рабочая программа по физике
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

рабочая программа по физике к учебнику "Физика 9кл".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.doc427.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

по физике 

9 класс

Год разработки 2015

Составлена на основе   программы авторов  Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

(Программа для общеобразовательных учреждений.)

Учебник. Физика 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Авторы: А.В Перышкин, Е.М.  Гутник

 

        

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы авторов  Е.М. Гутник, А.В. Перышкин (Программа для общеобразовательных учреждений. Физика и  программы основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы. Авторы А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. (Физика. 7 - 9 классы: рабочие программы/ сост. Е.Н. Тихонова.- М.: Дрофа, 2015).

 Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 210 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 70 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):
  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2012;
  • Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2012;
  • Перышкин А.В.,  Гутник Е.М.Физика-9 – М.: Дрофа, 2012.
  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
  • Громцева О.И. Контрольные  и самостоятельные работы по физике 9кл. – М.:Экзамен, 2010. –159с.
  • Громцева О.И. Тесты по физике 9 кл. – М.:Экзамен, 2011. – 173с.
  • А.Е.Марон, Е.А.Марон Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2014.
  • А.Е.Марон, С.В. Позойский Сборник вопросов и задач,7-9 класс – М.: Дрофа, 2014.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

        знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
  • смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
  • смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..

уметь: 

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

Распределение учебных  часов по разделам программы:

Законы взаимодействия и движения тел  - 27 часов

Механические колебания и волны. Звук -  11 часов

Электромагнитное поле  - 14 часов

Строение атома и атомного ядра  - 16 часов

Содержание тем учебного курса

I.  Законы взаимодействия и движения тел. (27 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение. Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение.

Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

Школьный компонент 

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Экономия энергорессурсов при использовании в практике явления инерции.

Гравитационные пылеосадочные камеры.

ИЗС для глобального изучения влияния деятельности человека на природу планеты. Проблемы космического мусора.

Центробежные очистители.

Мировые достижения в освоении космического пространства. Экологические последствия развития

II. Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны.  Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Школьный компонент 

Шумовое загрязнение среды. Последствия и пути его преодоления. Ультразвук. Ультразвуковая очистка воздуха.

Вредное влияние вибраций на человеческий организм.

III.Электромагнитное поле (14 часов)

Взаимодействие магнитов. Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные   волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.  Электрогенератор.

Свет – электромагнитная волна.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Определение полюсов электромагнита.

5. Сборка электромагнита и испытание его действия.

6.Изучение электрического двигателя.

7. Изучение явления электромагнитной индукции. 

Школьный компонент

Влияние магнитного поля на биологические объекты.  Электродвигатель. Преимущество электротранспорта.

IV.Строение атома и атомного ядра (16 часов)

Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. 

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.

Фронтальная лабораторная работа.

8. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Школьный компонент 

Опасность ионизирующей радиации.  Естественный радиоактивный фон. АЭС и их связь с окружающей средой.

Экологические проблемы ядерной энергетики (безопасное хранение радиоактивных отходов, степень риска аварий на атомных электростанциях).

Лучевая болезнь.  Ядерная война – угроза жизни на Земле.

Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч.

Сроки

(примерные)

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

сентябрь-ноябрь

Законы взаимодействия и движения тел

27

2

2

ноябрь-февраль

Механические колебания и волны. Звук.

11

1

1

февраль-март

Электромагнитное поле

14

1

1

апрель-май

Строение атома и атомного ядра

16

2

1

Всего

68

6

5

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Диагностическая контрольная работа

2

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

3

Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение»

4

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

5

Контрольная работа №2 «Законы динамики»

6

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

7

Контрольная работа за I полугодие

8

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»

9

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

10

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»

11

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков»

12

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

13

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра»

14

Итоговая контрольная работа

 

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТОВ

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Основы кинематики

2

Основы динамики

3

Механические колебания и волны. Звук

4

Электромагнитное поле

5

Строение атома и атомного ядра

 

                          Итого:

                         - контрольных работ – 8             - лабораторных работ – 6                         - зачетов - 5

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Оборудование

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 часов)

Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (4 часа)

1

Инструктаж техники безопасности на уроках физики.

