Рабочая программа физика 7-9 класс
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Комагоров Иван Львович

Рабочая программа физика 7-9 класс А.В. Перышкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f-7p.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 « Ольховецкая основная общеобразовательная школа »

«Рассмотрено»

на  заседании ШМО

учителей

естественно-

математического цикла

Протокол №_____

от                   2015 г.

 

«Принято»

на заседании

педагогического

совета ОУ

Протокол №_____

от                    2015г.

«Утверждено»

приказом

от _________ 2015г.

№ ______

директор школы

_______Г.В. Ермилова

Рабочая программа

по физике

  7- 9 классы    

 

                                                 Учитель

Комагоров  Иван Львович

2015-2017 учебный год

д. Ольховец

Пояснительная записка.

     Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы  Ю.И. Дик, В.А. Коровин. -М.: Дрофа, 2013.и авторской программы  Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7 – 9 классы, 2011г.

  Рабочая программа ориентирована на использование учебника  Физика 7,8,9 класс А.В. Перышкин,. – М.: Дрофа, 2013, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2017 учебный год.

    В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 учебных часов. В том числе в 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Цели обучения  физике:

   - развитие мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания наблюдать и объяснять физические явления;

   - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

   - усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

   - формирование познавательного интереса  к физике  и технике, развитие творческих способностей; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Задачи:

образовательные:

- формирование и развитие научных знаний и умений, необходимых и достаточных для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, технике и быту;

- знание основ физических теорий;

- умение использования этих знаний для решения стандартных и нестандартных задач;

- формирование умения систематизировать результаты наблюдения , делать обобщения и оценивать их вероятность и границ использования;

- планировать и проводить эксперимент, использовать измерительные и вычислительные приборы;

- формирование научной картины мира.

   развивающие:

- развитие логического мышления, умения пользования методами дедукции  и индукции, анализа и синтеза, формулировать выводы и обобщения;

- развитие умения экспериментировать, технически мыслить, развивать творческие способности.

   воспитательные:

- формирование научного мировоззрения и диалектического мышления;

- воспитание экологического мышления и поведения, трудолюбия и настойчивости.

Образовательные технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- личностно – ориентированного обучения;

- адаптивная технология обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

Требования к уровню подготовки учащихся.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса.

     1. Владеть методами научного познания

    1.1.Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

    1.2. Измерять: температуру, массу, объём, силу, расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.

    1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:

- изменения координаты тела от времени;

- силы упругости от удлинения пружины;

- силы тяжести от массы тела;

- силы тока в резисторе от напряжения;

- массы вещества от  его объёма;

- температуры тела от времени при теплообмене.

    1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

- смену дня и ночи в системе отсчета связанной с Землёй, и системе отсчета, связанной с Солнцем;

- большую сжимаемость газов;

- малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

- процессы испарения и плавления вещества;

- испарение жидкостей при любой температуре и её охлаждении при испарении.

    1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

- положение тела при его движении под действием силы;

- удлинение пружины под действием подвешенного груза;

- силу тока при заданном напряжении;

- значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.

     2. Владеть основными понятиями и законами физики

    2.1. Давать определение физических величин и формулировать физические законы.

    2.2. Описывать:

- физические явления и процессы;

- изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

   2.3. Вычислять:

- равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;

- импульс тела, если известны скорость тела и его масса;

- расстояние, на которое распространяется звук за определённое время при заданной скорости;

- кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;

- потенциальную энергию взаимодействия тела с Землёй и силу тяжести при заданной массе тела;

- энергию, поглощаемую ( выделяемую) при нагревании ( охлаждении) тел;

- энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока ( при заданных силе тока и напряжении).

    2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.

     3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах

    3.1. Называть:

- источники электрического и магнитного полей, способы их обнаружения;

- преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.

    3.2. Приводить примеры:

- относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчёта;

-изменения скорости тел под действием силы;

- проявления закона сохранения импульса в природе и технике;

- деформации тел при взаимодействии;

- колебательных и волновых движений в природе и технике;

- экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных, и гидроэлектростанций;

- опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

    3.3. Читать и пересказывать текст учебника.

    3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

    3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

    3.6. Конспектировать прочитанный текст.

    3.7. Определять:

- промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

- характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение ( по графикам изменения температуры тела со временем);

- сопротивление металлического проводника ( по графику зависимости силы тока от напряжения);

- период, амплитуду и частоту ( по графику колебаний);

- по графику зависимости координаты от времени: координату   в заданный момент времени;

Промежуток времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.

    3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников ( больше-меньше ) по графикам зависимости силы тока от напряжения.

