КТП физика 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему

Кривилев Александр Викторович

КТП физика 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_9.doc169 КБ
Microsoft Office document icon rp-9kl.2015.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по физике  2015 -2016 учебный год.

9 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

(форма работы)

Средства обучения, демонстрации

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

план

факт

Законы взаимодействия и движения тел (26 часа)

1

Инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета.

(урок изучения нового материала)

Демонстрации:

равномерное прямолинейное движение;

относительность движения.

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.

Знать/понимать понятия: механическое движение, система отсчета, материальная точка.

Уметь приводить примеры механического движения.

Понимать и объяснять относительность механического движения.

2

 Перемещение.

(комбинированный урок)

Траектория, путь, перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Знать понятия: траектория, путь, перемещение. Уметь объяснять их физический смысл.

Уметь определять координату движущегося тела в любой момент времени.

3

Скорость прямолинейного равномерное движения.

 (комбинированный урок)

Демонстрации:

равномерное прямолинейное движение.

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Знать/понимать понятия: равномерное прямолинейное движение, скорость равномерного прямолинейного движения.

Уметь описывать равномерное прямолинейное движение.

4

Прямолинейное равноускоренное движение.

 (комбинированный урок)

Демонстрация равноускоренного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение.

Знать/понимать смысл физических величин: скорость, ускорение.

5

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

График зависимости скорости от времени. График зависимости ускорения от времени.

Уметь строить графики скорости и ускорения.

Уметь описывать движение по графикам.

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

(комбинированный урок)

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Знать понятие перемещение при равноускоренном движении.

7

Решение задач на определение кинематических величин  тела, движущегося равноускоренно.

Перемещение. Скорость. Ускорение. Путь.

Уметь решать задачи на нахождение кинематических величин

8

Лабораторная работа №1, «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.» Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум)

Лабораторное оборудование: секундомер, измерительная лента, желоб, шарик, цилиндр.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Уметь использовать измерительные приборы для расчета ускорения, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы.

9

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Относительность формы траектории. Относительность перемещения и скорости. Движение и покой. Выбор системы отсчета.  Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Расширить  и углубить понятие относительности движения

10

Повторение по теме «Основы кинематики».

 (урок обобщения и систематизации полученных знаний)

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Виды механического движения»

Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Уметь описывать и объяснять равномерное и равноускоренное движение.

Уметь строить и анализировать графики движения.

Уметь объяснять зависимость пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.

11

Контрольная работа №1 «Равномерное и равноускоренное движение».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)

Контрольно-измерительные материалы по теме «Равномерное и равноускоренное движение».

Равномерное и равноускоренное движение.

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

12

Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

(комбинированный урок)

Демонстрация явления инерции.

Анализ контрольной работы №1.

Явление инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Знать/понимать содержание первого закона Ньютона.

Уметь объяснять явление инерции.

Знать понятие инерциальной системы отсчета.

13

Второй закон Ньютона.

(комбинированный урок)

Демонстрация взаимодействия тел, второго закона Ньютона.

Взаимодействие тел. Сила. Второй закон Ньютона.

Знать/понимать содержание второго закона Ньютона; формулу, единицы измерения физических величин в СИ.

14

Третий закон Ньютона.

(комбинированный урок)

Демонстрация третьего закона Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Знать/понимать содержание третьего закона Ньютона.

15

Решение задач на законы Ньютона

Уметь решать задачи на законы Ньютона

16

Свободное падение тел.

(комбинированный урок)

Демонстрация свободного падения тел в трубке Ньютона

Свободное падение.

Ускорение свободного падения.

Знать/понимать смысл понятие ускорение свободного падения.

Уметь объяснять свободное падение тел.

17

Решение задач на движение тела, брошенного вертикально вверх. (комбинированный урок)

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Знать формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх.

18

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения». Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум)

Лабораторное оборудование: математический маятник, линейка, секундомер.

Измерение ускорения свободного падения.

Уметь использовать измерительные приборы для расчета ускорения свободного падения, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы.

19

Невесомость. (урок изучения нового материала)

Невесомость

20

Закон всемирного тяготения.

(комбинированный урок)

Справочная литература.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.

Знать/понимать смысл понятий: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная, смысл закона всемирного тяготения.

21

Решение задач на закон всемирного тяготения.