Материальная точка. Система отсчета.

Механическое движение

Урок изучения нового материала

Механическое движение

(презентация)

Знать понятия: механическое движение, система отсчета.

Уметь привести примеры механического движения

Физический диктант.

  спицы, мяч, машинка, модель дерева

§1,2, упр.1(2,4)

2

Траектория, путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение

Комбини-рованный урок

Траектория, путь и перемещение.

Прямолинейное равномерное движение

(презентация)

Знать понятия: траектория, путь и перемещение. Уметь объяснить их физический смысл; прямолинейное равномерное движение.

Уметь описать и объяснить

Физический диктант.

мел, нить, линейка, стеклянные трубки с водой и маслом

§2,3,4, упр.3

3

Графическое

представление

движения. Определение координат движущегося тела.

Комбини-рованный урок

Графическое представление движения

Уметь строить графики X(t), V(t)

Тест (слайд)

§4,упр.4

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Комбинированный урок

Графики движения

Уметь  решать графические  задачи

5 упр.5

Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов)

5

Прямолинейное

равноускоренное

движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

Кмбинированный урок

Прямолинейное равноускоренное движение. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Графики движения.

Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь описать и объяснить

Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении. Уметь объяснить физический смысл

Физический диктант Самостоятельная работа

наклонная плоскость, шарик

§6, вопр.,упр.5(1-3)

§7,8,упр.6(1-3)

7

        Перемещение при        прямолинейном

равноускоренном

движении. Решение задач.

Комбини

рованный урок

Прямолинейное равноускоренное движение

Уметь решать графические задачи

тест

наклонная плоскость, шарик

§6,7,8,упр.7(1,2)

8

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Урок-

практи-

кум

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)

Оформление работы, вывод

желоб лабор., шарик метал. цилиндр метал. метроном, лента измерит., кусок мела

 Подготовиться к оцениванию знаний, карточка

9

Прямолинейное

равноускоренное

движение без начальной скоростию

Урок закрепления знаний

Прямолинейное равноускоренное движение

Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике

тест

§6,7,8,упр.8

(1,2)

10

Относительность

механического

движения

Комбинированный урок

Относительность механического движения

Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости

тест

мяч, тележка

§9, упр. 9

11

Контрольная работа  № 1 «Основы кинематики»

Урок контроля и оценивания знаний

 Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение

тест

Повторить тетрадь

Тема 3. Законы динамики (15 часов)

12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

Урок изучения нового материала

Первый закон Ньютона

Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета

диктант

 шар на нити

§10,вопр.упр.10

13

Второй закон Ньютона

Урок изучения нового материала

Второй закон Ньютона

Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объяснить

тест

                      тележка,

динамометр            

§11,

вопр.

14

Третий закон Ньютона

Комбинированный урок

Третий закон Ньютона

Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить

Фронтальный опрос. Тест

тележки, шары на проволоке

§12,упр.12

15

Решение задач

Комбинированный урок

Три закона Ньютона

Знать и уметь применять законы Ньютона при решении задач

Самостоятельная работа

Карточка 1

16

Силы в природе

Комбинированный урок

Знать и уметь представлять графически силы действующие на тело

Фронтальный опрос

Карточка 35

17

Вес тела движущегося с ускорением

Комбинированный урок

Знать понятие: веса тела. Применять законы динамики для решения задач.

Тетрадь

18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Комбинированный урок

Сила тяжести и ускорение свободного падения

Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей

16,17.

19

Свободное падение тел.

Комбинированный урок

Свободное падение. Движение тела с ускорением

Объяснять свободное падение тел

Самостоятельная работа

упр.13(2), 14

20

Лабораторная работа 2

Урок практикум

Свободное падение. Измерение ускорения свободного падения

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Оформление работы

§13, 14

21

Закон Всемирного тяготения. Решение задач.