Требования к уровню подготовке учащихся 7 класса.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

 знать/ понимать:

●        смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;

●        смысл физических величин: скорость, масса, сила, путь, время., работа, механическая энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, мощность, давление;

●        смысл физических законов; всемирного тяготения, сохранения энергии, закона Паскаля;

●        вклад российских и зарубежных учёных; Галилея, Ньютона, Ломоносова, Паскаля, Архимеда;

уметь:

●        описывать и объяснять физические явления и свойства тел; движение тел, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

●        отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры показывающие, что: наблюдение и эксперимент является основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

●        приводить примеры практического использования физических знаний, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию:

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни  :

●        обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

●        оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Учебно-тематический план 7 класс.

 

Тема

Количество

часов

Количество

лабораторных

работ

Количество

контрольных

работ

1

Введение

3

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

 

3

Взаимодействие тел.

21

4

1

4

  Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

24

2

1

5

 Работа и мощность. Энергия.

15

2

1

6

Итоговое повторение

2

Всего

70

10

3

Содержание программы.

 7 класс.

70 часов, 2 часа в неделю.

Введение.  (3 часа).

Физика – наука о природе. Некоторые физические величины. Наблюдения и опыты. Физический эксперимент. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерения.

Демонстрации:

  • Измерение длины, площади, времени, массы тела, температуры

Лабораторная работа  «Определение цены деления измерительного прибора».

Знать (понимать): Различные естественные методы: наблюдение, измерение, эксперимент; термины: материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины.

Уметь: Объяснять устройство различных приборов, определять цену деления измерительного прибора, пользоваться простейшими измерительными приборами, выделять главную мысль параграфа.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: решать качественные задачи на измерение физических величин, на распознавание тел, веществ, физических явлений, использовать электрические приборы в жизни.

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов).

Строение вещества. Молекулы. Измерение размеров малых тел. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел. жидкостей и газов.

Демонстрации:

  • Изменение объёма тела при помощи внешней силы.
  • Нагревание металлического шара.
  •  Расширение жидкости при нагревании.
  •  Испарение воды разной температуры.
  •  Притяжение и отталкивание молекул.
  •  Явление смачивания и не смачивания.

Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».

Знать (понимать): иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и движением молекул, силах взаимодействия между молекулами. Сходства и различия  в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

Уметь: применять основные положения молекулярно- кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явление смачивания и не смачивания, Отвечать на вопросы, составлять конспект параграфа.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: решать качественные задачи на различия в агрегатном состоянии вещества. Изменение движения молекул при изменении температуры, применение на практике явления диффузии, смачивания и несмачивания тел.

Взаимодействие тел. (21 час ).

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах. Плотность вещества. Расчет массы и объёма тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Демонстрации:

  • Движение шарика.
  • Равномерное движение.
  •  Инерция.
  •  Взаимодействие тележек.
  • Взвешивание разных тел.
  •  Измерение объёма тела.
  •  Действие различных сил на тело.
  •  Свободное падение тел.
  •  Деформация тел.

Лабораторные работы:

  • Измерение массы тела на рычажных весах.
  • Измерение объёма тела.
  • Определение плотности вещества твердого тела.
  • Градуирование  пружины и измерение сил динамометром.

Знать (понимать): Физические явления, их признаки,  Физические величины, их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила); законы и формулы ( для определения скорости движения, плотности тела, формулы связи между силой тяжести и массой тела).

Уметь: решать задачи с применением изученных законов и формул, изображать графически силу, рисовать схему весов и динамометра, читать график движения, измерять массу тела на рычажных весах, силу – динамометром, объём тела – с помощью мензурки, определять плотность твёрдого тела, пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: решать качественные задачи на относительность движения, закон инерции, влияние силы трения на различные тела. Притяжение различных тел к Земле, обеспечение безопасности использование транспортных средств.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (24 часа).

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Демонстрации:

  • Зависимость давления на различные тела.
  • Зависимость давления от объёма тела и температуры.
  •  Закон Паскаля.
  • Уровень жидкости в сообщающихся сосудах.
  • Атмосферное давление.
  •  Изменение архимедовой силы.

Лабораторные работы:

  • Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  • Выяснение условий плавания тел в жидкости.

Знать (понимать): физические явления и их признаки, физические величины и их единицы ( выталкивающая сила, атмосферное давление,; фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов), формулы для расчета давления, архимедовой силы.

Уметь: применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля, экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости, решать задачи  с применением изученных законов и формул, объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: решать качественные задачи на зависимость давления от площади опоры и силы , способы изменения давления в быту и технике,  влияние транспорта на атмосферу.

Работа и мощность. Энергия.(15 часов).

Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Правило моментов. КПД наклонной плоскости. Энергия потенциальная и кинетическая. Закон сохранения энергии.

