Интегрированный занятие в 3 классе (физика - геометрия) Тема: Научные эксперименты с фигурами и телами
учебно-методический материал по физике на тему

Карбовская Анна Александровна

 

Интегрированный занятие в 3 классе

(физика - геометрия)

Тема: Научные эксперименты с фигурами и телами

Цель занятия:

  1. Систематизация и обобщение  знаний  детей о геометрических фигурах и физических телах.
  2. Включение в активный познавательный процесс.
  3. Формирование навыков выполнения лабораторных экспериментов.
  4. Развитие интереса к физике и геометрии.

Оборудование: лабораторное оборудование на столе учащихся: измерительные ленты, веревки, линейки, геометрический конструктор, модели прямоугольников и квадратов, бруски, мензурка с водой, лабораторные весы, набор разновесов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx42.33 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_s_testom.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный занятие в 3 классе

(физика - геометрия)

Тема: Научные эксперименты с фигурами и телами

Цель занятия:

  1. Систематизация и обобщение  знаний  детей о геометрических фигурах и физических телах.
  2. Включение в активный познавательный процесс.
  3. Формирование навыков выполнения лабораторных экспериментов.
  4. Развитие интереса к физике и геометрии.

Оборудование: лабораторное оборудование на столе учащихся: измерительные ленты, веревки, линейки, геометрический конструктор, модели прямоугольников и квадратов, бруски, мензурка с водой, лабораторные весы, набор разновесов.

  1. Актуализация знаний

- работа с системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass

-техника безопасности

  1. Длина предмета

            - измерение длины веревки, эксперимент (групповая работа).

  1. Площадь прямоугольника

- измерение длины стороны пластины в форме прямоугольника и квадрата, эксперимент (групповая работа)

- вычисление площади прямоугольника и квадрата по формуле (групповая работа).

  1. Объем прямоугольного параллелепипеда

- работа с геометрическим конструктором – сборка модели параллелепипеда (индивидуальная работа);

- измерение объема тела математическим и физическим методами:

  • измерение ребер собранной модели,  и расчет объема по формуле эксперимент (индивидуальная работа);
  • вычисление объема брусков математическим методом эксперимент (групповая работа).
  • измерение объема тела при помощи мензурки эксперимент (групповая работа).
  1. Создание проблемной ситуации для выполнения следующего эксперимента

- просмотр фрагмента мультфильма из сериала «Фиксики» – «Весы»

  1. Масса тела

- повторение правил взвешивания (фронтальная работа);

- определение массы тела в виртуальной лабораторной работе (фронтальная работа);

- определение массы тела на лабораторных весах, эксперимент (групповая работа).

  1. Рефлексия

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель:

Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Мы все приглашены в волшебную лабораторию, кабинет физики.  Школьная  лаборатория - это место, где вы экспериментируете  и проводите разные опыты. Там происходит так много интересного и таинственного, что мы даже об этом не догадываемся. Тема нашего занятия: «Научные эксперименты с фигурами и телами»

И вам поможем разгадать эти тайны мы -  учитель физики Карбовская Анна Александровна и учитель математики Разинкина Наталья Владимировна.

1. Актуализация знаний

- работа с системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass (Разинкина Н.В.)  

-техника безопасности (Карбовская А.А.)

  1. Длина предмета

            - измерение длины веревки, эксперимент (групповая работа). (Разинкина Н.В.)  

  1. Площадь прямоугольника

- измерение длины стороны пластины в форме прямоугольника и квадрата, эксперимент (групповая работа) (Разинкина Н.В.)  

- вычисление площади прямоугольника и квадрата по формуле (групповая работа). (Разинкина Н.В.)  

  1. Объем прямоугольного параллелепипеда

- работа с геометрическим конструктором – сборка модели параллелепипеда (индивидуальная работа); (Разинкина Н.В.)  

- измерение объема тела математическим и физическим методами:

  • измерение ребер собранной модели,  и расчет объема по формуле эксперимент (индивидуальная работа); (Разинкина Н.В.)  
  • вычисление объема брусков математическим методом эксперимент (групповая работа). (Разинкина Н.В.)  
  • измерение объема тела при помощи мензурки эксперимент (групповая работа).(Карбовская А.А.)
  1. Создание проблемной ситуации для выполнения следующего эксперимента

- просмотр фрагмента мультфильма из сериала «Фиксики» – «Весы» (Карбовская А.А.)

  1. Масса тела

- повторение правил взвешивания (фронтальная работа);

 (Карбовская А.А.)

- определение массы тела в виртуальной лабораторной работе (фронтальная работа); (Карбовская А.А.)

- определение массы тела на лабораторных весах, эксперимент (групповая работа).

  1.  Рефлексия (Разинкина Н.В.)  

1.1 Техника  безопасности 

Учитель: В любой научной лаборатории есть свои правила, которые необходимо обязательно выполнять. Давайте вместе вспомним их.

Учащиеся: правила т/б в стихах.

5. Определение с помощью мензурки объем металлических параллелепипедов.

Учитель: теперь мы определим с вами объем металлических параллелепипедов с помощью мензурки. Для этого нам понадобятся: измерительный цилиндр, металлические параллелепипеды на нитях, пустой стакан.

А кто мне подскажет, как измерить объема тела с помощью мензурки?

Учащиеся: необходимо погрузить тело в цилиндр с водой, этот метод основан на том, что при погружении тела в жидкость, объем жидкости с погруженным в нее телом, увеличивается на величину равную объему тела. Этот способ позволяет найти объем тела.