Уметь решать задачи на ЗВТ

22

Импульс. Закон сохранения импульса.

(урок изучения нового материала)

Демонстрация закона сохранения импульса,

Импульс. Закон сохранения импульса

Знать/понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы.

23

Решение задач на закон сохранения импульса.

Импульс. Закон сохранения импульса

Уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса.

24

Реактивное движение.

(урок изучения нового материала)

Демонстрация реактивного движения.

Реактивное движение.

Уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса.

25

Повторение по теме «Законы динамики».

(урок обобщения и систематизации полученных знаний)

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Законы динамики»

Законы Ньютона. Силы в природе. Законы сохранения в механике.

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

26

Контрольная работа №2 «Законы динамики».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)

Контрольно-измерительные материалы по теме «Законы динамики».

Законы динамики

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

27

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания

(урок изучения нового материала).

Демонстрация механических колебаний.

Анализ контрольной работы №2.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения.

28

Колебательная система Маятник.

(комбинированный урок, повторение)

Справочная литература.

29

Амплитуда, период, частота колебания.

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения.

30

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы и жесткости пружины». Инструктаж по ТБ и ОТ.

(урок-практикум)

Лабораторное оборудование: математический маятник, линейка, секундомер; набор грузов и пружин.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний груза на пружине от массы груза.

Уметь использовать измерительные приборы для исследования зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины и груза на пружине от массы груза, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы.

31

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины ». Инструктаж по ТБ и ОТ.

(урок-практикум)

Лабораторное оборудование: математический маятник, линейка, секундомер; набор грузов и пружин.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний груза на пружине от массы груза.

Уметь использовать измерительные приборы для исследования зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины и груза на пружине от массы груза, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы.

32

Превращение энергии при колебательном движении.

(урок изучения нового материала)

Наглядные пособия.

Гармоничные колебания. Превращение энергии при колебаниях. Свободные колебания. Вынужденные колебания.

Уметь объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

33

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

(комбинированный урок, повторение)

Вынужденные колебания. Резонанс.

34

Распространение колебаний в упругих средах.  Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

(комбинированный урок)

Демонстрация механических волн.

Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн. Длина волны. Скорость распространения волн

35

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.(комбинированный урок)

Демонстрации звуковых колебаний.

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Уметь описывать и объяснять зависимость характеристик звука (громкости, тембра, высоты) от параметров волны.

36

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)

Контрольно-измерительные материалы по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Механические колебания и волны. Звук

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Электромагнитное поле (17 часов)

37

Однородное и неоднородное магнитное поле. (урок изучения нового материала)

Демонстрации действия магнитного поля на магнитную стрелку, взаимодействия двух параллельных проводников с током.

Магнитное поле. Свойства магнитного поля. Однородное и неоднородное магнитное поле.

Знать/понимать смысл понятий и основные свойства магнитного поля.

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

 (комбинированный урок)

Демонстрация магнитного поля тока.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Магнитные линии. Правило буравчика.

Знать правило буравчика.

Уметь применять правило буравчика в различных ситуациях.

39

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

 (комбинированный урок)

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током. Демонстрация устройства электронно-лучевой трубки.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило левой руки.

Знать правило левой руки.

Уметь определять направление силы Ампера, силы Лоренца.

40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея.

(комбинированный урок)

Индукция магнитного поля - количественная характеристика магнитного поля. Магнитный поток.

Знать/понимать смысл понятия индукция магнитного поля, единицы измерения в СИ.

41

Электромагнитная индукция.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

(комбинированный урок).

Демонстрация электромагнитной индукции, правила Ленца.

Явление электромагнитной индукции.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Знать/понимать закон электромагнитной индукции и правило Ленца. Уметь применять правило Ленца и определять направление индукционного тока.

42

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» Инструктаж по ТБ и ОТ.

(комбинированный урок, урок-практикум)

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, набор прямых магнитов.

Явление электромагнитной индукции.

Знать/понимать условия получения электрического тока с помощью магнитного поля.

Уметь использовать оборудование для изучения явления электромагнитной индукции,  делать выводы.

43

Явление самоиндукции.

Явление самоиндукции.

44

 Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.

 (комбинированный урок)

Демонстрации: получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле; устройство генератора постоянного тока; генератора переменного тока; устройства трансформатора; передача электрической энергии.

