Курсовой проект "Рабочая программа элективного курса по физике"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

ПАШКОВИЧ ВЕНЕРА ШАВКЕТОВНА

       Выступление за круглым столом учителя физики Пашкович В.Ш.

                         « Методика решения физических задач»

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Выступление за круглым столом учителя физики Пашкович В.Ш.

                         « Методика решения физических задач»

Множество образовательных технологий дают возможность каждому учителю плодотворно использовать в своей работе наиболее интересные и подходящие для него методики.

В овладении учащимися курсом физики, решение задач является важнейшим средством реализации дидактических и воспитательных целей. Задачи служат инструментом формирования физических понятий, развития мышления учащихся, их самостоятельности. Решение задач воспитывает настойчивость, трудолюбие, любознательность. Задачи являются средством контроля качества и глубины усвоения материала.

Обучение решению задач является органической частью преподавания физики, но, к сожалению, умение учащихся решать задачи в большинстве случаев находится на недостаточном, а иногда и низком уровне. Причин тому много. Основная, на мой взгляд, – отсутствие оптимальной технологии обучения, основанной на достижениях современной педагогической психологии. Кроме того, настоящая программа по физике претерпела существенные изменения: это и сокращение учебных часов, и перераспределение тем, в связи с введением профильного обучения, и изменение требований к минимуму содержания основного и среднего образования.

Таким образом, возникает вопрос: как в новых условиях организовать работу учащихся в школе и дома по решению задач, какие приемы использовать при обучении, какие задачи, сколько и в какой последовательности надо решать, чтобы с наименьшими затратами труда и времени выйти на желаемый результат.

Основная цель, которая ставится при решении задач, заключается в том, чтобы учащиеся глубже поняли физические закономерности, научились разбираться в них и применять их к анализу физических явлений, к практическим вопросам.

Для этого учителю необходимо произвести тщательный отбор задач, определить последовательность их решения. Отобранная система задач должна удовлетворять ряду требований. Основным дидактическим требованием является постепенность усложнения связей между величинами и понятиями, характеризующими процесс или явление, описываемое в задачах. Желательно начинать решение задач по теме или отдельному вопросу курса физики с тренировочных задач. Затем идут более сложные расчетные, экспериментальные и другие задачи, подбираемые последовательно, с возрастающим числом связей.

В процессе решения физических задач необходимо формировать учебные информационные и логические умения.

Под информационными умениями мы понимаем способность субъекта воспринимать учебную информацию; искать недостающую информацию и исключать излишнюю; переводить информацию из одного вида в другой; оценивать. Под логическими умениями – умения, обеспечивающие структуру постановки и решения задач: анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, и др. Формирование данных умений наиболее эффективно осуществляется в процессе решения физических задач. Благодаря решению задач достигается понимание учеником учебного материала. Говоря о понимании учебного материала, мы имеем в виду определённый результат образовательной деятельности, позволяющий учащимся встраивать новые знания в свой опыт; самостоятельно излагать содержание учебного или научного текста; применять знания на практике. Необходимо отметить, что понимание учениками учебного материала связано с наличием этих умений. Данные умения, предусмотренные требованиями Государственного стандарта по физике, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Умения, которыми должен владеть выпускник основной школы

1

Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической и т.д.).

2

Объяснять физические явления и процессы.

3

Делать качественные выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой и т.п.

4

Проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.п.

5

Применять законы физики для анализа физических процессов на качественном и расчетном уровнях.

В настоящее время считается, что решение задач является основным компонентом процесса обучения точным наукам. А.В. Усова, А.А. Бобров отмечают, что одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их деятельности по решению задач. О значении решения задач при обучении физики достаточно полно и удачно на мой взгляд говорится в теории и методике обучения физике в школе под редакцией С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. “В процессе решения задач знания учащихся конкретизируются, создаётся понимание сущности явлений, физические понятия и величины приобретают реальный смысл, у ученика появляется способность рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное и отбрасывать несущественное. Решение задач позволяет сделать знания осознанными, избавить от формализма”. При этом отмечается, что учащиеся обязательно должны решать задачи, так как в противном случае они не усвоят понятия и законы физики, либо их знания будут формальными. Не случайно по способности решать физические задачи зачастую судят о глубине понимания учеником физических законов и явлений. Однако не секрет, что одной из причин неприятия учащимися физики является неумение решать физические задачи. Данный факт подтверждают и учителя и сами учащиеся.

Сравнительный анализ результатов тестирования свидетельствует о значительном снижении уровня физического образования российских школьников, учащихся массовой, общеобразовательной школы. Отмечается, что наши школьники, достигнув больших успехов в области владения фактологическими материалами, в которых требуется воспроизведение готовых знаний, хуже владеют методологическими знаниями, информационными умениями, не умеют применять знания при решении практических задач.