Урок  комбинированный

Равномерное движение по окружности. Закон всемирного тяготения.

Знать понятие: гравитационное взаимодействие. Написать формулу, уметь объяснять Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;

  • физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости

диктант Самостоятельная работа

упр. 18 (1,2, 3)

§15 упр.15 подг. сообщение.

22

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Урок изучения нового материала

Равномерное движение по окружности

Знать природу, определение криволинейного движения, приводить примеры

тест

вопр. П.18, 19

23

Урок решения задач

Урок контроля и оценивания знаний

Законы динамики

Уметь применять знания при решении типовых задач

тест

Подготови

ться к контрольной работе.

24

Искусственные

спутники Земли

Урок изучения нового материала

Первая космическая скорость (презентация)

Уметь рассчитывать первую космическую скорость

тест

таблица

Повт.§ 10 -

23, упр.21(2) §20, вопр.

25

Импульс.

Закон сохранения импульса.

Комбинированный урок

Импульс. Закон сохранения импульса

Знать понятия: импульс тела и импульс силы

Самостоятельная работа

§21, 22. Вопр

26

Реактивное движение

Комбинированный урок

Реактивное движение

Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить

Физический диктант

Модель ракеты

§22, 23.

27

Решение задач

Комбинированный урок

Знать и уметь применять основные ЗУН по теме импульс

Карточка 5

28

Контрольная работа №2 «Законы динамики»

Урок контроля и оценивания знаний

Законы динамики

Уметь применять знания при решении типовых задач

Контрольная работа

РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (11 часов)

29

Колебательное движение. Свободные комебания. Маятник.

Урок изучения нового материала

Свободные и вынужденные колебания

(презентация)

Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры

Физический диктант

маятники

§24- 25

ОК

30

Величины, характеризующие колебательное движение

Комбинированный урок

Величины, характеризующие колебательное движение

(презентация)

Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить

Фронтальный опрос

маятники

§26- 27

31

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

Урок- практикум

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины

оформление работы

Штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, часы.

§26- 27

 32

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Комбинированный урок

Превращение  энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.Вынужденные колебания

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колебающегося тела

   диктант

маятник

§28, 29

Повт.п.24-27,

упр.24

(2-6)

 33

Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Продольные и поперечные волны

Урок изучения нового материала

Распространение колебаний в упругой среде. Волны, виды волн.

Знать определение механических волн. Основные характеристики волн; характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве

Фронтальный опрос, тест, Беседа по

вопросам

параграфа

прибор для изучения волн

§31

ОК, вопр., упр.

28

34

Длина волны. Скорость распространения волн.

Комбинированный урок

Длина волны. Скорость распространения волн.

Знать понятие «механическая волна», «продольные и поперечные волны»

 Тест

прибор для изучения волн

§32

35

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач

Комбинированный урок

Источники звука. Звуковые колебания

Знать понятие «длина волны»

Самостоятельная работа

прибор для изучения волн

§33

36

Высота и тембр звука. Громкость звука

Комбинированный урок

Звуковые волны

Высота и тембр звука. Громкость звука

Знать понятие «звуковые волны», привести примеры

Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость

Фронтальный опрос, диктант

Беседа по вопросам,

линейка, штатив, струна

генератор звуковых волн

§34

§35- 36

37

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Решение задач

Комбинированный урок

Распространение звука. Скорость звука. Звуковые волны Отражение звука. Эхо. Резонанс

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить

Беседа по вопросам, диктант Самостоятельная работа (решение типовых задач)

музыкальные инструменты камертон

§37- 38

§39,40

Повторить §30- 39

38

Контрольная работа №3 (по материалу главы II)

Урок контроля и оценивания знаний

Механические колебания и волны. Звук

Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Контрольная работа

РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (14 часов)

39

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Урок изучения нового материала

Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля

(презентация). Неоднородное и однородное магнитное поле.

