разных поверхностей,  Как и для чего

измеряют объем тел.

Методы исследования пространства:

1. Использование измерительных приборов: измерительная линейка, транспортир, палетка, мерный цилиндр.

2. Измерение расстояний, углов, площадей, объемов.

3. Использование результатов измерения для предсказания направления движения тел, для предсказания расположения плоских фигур на плоскости и объемных тел в пространстве.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Использование мер длины: метр, дециметр, сантиметр.

2. Ориентация на местности при помощи компаса.

3. Измерение углов при помощи транспортира.

4. Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера.

5. Измерение площадей различных фигур.

6. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра

Уметь применять понятия: длина,

угол, площадь, объем.

Уметь определять

цену деления измерительного прибора.

Уметь правильно пользоваться линейкой, мерным цилиндром, транспортиром, палеткой


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

1

11

111

Тема 3.

Время (6 часов):

  • Время.
  • Измерение интервалов времени.
  • Год. Месяц. Сутки.
  • Календарь

Методы исследования времени

1. Использование измерительных приборов: часы, секундомер, электромагнитный отметчик.

2. Измерение интервалов времени.

3. Заполнение таблиц, в которых отражена зависимость периода колебаний маятника от длины нити.

Наблюдение падения капель воды при помощи

стробоскопа.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Измерение интервалов времени при помощи маятника.

2. Измерение пульса.

3. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости

Уметь применять

понятия: интервал времени, сутки, месяц, год.

Уметь использовать

секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени

Тема 4.

Движение (12 часов):

  • Механическое движение,  
  • Траектория,  
  • Прямолинейное и  криволинейное движение,
  • Путь. Скорость,
  • Равномерное и

неравномерное движение,

  • Относительность движения,
  • Движение планет

Солнечной системы

МелюЗм исследования лмляммческозо движения:

1. Использование измерительных приборов: измерительная линейка, часы, электромагнитный отметчик.

2. Использование стробоскопического метода изучения движения тела.

3. Измерение расстояний, интервалов времени, скорости.

4. Заполнение таблиц, в которых отражена зависимость пути и скорости от времени при прямолинейном движении.

Наблюдение равномерного и неравномерного, прямолинейного и криволинейного движения, относительности движения.

Фронтальные лаборатоюные работы:

1. Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).

2. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.

3. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.

4. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета

Уметь применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость.

Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, сила, период колебаний маятника.

Уметь читать

и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

II

III

Тема 5.

Взаимодействия

(18 часов):

  • Взаимодействие тел.
  • Земное притяжение.
  • Упругая деформация.
  • Трение.
  • Сила.
  • Силы в природе: сила

тяготения, сила

тяжести, сила трения,

сила упругости,

  • Векторное изображение
  • силы,  
  • Сложение сил.
  • Равнодействующая
  • сила,  
  • Архимедова сила,  Движение
  • невзаимодействующих
  • тел.  
  • Энергия.
  • Кинетическая энергия,  
  • Потенциальная

энергия,  

Преобразование

энергии,  Энергетические ресурсы

Мелмйм исследонаммя .механических делении.'

1. Использование измерительных приборов: измерительная линейка, динамометр.

2. Измерение расстояний, силы.

3. Использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.

4. Заполнение таблиц, в которых отражены зависимости физических величин, характеризующих взаимодействия тел.

Наблюдение зависимости силы упругости от деформации пружины, силы трения покоя, скольжения, силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость, перехода потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Фронтальные лабораторные работы:

1. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.

2. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.

3. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.

4. Изучение зависимости силы трения от веса тела.

5. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

6. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.

7. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной

Уметь применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия.

Уметь применять

зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии.

Уметь измерять

силы.

Уметь изображать

графически силы на чертеже в заданном масштабе.

Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины

6 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне

учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

П

III

Тема 6.

Строение вещества.

Тепловые явления

(22 часов):

  • Инертность тел.
  • Масса,
  • Гипотеза о дискретном
  • строении вещества,  Непрерывность и
  • хаотичность движения
  • частиц вещества,
  • Диффузия,
  • Броуновское движение,  Взаимодействие частиц
  • вещества,
  • Модели газа, жидкости
  • и твердого тела,  Агрегатные состояния,  Плотность,
  • Температура

 Методы исследования тепловых явлений:

1. Использование измерительных приборов (термометр).

2. Использование результатов эксперимента для предсказания хода физических явлений.

3. Применение основных положений молекулярно-кинетической теории вещества для объяснения разной сжимаемости твердого тела, жидкости и газа, зависимость давления газа от температуры.