На аналогичные недостатки в знаниях и умениях выпускников средней школы указывает анализ результатов ЕГЭ, среди которых:

  • непонимание существа применяемых формул;
  • неумение применять знания и умения в измененной и новой ситуациях;
  • неумение оценивать реальность полученных результатов;
  • неспособность применять вычислительные умения;

Подчёркиваю, что одним из “узких” мест в обучении физике в школе является недостаточное внимание к формированию таких учебных умений как использование рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм и т.д.

На мой взгляд, процесс решения физических задач необходимо представить перед учащимися в виде определённым образом выстроенной, разработанной ими самими деятельности. При этом в процессе учебной деятельности знания становятся не целью, а средством обучения. Однако знания и умения, или действия, в которых эти умения реализуются, необходимо рассматривать в единстве, поскольку формирование умственных действий невозможно без соответствующих знаний.

Предлагаемая методика предполагает:

  • построение определённой системы в решении задач по данной теме: качественные задачи (графические), количественные задачи (рисунки);
  • решение отдельной задачи осуществляется по алгоритму, разработанному самим учеником для данного типа задач;
  • решение задач по определённой теме как поэтапную деятельность ученика.

В исследованиях психологов (П.Я. Гальперин, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.) показано, что приёмы познавательной деятельности становятся осознанными в результате прохождения закономерно сменяющих друг друга этапов.

Используемая  в учебном процессе методика организации деятельности по обучению учащихся решению физических задач содержит следующие этапы:

  • подготовительный;
  • разработки алгоритма для задач данного типа;
  • диагностики и обучения несформированным действиям;
  • решения физических задач;
  • оценочно-рефлексивный.

Построение этапов деятельности по решению задач в описываемой методике основано на применении классической схемы деятельности и дополнено рефлексией (мотив – цель – способ достижения цели – результат – оценка - рефлексия).

На первом этапе происходит систематизация теоретических знаний и их предъявление. Учащиеся самостоятельно пишут конспекты, которые в последующем рассматриваются и взаимно дополняются учащимися, корректируются в ходе совместного обсуждения под руководством преподавателя. Данная форма работы наиболее эффективная, поскольку в этом случае даже “слабые” ученики лучше усваивают знания, что положительно влияет на мотивацию к решению задач.

 При написании конспектов используются три наиболее эффективных способа по систематизации и обобщению учебного материала:

1) текст, написанный по плану в виде тезисов;

2) систематизация и обобщение материала в виде таблиц;

3) систематизация и обобщение в виде схем.

На втором этапе на основе пробного действия по решению физических задач определённого типа ученики самостоятельно выявляют последовательность хода решения, что в итоге приводит к выявлению алгоритма решения. Деятельность учителя на данном этапе состоит в обсуждении с учениками предложенного алгоритма, его корректировке и уточнении. Кроме того, в ходе данной работы осуществляется обобщение и систематизация наиболее типичных физических ситуаций, описываемых задачами по той или иной теме.

Общий план решения физических задач, широко используемый в школьной практике, включает в себя следующие элементы:

  • чтение условия задачи и краткая запись условия; переход к СИ;
  • выполнение рисунка, схемы или чертежа (при необходимости);
  • анализ физического содержания задачи и выявление путей (способов) решения с последующим составлением плана решения;
  • выполнение решения в общем виде;
  • вычисления, получение результата;
  • анализ результата и проверку решения.

 Однако данный план затруднителен для самостоятельного использования его учениками при решении задач.

Ю.В. Тихомиров пишет: “…стандартная методика решения физических задач сформулирована слишком в общих чертах, особенно на его начальных этапах,… разработанная к настоящему времени пошаговая методика решения физических задач не слишком востребована и не находит достаточно широкого применения”. Достаточно детальную схему, например, предлагают Н.И. Одинцова и Н.Е. Кургаева.

Работа по описываемой методике на втором этапе уже к окончанию изучения механики на основе предложений учащихся и совместной их коррекции под руководством учителя позволяет получить детализированную, пошаговую схему решения физических задач. Данный опыт успешно переносится на решение задач по другим разделам физики.

В ходе третьего этапа на основе беседы с учащимися, предлагаемых им опросников учитель выявляет степень овладения учениками отдельными действиями, необходимыми для последовательного решения задачи данного типа. Выяснение затруднений позволяет учителю организовать деятельность по формированию отдельных действий, необходимых для решения задач данного типа. Это умения работать с разными видами представления информации (графики, схемы, таблицы и т.д.), осуществлять переходы между ними; умения преобразовывать формулы; вычислительные умения, проверочные умения и т.д.

При организации работы с учащимися используется дифференцированный подход к обучению на основе испытываемых учащимися трудностей через карточки с индивидуальными заданиями размерности (4).