Демонстрации:

  • Определение мощности.
  • Работа рычагов.
  • Работа блоков.
  • Превращение одного вида энергии в другой.

Лабораторные работы:

  • Выяснение условий равновесия рычага.
  • Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Знать (понимать): физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия, потенциальная и кинетическая энергия; формулировку законов и формул (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага «золотое правило»  механики, КПД простого механизма, закон сохранения энергии);

Уметь: объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов ( рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости. Использование простых механизмов.

 Учебно-методический комплект:

1. Учебник: Физика 7 класс А.В. Перышкин,. – М.: Дрофа, 2013.;

2. Сборник задач по физике 7-9 классы, А.В.  Перышкин.- М.: Экзамен, 2009.

3. Физика. Тесты. 7-9 классы. О. Ф. Кабардин, В.А. Орлов.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 1998.  

4. Поурочные разработки по физике. В.А.  Волков,  С.Е. Полянский.  - М.: Вако, 2007

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

    В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать:

● смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электрическое поле;

● смысл физических величин: кпд, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

● смысл физических законов:  сохранения энергии в тепловых процессах. сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света.

уметь: 

● описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов. Взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

● использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

● представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела  от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения;

●  выражать результаты измерений и расчетов Международной системы; 

● приводить примеры практического использования физических  знаний о электромагнитных и квантовых явлениях;

● решать задачи на применение изученных физических законов;

● осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных,  ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

● использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых  механизмов; оценки безопасности радиационного фона;

  Учебно-тематический план 8 класс.

Тема

Количество

часов

Количество

лабораторных

работ

Количество

контрольных

работ

Тепловые явления

15

1

1

Изменение агрегатных состояний вещества

9

1

1

Электрические явления

25

5

1

Электромагнитные явления

6

2

Световые явления

9

1

Итоговое повторение

2

1

Резерв

4

Всего

70

10

4

 Содержание программы.

8 класс.

 70 часов. 2 часа в неделю.

Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества (24 ч)

        Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

       Знать (понимать):

Смысл понятий: диффузия, плавление, испарение, конденсация, теплопроводность, конвекция, излучение, влажность;

Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования;

Смысл физических законов; сохранение энергии в тепловых процессах.

        Уметь:

Описывать и объяснять физические явления;  теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация на основе представлений атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха;

Представлять результаты в виде таблиц, графиков и выявлять на основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от  времени, температуры вещества от времени при изменении агрегатных состояний вещества.

Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

Приводить примеры практического использования физических знаний;

Решать задачи: на расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела до заданной температуры, количества теплоты для осуществления агрегатных превращений.

Использовать приобретённые ЗУН  в практической деятельности и повседневной жизни:  для учёта теплопроводности и теплоёмкости различных веществ. Решение качественных задач; значение влажности воздуха для организмов, конвекционные потоки в промышленных зонах, испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ, «тепловой мусор», экологическое значение повышения КПД тепловых машин, органическое топливо и загрязнение окружающей среды при его сжигании.

Объяснять устройство и принцип действия  физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

Осуществлять самостоятельный поиск информации  по данной теме с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем, таблиц).

Иметь опыт: решения задач, использование измерительных приборов.

Демонстрации:

  • Движение молекул.
  • Горение свечи.
  • Колебание груза на нити, пружине.
  • Сжимаемость газов.
  • Растворение краски в воде, разбавление окрашенных растворов жидкостями.
  • Диффузия в газах и жидкостях.
  • Нагревание тел излучением.
  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
  • Падение стального и пластмассового шаров на стальную плиту.
  • Нагревание эфира в трубке.
  • Нагревание металлической спицы в горячей воде, при трении.
  • Нагревание монеты трением.
  • Нагревание металлической трубки.
  • Различие теплопроводности разных веществ.
  • Нагревание воды в колбе.
  • Устройство и принцип действия термоса.
  • Определение удельной теплоёмкости воды.
  • Плавление льда и парафина.
  • Испарение различных жидкостей.
  • Наблюдение процессов кипения и конденсации.
  • Измерение влажности воздуха двумя термометрами.
  • Модель двигателя внутреннего сгорания.

      Лабораторные работы:

1. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

Электрические явления (25 ч)

        Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Два рода зарядов. Электрическое поле, Дискретность электрического заряда, электрон. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.  Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газа. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединения проводников. Работа и мощность тока.  Теплового действия тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счётчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

         Знать: обозначение физических величин, единицы измерения, термины: сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока.

        Уметь: 

Измерять физические величины: силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность тока.

 Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению электрического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников. зависимости силы тока от  напряжения на участке цепи.

