Рабочая программа элективного курса по физике
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Материал  для  учителей  физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizikaelektiv.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                                           «Согласовано»                                                  «Утверждаю»

 на  заседании  экспертного  совета                                         Заместитель  директора  по  УР                        Директор  МБОУ  

 Председатель  муниципальной                                                «Гимназия №1»                                                «Гимназия №1»                      

 экспертной  комиссии ___________/Р.И.Зарипов/                                                                                               ____________/Л.М Сафиуллина/

 Приказ №                                                                                  __________/Р.Н. Нигматуллова /                       Протокол № 200                                                                                                                                                                                    

 от «___»  ____________  2015г.                                               «28»   августа   2015г.                                         от  «01 » сентября 2015г

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  «Гимназия №1»

 Елабужского  муниципального  района Республики  Татарстан

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА  ПО  ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»

 «Решение  нестандартных  задач  по физике»

 10-11 класс

учителя  физики  Исхакова  Халила  Муллануровича.

                                                                                                                               Рассмотрено  на  заседании

                                                                                                                               педагогического  совета

                                                                                                                               протокол № 1  

                                                                                                                               от«28»_августа  2015г.

  1. учебный  год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа элективного  курса  по физике составлена на  основании  федерального  компонента  государственного  стандарта среднего общего образования,   примерной программой среднего  общего образования,  с учетом учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Гимназия №1» на  2015-2016  учебный  год.

Курс рассчитан на 2 года обучения.   Класс: 10 - 11

Всего часов на изучение программы: 69.  (10 класс-35  часов,  11  класс 34  часа).

Количество часов в неделю: 1

       Цели элективного курса:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и    

 самостоятельного приобретения новых знаний;

-совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

-формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;

-применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного

 приобретения и оценки новой информации физического содержания.

Задачи курса:

-углубление и систематизация знаний учащихся;

-усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

-овладение основными методами решения задач.

Ожидаемыми результатами занятий являются:

-расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новы знаний,

анализа и оценки новой информации;

-сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

-получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Требования к уровню освоения содержания курса.   Учащиеся должны уметь:

-анализировать физическое явление;

-классифицировать предложенную задачу;

-составлять простейших задачи;

-последовательно выполнять этапы решения задачи средней трудности;

-выбирать рациональный способ решения задачи;

-решать комбинированные задачи;

-владеть различными методами решения задач:   аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

2.Содержание изучаемого элективного  курса «Решение  нестандартны  задач  по  физике» для  11  класса

Физическая задача.
   Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

Кинематика

    Сложение  скоростей. Средняя  скорость. Пути,  проходимые  за  равные  промежутки.  «Последняя  секунда». Движение  тела  брошенного  горизонтально  и  под  углом  к  горизонту. Относительное  движение  брошенных  тел.  Отскок  мяча от  наклонной  плоскости.

Динамика

    Плотность  планеты. Тело  на  гладкой  наклонной  плоскости. Условие  покоя  тело  на  наклонной  плоскости. Движения  тела  на  наклонной  плоскости  с  учетом  трения. Движение  по  вертикали  и  горизонтали. Поворот  транспорта. Конический  маятник .Движения  тел  в  одном  и в  разных  направлениях.

Законы  сохранения

    Разрыв  летящего  снаряда. Упругие  и  неупругие  столкновения. Груз  подвешенный  на  нити  и  стержне. Движение  по  «мертвой  петле»  Соскальзывание  с  полусферы. Гладкая  горка  и  пружина. Система  с  пружиной..

Статика. Гидростатика.

    Виды  равновесия. Равновесие  тела  на  опоре. Лестница  у  стены. Колесо  и  ступенька. Зависимость  давления  жидкости  от  глубины. Закон  Архимеда. Плавание  тел.

Молекулярная  физика

    Учет  гидростатического  давления. Два  газа  в  цилиндре  с  поршнем  и  перегородкой. Подъемная  сила  воздушного  шара. Изопроцессы  и  адиабатный  процесс. Циклические  процессы. Расширение  газа  под  поршнем. 1  закон  термодинамики  и  уравнение  теплового  баланса.