Третий этап по мере освоения действий, необходимых для решения задач определённого типа по данной теме, в последующем может быть исключён.

На четвёртом этапе осуществляется решение задач по разработанному алгоритму с применением действий по решению задач, которые были предварительно сформированы. При этом используется групповая работа по решению физических задач с учётом результатов деятельности учащихся на предыдущих этапах. Решение задач организуется не ради самого решения, а, прежде всего, для формирования и отработки определённых умений

На данном, четвёртом этапе учитель определяет степень овладения умением решения задач в целом. При проверке умения решать задачи можно воспользоваться результатами исследования А.В. Усовой и А.А. Боброва, на основе которых они вводят критерии и уровни сформированности обобщённого умения решать физические задачи.

На пятом этапе происходит обобщение приобретённых умений по решению задач данного типа, оценка и самооценка сформированности обобщённого умения решать задачи, понимать физическую сущность рассматриваемых в задачных ситуациях явлений и законов. Для оценки знаний и умений, понимания физического материала учитель использует подобранные из различных источников (задачники, пособия, материалы ЕГЭ ) и разработанные задания.

Данная методика, внедряемая в учебный процесс:

  • обеспечивает целостный и системный подход к обучению решению физических задач, с учётом реальных трудностей с которыми сталкиваются учащиеся;
  • позволяет эффективно формировать у учащихся обобщённые умения и способности решать задачи, прочно усвоить знания о сущности их решений на основе анализа собственной деятельности по их решению, выделению в решениях общих подходов и методов, их теоретического осмысления и обоснования;
  • вырабатывает у учащихся отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, поэтому им не приходится осваивать эти действия в самом процессе решения, что многим школьникам просто не под силу.
  • позволяет уменьшить количество задач, необходимых для усвоения физического материала на уровне применения по данной теме, что существенно в обновлённых условиях, при имеющем место дефиците учебного времени;
  • способствует повышению познавательного интереса учащихся к процессу решения задач, в целом к изучению физики;
  • способствует успешному переносу приобретённых умений по решению задач за курс физики на другие предметы, в целом на учебную деятельность.

 Научно-технический прогресс, информационная революция требуют от человека способность ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы школьников, способствующей формированию навыков, творческой деятельности и информационной культуры.

В ходе работы над методическими темами провожу открытые уроки, уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
  • для индивидуализации ученого процесса,
  • для организации коллективной и групповой работы (проекты),
  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:

  • учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
  • приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
  • учатся грамотно использовать в речи информационные и физические термины;
  • приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по физике и информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Как учитель – предметник, принимаю участие в работе школьного методического объединения учителей естественно-научного цикла: выступаю с докладами, даю открытые уроки, провожу внеклассные мероприятия.

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:

  • разнообразный вид деятельности на уроке;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
  • активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;
  • использование метода проектов;
  • обобщение и систематизация информации.

В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и  поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого необходимо изучать, знать и учитывать характер и темперамент обучающегося, его темп работы, его образовательные потребности.

Развиваются умения учеников владеть информационной культурой и культурой коммуникации, развивается теоретическое мышление, формируются познавательные умения, умения самостоятельно решать задачи и проблемы.

В работе с учащимися использую активные формы работы, придерживаясь демократического стиля общения. В своей профессиональной деятельности я вижу много положительных моментов, но имеются и трудности: я считаю, что количество часов, отведенных на изучение предметов по программе  физики, недостаточно для более качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Как учителю-предметнику требуется готовить дополнительно большое количество дидактического материала, искать решение множества нестандартных задач.

В заключение хочется добавить, что, не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить.



Предварительный просмотр:

  1. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
  2. (повышения квалификации)специалистов

«Мордовский  республиканский  институт образования»

КАФЕДРА ЕНО

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

ВЫПОЛНИЛ: ПАШКОВИЧ В.Ш.

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

ГБОУ «РУЗАЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ – ШКОЛА №1»

                                         САРАНСК 2015


Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………..3
  2. Общая характеристика курса………………………….5
  3. Содержание курса……………………………………..12
  4. Календарно-тематическое планирование…………...18
  5. Перечень учебно-методических средств обучения…23

                         Пояснительная записка

Предмет: физика

Класс: 10 - 11

Всего часов на изучение программы: 68 

Количество часов в неделю: 1

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе 

  • «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.
  • авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.

        Курс рассчитан на 2 года обучения

Цели элективного курса:

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
  2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
  3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
  4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.

Задачи курса:

  1. углубление и систематизация знаний учащихся;
  2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
  3. овладение основными методами решения задач.

2. Общая характеристика курса

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих  физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.

В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.

При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.

В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С». Работы рассчитаны на два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики», «Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ (часть «А» и часть «В»).