Наблюдать и описывать  электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, теплового действия тока;

        Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока электромагнитных излучений. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра,  электрогенератора, электродвигателя. Энергосберегающие технологии в электротехнике. Переработка и захоронение гальванических элементов и аккумуляторов. Нагревательные и обогревательные приборы. КПД  ламп накаливания. Экологические проблемы, связанные с работой ТЭЦ и ТЭС, систем отопления. Перевод транспорта на природный газ и электроэнергию. Водородное топливо. Борьба с электризацией тел в жилых помещениях. Электрическое сопротивление человека и его влияние на здоровье человека.

Демонстрации:

  • Электризация различных тел.
  • Взаимодействие наэлектризованных тел.
  • Устройство и действие электроскопа.
  • Электрическое поле заряженных тел.
  • Источники тока.
  • Составление электрической цепи.
  • Действия электрического тока.
  • Нагревание проводников электрическим током.
  • Различные типы предохранителей.

  Лабораторные работы: 

1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

3. Регулирование силы тока реостатом.

4. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

  Электромагнитные явления. (6 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Трансформаторы. Передача электрической энергии на расстояние.

     Знать: понятия: магнитное поле, магнитные линии, однородное и неоднородное магнитное поле, электромагниты, постоянные магниты.

   Уметь: пользоваться постоянными магнитами, получать магнитные линии.

     Наблюдать и описывать взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током;

      Проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования  действия магнитного поля на проводник с током.

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Понимать, как магнитное поле Земли влияет на биологические объекты, пользоваться различными электрическими приборами.

Демонстрации:

  • Расположение магнитных стрелок вокруг проводника.
  • Взаимодействие катушки и магнита.
  • Отделение железных опилок при помощи магнита.
  • Разновидности постоянных магнитов, опыты с ними.
  • Гальванометр.

Лабораторные работы:

1.Сборка электромагнита и испытание его действия.

2. Изучение электрического двигателя постоянного тока ( на модели)

Световые явления (9 ч)

Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемое тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы. Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света.

        Знать: Наблюдение и описание отражения. Преломление света. Объяснение этих явлений.

        Уметь:

Измерять физические величины: фокусное расстояние линзы.

Наблюдать и описывать  отражение и преломление, дисперсию света;

Проведение простых физических опытов по изучению  угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения;

Объяснять устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.

                 Демонстрации:

  • Прямолинейное распространение света. Получение тени.
  • Отражение света.
  • Изображение в плоском зеркале.
  • Преломление света.
  • Ход лучей в линзах.
  • Получение изображения при помощи линз.

Лабораторная работа:

1.Получение изображения при помощи линзы.

Учебно-методический комплект:

1. Учебник: Физика 8 класс А.В. Перышкин . – М.: Дрофа, 2013.

2. Сборник задач по физике 7-9 классы, А.В.  Перышкин.- М.: Экзамен, 2009.

3. Физика. Тесты. 7-9 классы. О. Ф. Кабардин, В.А. Орлов.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 1998.  

4. Поурочные разработки по физике. В.А.  Волков,  С.Е. Полянский.  - М.: Вако, 2007

Учебно-тематический план 9 класс

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

27

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

11

1

1

3

Электромагнитное поле

12

1

1

4

Строение атома и атомного ядра

16

1

1

5

Резерв

4

Всего

70

5

5

 

Содержание учебного материала.

9класс.

70 часов, 2 часа в неделю.

1. Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Закон сохранения механической энергии.

Учащиеся должны знать:

         Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия.

Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии.

Учащиеся должны уметь:

●     Пользоваться секундомером.

●        Измерять и вычислять физические величины.

● Читать и строить графики.

● Решать простейшие задачи.

      ● Изображать и работать с векторами

Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, загрязнение атмосферы при авиаполётах и запуске космических аппаратов, мониторинг атмосферы и поверхности Земли из космоса.

Демонстрации:

  • Определение координаты материальной точки в заданной системе отсчёта.
  • Зависимость перемещения от времени.
  • Относительность движения.
  • Опыты, иллюстрирующие закон инерции.
  • Второй закон Ньютона.
  • Третий закон Ньютона.
  • Падение тел в воздухе и в разряженном пространстве.
  • Прямолинейное и криволинейное движение.
  • Закон сохранения импульса.
  • Реактивное движение.

Лабораторные работы:

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

       Учащиеся должны знать:

         Понятия: колебательное движение, свободные, гармонические, вынужденные колебания, амплитуда, период, частота, продольные, поперечные, упругие волны.

     Учащиеся должны уметь:

● Измерять и вычислять физические величины.

● Читать и строить графики.

● Решать простейшие задачи.

Практическое применение: влияние вибрации на состояние тел, резонанс и биоритмы, влияние на здоровье человека громкого звучания аудиомузыкальной техники.