Знать понятие «магнитное поле». Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков

Беседа по вопросам,

диктант

опыт Эрстеда

§42, 43

 40

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Комбинированный урок

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Знать понятие «магнитное поле».

тест

§44

41

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

Комбинированный урок

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

Знать понятие «линии магнитного поля»

тест

§45

42

Индукция магнитного поля

Комбинированный урок

Индукция магнитного поля

(презентация)

Знать силовую характеристику магнитного поля - индукцию

тест

опыт Эрстеда

§46,47,

упр.37

(1)

43

Магнитный поток

Комбинированный урок

Магнитный поток

Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить

Беседа по вопросам. диктант

§47

44

Явление электромагнитной индукции

Урок изучения нового материала

Явление электромагнитной индукции

(презентация)

Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить

Самостоятельная работа

катушка, магнит, гальвано

метр

§48

45

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Урок- практикум

Явление электромагнитной индукции

Знать:

  • понятие «электромагнитная индукция»;
  • технику безопасности при работе с электроприборами

Оформление работы, вывод

миллиамперметр, катушка-

моток, магнит дуг., источник питания, катушка с жел.серд.,реостат, ключ, провода соед., модель генератора эл. тока (одна на класс).

§49

  46

Получение переменного электрического тока

Комбинированный урок

Получение переменного электрического тока

(презентация)

Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить

Самостоятельная работа

динамо-

машина, генератор, таблица

§50,51,

сообщ.

47

Электромагнитное поле

Комбинированный урок

Электромагнитное поле

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования

Тест

§52

48

Электромагнитные волны

Урок изучения нового материала

Электромагнитные волны

(презентация)

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн

Беседа по вопросам, диктант

таблица

§53

49

Электромагнитная природа света. Подготовка к контрольной работе

Урок изучения нового материала

Электромагнитная природа света. Подготовка к контрольной работе

Знать историческое развитие взглядов на природу света

Беседа по вопросам (шкала электромагнитных волн)

§58,

упр.

43 Повторить §42- 53

50

Контрольная работа №4 «Электромагнит-

ное поле»

Урок контроля и оценивания знаний

Электромагнитное поле

Систематизация знаний по теме

Контрольная работа

Повторить §42- 53

РАЗДЕЛ IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (16 часов)

51

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

Урок изучения нового материала

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

(презентация)

Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей)

Беседа по вопросам, диктант

§65

52

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Комбинированный урок

Модели атомов. Схема опыта Резерфорда

(презентация)

Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях

Самостоятельная работа

§66

53

Радиоактивные превращения атомных ядер

Комбинированный урок

Радиоактивные превращения атомных ядер

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности

Физический диктант

§67, 71, подг. Сообщ.

54

Экспериментальные методы исследования частиц

Комбинированный урок

Экспериментальные методы исследования частиц

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

Тест

счетчик Гейгера, камера Вильсона, альбом

§68

55

Открытие протона и нейтрона

Комбинированный урок

Открытие протона и нейтрона

Знать историю открытия протона и нейтрона

Беседа по вопросам, диктант

§69, 70

56

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

Комбинированный урок

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

Знать строение ядра атома, модели. Знать понятие «прочность атомных ядер»

Физический диктант

§71, 72,73

57

Энергия связи. Дефект масс

Урок закрепления знаний

Решение задач

Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс

тест

§73

58

Деление ядер урана. Цепные реакции

Комбинированный урок

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

Понимать механизм деления ядер урана

Самостоятельная работа

таблица

§74, 75

59

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Комбинированный урок

Ядерный реактор

(презентация). Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Знают устройство ядерного реактора

Физический диктант

таблица

§74, 75,76

60

 Атомная энергетика

Комбинированный урок

Атомная энергетика

Биологическое действие радиоактивных излучений

Знать преимущества и недостатки атомных электростанций, правила защиты от радиоактивных излучений

Беседа, диктант

схема АС

§77

61

Биологическое действие радиации

Комбинированный урок

Биологическое действие радиации

 Знать , что из себя представляет атомная энергетика

Тест

§78

62

Термоядерные реакции

Комбиниро- ванный урок

Термоядерные реакции

Знать условия протекания, применение термоядерной реакции

Тест

§79

63

Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе

Комбинированный урок

Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе

Знать материалы пройденной темы и уметь решать задачи.