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

  • соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
  • соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;
  • возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;
  • возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;
  • жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи)  выдвижение гипотез  разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений   проверка и корректировка гипотез → нахождение решений   проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

Общие рекомендации к проведению занятий

При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.

Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.

Методы и организационные формы обучения

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.   Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:

  • Физические приборы.
  • Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
  • Дидактические материалы.
  • Учебники физики для старших классов средней школы.
  • Учебные пособия по физике, сборники задач.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики  из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

Ожидаемыми результатами занятий являются:

  • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;
  • проговаривать вслух решение;
  • анализировать полученный ответ;
  • классифицировать предложенную задачу;
  • составлять простейших задачи;
  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
  • выбирать рациональный способ решения задачи;
  • решать комбинированные задачи;
  • владеть различными методами решения задач:   аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

владеть методами самоконтроля и самооценки


                                3. Содержание курса

                                       10 -11 классы

                                       Физическая задача.
                                    Классификация задач

(4 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

                  Правила и приемы решения физических задач

(6 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

                                   Динамика и статика

(8 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

                                    Законы сохранения

(8 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

              Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

(6 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

                                 Основы термодинамики

(6 ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

                          Электрическое и магнитное поля

(5 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

              Постоянный электрический ток в различных средах

(9 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

                      Электромагнитные колебания и волны

(14 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач


Календарно – тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Введение (1 час)

1

Физическая задача.
Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

1

Кинематика (4 часа)

2

Основные законы и понятия кинематики.

1

3

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

1

4

Решение задач на равноускоренное движение.

1

5

Движение по окружности. Решение задач.

1

Динамика и статика (6 часов)

6

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

1

7

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

1

8

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

1

9

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

1

10

Подбор, составление и решение задач по интересам.

1

11

Физическая олимпиада.

1

Законы сохранения (7 часов)

12

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

13

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

1

14

Задачи на определение работы и мощности.

1

15

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

1

16

Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

1

17

Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

1

18

Физическая олимпиада.

1

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов)

19

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

1

20

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

1

21

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния.

1

22

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

1

23

Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

1

Основы термодинамики (4 часа)

24

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

1

25

Задачи на тепловые двигатели.

1

26

Конструкторские задачи и задачи на проекты:

1

27

Физическая олимпиада.

1

Электрическое поле (4 часа)

28

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

1

29

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью.

1

30

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.

1

31

Решение задач на описание систем конденсаторов.

1

Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа)

32

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

1

33

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.

1

34

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

1

35

Итоговое занятие.

1


Календарно – тематическое планирование

11 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Магнитное поле (2 часа)

1

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.

1

2

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца.

1

Электромагнитные колебания и волны (14 часов)

3

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

1

4

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.

1

5

Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор.

1

6, 7

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

2

8, 9, 10

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

3

11, 12

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

2

13

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

1

14

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

1

15

Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием приборов.

1

16

Физическая олимпиада.

1

Механика (7 часов)

17

Общие методы решения задач по кинематике.

1

18

Задачи на основные законы динамики.

1

19

Задачи на принцип относительности.

1

20

Задачи на закон сохранения импульса.

1

21

Задачи на закон сохранения энергии.

1

22

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

1

23

Механика жидкостей.

1

Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов)

24

Задачи на описание поведения идеального газа.

1

25

Задачи на свойства паров.

1

26

Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

1

27

Задачи на первый закон термодинамики.

1

28

Задачи на тепловые двигатели.

1

29

Задачи на уравнение теплового баланса.

Электричество. (5 часов)

30

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами.

1

31

Общая характеристика решения задач по электростатике.

1

32

Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей.

1

33

Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС.

1

34

Задачи на описание постоянного тока в различных средах.

1

35

Обобщающее занятие.

1


Перечень учебно-методических средств обучения 

Литература для учителя

  1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
  2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
  3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
  4. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2010 г.
  5. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
  6. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
  7. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2013 г.
  8. Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб, Тригон, 20013 г.
  9. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному

  Литература для обучающихся    

  1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
  2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2010 г.
  3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 20012 г.
  4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.
  5. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2013 г.
  6. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение, 2012г.
  7. Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1985 г.
  8. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа, 2013 г.
  9. . Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2012г.

                       

Интернет-ресурсы:

http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

http://nsportal.ru  [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

http://www.mioo.ru   [ Сайт Московского института открытого образования];

http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

http://www.методкабинет.рф  [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];

http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

http://easyen.ru [Современный учительский портал];

http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

http://wiki.iteach.ru  [Сайт кампании «Интел»];

http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];

http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];

http://www.e-osnova.ru/journal/23 [Сайт журнала «Основа профессионального роста»];

http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов,  составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...

Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"

Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...

Программа элективного курса по физике "Задачи по физике и методы их решения"

Програма разработана для дополнительной работы с наиболее талантливыми в области физики детьми...

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

рограмма элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснительн...

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...