Демонстрации:

  • Примеры колебательных движений.
  • Зависимость периода колебаний.
  • Преобразование энергии в процессе свободных колебаний.
  • Образование и распространение продольных и поперечных волн.
  • Колеблющиеся тело, как источник звука.
  • Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
  • Отражение звуковых волн.

Лабораторные работы:

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

3. Электромагнитные явления

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

     Учащиеся должны знать:

         Понятия: однородное и неоднородное магнитное поле, индукция магнитного поля, электромагнитное поле, электромагнитные волны.

        Законы и принципы: правило буравчика, направление тока и направление линий его магнитного поля, обнаружение магнитного поля, правило левой руки, скорость распространения электромагнитных волн, электромагнитная природа света.

      Учащиеся должны уметь:

● Измерять и вычислять физические величины.

●Читать и строить графики.

●Решать простейшие задачи.

●Определять направление тока.

Практическое применение: экологические проблемы современных средств связи, «плюсы» и «минусы» электротранспорта, магнитное поле Земли, ионосфера, влияние магнитного поля Земли на биологические объекты. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Демонстрации:

  • Движение прямого проводника в магнитном поле.
  • Электромагнитная индукция.

Лабораторные работы:

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

 4. Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Учащиеся должны знать:

         Понятия: Радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-излучения, зарядовое и массовое числа, ядерные реакции, дефект масс, энергия связи, критическая масса, поглощенная доза излучения, эквивалентная доза, коэффициент  радиационного риска.

       Законы и принципы: опыты Резерфорда, радиоактивные превращения атомных ядер, протонно-нейтронная модель ядра, деление и синтез ядер, сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

      Учащиеся должны уметь:

● Измерять и вычислять физические величины.

● Читать и строить графики.

●Решать простейшие задачи.

Практическое применение: энергосберегающие технологии, круговорот радиоактивных элементов в природе и его влияние на живые организмы, естественный радиационный фон и его изменение в результате антропогенного вмешательства, экологические последствия взрывов атомных бомб, загрязнение окружающей среды при использовании ядерной энергетики.

Демонстрации:

  • Таблица «Альфа-, бета - и гамма- лучи».
  • Таблица «Опыт Резерфорда».
  • Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц.
  • Таблица «Деление ядер урана».
  • Таблица «Ядерный реактор».

Лабораторные работы:

  1. Изучение деления ядра урана по фотографиям треков .

Учебно-методический комплект:

1. Учебник: Физика 9 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014.;

2. Сборник задач по физике 7-9 классы, А.В.  Перышкин.- М.: Экзамен, 2009.

3. Физика. Тесты. 7-9 классы. О. Ф. Кабардин, В.А. Орлов.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 1998.  

4. Поурочные разработки по физике. В.А.  Волков,  С.Е. Полянский.  - М.: Вако, 2007

Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся .

Контроль ЗУН учащихся проводится в виде проверочных промежуточных тестов, самостоятельных работ, лабораторных работ, контрольных работ по темам и итоговой контрольной работы.

          Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

     Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

     Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

      Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

      Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

       Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

     Оценка устных ответов

     Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

     Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

     Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

     Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

     Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

     Оценка лабораторных и практических работ

     Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

     Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

       Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

       Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

       Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения,
  • неумение выделить в ответе главное,
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
  • неумение делать выводы и обобщения,
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
  • неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
  • нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой, неумение решать задачи в общем виде.

Календарно- тематическое планирование

по физике  7 класс

урока

дата

проведения

урока

содержание ( тема урока )

примечание

1/1

2/2

3/3

4/1

5/2

6/3

7/4

8/5

9/1

10/2

11/3

12/4

13/5

14/6

15/7

16/8

17/9

18/10

19/11

20/12

21/13

22/14

23/15

24/16

25/17

26/18

27/19

28/20

29/21

30/1

31/2

32/3

33/4

34/5

35/6

36/7

37/8

38/9

39/10

40/11

41/12

42/13

43/14

44/15

45/16

46/17

47/18

48/19

49/20

50/21

51/22

52/23

53/24

54/1

55/2

56/3

57/4

58/5

59/6

60/7

61/8

62/9

63/10

64/11

65/12

66/13

67/14

68/15

69-70

1.Введение( 3 ч )

Что  изучает  физика. Физические  явления. Наблюдения  и  опыты.

Физические величины, измерение  физических  величин .

Лабораторная работа № 1 « Определение  цены  деления  измерительного  прибора».

2. Первоначальные  сведения  о строении  вещества ( 5 ч)  

Строение  вещества. Молекулы. Лабораторная работа № 2 « Измерение  размеров  малых  тел..»

Диффузия.

Взаимное  притяжение  и  отталкивание  молекул.

Три  состояния  вещества.

