Викторина по физике для 8 класса по теме "Оптика"
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Викторина по физике для 8 класса по теме "Оптика"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что? Где? Когда? «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание». Уильям Джемс

Слайд 2

Как переводится слово «оптика» с греческого? Как идет после преломления в собирающей линзе луч, идущий параллельно главной оптической оси? Увеличение линзы равно 3. Какова величина предмета, если величина изображения 12 см? Чему равна оптическая сила собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см? Угол между падающим и отраженным лучом 70 градусов. Чему равен угол отражения? Отборочные вопросы Кто является основоположником корпускулярной теории света?

Слайд 3

1 2 3 4 5 6

Слайд 4

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! Почему большинство животных Крайнего Севера белого цвета? Животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, что особенно важно в условиях Крайнего Севера .

Слайд 5

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! Почему гремучие и другие ямкоголовые змеи легко отыскивают добычу в темноте, несмотря на то, что ночное зрение у них не развито? Чем это можно объяснить? У таких змей по обе стороны головы имеются два конических углубления, в которых находятся особые клетки, чувствительные к инфракрасным лучам. С помощью которых змея может уловить все, что теплее холоднее окружающей среды.

Слайд 6

БЛИЦ – ТУРНИР! 2. Мальчишки, радостный народ, Коньками чистый режут лед. Но почему в том месте мы на льду Увидим белой борозду? Объясните мне, ребята, Отвечая на вопрос: Почему такой расцветки Чудо – крылья у стрекоз? 1. Окраска объясняется интерференцией. 2. Свет, падающий на царапину будет рассеиваться. 3. Если рыба чуть в сторонке - Будь то щука иль карась, Почему, скажите, в рыбу Трудно острогой попасть? 3. Из закона преломления света: изображение – мнимое, приподнятое к поверхности.

Слайд 7

ВНИМАНИЕ! ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. В ящике находится треугольная стеклянная призма. На рисунке показан ход лучей через эту призму. Нарисуйте расположение призмы в этих ящике.

Слайд 8

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! «Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из очеретяных крыш, деревьев и развешанного на дворе платья, все только в обращенном виде» Объясните явление. Данное явление объясняется явлением дисперсии

Слайд 9

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! Кто сильнее нагревается на солнце: хорошо загоревший человек или совсем не загоревший? Загоревший – сильнее.



Предварительный просмотр:

Автор: Мерхалева Елена Юрьевна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Ц. Л. Куникова муниципального образования город – курорт Геленджик.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Предмет: физика

Тема: «Световые явления»

Номинация: дидактические игры для учащихся 8 – 11 классов

Класс: 8

Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

Обучающая.

Организовать работу учеников таким образом, чтобы  они смогли показать знания по теме «Световые явления», определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Развивающая.

Используя игровую форму работы создать ситуацию успеха, условия для развития интеллекта, качеств креативности: беглость, оригинальность мысли, разработанность идей  и активного саморазвития учащихся: выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий.

Воспитывающая. 

Способствовать формированию коммуникативной компетентности в процессе совместного выполнения интеллектуальных задач.

Оборудование. интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Методы обучения: частично - поисковый и исследовательский для решения познавательных и проблемных задач,  мозговой штурм, аналогия, ассоциация.

Содержание игры «Что? Где? Когда?».         

        Викторина проводится на уроке обобщения и закрепления материала по теме «Световые явления»

        Перед началом урока-игры оглашаются правила.

Правила игры

- на обдумывание вопроса дается 1 мин;

- «Блиц – турнир» состоит из 3 вопросов, на обдумывание ответа  - 20 с. Балл команда зарабатывает в случае правильных ответов на все 3 вопроса.

- если команда, посовещавшись, дает правильный ответ, то каждый ее участник получат одно очко, а отвечавший - очко со знаком «+» (плюс означает учет ответа) (Приложение 1 – карточки для учета ответов);

- если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает любой зритель, получая за это очко со знаком «+»;

- если и команда, и зрители не ответили на вопрос, то ведущий зачитывает правильный ответ;

- во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего;

- уточнить вопрос и ответ может только ведущий;

-  желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу викторины,  обязаны поднять руку;

- за оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко со знаком «звезда»;

-  за подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами или  записками участники игры (в том числе и зрители) подвергают штрафу. У них вычитают одно очко;

- в конце игры участники, набравшие 4 и более очков, получают оценку «5», 2 очка - оценку «4». Право на оценку в журнале среди зрителей дают только очки со знаком «+», свидетельствующие o  самостоятельном, полном и правильном ответе.

После ознакомления с правилами посредством отборочных вопросов выбираем членов команды (отвечая можно использовать учебник, любую справочную литературу). Игроки выбирают капитана

  1. Отборочный тур.

Вопросы.

