Конспект урока "Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Бондарькова Вера Викторовна

Конспект урока по теме: "Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davlenie.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № ___

Тема урока: Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Цели: 

  • Сформировать представление о давлении  жидкости и газе; выяснить, как рассчитать давление на дно и стенки сосуда,  
  • Способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, выделять главное,  делать выводы, умения выполнять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль, умения применять формулы при решении задач;
  • Создавать условия для формирования познавательного интереса к изучению физики, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний

Оборудование:  

Стеклянная трубка с резиновым дном;

стакан с водой;

пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте;

проектор

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

-Добрый день.

Надеюсь, что наш урок будет интересным и плодотворным.

Вспомним слова Паскаля: «Величие человека  состоит  в его мысли»  («включаем»  свои мысли, настраиваемся на работу)

Приветствие, настрой на работу

2

Повторение изученного материала. Опрос

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Показать знания закона Паскаля, формулы для расчета давления.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания учащимися закона Паскаля, умения решать задачи на расчет давления

Методы организации работы: словесные

Методы стимулирования: похвала.

На предыдущих уроках мы выяснили, что такое давление, единицы измерения давления, как рассчитать давление.

Задача на расчет давления:

№ 136 – стр 73 Г. Остер

На прошедшем уроке мы узнали, как передают давление жидкости и газы, познакомились с законом Паскаля.

Дома вы должны были составить вопросы для проверки домашнего задания. Какие вопросы вы приготовили?

Подводим  итог:

 - вопросы были составлены правильно?

- вопросы были интересными?

Вам было задано сделать прибор, называемый «картезианский водолаз». Посмотрим, кто его сделал? Объясните опыты с ним.

Вопросы:

- объясните опыт, показанный на картинке (слайд)

- В нефтяной промышленности для подъема нефти на поверхность земли применяется сжатый воздух, который нагнетается компрессорами в пространство над поверхностью нефтеносного слоя. Какой закон проявляется при этом? Как?  (слайд)

- Почему пустой бумажный мешок, надутый воздухом, с треском разрывается, если ударить им о руку или обо что-то твердое? (слайд)

- Что надо сделать, чтобы вода вытекала по трубке из сосуда? (слайд)

- Если заполнить одинаковые по размерам сосуды: один - жидкостью, другой – сыпучим материалом  (например горохом), в третий поставить вплотную к стенкам твердое тело, на поверхность вещества в каждом сосуде положить одинаковые кружочки, например, из дерева /они должны прилегать к стенкам /, а сверху установить одинаковые по массе грузы, то как изменится давление вещества на дно и стенки в каждом сосуде?  Подумай!  В каком случае срабатывает закон Паскаля? Как будет передаваться внешнее давление грузов? (слайд)

Проверка задачи у доски

1 ученик у доски – самостоятельно решает

Задают вопросы, отвечают на них

Демонстрируют прибор, объясняют

Отвечают на вопросы

3

а)

Изучение учебного материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить известные формулы  для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению формул, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Давайте еще раз вспомним формулу для вычисления давления

Для дальнейшей работы  на уроке нам нужны будут еще несколько формул:

- для вычисления веса тела;

- как найти массу, если известны плотность и объем тела?

- как вычислить объем тела, если известны площадь основания и высота тела?

Итак,  мы знаем, что давление, производимое на газ или жидкость, передается одинаково по всем направлениям.

Р=F/S

записываем на доске:

Р=mg

m=ρV

V=Sh

Б

Постановка учебной задачи

Цель: обсудить проблему  и сформулировать  цель урока.

Проведем такой опыт: 

в бутылке сделаны отверстия на разной высоте. Заполним ее водой и пронаблюдаем за вытеканием воды из отверстий. Что наблюдаем и почему?

Делаем вывод:

Давление внутри жидкости на разных высотах разное.

Оно увеличивается с увеличением глубины.

Знаем ли мы, как рассчитать давление жидкости?

Сформулируйте тему нашего урока

Какова же цель  урока?

Наблюдают, делают вывод.

Отвечают на вопросы

Нет

Давление в жидкости и газе.

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Научиться вычислять давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда

В

Открытие новых знаний.

Цель: рассмотреть вопрос о давлении жидкостей и газов, получить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда

Методы: учебный диалог, моделирование.

- Итак, мы знаем, что на жидкость, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Следовательно, каждый слой жидкости своим весом создает давление на ниже лежащие слои. По закону Паскаля это давление передается не только вниз, но и по всем направлениям (слайд). Следовательно, внутри жидкости существует давление.

В этом можно убедиться на опыте:

(по рис. 99, 100).

Под действием веса жидкости резиновая пленка прогнется.

До каких пор будет прогибаться резиновая пленка?

Что произойдет, если увеличить столб жидкости?

Опустим трубку с резиновым дном, в которую налита вода, в другой, более широкий сосуд с водой  (рис. 101).