Обобщение по теме « Первоначальные  сведения  о  строении  вещества».

3. Взаимодействие  тел ( 21 ч )

 Механическое  движение. Равномерное и  неравномерное движение.

Скорость. Единицы  скорости.

Расчет  пути  и  времени  движения.

Инерция.

Взаимодействие  тел.

Масса  тела. Единицы  массы.

Измерение  массы  тела  на  весах. Лабораторная работа №3 «Измерение  массы  тела  на  рычажных  весах».

Плотность  вещества.

Лабораторная работа №4 « Измерение  объема  тела».

Лабораторная работа №5 « Определение  плотности вещества  твердого  тела».

Расчет  массы  и  объема  тела  по  его  плотности.

Решение  задач.

Сила.

Явление  тяготения. Сила  тяжести.

Сила  упругости. Закон  Гука.

Вес  тела. Единицы  силы . Связь  между  силой  тяжести  и  массой  тела.

Динамометр. Лабораторная работа №6 « Градуирование  пружины  и  измерение  сил  динамометром».

Сложение  двух сил, направленных  по  одной  прямой. Равнодействующая  сил.

Сила  трения. Трение  в  природе и  технике.  

Обобщение  по  теме « Взаимодействие  тел.»

Контрольная  работа №1 по  теме « Взаимодействие тел».

4. Давление  твердых  тел , жидкостей  и  газов.(24ч)

Давление. Единицы  давления.

Способы  уменьшения  и  увеличения  давления. Решение  задач.

Давление  газа.

Передача  давления  жидкостями  и  газами. Закон  Паскаля.

Давление  в  жидкости  и  газе.

Расчет  давления  жидкости  на  дно  и  стенки  сосуда.

Решение  задач.

Сообщающиеся  сосуды.

Вес  воздуха. Атмосферное  давление.

Измерение  атмосферного  давления.

Барометр-анероид. Атмосферное  давление  на  различных  высотах.

Манометры.

Поршневой  жидкостный  насос. Гидравлический  пресс.

Решение  задач.

Действие  жидкости  и  газа  на  погруженное  в  них  тело.

Архимедова  сила.

Лабораторная работа №7 « Определение выталкивающей силы, действующей  на  погруженное в  жидкость тело».  

Решение  задач.

Плавание  тел.

Лабораторная работа №8 « Выяснение  условий  плавания  тела  в  жидкости».

Плавание  судов. Воздухоплавание.

Решение  задач.

Обобщение по  теме « Давление».

Контрольная  работа №2  по  теме « Давление».

5. Работа  и  мощность. Энергия. ( 15 ч )

Механическая  работа. Единицы  работы.

Мощность. Единицы  мощности.

Решение  задач.

Простые  механизмы. Рычаг. Равновесие  сил  на  рычаге.

Момент  силы.

Лабораторная работа № 9 «Выяснение  условия  равновесия  рычага».

Блоки. « Золотое  правило  »  механики.

Решение  задач.

КПД механизма.

Лабораторная работа № 10 « Определение  КПД  при подъеме  тела  по  наклонной плоскости».

Энергия. Потенциальная  и  кинетическая  энергия.

Решение задач.

Обобщение  по теме « Работа  и  мощность. Энергия».

Контрольная  работа №3  по  теме « Работа  и  мощность. Энергия».

Обобщение  материала.

Итоговое повторение

Календарно- тематическое планирование

по физике  8 класс

урока

дата

проведения

урока

содержание (тема урока)

1/1

2/2

3/3

4/4

5/5

6/6

7/7

8/8

9/9

10/10

11/11

12/12

13/13

14/14

15/15

16/1

17/2

18/3

19/4

20/5

21/6

22/7

23/8

24/9

25/1

26/2

27/3

28/4

29/5

30/6

31/7

32/8

33/9

34/10

35/11

36/12

37/13

38/14

39/15

40/16

41/17

42/18

43/19

44/20

45/21

46/22

47/23

48/24

49/25

50/1

51/2

52/3

53/4

54/5

55/6

56/1

57/2

58/3

59/4

60/5

61/6

62/7

63/8

64/9

65/1

66/2

67-70

 

1.Тепловые  явления (15 ч )

Тепловое  движение

Внутренняя  энергия.

Способы  изменения  внутренней  энергии  тела.

Теплопроводность.

Конвекция.

Излучение.

Количество  теплоты.

Удельная  теплоемкость.

Расчет  количества  теплоты.

Лабораторная работа № 1 « Сравнение  количеств  теплоты  при  смешивании  воды  разной  температуры».

Решение  задач.

Лабораторная работа № 2 « Измерение  удельной  теплоемкости  твердого  тела».

Энергия  топлива. Закон  сохранения  и  превращения  энергии  в  мех. и тепловых  процессах.