Получение и передача переменного электрического тока. Генератор переменного тока. Трансформатор.

Знать /понимать принцип получения переменного тока.

Иметь представление об устройстве генератора переменного тока.

Уметь приводить примеры практического использования.

Иметь представление об устройстве трансформатора.

45

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Трансформатор.

46

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн (урок изучения нового материала)

Демонстрация свойств электромагнитных волн.

Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн.

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн. Знать свойства электромагнитных волн. Иметь представление о скорости электромагнитных волн как предельной скорости.

47

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

48

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

(урок изучения нового материала)

Демонстрация электромагнитных колебаний.

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Конденсатор. Электрическая емкость.  Энергия электрического поля конденсатора. Формула Томсона.

Знать/понимать, что такое электромагнитные колебания. Уметь описывать и объяснять процесс возникновения электромагнитных колебаний. Знать и уметь применять формулу Томсона.

49

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.

(урок изучения нового материала).

Электромагнитная природа света.

Знать/понимать электромагнитную природу света.

50

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

 (урок изучения нового материала)

Демонстрация преломления света.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

Знать/понимать смысл понятии свет.

Знать/понимать физический смысл показателя преломления.

51

Дисперсия света

 (комбинированный урок)

Демонстрация дисперсии белого света, получение белого света при сложении света разных цветов.

Дисперсия света. Цвета тел. «Теория цвета и света» И.Ньютона.

Уметь описывать и объяснять явление дисперсии.

52

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум)

Наглядные пособия. Демонстрация спектроскопа.

Лабораторное оборудование.

 Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

Наблюдение линейчатых спектров излучения

Знать/понимать процесс поглощения и спускания света атомами.

53

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».(урок контроля и оценивания знаний по теме)

Контрольно-измерительные материалы по теме «Электромагнитное поле».

Электромагнитное поле

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (11 часов)

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. (урок изучения нового материала)

Наглядные пособия.

Анализ контрольной работы №4.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

Знать/понимать смысл понятия радиоактивность.

Уметь характеризовать альфа-, бета-, гамма-излучения.

55

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. (комбинированный урок)

Демонстрация модели опыта Резерфорда.

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Знать/понимать планетарную модель строения атома.

56

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. (урок изучения нового материала)

Радиоактивные превращения атомных ядер

Уметь записывать простейшие уравнения превращений атомных ядер.

57

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лабораторная работа 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Инструктаж по ТБ и ОТ.(комбинированный урок, составление конспекта)

Справочная литература. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Демонстрация устройства и действия счетчика ионизирующих частиц.

Экспериментальные методы исследования частиц.

Уметь описывать методы регистрации ядерных излучений.

Уметь использовать фотографии для объяснения характера движения заряженных частиц,  делать выводы.

58

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. (комбинированный урок)

Наглядные пособия. Справочная литература.

Открытие протона и нейтрона.

Знать/понимать, из каких элементарных частиц состоит ядро атома. Знать историю открытия протона и нейтрона.

59

Лабораторная работа 8  «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Уметь описывать и объяснять процесс протекания цепных ядерных реакций.

60

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. (комбинированный урок)

Наглядные пособия.

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Знать/понимать смысл физической величины энергия связи.

Уметь вычислять дефект масс и энергию связи атомных ядер.

61

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. (комбинированный урок)

Наглядные пособия, справочная литература.

Лабораторное оборудование.

Деление ядер. Цепные ядерные реакции.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Уметь описывать и объяснять процесс протекания цепных ядерных реакций.

62

Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Наглядные пособия, справочная литература.

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Применение радиоактивных изотопов в медицине, археологии, следственных экспериментах.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром

Знать/понимать полезное и вредное воздействие радиации на живые организмы. Понимать роль ионизирующих излучений в возникновении мутаций, в эволюционных процессах. Уметь перечислить основные применения ионизирующих излучений в технике, медицине, генной инженерии.

63

Лабораторная работа 9 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром». Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. (комбинированный урок)

Наглядные пособия.

Лабораторное оборудование.

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром

Знать/понимать полезное и вредное воздействие радиации на живые организмы. Понимать роль ионизирующих излучений в возникновении мутаций, в эволюционных процессах. Уметь перечислить основные применения ионизирующих излучений в технике, медицине, генной инженерии.

