Всероссийский урок имени Ю.А. Гагарина " Космос -это мы. Гагаринский урок."
методическая разработка по физике ( класс) на тему

12 апреля 2016 года -55 лет первого полета человека в космос Ю.А. Гагарина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_urok_imeni_yu.docx228.86 КБ
Файл yunost_yuriya_alekseevicha_gagarina.pptx656.64 КБ
Файл yuriy_gagarin.pptx519.97 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский урок имени Ю.А. Гагарина

« Космос- это мы. Гагаринский урок»

(для учащихся 1-10 классов)

http://www.proza.ru/pics/2014/12/04/900.jpg

Разработала:

Учитель физики:  Мухина В.В.

с. Миллерово

2016 год

Цели: воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины.

Задачи:

-познакомить учащихся с основными этапами в освоении космоса в 1950-1970-е годы, изучить биографию и деятельность первых космонавтов;

-развить познавательный интерес к достижениям в области освоения космоса советского государства;

-воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну, показывая великие свершения русских людей;

Тип: урок-презентация;

Оборудование: мультимедийная установка, экран, колонки, выставка книг о космосе.

Межпредметные связи: литература, география.

Учитель: Ребята, скажите, какое событие отметила наша страна 12 апреля?

Уч-ся: День космонавтики!

Учитель: Правильно. А знаете ли вы, что этот год является годом космонавтики? Почему?

Уч-ся: Так как в 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос.

Учитель: Сколько лет прошло с этого события?

Уч-ся: 55 лет.

Учитель: Верно. 12 апреля 2016 года исполняется 55 лет со дня полета первого человека в космос. А с 2011 года по решению ООН День космонавтики стал Всемирным праздником.

Итак, тема сегодняшнего урока «Космос – это мы. Гагаринский урок..».

Сегодня мы познакомимся с основными достижениями в освоении космоса с 1950года по настоящее время, а также с первыми космонавтами. Но особое внимание мы обратим на первого космонавта Земли – Юрия Алексеевича Гагарина.

Учитель: А что такое МКС?

Уч-ся: международная космическая станция.

Учитель: то есть международное сотрудничество существует и в космосе.

Учитель: Так вот сегодня мы узнаем, как же всё это начиналось.

Сейчас закончилась эра соперничества, началась эра содружества.

Учитель: Ровно 55 лет назад – это было событие мирового значения. Мир стоял на пороге открытия: сможет ли человек покорить космос? И кто будет первым? Ведь с момента окончания Второй мировой войны прошло только 16 лет, а Советский Союз уже вовсю покорял космос. Это был огромный прорыв и прогресс. И до сих пор на космической арене нам нет равных. В области развития космоса мы и сегодня впереди планеты всей!

К уроку наши ребята подготовили сообщения о событиях и о людях того времени, когда только зарождалась космическая эпоха. Послушаем их.

9 марта 1934 г. в деревне Клушино на Смоленской земле произошло ничем не примечательное событие – родился Человек.
Тогда еще никто не знал, что о нем будут писать книги и снимать фильмы, что его имя станет известно всем людям Земли, что ему суждено судьбой стать первым космонавтом планеты.

Презентация №1 Татарченко В.- Детство Ю. Гагарина.

Учитель: 4 октября 1957 года в 22 ч. 28 мин. Был запущен первый искусственный спутник Земли. Русское слово "спутник" сразу вошло в языки всех народов мира.

Первый в истории человечества спутник просуществовал как космическое тело сравнительно недолго - 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли. 21 сутки из космоса шли сигналы первой рукотворной "Луны". Но их "эхо" слышно по сей день. Ведь это было началом великой эпохи практического освоения космоса.

Благодаря первым советским спутникам мировая наука обогатилась новыми знаниями огромного принципиального значения о верхних слоях земной атмосферы и космическом пространстве.

Скажите, а сейчас в космосе есть спутники? Они оказывают какое-нибудь влияние на нашу современную жизнь? Каким образом?

Уч-ся: Да, есть спутники. Мы сейчас пользуемся спутниковым телевидением.

Учитель: Можно с уверенностью сказать, что спутники нужны в военных целях или для разведки?

Уч-ся: Да, можно.

Учитель: Объясните, как именно спутники служат в военных целях.

Уч-ся: они могут быть разведчиками, фотографируя и увеличивая нужную информацию на Земле.