Решение  задач.

Контрольная  работа №1по теме«Тепловые явления».

2. Изменение агрегатных  состояний вещества ( 9ч )

Агрегатные  состояния  вещества. Плавление  и  отвердевание  кристаллических  тел.

Удельная  теплота  плавления.

Испарение. Поглощение  энергии  при  испарении  жидкости и выделение  ее  при конденсации  пара.

Кипение. Влажность  воздуха.

Удельная  теплота  парообразования и конденсации.

Работа  газа  и  пара  при  расширении. Двигатель  внутреннего  сгорания.

Паровая  турбина. КПД  теплового  двигателя.

Обобщение  по  теме « Тепловые  явления».

Контрольная  работа № 2по теме: «Изменение агрегатных  состояний вещества» .

3. Электрические  явления ( 24 ч ).

Электризация  тел . Два  рода  зарядов. Проводники и непроводники  электричества.

Электрическое  поле.

Делимость  электрического  заряда. Электрон. Строение  атома.

Объяснение  электрических  явлений.

Электрический  ток. Источники  электрического  тока .

Электрическая  цепь.

Электрический  ток  в  металлах .  Направление  электрического  тока.

Действия  электрического  тока.

Сила  тока. Единицы  силы  тока.

Амперметр. Измерение  силы  тока. Лабораторная работа № 3 « Сборка  электрической  цепи  и  измерение силы тока  в  её  различных  участках».

Электрическое  напряжение. Единицы напряжения.

Вольтметр. Измерение  напряжения.

Лабораторная работа № 4 « Измерение  напряжения  на  различных  участках  электрической  цепи».

Электрическое  сопротивление  проводников. Закон  Ома для  участка  цепи.

Расчет  сопротивления  проводника.

Реостаты. Лабораторная работа № 5 « Регулирование  силы  тока реостатом».

Л/р № 6 « Измерение  сопротивления  проводника  при  помощи  амперметра  и  вольтметра».

Последовательное  соединение  проводников.

Параллельное  соединение  проводников.

Решение  задач на  соединение  проводников.

Работа  электрического  тока.

Мощность  электрического  тока.

Лабораторная работа № 7 « Измерение  мощности  и  работы  тока  в  электрической  лампе».

Нагревание  проводников  электрическим  током. Закон  Джоуля-Ленца.

Обобщение  материала по теме « Электрические  явления».

Контрольная  работа № 3 по теме:« Электрические  явления».

4. Электромагнитные  явления ( 6 ч )

Магнитное  поле . Магнитное  поле прямого  тока.

Магнитное  поле  катушки  с  током. Электромагнит. Лабораторная работа № 8 « Сборка  электромагнита  и испытание    его действия».

Постоянные  магниты. Магнитное  поле  Земли.

Действие  магнитного  поля  на  проводник  с  током. Электрический  двигатель.

Лабораторная работа № 9 « Изучение  электрического  двигателя  постоянного  тока».

Обобщение  по  теме « Электромагнитные  явления».

5. Световые  явления ( 9 ч )

Источники  света. Распространение  света.

Отражение  света. Законы  отражения  света.

Плоское  зеркало.

Преломление  света.

Линзы. Оптическая  сила  линзы.

Изображения, даваемые  линзой.

Лабораторная работа № 10 « Получение  изображения  при  помощи  линзы».

Фотоаппарат. Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.

Обобщение  по  теме  «Световые  явления».

6. Итоговое повторение  (2ч )

Решение задач.

Итоговая контрольная  работа .

Резерв ( 4ч)

 Итоги контрольной работы. Повторение.

Календарно- тематическое планирование

по физике  9 класс

урока

Дата

проведения

урока

содержание ( тема урока)

1/1

2/2

3/3

4/4

5/5

6/6

7/7

8/8

9/9

10/10

11/11

12/12

13/13

14/14

15/15

16/16

17/17

18/18

19/19

20/20

21/21

22/22

23/23

24/24

25/25

26/26

27/27

28/1

29/2

30/3

31/4

32/5

33/6

34/7

35/8

36/9

37/10

38/11

39/1

40/2

41/3

42/4

43/5

44/6

45/7

46/8

47/9

48/10

49/11

50/12

51/1

52/2

53/3

54/4

55/5

56/6

57/7

58/8

59/9

60/10

61/11

62/12

63/13

64/14

65/15

66/16

67

68-70

1. Законы  взаимодействия  и  движения  тел  ( 27 ч)

Материальная  точка. Система  отсчета.

Перемещение.

Определение  координаты  движущегося  тела.

Перемещение  при  прямолинейном  равномерном  движении.

Прямолинейное  равноускоренное  движение. Ускорение.