Наблюдение опытов, иллюстриртлощих инертные свойства тел при взаимодействии с другими телами, сжимаемости газов, свойств газа занимать весь предоставленный ему объем, диффузии газов, жидкостей, сцепления свинцовых цилиндров, проявление атмосферного давления. Изучение тел равной массы или объема, но разной плотности, модели броуновского движения молекул

Уметь применять

положение о том, что все тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействии, для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, конвекции, теплопроводности.

Уметь применять понятия:

инерция, масса, плотность вещества; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); температура.

Уметь применять формулу

плотности.

Уметь измерять и вычислять

физические величины: масса, плотность

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

II

III

Тема 6.

Строение вещества.

Тепловые явления

(22 часа):

  • Связь температуры
  • с хаотическим движением
  • частиц, Термометр, Теплопередача:
  • теплопроводность,
  • конвекция, излучение,  Давление газа,  Зависимость давления газа
  • от температуры,  Атмосфера Земли,  Погода и климат,  Влажность воздуха,  Образование ветров

Фронтальные лабораторные работы:

1. Измерение массы тела рычажными весами.

2. Измерение плотности вещества.

3. Измерение температуры вещества.

4. Градуировка термометра.

5. Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состояниях.

6. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

Уметь правильно пользоваться таблицами физических величин (находить по таблицам значения плотности разных веществ).

Уметь решать качественные задачи на основные положения молекулярно-кинетической теории, на сравнение давлений холодного и горячего газа с использованием знаний о различных способах теплопередачи. Решать расчетные задачи (в одно действие) с применением формулы плотности.

Уметь использовать термометр

I

II

III

Тема 7. Электромагнитные явления

(22 часов):

  • Электризация тел.  Электрический заряд,  Взаимодействие зарядов,
  • Два вида электрического заряда,  Электрон,  
  • Строение атома,  Ион.
  • Электрический ток.  Источники электрического тока,  
  • Электрическая цепь,  Проводники и изоляторы,  Действия электрического тока,  Преобразование энергии при
  • нагревании проводника
  • с электрическим током,  Электричество в быту,  Производство электроэнергии,  Меры предосторожности при работе с электрическим током.
  • Природное электричество,  Взаимодействие магнитов,  Электромагнитные явления,  Применение электромагнитов

Методы исследования электромагнитных делений:

1. Наблюдение электрических и магнитных взаимодействий (электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел, взаимодействия постоянных магнитов, расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки

с током), нагревания проводников током.

2. Изображение схемы собранной электрической цепи.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.

2. Определение заряда наэлектризованного тела.

3. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.

4. Изучение взаимодействия магнитов.

5. Определение полюса немаркированного магнита.

6. Сборка электромагнита

и изучение его характеристик

Уметь применять понятия:

электрон,электрический ток в металлах,электрическая цепь.

Уметь применять

положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков,электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.

Уметь приводить

примеры теплового и магнитного действия тока.

Уметь рисовать

изображения простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по наглядному изображению

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

II

Ш

Тема 8. Звуковые явления

(8 часа):

  • Звук.
  • Источники звука,  
  • Звуковая волна,  
  • Эхо.  
  • Громкость и высота звука,  Способность слышать звук.
  • Музыкальные звуки,
  • Эхолокация

Мелмйм исследования звуковмдс далекий:

1. Наблюдение колебания звучаших тел. изменение громкости звука при изменении амплитуды колебаний, изменение высоты звука при изменении частоты колебаний.

2. Использование результатов наблюдений для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.

Фюонтальные лабораторные работы:

1. Изучение свободных колебаний груза на нити и груза на пружине.

2. Изучение колеблющихся тел как источников звука.

3. Изучение механической продольной волны в упругой среде

Уметь применять понятия:

амплитуда, период колебаний, волна, длина волны. Практическое применение: использование звуковых волн в технике.

Уметь измерять период

колебаний маятника.

Уметь объяснять причины изменения громкости, высоты звука, образования эха

I

II

III

Тема 9.

Методы исследования оптических явлений

Уметь применять

Световые явления

(18 часов):

понятия: прямолиней-

  • Прямолинейное

1. Наблюдение прямолинейного

ность распространения

  • распространение света.

распространения световых лучей,

света, отражение и пре-

  • Луч

образования тени и полутени,

ломление света, фокусное

  • Образование тени

отражения и преломления света,

расстояние линзы.

  • Лунные и солнечные

возникновения изображения в плоском

  • затмения

зеркале, разложения белого света

Уметь применять

  • Отражение света

в призме.

законы отражения

  • Закон отражения света

2. Построение хода лучей при образовании

света.