Учитель: Действительно, спутник улавливает малейшую информацию, он может благодаря супер-сильной увеличивающей аппаратуре фотографировать номер автомобиля, пачку сигарет. И, конечно, спрятать что-то от него на Земле практически невозможно. Ни новые военные объекты, ни изменение их дислокации, ни солдат, ни технику. Спутник – это, прежде всего, космический щит, точнейшие карты создаются именно с его помощью.

Но, помимо военных достижений, космос подарил нам много других открытий.

Скажите, встречается ли Космос в нашей жизни? Чем мы пользуемся сегодня, что каким-то образом связано с Космосом? Добились ли мы какого-то прогресса в технологиях, развивая космическую программу?

Это сверхпрочные материалы, которые были получены в космосе при сварке. А технологии используются даже сегодня в быту. Это цифровые фотоаппараты, сковородки TEFAL, навигаторы, спутниковое телевидение, спутниковые тарелки. Прежде всего, это метеоспутники, точнейшая картография, оборонный щит.

Учитель:

Ответьте на вопрос: при том что столько денег тратится на развитие космоса – миллиарды рублей (МКС «Мир», спутники и т.д.), а оправданы ли эти траты? Нужны ли они?

Уч-ся: Нет, это дорого.

Учитель: но без развития космического прогресса мы не имели бы на сегодня много полезных и нужных, и привычных вещей. Мы ведь не хотим отставать? Прогресс нужен?

Уч-ся: нужен.

Учитель: Таким образом, становится понятно, что развитие космоса в 1950 годы сыграло огромную роль в укреплении обороны, создании новой техники. Всё это мы используем и сегодня.

Учитель : Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.

Презентация №2. Бабкина О. « Юность Ю. Гагарина.»

Полет Белки и Стрелки не выявил никаких непреодолимых физиологических препятствий для жизни живых существ на орбите. По сути, тогда был сделан серьезный шаг к полету в космос человека.

Но эти достижения были бы невозможны без талантливого конструктора, академика Сергея Павловича Королёва.

Учитель: Сергей Павлович Королёв внёс решающий вклад в развитие отечественной космической техники. Без него мы не узнали бы о первом спутнике, о первом космонавте Планеты и о первой женщине-космонавте. Её имя известно сейчас всем. Валентина Владимировна Терешкова.

Презентация №3 Злогодухова А. « Гагарин и космос»

Вслед за первым полетом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 г. Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. 18 марта 1965 г. во' время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени Юрий Алексеевич Гагарин стартовал с космодрома Байконур, совершив первый в истории человечества космический полёт на корабле-спутнике «Восток». В момент полёта ему было 27 лет.

Полёт проходил на околоземной орбите на высоте до 327 километров. За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" майору Гагарину Юрию Алексеевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года.

Приказом министра обороны СССР старшему лейтенанту Гагарину Ю.А. присвоено внеочередное воинское звание «майор».

Примечателен один случай. Когда в 1961 г. группу из 6 космонавтов привели на космодром «Байконур» показать космический корабль «Восток-1», на котором кому-то из них скоро придётся отправиться в космос, Королёв спросил: «Ну кто хочет посидеть в кресле корабля?». Гагарин ответил «Я хочу». И, сняв ботинки, прошёл внутрь корабля. Этот факт, - такое трогательное отношение к кораблю, как к родному дому, - мог оказаться одной из причин, по которой Королёв выбрал именно Гагарина.

И вот, 12 апреля 1961 г. запуск с космодрома «Байконур» космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом на борту. Полёт в неизвестность. Королёв запишет в своём дневнике: «Я знал, что посылаю парня на верную смерть, будучи уверенным в этом на 90%». Было подготовлено 3 сообщения ИТАР-ТАСС о полёте Гагарина.

Первое – об успешном полёте, второе – о гибели, и третье – в случае посадки на чужой территории.

Но Гагарин вернулся из космоса живым, здоровым и улыбающимся. Представляете, какой это был триумф!

(Американцы через 23 дня после нас, 5 мая 1961г., запустят человека в космос. Но всё равно, мы были первые! С этого момента международный авторитет Советского Союза ещё больше окреп, а Гагарин стал всеобщим любимцем.

