Рабочая программа элективного курса по физике
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании экспертного совета Заместитель директора по УР Директор МБОУ
Председатель муниципальной «Гимназия №1» «Гимназия №1»
экспертной комиссии ___________/Р.И.Зарипов/ ____________/Л.М Сафиуллина/
Приказ № __________/Р.Н. Нигматуллова / Протокол № 200
от «___» ____________ 2015г. «28» августа 2015г. от «01 » сентября 2015г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»
«Решение нестандартных задач по физике»
10-11 класс
учителя физики Исхакова Халила Муллануровича.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от«28»_августа 2015г.
- учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике составлена на основании федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программой среднего общего образования, с учетом учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» на 2015-2016 учебный год.
Курс рассчитан на 2 года обучения. Класс: 10 - 11
Всего часов на изучение программы: 69. (10 класс-35 часов, 11 класс 34 часа).
Количество часов в неделю: 1
Цели элективного курса:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и
самостоятельного приобретения новых знаний;
-совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
-формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
-применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного
приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
-углубление и систематизация знаний учащихся;
-усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
-овладение основными методами решения задач.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
-расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новы знаний,
анализа и оценки новой информации;
-сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
-получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса. Учащиеся должны уметь:
-анализировать физическое явление;
-классифицировать предложенную задачу;
-составлять простейших задачи;
-последовательно выполнять этапы решения задачи средней трудности;
-выбирать рациональный способ решения задачи;
-решать комбинированные задачи;
-владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
2.Содержание изучаемого элективного курса «Решение нестандартны задач по физике» для 11 класса
Физическая задача.
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
Кинематика
Сложение скоростей. Средняя скорость. Пути, проходимые за равные промежутки. «Последняя секунда». Движение тела брошенного горизонтально и под углом к горизонту. Относительное движение брошенных тел. Отскок мяча от наклонной плоскости.
Динамика
Плотность планеты. Тело на гладкой наклонной плоскости. Условие покоя тело на наклонной плоскости. Движения тела на наклонной плоскости с учетом трения. Движение по вертикали и горизонтали. Поворот транспорта. Конический маятник .Движения тел в одном и в разных направлениях.
Законы сохранения
Разрыв летящего снаряда. Упругие и неупругие столкновения. Груз подвешенный на нити и стержне. Движение по «мертвой петле» Соскальзывание с полусферы. Гладкая горка и пружина. Система с пружиной..
Статика. Гидростатика.
Виды равновесия. Равновесие тела на опоре. Лестница у стены. Колесо и ступенька. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон Архимеда. Плавание тел.
Молекулярная физика
Учет гидростатического давления. Два газа в цилиндре с поршнем и перегородкой. Подъемная сила воздушного шара. Изопроцессы и адиабатный процесс. Циклические процессы. Расширение газа под поршнем. 1 закон термодинамики и уравнение теплового баланса.
Электродинамика
Равновесие зарядов. Поле, создаваемое системой зарядов. Движение вдоль линии напряженности. Движение заряженной частицы в конденсаторе. Движение заряженного тела электрического поля с учетом силы тяжести. Смешанное соединение проводников. Максимальная мощность во внешней цепи. Конденсаторы в цепи постоянного тока. ЭДС индукции в проводнике, движущимся в магнитном поле. Ускоренное движение проводника в магнитном поле.
Колебания и волны
Фаза колебаний. Колебания груза подвешенного на пружине. Математический маятник.
Оптика
Изображение в одном из двух зеркал. Преломление и полное внутреннее отражение. Построение изображения в линзе.
Квантовая физика
Теория фотоэффекта. Фотоны. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач
3.Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, тема урока | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание | |
план | фактический | ||||||
10 класс 35 часов,1 час в неделю | |||||||
Введение (1 час) | |||||||
1 | Физическая задача. | Лекция Работа со справочниками | -основные требования к решению задач. Этапы решения физических задач. -оформление решения задачи. --типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач -расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; -сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности; -получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательные, экспериментальные, на бытовом содержании с техническим содержанием. | Повторить основные формулы | 1.09 | ||
Кинематика (8 часа) | |||||||
2-3 | Сложение скоростей и переход в другую систему отсчета при движении на плоскости | Теория (РЗ) | Задачи п.9 (3) | 8.09 15.09 | |||
4-5 | «Секреты прямолинейного равноускоренного движения | Теория (РЗ) | Задачи п.10 (3) | 22.09 29.09 | |||
6-7 | Движение тела брошенного горизонтально и под углом к горизонту | Теория (РЗ) | Задачи п.11 (3) | 6.10 13.10 | |||
