Главные вкладки

    Урок по теме: "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"
    презентация к уроку по физике (8 класс) на тему

    Юденко Мария Николаевна

    Урок по физике в 8 классе.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Расчет сопротивления проводника

    Слайд 2

    Расчет сопротивление проводника V

    Слайд 3

    Георг Ом об­ра­тил вни­ма­ние на за­ви­си­мость со­про­тив­ле­ния R про­вод­ни­ка от его длины l . Он сде­лал вывод, что при уве­ли­че­нии длины про­вод­ни­ка прямо про­пор­ци­о­наль­но уве­ли­чи­ва­ет­ся и его со­про­тив­ле­ние . Кроме того , чем пло­щадь S се­че­ния боль­ше , тем со­про­тив­ле­ние мень­ше . Из этого можно сде­лать вывод, что чем про­вод толще, тем его со­про­тив­ле­ние мень­ше. Все эти факты были по­лу­че­ны опыт­ным путем. Кроме гео­мет­ри­че­ских па­ра­мет­ров на со­про­тив­ле­ние про­вод­ни­ка вли­я­ет еще и ве­ли­чи­на, опи­сы­ва­ю­щая род ве­ще­ства, из ко­то­ро­го со­сто­ит про­вод­ник. Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника (длины и площади поперечного сечения) и вещества, из которого он изготовлен, впервые установил Георг Ом .

    Слайд 4

    Физическая величина, характеризующая способность вещества препятствовать прохождению электрического тока, называется удельным сопротивлением вещества . ρ – удельное сопротивление l – длина проводника (м) S – площадь поперечного сечения ( )

    Слайд 5

    Формула электрического сопротивления: R=

    Слайд 6

    ρ = Единица измерения удельного сопротивления:

    Слайд 7

    S = l =

    Слайд 8

    Рефлексия Что нового вы узнали на этом уроке? Что сможете делать с помощью нового знания? Все ли было понятно на уроке? Если нет, то что именно?

    Слайд 9

    Домашнее задание § 45, 46, упр. 20 (2 бв , 4)



    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока

    Учитель: Юденко М.Н.

    Предмет физика

    Класс: 8

    Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление»

    Цель урока: выяснить, от каких величин зависит сопротивление проводника;

                           применить полученные знания  (о силе тока, напряжении, сопротивлении,  законе Ома) для решения задач.

    Тип урока комбинированный

    Оборудование: демонстрационное оборудование по электричеству, интерактивная доска, проектор

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, садитесь.

    На этом уроке мы продолжаем говорить об электрических явлениях. Вспомним, что вы узнали об электрическом токе.

    Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

    Познавательные

    умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

    Личностные установление связи между целью учебной деятельности и мотивом.

    1. Актуализация знаний

    Что такое электрический ток?

    Назовите действия электрического тока.

    Какой величиной характеризуется электрический ток? Сформулируйте определение.

    Что такое напряжение?

    От каких величин зависит сила тока?

    Сформулируйте закон Ома.

    Что такое сопротивление? В каких единицах измеряется?

    В чем причина сопротивления проводников?

    Вспоминают, анализируют, систематизируют изученный материал.

    Упорядоченное движение заряженных частиц

    Тепловое, магнитное, химическое

    Силой тока. Сила тока – это величина, равная отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения: I=q/t.

    Напряжение – это величина, характеризующая электрическое поле: U=A/q.

    От напряжения и сопротивления.

    Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению: I=U/R.

    Это физическая величина, зависящая от свойств проводника. Единица измерения - Ом.

    Причиной сопротивления является взаимодействие  движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.

    Познавательные Логический анализ объектов и формирование осознанности выполнения их д/работы с результатами  своего обучения вообще

    Коммуникативные

    Сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    1. Постановка учебной задачи

    С помощью каких приборов можно измерить сопротивление (слайд 1)? По какой формуле будем его рассчитывать?

    Зависит ли сопротивление от силы тока и напряжения? Почему?

    От каких свойств зависит?

    Еще от чего-нибудь зависит?

    =>, какая наша задача на этот урок?

    Запишите тему урока: «Расчет сопротивления проводника»

    Осознают содержание проблемной задачи.

    С помощью амперметра и вольтметра. R=U/I.

    Не зависит, т.к. зависит от свойств проводника.

    От материала, из которого сделан проводник.

    Мы не знаем.

    Выяснить от каких еще величин зависит сопротивление.

    Записывают тему.