Скорость  прямолинейного  равноускоренного  движения. График  скорости.

Перемещение тела  при  прямолинейном  равноускоренном  движении.

Перемещение  тела  при  прямолинейном равноускоренном  движении без начальной  скорости.

Лабораторная работа № 1 « Исследование  равноускоренного  движения  без  начальной  скорости ».

Решение  задач.

 Контрольная  работа № 1по теме: «Законы  взаимодействия  и  движения  тел».          

Относительность  движения.

Инерциальные  системы  отсчета. Первый  закон  Ньютона.

Второй  закон  Ньютона.

Третий  закон  Ньютона.

Свободное  падение  тел.

Движение  тела, брошенного  вертикально  вверх. Невесомость.

Лабораторная работа № 2 « Исследование  свободного  падения ».

 Закон  всемирного  тяготения.

 Ускорение  свободного  падения  на  Земле  и  других  небесных  телах.

 Прямолинейное  и  криволинейное  движение. Движение  по  окружности  с  постоянной  по модулю  скоростью.

 Решение  задач ( движение  по  окружности ).

 Искусственные  спутники  Земли.

 Импульс  тела. Закон  сохранения  импульса.

 Реактивное  движение. Ракеты.

Закон сохранения механической энергии.

 Обобщение  материала.

Контрольная  работа № 2 по теме: «Законы  взаимодействия  и  движения  тел».

2. Механические  колебания  и  волны. Звук ( 11 ч ).

  Колебательное  движение. Свободные  колебания. Колебательные  системы. Маятник.

Величины, характеризующие  колебательное движение.

Лабораторная работа № 3 « Исследование  зависимости  периода  и  частоты свободных  колебаний математического маятника от его длины».

 Превращения  энергии  при  колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания.  Распространение  колебаний  в  среде.

Волны. Продольные и поперечные  волны.

Длина  волны. Скорость  распространения  волн.

Источники  звука. Звуковые  колебания.

Высота  тона. Громкость  звука.

Распространение  звука. Звуковые  волны. Скорость  звука.                

Отражение   звука .  Эхо.

Контрольная  работа № 3 по теме: «Механические  колебания  и  волны. Звук».

3. Электромагнитное  поле ( 12 ч )

Магнитное поле и  его  графическое   изображение. Неоднородное  и  однородное  магнитное поле.

Направление  тока  и  направление  линий  его  магнитного  поля.

Обнаружение  магнитного  поля по его действию  на электрический  ток. Правило  левой руки.

Индукция  магнитного  поля.

Магнитный  поток.

Явление  электромагнитной  индукции.

Правило Ленца. Лабораторная работа № 4 « Изучение  явления  электромагнитной  индукции ».

Получение  переменного  электрического  тока. Электромагнитное  поле.

Электромагнитные  волны. Электромагнитная  природа  света.

Решение  задач.

Обобщение  материала.

Контрольная  работа № 4 по теме : «Электромагнитное  поле».

4. Строение  атома  и  атомного  ядра. Использование  энергии  атомных  ядер ( 16ч ).

Радиоактивность  как  свидетельство  сложного  строения  атомов.

Модели  атомов. Опыт  Резерфорда.

Радиоактивные  превращения  атомных  ядер. Экспериментальные  методы  исследования  частиц.

Открытие  протона. Открытие  нейтрона.

Состав  атомного  ядра. Массовое  число. Зарядовое  число.

Изотопы. Альфа- и бета- распад.

Ядерные  силы. Энергия  связи. Дефект  масс.

Решение  задач.

Деление  ядер урана. Цепная  реакция.

Ядерный  реактор. Лабораторная работа № 5 « Изучение  деления  ядра  урана  по  фотографии  треков ».

Атомная  энергетика.

Биологическое  действие  радиации. Термоядерная  реакция.

Обобщение  материала.

Контрольная  работа № 5 по теме: «Строение  атома  и  атомного  ядра. Использование  энергии  атомных  ядер». 

Анализ к/р. Повторение

Резерв.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа физика 7-9 класс

рабочая программа физика 7-9 класс...

рабочая программа физика 8 -9 класс

Рабочая программа по предмету « Физика» для 8-9 класса основной школы общеобразовательных учреждений разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерал...

Рабочая программа физика 7-9 класс ФГОС

Рабочая программа по физике 7-9 класс УМК  А.В. Перышкин...

рабочая программа, физика 7 - 9 классы.

Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утвер...

Адаптированная рабочие программы Физика 7-9 класс

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А. В. Перышкина≪Физика≫ для 7 класса системы ≪Вертикаль≫....

Рабочая программа Физика 7-9 класс

Рабочая программа учебного предмета Физика 7- 9 класс...

Рабочая программа физика 7-9 класс

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...