Учитель: Обратите внимание на правильное расположение глаз при снятии показаний со шкалы мензурки. Чтобы правильно измерить объем жидкости, глаз должен находиться на уровне поверхности жидкости.  И учтите, что цена одного деления мензурки составляет 1 кубический сантиметр

http://www.tepka.ru/fizika_6/72.jpg

Учитель:  Какой объем воды в мензурке?

На сколько, изменился уровень жидкости в мензурке?

Какой вывод можно сделать в данном эксперименте?

Учащиеся: отвечают на вопросы учителя : 100см3, на 6см3, объем тела 6см3

6. Определение массы тел

Учитель  Внимание на доску. ( после просмотра фрагмента мультфильма) А каким прибором герои мультфильма будут определять массу собачки?

Учащиеся: весами

Учитель: Правильно. Уметь вычислять и измерять массу тел и веществ – полезно, а главное, очень важно!

На практике массу тела можно узнать с помощью весов. Существуют следующие типы весов: учебные, медицинские, аналитические, аптекарские, электронные.  Различные весы предназначены для взвешивания разных тел, как очень тяжелых, так и очень легких. Так, например, с помощью вагонных весов можно определить массу вагона от 50т до 150т. Массу комара, равную 1мг, можно узнать с помощью аналитических весов. При выполнении лабораторных работ мы будем пользоваться учебными весами.

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда весы будут находиться в равновесии?

Учащиеся. Весы будут находиться в равновесии, когда массы тел, лежащих на чашках весов, равны друг другу.

Учитель. Абсолютно верно! А сейчас мы измерим с вами массу тел в виртуальной лаборатории и с помощью учебных лабораторных весов, которые вы найдете у себя на столах. Для первого задания мне нужны помощники от каждой группы, по очереди предлагаю вам измерить массу любого из этих тел.

 Учащиеся: выполняют измерения и расчеты у доски.

Учитель. А теперь давайте внимательно ознакомимся с инструкцией по правилу работы с лабораторным оборудованием, её вы найдете у себя на столах, и  приступим к измерению массы металлических параллелепипедов.

Учитель. Что же вы определили в результате исследования? Но как так наши тела имеют одинаковый объем, но сильно отличаются по массе. В чем же здесь секрет?

Учащиеся: учащиеся предполагают, что тела выполнены из разного вещества. А значит - отличаются молекулами. Далее беседа о молекулах и их свойствах.

Учитель. Молодцы ребята!  Эти тела выполнены из разного вещества, следовательно, они отличаются по плотности вещества. Но это уже другая история и её мы рассмотрим на следующем занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Помни , каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность — хорошо, А халатность — плохо! Техника безопасности при работе в лаборатории

Слайд 2

Будь с пробиркой осторожен Не разбилась чтоб она, Каждый школьник знать ведь должен , Не из дерева она. Техника безопасности при работе в лаборатории

Слайд 3

Не спеши хватать приборы, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. Техника безопасности при работе в лаборатории

Слайд 4

С приборами работай аккуратно, Тогда в результате все будет понятно Собирай установку по схеме, задавай ты вопросы по теме, Жди команды, чтоб начать, Ну а в конце, не забудь все убрать. Техника безопасности при работе в лаборатории

Слайд 5

Длина предмета Можно измерять шагами. Можно измерять локтями. И линейкою , и веткой, Сантиметром и рулеткой .

Слайд 6

Площадь прямоугольника а b S= a·b

Слайд 7

Объем прямоугольного параллелепипеда V= a·b·c

Слайд 8

Измерение объема тела при помощи мензурки Указания . Чтобы правильно измерить объем жидкости, глаз должен находиться на уровне поверхности жидкости.

Слайд 9

Измерение массы тела при помощи весов http://somit.ru/index2009.htm

Слайд 10

Правила взвешивания Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. Взвешиваемое тело кладут на левую чашу весов, а гири – на правую. Во избежание порчи весов тело и гири опускать осторожно. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

Слайд 11

у Ура! Мне все понятно. Есть над чем подумать. Многое непонятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...

Методическая разработка интегрированного урока алгебры и физики по теме: «Гармонические колебания»

Тема «График гармонического колебания» рассматривается на 1 курсе в процессе освоения учебной дисциплины «Алгебра и начала анализа». Данной темой заканчивается рассмотрение главы “Тригонометрические ф...

Интегрированный урок математики и физики по теме "Линейная функция"

На уроке рассматривается связь темы с физическими задачами, решаются задачи по математике и физики, проводится мини исследование. Урок построен на работе учащихся в группах....

Интегрированный урок математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"

На данном уроке показана межпредметная связь математики и физики. Если знать производную и уметь её получать,то можно решить многие физические задачи. Основных операций исчисления бесконечно малых - д...

Подробный план занятий кружка "Экспериментальная физика" по тема «Исследование смешанного соединения проводников» для 9 А (физико-математический профиль) класса

В рамках дистанционного обучения разработан подробный план занятий для обучающихся в рамках кружка "Экспериментальная физика", базирующийся на материалах эксперимента Всероссийской олипиады ...

Занятие кружка экспериментальная физика по теме «Исследование полупроводникового диода» 9 класс (физико-математический и инженерный профиль)

В рамках дистанционного обучения разработан план занятий для обучающихся пв рамках раоты кружка "Экспериментальная физика" с использованием видео материалов показывающих исследование вольт-а...