    Познавательные

    умение вести поиск и выделять необходимую информацию,  практическое освоение методов познания природы

    Коммуникативные

    Сотрудничество с учителем и сверстниками

     Умение планировать свою деятельность и определять способы ее достижения.

    Регулятивные

    умение проанализировать ход и способ действий

    1. Формирования нового знания

    Как вы думаете, какие величины могут меняться у проводника из одного и того же материала?

    Эксперимент:  берем проводники из одинакового материла, но различные по длине и площади поперечного сечения.

    Выполнив опыты, что мы установили (слайд 2)? (Слайд 3)

    И на прошлых уроках мы установили, что сопротивление зависит от материала, из которого состоит проводник.

    (Слайд 4) Запишите: Электропроводность вещества характеризуется удельным сопротивлением – ρ

    l – длина проводника (м),

    S – площадь поперечного сечения (мм2)

    Как связано сопротивление и длина проводника?

    А сопротивление и площадь поперечного сечения?

    Запишем формулу электрического сопротивления: R=ρl/S (слайд 5).

    Выразите из этой формулы удельное сопротивление проводника (слайд 6).

    Правильно, => единица измерения удельного сопротивления Ом·мм2/м.

    Также можно определить длину проводника или площадь поперечного сечения (слайд 7)

    Длина и толщина

    Наблюдают за опытами, делают выводы.

    - из двух проводников одинаковой толщины, длинный проводник имеет большее сопротивление;

    - при одинаковой длине большее сопротивление имеет проводник с меньшей толщиной.

    Записывают

    прямо пропорционально

    обратно пропорционально

    Записывают

    ρ=RS/l

    Выражают формулы, сверяют свой ответ со слайдом

    Коммуникативные:

    инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

    Регулятивные:

     Определять цель выполнения заданий на уроке;

     Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.

    Познавательные

    умение производить измерения,  умение сравнивать и анализировать

    1. Закрепление знаний

    В таблице 8 на странице 105 показаны удельные сопротивления некоторых веществ. Определите, какие вещества при одинаковых условиях являются хорошими проводниками? Почему вы так считаете?

    А плохие проводники?

    Как называют вещества, которые не проводят электрический ток?

    Решим задачи из упр. 20 (2а, 3). Кто решает раньше, чем на доске, показывает тетрадь.

    Распознают и воспроизводят изученные объекты, применяя приобретенные знания. Дают оценку деятельности. Анализируют допущенные ошибки.

    Серебро и медь являются хорошими проводниками, т.к. у них наименьшее удельное сопротивление, => сила тока будет максимальной.

    Фарфор и эбонит.

    Диэлектрики или изоляторы.

    Решают задачи в тетради и на доске.

    Коммуникативные: Участие  в диалоге; формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения 

    Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

    Регулятивные: планирование, прогнозирование, коррекция и оценка.

    Личностные: смыслообразование.

    1. Рефлексия

    Ответить письменно на вопросы:

    1. Что нового вы узнали на этом уроке?
    2. Что сможете делать с помощью нового знания?
    3. Все ли было понятно на уроке, если нет, то что именно? (слайд 8)

    Записывают на листочках ответы, вспоминая этапы урока, сдают учителю.

    Личностные: формирование навыков взаимо - и самооценки, навыков рефлексии.

    Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    1. Домашнее задание

    § 45,46, упр. 20 (2бв, 4)

    (А.В. Перышкин) (слайд 9)

    Записывают д/з, слушают пояснения учителя.

    Регулятивные организация учащимися своей учебной деятельности.

    Используемые материалы:

    1. Интернет – ресурсы: nsportal.ru, yandex.ru, викепедия
    2. А.В. Перышкин «Учебник для общеобразовательных учреждений 8 класс», Изд-во «Дрофа», - М.: 2011

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление" для 8 класса.

    Урок изучения новой темы с использованием поисково-исследовательского метода.Для усиления наглядности материала разработано мультимедийное приложение к уроку....

    Презентация к уроку "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление".

    Мультимедийное сопровождение урока, созданного для усиления наглядности по теме: "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление"...

    Урок в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление"

    Урок в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление", презентация, конспект, задания группам, тестовая проверочная работа по теме "Расчет сопротивления проводников. Удель...

    Урок по физике в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление."

    Урок построен по технологической карте ФГОС в разделе предполагаемых образовательных результатов. Частично теоретический материал и интерактивный эксперимент взят с сайта "Класс!ная физ...