  • Зеркала плоские, выпуклые

тени и полутени, при отражении от

  • и вогнутые.

плоского зеркала. Построение хода пре-

Уметь получать

  • Преломление света.

ломленных лучей в плоскопараллельной

изображение предмета

  • Линза
  • Способность видеть

пластинке. Построение изображения в собирающей линзе.

с помощью линзы

  • Дефекты зрения

3. Использование транспортира для

  • Очки

измерения углов при изучении

  • Фотоаппарат

отражения света.

  • Цвета
  • Смешивание цветов

Фронтальные лабораторные работы:

1. Проверка закона отражения света.

2. Наблюдение преломления света.

3. Получение изображений с помощью

линз


6. Программа по созданию

 внеурочных проектов по физике

Усвоение пропедевтического курса, построенного на основе метода научного познания, способствует успешному овладению школьниками естественнонаучными знаниями. Такой метод обучения предполагает самостоятельный поиск информации и конструирование на ее основе новых знаний и умений. Учащиеся, в полном объеме используя свой творческий потенциал, учатся ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Все это способствует повышению их успеваемости по физике и, как следствие, приводит к развитию интереса.

Для формирования у учащихся навыков использования методов научного познания предлагается программа по созданию внеурочных проектов.

Эта программа может быть реализована как самостоятельный курс в системе внеурочной деятельности или дополнить предметный пропедевтический курс физики.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Учащиеся 5 и 6 класса не могут выполнять долговременные трудоемкие проекты. Для освоения метода проектно-исследовательской деятельности детям 11-12 лет рекомендуются творческие задания, для выполнения которых отводится короткий срок (например, одна четверть). По каждому проекту готовится учебно-методический пакет, включающий дидактический материал для учащихся и презентацию проекта.

После того как учащиеся, желающие принять участие в проектной деятельности, определятся с выбором темы, учитель назначает индивидуальные консультации. Во время таких консультаций ученик совместно с учителем ставит конкретные цели, задачи, составляет план работы. Учитель дает рекомендации по выбору способов получения информации, методам выполнения самостоятельных исследований и использованию информационных технологий.

Во время индивидуальных консультаций задача учителя состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными способами сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, проведение экспериментов, работа с Интернетом, литературой, со средствами массовой информации (СМИ).

Отобранная информация должна быть подвергнута обработке. На первых этапах обучения проектной деятельности учитель должен показать учащимся, как выбрать наиболее значимую информацию для выполнения поставленной задачи, как интерпретировать полученные факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Этот этап для учеников является наиболее сложным, и помощь учителя необходима.

Важным является и завершающий этап работы — защита проекта. На этом этапе школьники учатся представлять свою работу, доказывать правоту суждений, отстаивать свое мнение.

Примерный список проектов 5класс

Основное

содержание

по темам

Примерные темы проектов

Тема 1.

Мы познаем

мир, в котором

живем

(6 часов)

Как проводить наблюдения.

Как проводить опыты.

Зачем нужны точные наблюдения.

Измерительные приборы.

Опыты Галилея.

Меры длины.

Планета Земля — наш дом.

История происхождения метра.

Точность измерения.

Тема 2.

Пространство (10 часов)

Как измерить неизмеримое.

Зачем измеряют площадь поверхности разных

тел. Как и для чего измеряют объем тел. Как измерить толщину волоса. Как определить объем капли. Как определить площадь поверхности России. Как определить площадь поверхности Черного

моря. Как определить площадь полуострова Ямал. Какую площадь занимает Москва.

Основное

содержание

по темам

Примерные темы проектов

Тема 3.

Время (3 часа)

Как измеряют время.

История происхождения месяца (года, недели).

История календаря.

Родословная секунды.

От песочных до атомных часов.

Тема 4.

Движение (6 часов)

Способы измерения пройденного пути. Как измерить расстояние на карте. Измерение длины криволинейной траектории. Самые быстрые (медленные) животные. Самые быстрые (медленные) явления. Траектория движения планет. Рекорды скорости.

Скорость движения автобуса в городе. Солнечная система.

Тема 5.

Взаимодействия (9 часов)

Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости.

Земное притяжение.

Почему падают тела.

Загадки трения.

Я обвиняю силу трения.

Я защищаю силу трения.

Архимедова сила.

Можно ли согнуть стальной рельс.

Почему едет автомобиль.

Деформации (растяжение, сжатие, изгиб, ...) в нашей жизни.

Может ли муха победить слона.

Как поднять автомобиль.

Как удержать равновесие.

Равновесие в цирке.