64

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)

Контрольно-измерительные материалы по теме «Строение атома и атомного ядра».

Строение атома и атомного ядра

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

65-68

Резерв (входная, полугодовая и итоговая к.р.)

Фронтальных лабораторных работ – 9.

Контрольных работ – 5.



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

          Рабочая   программа составлена на основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 9 класс» авторов Перышкин  А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.  

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Основные цели  изучения курса физики в 9 классе:  

  • освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

Учебно-методический комплекс

№п\п

Авторы,составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин,  Е.М. Гутник

Физика-9кл

2014

Москва, Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2007

Москва, Просвещение

3.

В.А. Волков

Поурочные разработки по физике 9 класс.

2005

Москва, Вако

4.

А.Е. Марон,

Е.А. Марон

Дидактические материалы по физике 9 класс.  

2009

Москва, Экзамен

2.Требования  к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать / понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение

  • Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.

  • Смысл физических законов:  Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса,

          Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления:  равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение,  механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:  расстояния, промежутка времени, скорости,  периода, частоты колебаний

  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  пути  от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,

  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных  и  квантовых явлениях
  • Решать задачи на применение  изученных физических законов

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации  естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)

  • Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни

4. Содержание программы по разделам физики 9  класса с указанием обязательного демонстрационного эксперимента и обязательных лабораторных работ.

Предлагаемое тематическое планирование  разработано применительно   к примерной программе основного общего образования по  физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений и на основе  регионального  базисного учебного плана основного общего образования по физике для учителей, использующих в работе учебники линии   А.В. Перышкин, Е.М. Гутник из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год)    

Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов:

№ пп

Название темы

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Законы взаимодействия и движения тел

26

2

2

2

Механические колебания и волны

10

2

1

3

Электромагнитное поле.

17

2

1

4

Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления

11

3

1

5

Повторение

4

Законы  взаимодействия и движения тел (26 часов)

Лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
  2. Измерение ускорения свободного падения

Обязательный демонстрационный эксперимент

  1. Относительность движения
  2. Явление инерции
  3. Второй  закон  Ньютона
  4. Третий закон Ньютона
  5. Свободное падение тел в трубке Ньютона
  6. Направление скорости при равномерном движении по окружности
  7. Закон сохранения импульса
  8. Реактивное движение

Механические колебания и волны. Звук  (10 часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

  1. Механические колебания
  2. Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
  3. Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
  4. Превращение энергии при механических колебаниях
  5. Механические волны
  6. Звуковые колебания
  7. Условия распространения звука

 Лабораторная работа.

1.    Исследование зависимости периода и частоты  свободных колебаний нитяного маятника от  длины нити

2.    Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

Электромагнитное поле.   (17часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

  1. Электромагнитная индукция
  2. Правило Ленца
  3. Самоиндукция
  4. Электромагнитные колебания
  5. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле
  6. Устройство генератора переменного тока
  7. Устройство трансформатора
  8. Передача электрической энергии
  9. Свойства электромагнитных волн
  10. Принципы радиосвязи
  11. Дисперсия белого света

 Лабораторная  работа        

  1. Изучение явления электромагнитной индукции
  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

Строение атома и атомного ядра.  (11  часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

  1. Модель опыта Резерфорда
  2. Наблюдение линейчатых спектров излучения
  3. Наблюдение треков в камере Вильсона
  4. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

 Лабораторные работы.

  1. Изучение треков заряженных частиц по  готовым фотографиям
  2. Изучение деления атома ядра урана по фотографии треков
  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром

Повторение (4 часа)

5. Формы и средства контроля

В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем  равно 5:

  • Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»
  • Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики»
  • Контрольная работа №3 по теме « Механические колебания и волны. Звук»
  • Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»
  • Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

  1.  Список литературы

Для учителя

  • Серия  «Стандарты второго поколения». Примерные программы  по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс – М.: Просвещение, 2010.
  • Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г.        
  • Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. – М.:   Просвещение, 2007.
  • Рымкевич А.П., Рымкевич П.А.  Сборник задач по физике  .- М.: Просвещение, 1983 г.
  • Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 9 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
  • Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
  • Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.
  • Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы 7 класс», - М., "Дрофа",2009.

Для учащихся

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г.        

2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

3. Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы 7 класс», - М., "Дрофа", 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.

Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...