Самостоятельная работа

§65-79

64

Контрольная работа № 5( по теме  «Строение атома и атомного ядра» )

Урок контроля и оценивания знаний

Строение атома и атомного ядра

систематизация знаний по теме

Контрольная работа

65

Конференция по теме «Ядерная физика»

Урок закрепления знаний

 Ядерная физика(конференция)

Подготовка к конференции по теме «Ядерная физика»

Конференция

66

Итоговое повторение всего курса

Урок закрепления знаний

Повторение пройденного материала

Знать материалы пройденных тем

Тест

67

Конференция по теме «Физика в будущей профессии»

Комбинированный урок

 Физика в будущей профессии (конференция)

Подготовка к конференции по теме «Физика в будущей профессии»

Конференция

68

Повторение задач из основных тем курса физики

Подведение итогов

Повторение задач из основных тем курса физики

Обобщение и систематизация полученных знаний

Карточка

Приложение 1

Контроль реализации программы

Диагностическая контрольная работа

Контрольная работа за I полугодие

Итоговая контрольная работа

Приложение 2

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»: желоб лабораторный, шарик металлический, цилиндр металлический, метроном, лента измерительная, кусок мела.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»: Штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, часы.

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником. Реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс).

Штатив с муфтой и лапкой, наклонная плоскость, шарик на нити, камертон, струна, прибор для изучения видов волн,  маятники.

Приложение 3

Учебное и учебно-методическое обеспечение  (для учащихся)

1.   Перышкин А.В.,  Гутник Е.М. Учебник Физика-9 – М.: Дрофа, 2009.

2.  Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

                                        Учебное и учебно-методическое обеспечение  (для  учителя)

1.   Перышкин А.В.,  Гутник Е.М. Учебник Физика-9 – М.: Дрофа, 2009.

2.  Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

3. Громцева О.И. Контрольные  и самостоятельные работы по физике 9кл. – М.:Экзамен, 2010. –159с.

4.  Громцева О.И. Тесты по физике 9 кл. – М.:Экзамен, 2011. – 173с.

5. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. М.: Вако, 2005.

6. Мокрова  И.И. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина Физика. 9 класс. В. Корифей, 2003.

7. Ильина Н.В. Тематический контроль по физике. Зачеты 9 класс. М.:  «Интеллект-Центр», 2004 г.

Дополнительная литература:

1. Горлова  Л.А. Интегрированные уроки  физики. 7 – 11 классы.  М.: Вако, 2009.

2. Аркуша М.И., Цехмистренко Н.С. Элективный курс «Познакомимся с невидимкой». Физика 9 класс. В. Корифей, 2005.

3. Зорин Н.И. Элективный курс «Элементы биофизики». ( класс.М.: Вако, 2007

4. Гребенкина Т.М. Физика. Предметная неделя. В. Корифей, 2008.

5. Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях . 7 – 9 классы. М.: Глобус, 2008.

6. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 1983.

7. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение,1977.

8. Горлова Л.А. Олимпиады по физике. 9 – 11 классы. М.: Вако, 2007

9. Лымарева Н.А. Физика 9 -11 классы. Проектная деятельность учащихся. В.: Учитель, 2008.

Приложение 5

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ:

  1.    Влияние шума на здоровье человека.
  2.     Особенности полетов ИСЗ.

Приложение 6

ТЕМЫ  РЕФЕРАТОВ:

1.

Приложение 7

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

№ п/п

Формы выполнения работы

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

1

Краткосрочные

2

Среднесрочные

3

Долгосрочные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...