Почему не падает Пизанская башня.

Несгибаемый колос.

Энергия воды.

Использование энергии ветра.

Энергетические ресурсы.

Движение невзаимодействующих тел.

6 класс

Основное

Примерные темы

содержание по темам

проектов

Тема 6.

Я обвиняю инертность.

Строение вещества.

Я защищаю инертность.

Тепловые явления

Как измерить массу.

(11 часов)

Микрокосмос.

Есть ли в беспорядке порядок.

Мал золотник, да дорог.

Могут ли слабые быть сильными.

Как измерить температуру.

Что такое диффузия.

Что такое броуновское движение.

Разные термометры.

Лед, вода и пар.

Жара и холод.

Откуда берется теплота.

Останови молекулу.

Мир беспорядка (газы).

Мир порядка (кристаллы).

Почему жидкости несжимаемы.

Как вырастить кристалл.

Почему пишет карандаш.

Почему воробей нахохлился.

Зачем сковородке деревянная ручка.

Почему в термосе чай горячий.

Почему дрожат листики осины.

Где лучше сделать форточку.

Почему дует ветер.

От чего зависит погода.

Влажность воздуха.

Энергия спички и Солнца.

Энергия тела человека.

Тема 7.

Где рождается электричество.

Электромагнитные

Путешествие электрических зарядов.

явления

От лампочки до компьютера.

(11 часов)

Домофон и телефон.

Магнитные подушки.

Мир постоянных магнитов.

Земля — магнит.

Как работает утюг.

Природное электричество.

Чем опасна молния.

Основное содержание по темам

Примерные темы проектов

Тема 7.

Электромагнитные

явления

(11 часов)

Берегись — электричество!

Как изготовить магнит.

Самодельный электромагнит.

Все ли вещества могут быть магнитами.

Тема 8.

Звуковые явления (4 часа)

Источники звука. Человек в мире звуков. Что такое эхо. Музыкальные звуки. Громкость звука. Высота звука. Как мы слышим. Эхолокация.

Тема 9.

Световые явления (8 часов)

Источники света.

Театр теней.

Лунные затмения.

Солнечные затмения.

Как сломать луч.

Зазеркалье.

Можно ли льдом зажечь огонь.

Как мы видим.

7. Описание учебно-методического

и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со знаниевой на системно-деятельностную и переносится акцент с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные, умения (и стоящие за ними компетенции).

Учебно-методическое обеспечение изучения физики на пропедевтическом этапе реализуется за счет изданной аккредитованным издательством программы обучения физики, учебников *Мир знаний: ФИЗИКА* для 5 и 6 классов, а также постоянно действующей на сайте методической

службы издательства и БИНОМ* авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).

Системно-деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в основную образовательную программу по физике основной школы (в том числе и пропедевтический этап). Система демонстрационных опытов при изучении физики в основной школе предполагает использование как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.

Использование лабораторного оборудования в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение фронтального эксперимента с прямым доступом учащихся к ним в любой момент времени. Это достигается путем их хранения в шкафах, расположенных вдоль задней или боковой стен кабинета или использования специализированных лабораторных столов с выдвижными ящиками.

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует: * формированию такого важного общеучебного умения,

как подбор учащимися оборудования в соответствии

с целью проведения самостоятельного исследования; ж проведению экспериментальной работы на любом этапе

урока; ж уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке

к урокам.

Снабжение кабинета физики электричеством и водой должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специализированными организациями подводится переменное напряжение 42 В

от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числа столов в кабинете.

К демонстрационному столу от щита комплекта электроснабжения должно быть подведено напряжение 42 В и 220 В. В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном. Одно полотно доски в кабинете физики должно иметь стальную поверхность.

В кабинете физики необходимо иметь:

  • противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ.

В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекционного оборудования кабинет должен быть оборудован системой полного или частичного затемнения. В качестве затемнения с электроприводом удобно использовать рольставни.

Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату — лаборантскую — для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Кроме лабораторного и демонстрационного оборудования кабинет физики также оснащают: ж комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской;

* учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

ж картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

* комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика и здоровье 7-8 класс"

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная эк...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика в экспериментах"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика в экспериментах» для учащихся 7 классов составлена на основе  программы   по физике А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Г...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика. Человек. Здоровье» 9 класс

Курс «Физика. Человек. Здоровье» является межпредметным курсом внеурочной деятельности. Он не дублирует содержание базового курса физики 9-го класса и имеет свое особое значение. Во-п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и  физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса

Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения.           ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, физика 7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, физика 7 класс, с использованием оборудования "Точка роста"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»

Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...