К сожалению, Юрий Алексеевич Гагарин прожил недолго. Всего 34 года. 1968 год стал последним в жизни Гагарина. 27 марта 1968 года при испытании учебно-тренировочного самолёта-истребителя «МИГ-15» полковник Гагарин и полковник-инженер В.С. Серёгин разбились вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.

На ветке нашли клочок летной куртки Гагарина, права водителя, а в бумажнике нашли фотографию Королёва. Так же были найдены часы и по положению частей Механизма стало ясно, что они остановились в 10:43.

Урны с прахом Гагарина Ю.А. и Серёгина В.С. захоронены в Кремлёвской стене на Красной площади в городе-герое Москве.

Обстоятельства той катастрофы так до конца и не выяснены. Есть много версий, начиная от ошибки пилотирования и кончая вмешательством инопланетян. Но чтобы не произошло в тот день, ясно только одно - погиб первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин.
Сейчас именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета.
Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.

Но путь в космос не был таким гладким. В 1967г. космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом Владимиром Комаровым, при возвращении на Землю из-за нерасчётной работы парашютной системы на спускаемой капсуле, потерпел катастрофу.

В 1971г. погибли космонавты корабля «Союз-11» Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский, при спуске с орбиты, в следствии разгерметизации спускаемого аппарата.

Ребята, о каких трагедиях мировой космонавтики вы ещё знаете? (американский корабль «Челленджер» 1986г.)

Учитель: но всё-таки мы стали первыми, несмотря на все проблемы и трудности. И первым космонавтом Планеты Земля стал именно советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Молодой, отважный и смелый.

 Выступление библиотекаря Дудченко О. М.

Фильм « Освоение космоса»

Литература:

Голованов Я. “Космонавт № 1”, М., Известия, 1986 г.

Губарев В. “Диплом Гагарина”.

Журнал “Физика в школе” № 4 – 1994 г. № 4 – 2001 г. № 4 – 2003г. № 2 – 1986; № 2 – 2005.

Нагибин Ю. “Рассказы о Гагарине”.

Шкловский И.С. “Вселенная, жизнь, разум” М., “Наука” 1996 г.

Энциклопедия “Кирилл и Мефодий” – диск 1, 2.

Энциклопедия “Я познаю мир”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юность Юрия Алексеевича Гагарина

Слайд 2

«Город Саратов я по праву могу считать своей второй родиной, городом моей юности…» Ю. Гагарин В 1951 году, после окончания Люберецкого училища по специальности литейщик-формовщик, Юра Гагарин был направлен в Саратовский индустриальный техникум для продолжения обучения

Слайд 3

«Техникум был для меня не только школой знаний, но и замечательной школой жизни». «В течение двух лет был отличником учебы, заносился на доску Почёта училища. …была объявлена благодарность за отличную учёбу и за общественную работу, … за хорошую работу в цехе…».

Слайд 4

Дни учебы в СИТ За четыре года обучения он сдал 32 экзамена, по 31 предмету получил оценку «пять» и только по «Психологии» - «четыре». Можно отметить, что после полета в космос Юрий Гагарин в соавторстве с В.И.Лебедевым написал книгу «Психология и космос». Исправил оценку по «Психологии»!

Слайд 5

В свободное время Гагарин любил отдыхать в «Липках», на набережной, часто ходил в театр оперы и балета, в драмтеатр, художественный музей имени А. Н. Радищева. Юрий много занимался спортом в спортивных секциях, был капитаном баскетбольной команды . Участвовал в общественной жизни - был членом бюро ВЛКСМ, секретарем низового совета ВДСО «Трудовые резервы», играл в духовом оркестре на трубе, пел в мужском хоре, участвовал в драмкружке.

Слайд 6

«Я не учился ради оценок, а хотел как можно быстрее все узнать» Юрий активно занимался в предметных кружках (литературном, математическом, физико-техническом, немецкого языка). «Одним из любимых моих предметов в техникуме, как и раньше в школе, продолжала оставаться физика» . Гагарину был поручен доклад на тему «К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях».

Слайд 7

В литейщике родился летчик. «Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и началась моя "космическая" биография. «Все, что предсказывал К.Э. Циолковский, оказалось верным на практике. Циолковский перевернул мне всю душу... У меня появилась новая болезнь - тяга в небо, тяга в космос", - Ю.А. Гагарин.