  1. Угол между падающим и и отраженным лучом равен 70 0. Чему равен угол отражения? (350)
  2. Кто является основоположником корпускулярной теории света? (Ньютон)
  3. Чему равна оптическая сила собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см? (5 Дптр).
  4. Увеличение линзы равно 3. Какова величина предмета, если величина изображения 12 см? (4 см)
  5. Как идет после преломления в собирающей линзе луч, идущий параллельно главной оптической оси? (Не преломляясь)
  6. Как переводится слово «оптика» с греческого? (Наука о зрении)

Вопросы игрокам. (Приложение 2, 3 – карточки с вопросами для игроков)

  1. Почему большинство животных Крайнего Севера белого цвета? (Животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, что особенно важно в условиях Крайнего Севера)
  2. Почему гремучие и другие ямкоголовые змеи легко отыскивают добычу в темноте, несмотря на то, что ночное зрение у них не развито? Чем это можно объяснить? (У таких змей по обе стороны головы  имеются два конических углубления,  в  которых находятся особые клетки, чувствительные к инфракрасным лучам. С помощью которых змея может уловить все, что теплее холоднее окружающей среды).
  3. Блиц.
  1. Объясните мне, ребята,

                 Отвечая на вопрос:

                 Почему такой расцветки

                 Чудо – крылья у стрекоз?  (1. Окраска объясняется интерференцией.)

              2. Мальчишки, радостный народ,

                  Коньками чистый режут лед.

                 Но почему в том месте мы на льду

                 Увидим белой борозду?

 (2. Свет, падающий на царапину будет рассеиваться).

             3. Если рыба чуть в сторонке -

                 Будь то щука иль карась,

                Почему, скажите, в рыбу

                Трудно острогой попасть?

(3. Из закона преломления света: изображение – мнимое, приподнятое к поверхности.)

  1.  Черный ящик.

 В ящике находится треугольная стеклянная призма.

  На рисунке показан ход лучей через эту призму. Нарисуйте расположение призмы в этих ящике.

Ответ.

5. «Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты,  и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из очеретяных крыш, деревьев и развешанного на дворе платья, все только в обращенном виде» Объясните явление.

Ответ: дисперсия.

6. Кто сильнее нагревается на солнце: хорошо загоревший человек или совсем не загоревший?

Ответ  -  загоревший.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Методические рекомендации по реализации игры.

Актуальность

Викторина проведена в форме викторины «Что? Где? Когда?», имеет индивидуальный, развивающий, исследовательский, коммуникативный и рефлексивный подход к личности учащегося.

Игровое моделирование создаёт психологически комфортную среду, обеспечивающую каждому ученику творческую свободу. Положительные эмоции, возникающие у детей в ходе урока, способствуют предупреждению перегрузки.

Практическое применение ресурса.

Предложенный мною вариант викторины использован в качестве составной части обобщающего урока по теме «Световые явления», разработку можно применить при проведении  внеклассного  мероприятия в рамках предметной недели.

Викторина сопровождается презентацией, организованной так, чтобы можно было вернуться на слайд с выбором вопросов, чтобы продолжить игру, слайды сопровождаются звуковыми эффектами для привлечения внимания, после ответов учеников  можно показать на экран правильный ответ.

Приложение 1.

Карточки для учета ответов учащихся.

9421394213

Приложение 2.

Карточки с вопросами для игроков (распечатываются и наклеиваются под «рубашку»)

Раунд 1

Раунд 2

Почему большинство животных Крайнего Севера белого цвета?

Почему гремучие и другие ямкоголовые змеи легко отыскивают добычу в темноте, несмотря на то, что ночное зрение у них не развито? Чем это можно объяснить?

Раунд 6

Кто сильнее нагревается на солнце: хорошо загоревший человек или совсем не загоревший?

Раунд 5

Раунд 4

«Черный ящик»

 «Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты,  и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из очеретяных крыш, деревьев и развешанного на дворе платья, все только в обращенном виде» Объясните явление.

 

      

В ящике находится треугольная стеклянная призма.

  На рисунке показан ход лучей через эту призму. Нарисуйте расположение призмы в этих ящике.

 

  1. Мальчишки, радостный народ,

   Коньками чистый режут лед.

   Но почему в том месте мы на льду

   Увидим белой борозду?

  1. Если рыба чуть в сторонке –

              Будь то щука иль карась,

              Почему, скажите, в рыбу

              Трудно острогой попасть?

Раунд 3

«Блиц – турнир»

  1.  Объясните мне, ребята,

            Отвечая на вопрос:

            Почему такой расцветки

       Чудо – крылья у стрекоз?  

Приложение 3.

Карточки для оформления вопросов для игроков («рубашка»)

94213

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНЫ ПО ФИЗИКЕ ( о ученых-физиках)

Историко-физические викторины позволяют не только повысить уровень знаний по физике и истории физики. Они имеют также...

презентация-викторина по физике 7 класс "Первоначальные сведения о строении вещества"

Урок проводится после изучения раздела "Первоначальные сведения о строении вещества"...

Заочная викторина по физике (внеклассное мероприятие по физике)

Заочная викторина по физике (внеклассное мероприятие по физике) ...

Викторина "Занимательная физика" 7 класс

Занимательная викторина с заданиями, загадками и опытами по физике....

Викторина по физике 9 класс

Викторина по физике для 9 класса...

Викторина по физике. 8 класс.

Викторина по физике представлена для учащихся с ОВЗ коррекционной школы и проведена в  рамках педели предметов политехнического цикла....