8-9 | Относительное движение брошенных тел. Отскок мяча от наклонной плоскости. | Теория (РЗ) | Задачи п.12 (3) | 20.10 27.10 | |||
Динамика (10 часов) | |||||||
10-11 | Плотность планеты. Суточное вращение планеты. | Теория (РЗ) | Задачи п.18 (3) | 10.11 17.11 | |||
12-13 | Тело на наклонной плоскости | Теория (РЗ) | Задачи п.19 (3) | 24.11 1.12 | |||
14-15 | Движение по горизонтали и по вертикали | Теория (РЗ) | Задачи п.20 (3) | 8.12 15.12 | |||
16-17 | Движение по окружности под действием нескольких сил | Теория (РЗ) | Задачи п.21-22 (3) | 22.12 12.01 | |||
18-19 | Движение системы связанных тел | Теория (РЗ) | Задачи п.23-24 (3) | 19.01 26.01 | |||
Законы сохранения (6 часов) | |||||||
20-21 | Разрывы и столкновения | Теория (РЗ) | Задачи п.32 (3) | 2.02 9.02 | |||
22-23 | Неравномерное движение по окружности в вертикальной плоскости | Теория (РЗ) | Задачи п.33 (3) | 16.02 23.02 | |||
24-25 | Движение системы тел | Теория (РЗ) | Задачи п.34 (3) | 1.03 8.03 | |||
Статика (2 часа) | |||||||
26 | Применение условий равновесия тела | Теория (РЗ) | Задачи п.36 (3) | 15.03 | |||
27 | Гидростатика | Теория (РЗ) | Задачи п.37 (3) | 5.04 | |||
Молекулярная физика (6 часов) | |||||||
28-29 | Применение уравнения состояния идеального газа | Теория (РЗ) | Задачи п.46 (3) | 12.04 19.04 | |||
30-31 | Применение 1 закона термодинамики к газовым процессам. | Теория (РЗ) | Задачи п.47 (3) | 26.04 3.05 | |||
32-33 | Применение уравнения теплового баланса | Теория (РЗ) | Задачи п.48 (3) | 11.05 17.05 | |||
34-35 | Итоговое занятие. | Тест | 24.05 31.05 | ||||
11 класс 34 часа,1 час в неделю | |||||||
1 | Повторение материала 10 класса | Тестирование | -основные требования к решению задач. Этапы решения физических задач. -оформление решения задачи, типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач -расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности, подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач. | ||||
Электродинамика (12 часов) | |||||||
2-3 | Применение закона Кулона и принципа суперпозиции полей | Теория (РЗ) | Задачи п. 55(3) | ||||
4-5 | Движение заряженного тела в электрическом поле | Теория (РЗ) | Задачи п. 56(3) | ||||
6-9 | Расчет электрических цепей | Теория (РЗ) | Задачи п. 61(3) | ||||
10-11 | Проводники и заряженные тела в магнитном поле | Теория (РЗ) | Задачи п. 4(3) | ||||
12-13 | Применение закона электромагнитной индукции | Теория (РЗ) | Задачи п. 8(3) | ||||
Колебания и волны (4 часа) | |||||||
14-17 | Более сложные вопросы колебаний | Теория (РЗ) | Задачи п. 13(3) | ||||
Оптика (4 часа) | |||||||
18-21 | Более сложные вопросы геометрической оптики | Теория (РЗ) | Задачи п. 21(3) | ||||
Квантовая физика (3 часа) | |||||||
22-24 | Применение законов фотоэффекта | Теория (РЗ) | Задачи п. 28(3) | ||||
Комбинированные задачи (8 часов) | |||||||
25-26 | Комбинированные задачи по механике | Теория (РЗ) | Задачи п. 1-37(3) | ||||
27-28 | Комбинированные задачи по молекулярной физике | Теория (РЗ) | Задачи п. 38-48(3) | ||||
29-30 | Комбинированные задачи по электродинамике | РЗ | Задачи п. 1-8(3) | ||||
31-32 | Комбинированные задачи по оптике и квантовой физике | РЗ | Задачи п. 18-31(3) | ||||
33-34 | Итоговое занятие | тестирование | |||||
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
-для учащихся
- Берков, А.В. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2012-2016, "Издательство Астрель",
- Типовые тестовые задания О.Ф. Кабардин ЕГЭ-2012-2016 Издательство «Экзамен»
- Универсальные материалы для подготовки учащихся В.А. Орлов, В.Ю. Демидова ЕГЭ-2012-2016.
-для учителя
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
- Генденштейн Л.Э , Ю.И. Дик Физика. 10-11 кл. Учебн. (баз. и угл.) Ч.1,2_ 2014
- Марон А.Е., Физика. Законы, формулы, алгоритмы решения задач: материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы. М.: Дрофа, 2008.
- Практика решения физических задач: 10-11 классы: . В.А. Орлов М. Вентана-Граф. 2010.
- Степанов Г.Н.. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений.
- Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
Материально-техническое обеспечение:
-мультимедийный проектор, компьютер;
Медиаресурсы:
1. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11», - ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2009.
2. Интерактивный курс физики 7-11. – ООО «Физикон», 2010.
Рецензия
на программу элективного курса, выполненную учителем физики высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1»
Исхакова Халила Муллануровича
по теме: «Решение нестандартных задач по физике».
Данная работа имеет пояснительную записку, цели и задачи курса, содержание курса, календарно-тематическое планирование и литературу.
Название соответствует содержанию работы. Оформление разработки соответствует стандартам. Материал изложен грамотно и логично на уровне требований с целью развития учебной мотивации учащихся.
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к физике. Изучение элективного курса поможет сознательному выбору профессиональной деятельности учащихся. Данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков.
В целом работа имеет большое научное и практическое значение, заслуживает положительной оценки и рекомендуется к использованию учителями в средних общеобразовательных учебных заведениях.
Рецензент:
Окулина Н.И. учитель физики
высшей квалификационной категории
средней общеобразовательной школы №9
Елабужского муниципального района ________________