Разработка лабораторной работы для ГИА-2010
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс) на тему

Шмигерина Марина Николаевна

Разработка лабораторной работы для Государственной Итоговой Аттестации учащихся 9-х классов (2010 год).

Тема: Электричество и электрические схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_laboratornoy_raboty_dlya_gia-2010.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для: phys-appo@yandex.ru

ГИА_лаб-2010 Шмигерина Марина Николаевна

ГОУ №321 Центрального р-на СПб

Задание 23 – экспериментальное

Задание 1 типа

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование:

– источник питания постоянного тока 4,5 В

– вольтметр 0-6 В, с = 0,1 В

– амперметр 0-2 А, с = 0,1 А

– переменный резистор (реостат), 6 Ом

– резистор, 2 Ом, обозначаемый R1

– резистор, 4 Ом, обозначаемый R2

– соединительные провода, 9 шт.

– ключ

– рабочее поле

Соберите экспериментальную установку для определения сопротивления участка цепи, состоящего из двух параллельно соединённых резисторов R1 и R2.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) укажите результаты измерения напряжения при силе тока I = 0,6 А;

3) запишите формулу для расчёта сопротивления участка цепи;

4) запишите численное значение сопротивления.

1)

                                       –    +  

                                                                                       R

                           R1              1

       .    R2       .                   A

                                V

2) I = 0,6 А, U = 0,7 В

3)

4) Ом

Указания для экспертов

Оценка границ интервалов, внутри которых может оказаться верный результат, рассчитывается методом границ.

0,6 В ≤ U ≤ 0,8 В

0,5 А ≤ I ≤ 0,7 А

Ом

Ом

Любое значение R из этого интервала будет верным.

Задание 2 типа

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование:

– источник питания постоянного тока 4,5 В

– вольтметр 0-6 В, с = 0,1 В

– амперметр 0-2 А, с = 0,1 А

– переменный резистор (реостат), 6 Ом

– резистор, 2 Ом, обозначаемый R1

– резистор, 4 Ом, обозначаемый R2

– соединительные провода, 9 шт.

– ключ

– рабочее поле

Исследовать зависимость напряжения на участке цепи, состоящей из двух параллельно соединённых резисторов, от силы тока на этом участке.

В бланке ответов:

1) изобразить и собрать электрическую цепь;

2) при помощи реостата последовательно установить I1 = 0,6 A, I2 = 0,7 A и I3 = 0,6 A и измерить соответствующие значения напряжения на участке цепи; данные представить в виде таблицы;

3) построить график по экспериментальным точкам;

4) сделать вывод о результатах исследования.

1)

                                       –    +  

                                                                                       R

                           R1              1

       .    R2       .                   A

                                V

2)

I, A

0,6

0,7

0,8

U, В

0,7

0,8

0,9

3)

          U, В

         

          1,0

           

          0,8

          0,6

          0,4

          0,2

                 0                  0,2           0,4           0,6           0,8           1,0          I, A

        

4) Вывод: В результате исследования было выяснено, что между силой тока и напряжением на участке цепи, состоящей из двух параллельно соединённых резисторов, существует прямая пропорциональная зависимость, то есть .

Задание 3 типа

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование:

– источник питания постоянного тока 4,5 В

– вольтметр 0-6 В, с = 0,1 В

– амперметр 0-2 А, с = 0,1 А

– переменный резистор (реостат), 6 Ом

– резистор, 2 Ом, обозначаемый R1

– резистор, 4 Ом, обозначаемый R2

– соединительные провода, 9 шт.

– ключ

– рабочее поле

Проверить, выполняется ли соотношение между силой тока на участке цепи, состоящей из двух параллельно соединённых резисторов, и силами токов, протекающих через резисторы R1 и R2, то есть I = I1 + I2.

В бланке ответов:

1) изобразить и собрать электрическую цепь;

2) при помощи реостата установить силу тока в цепи I = 0,5 A и измерить напряжение на участке цепи;

3) используя найденное значение напряжения и известные значения сопротивления R1 и R2, рассчитать силы токов, протекающих через резисторы R1 и R2;

4) проверить, выполняется ли соотношение между полученными значениями I = I1 + I2.

1)

                                       –    +  

                                                                                       R

                           R1              1

       .    R2       .                   A

                                V

2) I = 0,5 A, U = 0,6 B.

3)

   

4) I1 + I2 = 0,3 А + 0,2 А = 0,5 А

    I = 0,5 А

Проверка показала, что необходимое соотношение между полученными значениями выполняется.

Задание 4 типа

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование:

– источник питания постоянного тока 4,5 В

– вольтметр 0-6 В, с = 0,1 В

– амперметр 0-2 А, с = 0,1 А

– переменный резистор (реостат), 6 Ом

– резистор, 2 Ом, обозначаемый R1

– резистор, 4 Ом, обозначаемый R2

– соединительные провода, 9 шт.

– ключ

– рабочее поле

Выяснить, влияет ли способ соединения резисторов R1 и R2 на напряжение в цепи.

В бланке ответов:

1) начертить электрические схемы с разными способами соединения резисторов R1 и R2;

2) собрать схему с параллельным соединением резисторов R1 и R2, при помощи реостата установить силу тока в цепи 0,5 А и измерить напряжение на участке цепи;

3) собрать схему с последовательным соединением резисторов R1 и R2, при помощи реостата установить силу тока в цепи 0,5 А и измерить напряжение на участке цепи;

4) сравнить полученные результаты и сделать вывод относительно того, влияет ли способ соединения резисторов на напряжение в цепи.

1)

                                       –    +  

                                                                                       R

                           R1              1

       .    R2       .                   A

                                V

                                       –    +  

                                                                                       R

                                         1

     .    R1                R2        .            A

                                V

2) I = 0,5 А, U = 0,6 B

3) I = 0,5 А, U = 2,4 B

4) Вывод: Способ соединения резисторов влияет на напряжение в цепи. При последовательном соединении резисторов напряжение участка цепи значительно больше, чем при параллельном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.

Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....

разработка лабораторных работ L-micro

Здесь собраны разработки лабораторных работ и демонстраций с использованием L-micro....

Методическая разработка лабораторной работы"Определение кооэффициента жесткости пружины" с применением цифровой лаборатории "Архимед"

Методическая разработка лабораторной работы  для 10 класса по определению жесткости пружины с применением цифровой лаборатории"Архимед" косвенными методами....

Методическая разработка лабораторной работы по физике «Определение периода дифракционной решетки»

Лабораторная работа «Определение периода дифракционной решетки» разработана для  учащихся 11 класса изучающих физику по программе Г.Я.Мякишева для базового уровня. В работе используется оборудова...

Это разработка лабораторной работы "Определение массы иона бария" по теме "Гравиметрия".

Методическая разработка урока-лабораторной работы по теме: «Гравиметрия».Учебная дисциплина «Аналитическая химия».Специальность: 240113 Химическая технология органических веществ Тема учебной про...

Разработка лабораторной работы исследовательского характера по теме "Изменчивость"

Разработка содержит методические рекомендации для проведения лабораторной работы по биологии по теме "Изменчивость"....

Методическая разработка лабораторной работы по биологии "Внешнее строение листа"

Данная лабораторная работа разработана в соответствии с требовыаниями ФГОС. Выполнение данной работы позволит ученикам провести мини-исследование на уроке, открыть для себя новые знания и продолжить р...