Мы увидим, что по мере опускания трубки резиновая пленка постепенно выпрямляется. Полное выпрямление пленки показывает, что силы, действующие на нее сверху и снизу, равны. Наступает полное выпрямление пленки тогда, когда уровни воды в трубке и сосуде совпадают.

Итак, опыт показывает, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается. Газы в этом отношении не отличаются от жидкостей.

Проведем еще один виртуальный опыт: с сосудом, дно которого может отпадать (рис. 103)

Делаем вывод:

  • внутри жидкости существует давление;
  • на одном и том же уровне давление одинаково по всем направлениям;
  • с глубиной давление увеличивается.

Обратить внимание, что газы в этом отношении не отличаются от жидкостей, ведь они тоже имеют вес. Но вес газов намного меньше, «весовое» давление газа можно не учитывать.

Как же рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда?

Решим задачу, в процессе ее решения и получим формулу для расчета давления жидкости:

Определить давление воды в аквариуме с площадью дна 1200 см2, высота столба воды 40 см.

В процессе решения получаем формулу: р=gρh.

Обратить внимание:

-как оформить решение задачи

- давление зависит от высоты столба жидкости и ее плотности.

Вопрос: зависит ли давление жидкости от площади дна сосуда?

Просмотр видеофрагмента «Гидростатический парадокс»

Подведем итог:

Мы узнали, что:

Дополнительный материал:

Какова максимальная глубина

 океана на нашей планете?

  Тихий океан, Марианская впадина,

 глубина 11035м

 Самое глубокое озеро –Байкал,

 глубина 1680м

Какие опасности таит в себе глубоководное ныряние?

(рвутся барабанные перепонки, не хватает воздуха для дыхания: 1-2 минуты задержка дыхания у среднего человека, переохлаждение, сдавливание позвоночника и внутренних органов, изменение кровяного давления человека:)

Водолазы, кессонная болезнь (слайды, выход в Интернет)

Француз Лоик Леферм в 2004году

установил рекорд погружения

 на глубину 171 м

без специального оборудования

с задержкой

дыхания на целых 7 минут!

При этом частота биения его

сердца замедлилась

 до 25 ударов в минуту

+ слайд

Наблюдают опыт

эксперимент, вывод

эксперимент, вывод

+ слайд

Слайд (выход в Интернет)

Делают вывод.

Слайд

Вызвать сильного ученика к доске для решения задачи

слайд

предположительный ответ

делают вывод

  • внутри жидкости существует давление;
  • на одном и том же уровне давление одинаково по всем направлениям;
  • с глубиной давление увеличивается;
  • р=gρh.

Просмотр сюжетов

4

Закрепление учебного материала

Цель: учиться применять полученные знания в конкретных ситуациях

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения применят полученные знания в различных ситуациях

Задачи:

-развитие умений применят полученную формулу при решении задач;

- развивать способность давать адекватную самооценку

Методы: репродуктивные

Ответим на вопросы:

- Закончи фразу:

 "При погружении подводной лодки давление воздуха в ней ....." .

Почему?

- Почему у глубоководных рыб при вытаскивании их на поверхность плавательный пузырь торчит изо рта?

- Какая из жидкостей: 1 л воды или

     1 л керосина оказывает меньшее давление на дно сосудов одной формы?

- В каком из сосудов давление, оказываемое жидкостью больше?

Потренируемся: самостоятельная работа (слайд)

1.Опытный ныряльщик опускается на глубину 20 м. Определите давление на этой глубине, если плотность морской воды 1030 кг/м3

слайд

слайд

Решают самостоятельно, ответ проверяем

5

Рефлексия

Цель для учащихся:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Цель для учителя: оценить УД класса

- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

(слайд)

Отметки за урок_____

Доказать существование давления в жидкости и газе.

Научиться вычислять давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда

слайд

6

Домашнее задание

Цель: закрепить знания о давлении жидкостей и газов, умения вычислять давление на дно и стенки сосуда,  развитие творческих способностей

Итак, цель нашей домашней работы –

закрепить знания о давлении жидкостей и газов, умения вычислять давление жидкости на дно и стенки сосуда, применять полученные знания в различных ситуациях.

  §§ 37,38, вопросы,

упр. 15 (2) – всем,

упр. 15 (3), задание 8 - желающим

 

заключительное слово учителя: давайте еще раз вспомним слова Паскаля: «Величие человека  состоит  в его мысли»

Будьте великими, имея хорошие знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расчет давления на дно и стенки сосуда

экспериментальное подтверждение зависимости давления от высоты столба жидкости и от плотности жидкости...

Расчет давления на одно и стенки сосуда

презентация к открытому уроку...

Методическая разработка урока по теме "Расчет давления на дно и стенки сосуда".

Методическая разработка урока по теме "Расчет давления на дно и стенки сосуда" для 7 класса....

ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. РАСЧЕТ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА

ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. РАСЧЕТ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА...

Урок 35/5. «Давление в жидкости (газе). Расчет давления на дно и стенки сосуда».

Технологическая карта и презентация  урока в 7 классе 35/5. «Давление в жидкости (газе). Расчет давления на дно и стенки сосуда»....