Слайд 8

«Именно с Саратовом связано появление у меня болезни, которой нет в медицине - неудержимой тяги в небо, тяги к полетам» 26 октября 1954 года Гагарин был зачислен в Саратовский аэроклуб на отделение пилотов (улица Рабочая, дом 22).

Слайд 9

До свидания, Саратов! Любознательность переполняла Юрия, и он впитывал все. В итоге, саратовский период жизни Юрия Гагарина завершился двумя дипломами “ с отличием ” — об окончании техникума и аэроклуба. Как отлично закончивший аэроклуб, Гагарин был рекомендован для дальнейшей учебы в 1-е Чкаловское (Оренбургское) военное авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юрий Гагарин Первый человек в космосе Подготовила: Злогодухова А. ученица 9 класса

Слайд 2

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.

Слайд 3

Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.

Слайд 4

13 апреля 1960 космонавтов перебазировали из Москвы под Саратов (в город Энгельс), на левобережье Волги, где они приступали к парашютной подготовке. Им предстояло совершить несколько десятков прыжков с разных высот, в разных условиях Будущие космонавты успешно прошли тренировки. Они – понимали, что это – одна из важных ступеней, преодолев которую, они становились ближе к своей мечте – побывать, поработать в космосе. За месяц будущие космонавты сделали по сорок и более прыжков с парашютом. 19 мая 1960 года они сдали зачетные прыжки, и им было присвоено звание инструкторов парашютно-десантной подготовки.

Слайд 5

20 мая космонавты покинули Саратовскую землю и возвратились в Центр подготовки для дальнейшего выполнения программы по штурму космоса. Здесь кандидатов в космонавты ждали трудные испытания на центрифуге и в барокамере, различные осмотры и многочисленные анализы, разнообразные тесты – пробы. Только 20 летчиков, успешно прошедших отборочное горнило, были зачислены в первый отряд советских космонавтов, который теперь называют “ гагаринским ”. 10 апреля на заседании Государственной комиссии принято решение об утверждении на первый полет в космос Юрия Гагарина. Дублером назначен Герман Титов. Впереди было 12 апреля. Речь Гагарина перед полетом.

Слайд 6

“Поехали!” – донесся голос Гагарина. Было 9 часов 7минут московского времени, 12 апреля 1961 года. Полет длился 108 минут. За этим незамысловатым словом стоит огромное напряжение и самого космонавта, и людей, следивших на земле за его полетом. Ведь тогда никто не знал, как именно человек будет вести себя в космосе – как повлияет на него невесомость, не сойдет ли он с ума в столь необычных условиях…

Слайд 7

В 10 часов 55 минут первый космонавт Земли приземлился на поле колхоза “Ленинский путь” Энгельского района. “Случилось, как в хорошем романе, – пишет Гагарин, – мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете”. Ю.А. Гагарин мог приводниться в Волгу. Но хорошая парашютная подготовка выручила его: управляя стропами парашюта, он ушел от водной глади, по которой плыли большие льдины и стал приземляться в 1,5–2 километрах от берега. Упав на землю и погасив парашют, Гагарин крепко прижался к земле. Гагаринская кабина приземлилась в 3–4 километрах от села Узморье .

Слайд 8

Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина.

Слайд 9

" Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества – начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса". В своей книге “Дорога в космос” он написал: “Дорога в космос! Большое счастье выпало мне – оказаться на ее широком просторе, первому совершить полет, о котором мечтали люди”. Ю.Гагарин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОСМОС - ЭТО МЫ. ГАГАРИНСКИЙ УРОК

Презентация к классному часу, посвященному 55 - летию первого выхода корабля - спутника с человеком на борту на околоземную орбиту...

Космос- это мы. Гагаринский урок.

Заметка в газету. Отчет об уроке....

Классный час "Космос-это мы. Гагаринский урок"

Материал содержит информацию о первом космонавте , его жизни и подвиге ради будущих поколений....

Классный час: «Космос – это мы. Гагаринский урок»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство гражданского патриотизма.Задачи:- Познакомить детей с биографией первого космонавта Ю.А. Гагарина.- Воспитывать патриотизм, чувство гордости ...

«Космос – это мы. Гагаринский урок»

Цель: воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины.Задачи:              Расширить знания учащихся о...

Классный час "Космос - это мы! Гагаринский урок"

Классный час "Космос - это мы! Гагаринский урок"...