Электродинамика

    Равновесие  зарядов. Поле,  создаваемое  системой  зарядов. Движение  вдоль  линии  напряженности. Движение  заряженной  частицы  в  конденсаторе. Движение  заряженного  тела  электрического  поля  с  учетом  силы  тяжести. Смешанное  соединение  проводников. Максимальная  мощность  во  внешней  цепи. Конденсаторы  в  цепи  постоянного  тока. ЭДС  индукции  в  проводнике,  движущимся  в  магнитном  поле. Ускоренное  движение  проводника  в  магнитном  поле.

Колебания  и  волны

    Фаза  колебаний. Колебания  груза  подвешенного  на  пружине. Математический  маятник.

Оптика

    Изображение  в  одном  из  двух  зеркал. Преломление  и  полное  внутреннее  отражение. Построение  изображения  в  линзе.

Квантовая  физика

    Теория  фотоэффекта. Фотоны.  Уравнение  Эйнштейна  для  фотоэффекта.  Применение  фотоэффекта.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач

3.Календарно-тематическое  планирование

Название    раздела, тема  урока

Виды учебной деятельности

Планируемые  результаты  освоения  материала

Домашнее  задание

Дата  проведения

Примечание

план

фактический

10  класс 35  часов,1  час  в  неделю

Введение (1 час)

1

Физическая задача.
Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

Лекция

Работа  со  справочниками

-основные  требования  к  решению  задач. Этапы решения физических задач.

-оформление решения задачи.  --типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач

-расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

-развитие познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей

на основе опыта самостоятельного

приобретения новых знаний, анализа и оценки

новой информации;

-сознательное

самоопределение ученика относительно

профиля дальнейшего обучения или профессиональной

деятельности;

-получение

представлений о роли физики в познании мира,

физических и математических методах

исследования

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательные, экспериментальные, на бытовом содержании с техническим содержанием.

Повторить  основные  формулы

1.09

Кинематика (8 часа)

2-3

Сложение  скоростей  и  переход  в  другую  систему  отсчета  при  движении  на  плоскости

Теория

(РЗ)

Задачи п.9

(3)

8.09

15.09

4-5

«Секреты  прямолинейного  равноускоренного  движения

Теория

(РЗ)

Задачи п.10

(3)

22.09

29.09

6-7

Движение  тела  брошенного горизонтально  и  под  углом  к  горизонту

Теория

(РЗ)

Задачи п.11

(3)

6.10

13.10

8-9

Относительное  движение  брошенных  тел.  Отскок  мяча  от  наклонной  плоскости.

Теория

(РЗ)

Задачи п.12

(3)

20.10

27.10

Динамика (10 часов)

10-11

Плотность  планеты.  Суточное  вращение  планеты.

Теория

(РЗ)

Задачи п.18

(3)

10.11

17.11

12-13

Тело  на  наклонной  плоскости

Теория

(РЗ)

Задачи п.19

(3)

24.11

1.12

14-15

Движение  по  горизонтали  и  по  вертикали

Теория

(РЗ)

Задачи п.20

(3)

8.12

15.12

16-17

Движение  по  окружности  под  действием  нескольких  сил

Теория

(РЗ)

Задачи п.21-22 (3)

22.12

12.01

18-19

Движение  системы  связанных  тел  

Теория

(РЗ)

Задачи п.23-24 (3)

19.01

26.01

Законы сохранения (6 часов)

20-21

Разрывы  и  столкновения

Теория

(РЗ)

Задачи п.32

(3)

2.02

9.02

22-23

Неравномерное  движение  по  окружности в  вертикальной  плоскости

Теория

(РЗ)

Задачи п.33

(3)

16.02

23.02

24-25

Движение  системы  тел

 Теория

(РЗ)

Задачи п.34

(3)

1.03

8.03

Статика (2 часа)

26

Применение  условий  равновесия  тела

Теория

(РЗ)

Задачи п.36

(3)

15.03

27

Гидростатика

Теория

(РЗ)

Задачи п.37

(3)

5.04

Молекулярная  физика (6  часов)

28-29

Применение  уравнения  состояния  идеального  газа

Теория

(РЗ)

Задачи п.46

(3)

12.04

19.04

30-31

Применение  1  закона  термодинамики  к  газовым  процессам.

Теория

(РЗ)

Задачи п.47

(3)

26.04

3.05

32-33

Применение  уравнения  теплового  баланса

Теория

(РЗ)

Задачи п.48

(3)

11.05

17.05

34-35

Итоговое занятие.

