Закон всемирного тяготения
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Коробчак Иван Валерьевич

План-конспект и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse._zakon_vsemirnogo_tyagoteniya.docx20.19 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx185.05 КБ

Предварительный просмотр:

План

 проведения урока физики в 9 классе _______________.

Тема: «Закон всемирного тяготения»

Цель урока:

  • изучить закон всемирного тяготения;
  • показать практическую значимость закона всемирного тяготения.

Тип урока: комбинированный урок.

Средства обучения: макет ДВС, электронная модель работы ДВС из комплекта «Физика в школе», ЭОР ( http://phys.reshuege.ru/test?theme=237 ),  презентация Microsoft PowerPoint, компьютер, проектор, экран, школьная доска.

План урока:

  1. Организационный момент, выдача домашнего задания
  2. Повторение изученного
  3. Изучение нового материала
  4. Решение задач
  5. Закрепление изученного, подведение итогов

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Выдача домашнего задания: § 15,16, для дополнительного чтения § 17,  упр.16 (1,2).

  1. Повторение изученного.

Повторение изученного материала проводится в форме блиц-опроса, который учитель воспроизводит с помощью мультимедийного оборудования.

  1. Изучение нового материала.

В начале урока учитель  производит показ интерактивной модели солнечной системы, представленной на сайте http://www.afportal.ru/astro/model.

Слово учителя:

Как вы думаете, за счет каких сил происходит движение планет вокруг Солнца?

С помощью наводящих вопросов дети формулируют тему и цели урока.

Слово учителя:

Датский астроном Тихо Браге, многие годы наблюдая за движением планет накопил многочисленные данные, но не сумел их обработать. Это сделал его ученик, Иоганн Кеплер. Используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдения Тихо Браге, Кеплер установил законы движения планет вокруг Солнца. Но он не сумел объяснить динамику движения планет. (Что значит слово «динамика»?).

На этот вопрос сумел ответить Исаак Ньютон. Ученый предположил, что ряд явлений, казалось бы, не имеющих ничего общего, вызваны одной причиной. Ньютон пришел к выводу, что небесные тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорционально квадрату расстояния меду ними.

где G—гравитационная постоянная, r—расстояние между телами.

Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но 9 лет не публиковал, так как неверные данные о расстояние между Землей и Луной не подтверждали его идею. И только когда было уточнено это расстояние, ученый в 1667 году опубликовал закон всемирного тяготения.

Далее необходимо при помощи наводящих вопросов помочь ученикам раскрыть физический смысл гравитационной постоянной.

Слово учителя:

Кстати, численное значение гравитационной постоянной было вычислено аж в 1798 году английским физиком Генри  Кавендишем.

Целесообразно показать видеоролик с видео хостинга youtube, на котором показан опыт Кавендиша (https://youtu.be/iOgrSlzyFMA).

Ученики записывают в тетради значение гравитационной постоянной.
Далее необходимо обратить внимание на границы применимости закона всемирного тяготения.

Слово учителя:

Частным случаем гравитационных сил является сила притяжения тел к Земле. Эту силу называют силой тяжести. В этом случае закон всемирного тяготения имеет вид:

Но сила тяжести

,

отсюда

На поверхности Земли (h=0) g=9,8 м/с2

Далее ученики под диктовку записывают от чего зависит ускорение свободного падения.

  1. Закрепление изученного

Закрепление изученного материала проводится решением задач, размещенных на портале http://phys.reshuege.ru . В конце урока, если остается время, можно рассказать как закон всемирного тяготения применяется для исследования космических объектов.

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрей достигнет дна трубки? 1) Дробинка 2) Пробка 3) Птичье перо 4) Все тела одновременно

Слайд 2

2. Чему равна скорость свободно падающего тела через 4 секунды после начала падения из состояния покоя? 1) 20 м/с 2) 40 м/с 3) 80 м/с 4) 160 м/с

Слайд 3

3 . Какой путь пройдет свободно падающее тело за три секунды от начала падения из состояния покоя? 1) 15 м 2) 30 м 3) 45 м 4) 90 м

Слайд 4

4. Какой путь пройдет свободно падающее тело за пятую секунду от начала падения из состояния покоя? 1) 45 м 2) 125 м 3) 50 м 4) 250 м

Слайд 5

5 . Тело брошено вертикально вверх со скоростью 30 м/с. Чему равна максимальная высота подъема? 1) 22,5 м 2) 45 м 3) 30 м 4) 180 м

Слайд 6

Ответы 1 2 3 4 5 4 2 3 1 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”

Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...

Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

:                     Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

урок-перезентация "Закон всемирного тяготения"

Урок изучения нового материала...

Закон всемирного тяготения

Конспект урока и презетация по физике для 9 класса...

презентация "Закон всемирного тяготения"

Презентация используется при изучении темы "Закон всемирного тяготения" в 9 классе , учебник А.В.Перышкина и Е.М.Гутник...

Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.

Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...