Актуализация знаний.
| Познавательные: систематизация и обобщение знаний. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
| Определить тему урока, цель. Введение в тему урока через повторение ранее изученных физических величин. Вопросы классу: 1.Что такое сила? 2. Давайте вспомним, от чего зависит результат действия силы на тело? Давайте посмотрим, от чего еще может зависеть результат действия силы. Эксперимент: «Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры». Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. Чем по-вашему мнению мы сегодня на уроке будем заниматься? Вы познакомитесь с новой физической величиной, которая поможет объяснить некоторые природные факты и понять устройство и принцип действия некоторых инструментов и механизмов, используемых в быту и технике. Итак, тема урока: «Давление. Единицы измерения давления». Перед вами перечислены основные понятия и термины, значение которых вам предстоит узнать. Это цель нашей с вами работы на уроке. | Отвечая на вопросы систематизируют и обобщают знания, определяют тему урока и цель. |
Изучение нового учебного материала.
| Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике . Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять самоконтроль.
| До сегодняшнего урока мы изучали случаи, когда сила, действовавшая на тело, была приложена к телу лишь в одной точке. Мы так и говорили: «Точка приложения силы». Теперь мы приступаем к изучению ситуаций, когда сила, действующая на тело, приложена к телу во множестве точек, то есть действует на некоторую площадь поверхности этого тела. Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности. Необходимо добавить, что твердые тела передают силу давления, сохраняя ее направление. Благодаря этому свойству твердых тел, мы можем воздействовать твердым инструментом на обрабатываемое тело в нужном направлении: копать землю лопатой, резать ножом различные материалы, и т.д. Величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует, называется давлением.
Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности. Обозначают давление прописной латинской буквой . Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.
За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: . Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля. Посмотрите таблицу, в которой приведены примеры давлений, встречающихся в природе, быту и технике. Величина давления имеет большое значение не только в жизни человека, но и в жизни животных. Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа может сравнительно легко убежать от волка, который оказывает давление 12 кПа, по рыхлому снегу, но не спасется от него на твердой почве. Человеку тоже тяжело передвигаться по снегу, поэтому он использует лыжи.
Посмотрите внимательно на формулу давления . Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление. Если говорить о зависимости давления от площади опоры, то здесь наблюдается обратно пропорциональная зависимость, то есть чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем давление больше. Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует….. Чтобы уменьшить давление следует… Примеры увеличения и уменьшения давления. Задание классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.
| Слушают и смотрят интерактивный модуль.
Записывают определение и формулу в тетрадь.
Продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры. Продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления. Приводят примеры.
|
Закрепления учебного материала.
| Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммукативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
| Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Выполните тест, проконтролируйте себя. Если ответили неверно, прочитайте ещё раз определение.
Решите задачи. Уровень А: - Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса среднего слона 3,5 тонны, площадь подошвы 700 .
- С какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала , а производимое им давление составляет Па?
Уровень В: - Спортсмен, масса которого 80 кг, скользит на коньках. Какое давление оказывает он на лед, если длина одного конька 40 см, а ширина лезвия 3 мм?
Какое давление производит на фундамент кирпичная стена высотой 20 м? (Плотность кирпича равна ) | Выполняют тест, решают задачи. |
Подведение итогов занятия и рефлексия.
| Познавательные: рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Что нового узнали на уроке? Что понравилось на уроке?
| Рефлексия учащегося 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок. 4) Я допустил ошибки в объяснении … 5) Мне необходимо поработать над объяснением … |