Тест

24.05

31.05

11  класс  34  часа,1  час  в  неделю

1

Повторение  материала  10  класса

Тестирование

-основные  требования  к  решению  задач. Этапы решения физических задач.

-оформление решения задачи, типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач

-расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

-развитие познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей

на основе опыта самостоятельного

приобретения новых знаний, сознательное

самоопределение ученика относительно

профиля дальнейшего обучения или профессиональной

деятельности, подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач.

Электродинамика (12  часов)

2-3

Применение  закона  Кулона  и  принципа  суперпозиции  полей

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  55(3)

4-5

Движение  заряженного  тела  в  электрическом  поле

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  56(3)

6-9

Расчет  электрических  цепей

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  61(3)

10-11

Проводники  и  заряженные  тела  в  магнитном  поле

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  4(3)

12-13

Применение  закона  электромагнитной  индукции

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  8(3)

Колебания  и  волны (4  часа)

14-17

Более  сложные  вопросы  колебаний

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  13(3)

Оптика (4 часа)

18-21

Более  сложные  вопросы  геометрической  оптики

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  21(3)

Квантовая  физика (3  часа)

22-24

Применение  законов  фотоэффекта

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  28(3)

Комбинированные  задачи (8  часов)

25-26

Комбинированные  задачи по механике

Теория

(РЗ)

Задачи

п. 1-37(3)

27-28

Комбинированные  задачи по молекулярной  физике

Теория

(РЗ)

Задачи

п.  38-48(3)

29-30

Комбинированные  задачи по электродинамике

РЗ

Задачи

п.  1-8(3)

31-32

Комбинированные  задачи по оптике  и  квантовой  физике

РЗ

Задачи

п.  18-31(3)

33-34

Итоговое занятие

тестирование

4.Учебно-методическое  и  материально-техническое обеспечение

-для  учащихся

  1. Берков, А.В. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2012-2016, "Издательство Астрель",
  2. Типовые  тестовые  задания  О.Ф. Кабардин  ЕГЭ-2012-2016  Издательство  «Экзамен»
  3. Универсальные  материалы  для  подготовки  учащихся  В.А. Орлов,  В.Ю.  Демидова  ЕГЭ-2012-2016.

-для  учителя

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
  3. Генденштейн  Л.Э ,  Ю.И. Дик Физика. 10-11 кл. Учебн. (баз. и угл.) Ч.1,2_ 2014
  4. Марон А.Е., Физика. Законы, формулы, алгоритмы решения задач: материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы. М.: Дрофа, 2008.
  5. Практика решения физических задач: 10-11 классы: .  В.А. Орлов М. Вентана-Граф. 2010.
  6. Степанов Г.Н.. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений.
  7. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

    Материально-техническое обеспечение:

-мультимедийный проектор, компьютер;

    Медиаресурсы:

1. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11», - ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2009.

2. Интерактивный курс физики 7-11. – ООО «Физикон», 2010.


Рецензия

на  программу  элективного  курса, выполненную  учителем  физики  высшей  квалификационной категории  МБОУ  «Гимназия №1»

Исхакова  Халила  Муллануровича

по  теме: «Решение  нестандартных  задач  по физике».

Данная работа имеет пояснительную  записку,  цели  и  задачи  курса,  содержание  курса, календарно-тематическое  планирование  и  литературу.

Название   соответствует  содержанию  работы.  Оформление  разработки  соответствует  стандартам. Материал изложен грамотно  и  логично на  уровне  требований  с  целью  развития  учебной  мотивации  учащихся.  

Элективный  курс  предназначен  для  учащихся  10-11  классов,  проявляющих  интерес  к  физике.  Изучение  элективного  курса  поможет  сознательному  выбору  профессиональной  деятельности  учащихся. Данный  курс  будет  способствовать  совершенствованию  и  развитию  физических  знаний,  умений  и  навыков.

В  целом  работа  имеет  большое научное и практическое значение, заслуживает  положительной  оценки  и рекомендуется  к  использованию  учителями  в  средних  общеобразовательных   учебных  заведениях.

Рецензент:                          

Окулина  Н.И. учитель  физики  

высшей  квалификационной  категории

средней  общеобразовательной  школы №9

Елабужского  муниципального  района                                          ________________