Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике
статья по физике по теме

Космачева Наталья Валерьевна

В статье содержатся рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике

«Физику хорошо знает тот школьник, который самостоятельно ставит опыты, а еще лучше ее знает тот, кто сам делает приборы для этих опытов».

П.Л.Капица

В условиях перехода общеобразовательных школ на новые ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.

 Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы и объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Выпускники российских школ имеют глубокие и разносторонние знания, но при этом мало кто умеет применять их на практике. Государство и современное общество требуют от школы корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из таких форм является учебная исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность формирует у учеников умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, требует освоения различных методов. Поскольку это приобретается на основе собственного опыта, то приводит к более глубокому осмыслению.

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

В процессе изучения любого предмета в школе происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Передавая учебную информацию, учитель предстает всезнающим, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся. Обязательным условием реализации этого на практике является устранение доминирующей роли педагога в процессе усвоения знаний. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

Физика — наука экспериментальная, основанная на опытах и наблюдениях. Поэтому как учебный предмет физика обладает объективными возможностями для развития исследовательских умений учащихся. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики позволяет повысить интерес к науке, сделать её увлекательной, полезной и понятной.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

В современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся уделяется особое внимание. Работа учителя в этом направлении сводится к тому, что существует строгая система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, которая даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет не только обнаружить проблему, но и самостоятельно решить её. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.

Основной целью организации исследовательской деятельности школьников является:

-       выявление и педагогическая поддержка одарённых учащихся;

-       развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

-       поддержка исследовательских интересов школьников.

Задачами организации исследовательской деятельности школьников  являются:

-       приобщение учащихся к творческой деятельности;

-       реализация в  исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;

-       создание условий для расширения среды общения и получения информации;

-       формирование навыков исследовательской работы;

-       развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

В организации исследовательской работы можно выделить несколько этапов, и показать роль учителя и ученика в этом процессе:

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление

Поощрение поиска, помощь в определении  объекта исследования

Определение темы исследования

Помощь в определении темы исследования

Определение целей и задач исследования

Оказание помощи в формулировке целей и задач исследования

Выработка гипотезы. Построение модели

Предлагает учащимся найти объяснение выдвинутой гипотезы

Планирование и разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки

Предложение учащимся различных методов решения задач исследования

Сбор и систематизация полученной информации

Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования

Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов

Помощь учащимся  в анализе экспериментальных данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации

Подготовка отчёта

Консультирование по подготовке отчёта и публичной защиты исследования

Презентация и защита результатов исследования

Помощь и поддержка непосредственно перед защитой

Обсуждение хода и полученных результатов работы

Организация рефлексии

Проанализировав различные этапы исследовательской деятельности, мы видим, что педагог здесь предстает в новом свете — в роли консультанта, помощника, наставника, готового помочь ребенку в процессе познания окружающего мира.

Использование системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями способствует личностному, социальному, познавательному, коммуникативному развитию учащихся. Это как раз то, что требует от школы общество на современном этапе развития образования.

В заключении хочу отметить следующее: если учитель ставит своей целью развивать творческие и исследовательские возможности ребенка, он и сам должен быть творческим, увлеченным человеком, знатоком своего дела. Для этого необходимо: педагогам-экспериментаторам повышать свою квалификацию; создавать структурные подразделения для организации исследовательской работы; выстраивать взаимоотношения ученика-исследователя и учителя — научного руководителя. Этот союз позволяет стереть грань «учитель — ученик», способствует профессиональному росту учителя, позволяет лучше узнать своих учеников. В результате такой деятельности у детей появляется возможность формирования исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.

Литература:

1. Запрудский Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация.

2. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по физике

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя...

Методическая разработка «Информационно – деятельностный подход к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников»

Приёмы м формы организации самостоятельной и познавательной деятельности школьников при мзучении математики и физики...

2013-2014 уч.год.Школьный педсовет. Тема «Системно-деятельностный подход в организации урочной деятельности».Презентация.

Используя на уроках системно  -  деятельностный  подход, решаю следующие задачи:- помогаю  эффективному  накоплению  каждым  учеником  собственного личного опыт...

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов».

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов» поможет классным руководите...

Системно-деятельностный подход, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Основная идея этого подхода заключаются в ...

Системно-деятельностный подход, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Основная идея этого подхода заключаются в ...

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»...