Интеллектуальная игра "Физика и в шутку и всерьёз"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Сонина Татьяна Александровна

Внеклассное мероприятие в рамках недели физики и математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_i_v_shutku_i_vseryoz.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»

Интеллектуальная

 физико-математическая игра

ФИЗИКА: И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЁЗ …

Подготовила: учитель физики Сонина Т.А.

        

        


Цель: Развитие творческих способностей учащихся, приемов умственной деятельности, логического мышления.

Задачи:

1) Привитие навыков работы в команде быть коммуникабельными.

2) Актуализация знаний в процессе соревнования.

3) Стимулирование познавательного интереса к предмету «физика».

4) Воспитание честности, порядочности, доверительных уважений к своему товарищу.

Оформление и оборудование зала.

Компьютер, мультимедиа – проектор, презентация слайдов

Программа игры

  1. Представление команд
  2. Конкурс – разминка «Найди ошибку»
  3. Конкурс «Физика в стихах»
  4. Конкурс «Толкование фразы»
  5. Конкурс «Знаменитые физики тысячелетия»
  6. Конкурс «Поединок капитанов» - физический марафон
  7. Подведение итогов игры

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день дорогие друзья, сегодня мы начинаем игру – соревнование «Физика: и в шутку, и всерьез».

         

Ведущий 2. Игра – соревнование - это среда, под воздействием которой вся присутствующая людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.  

Ведущий 1. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей — отрицательно, жюри — электронейтрально.

Ведущий 2. Представляем наше жюри …

        

Ведущий 1. Наш первый закон – закон сохранения успеха: полный запас успеха команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот. (Слайд 2)

Ведущий 2. А игродинамика имеет свои законы: (Слайд 3)

Ведущий 1. 1 закон.

 ФИЗИКА+ЮМОР=СОNST. Чем больше физики, тем меньше юмора и наоборот.

Ведущий 2. 2 закон. В замкнутой системе зала, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу.

Ведущий 1. 3 закон. Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.

Ведущий 2. Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.

        

Ведущий 1. Итак, переходим к игре и просим команды представиться.

  1. Представление команд (2 балла)

1 команда. Наша команда «220 В».

                Наш девиз «Мы ребята – высший класс! 220 бьёт из нас!»

2 команда. Наша команда называется «Яблоко Ньютона».

Наш девиз «Не попадешь ты никогда  впросак, коль знаешь то, что нам открыл Ньютон Исаак!»

        

  1. Конкурс – разминка «Найди ошибку» (Слайды 4,5) (3 балла)
  1. Все ли равенства записаны верно?
  1. 120 мм = 0,12 м
  2. 750 дм = 75 м
  3. 340 см = 34 м
  4. 10 мл = 10 см3
  5. 50 л = 0,5 м3
  6. 330 мл = 0,33 л
  1. Найди ошибки на картине
  2. Какая физическая ошибка допущена в стихотворении поэта?

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла.

(При превращении воды в лед выделяется,    а не затрачивается теплота)

  1. Конкурс «Физика в стихах» (Слайд 6) (за правильный ответ 1 балл)

(Слайд 7) … И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти.
А горы все выше, а горы все круче,
А горы  уходят под самые тучи!
«О, если я  не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станет с ними, с больными,
С моими зверями лесными».

Вопрос: Как с изменением высоты изменяется давление воздуха?

(Слайд 8) Когда ж  падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася , – тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда  еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.

Вопрос. Как объяснить свечение метеорных тел, влетающих в атмосферу  Земли? Можно ли наблюдать «падающие звезды» на  Луне?

(Слайд 9) В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С  непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим;
«Отпусти ты , старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе!»

Вопрос.  Почему золотая рыбка может то всплывать, то опускаться на дно?

(Слайд 10) Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури;
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Вопрос. Что мы увидим или услышим раньше: молнию или гром? Почему?

(Слайд 11) Огонек горит светлее
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван,
«Что, - сказал он, за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету.
Эко чудо  -  огонек…»

Вопрос. Какой вид излучения описывается в сказке? (Хемилюминисценция)

(Слайд 12)  Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет;
И озираясь он трепещет
Среди своих пиров.

Вопрос. Какое физическое явление  описал поэт в этих строках? (Отражение света)

  1. Конкурс «Толкование фразы»

Если команда дает ответ сразу, то получает 3 балла, после второй подсказки – 2 балла, после третьей – 1 балл)

(Слайд 13)

1. Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе (но с дефицитом лучистой энергии), имеющим отверстие в стене, покрытое металлической сеткой, в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней частью, а ноги согнуты.

2. Осужденный сделал публичное заявление о том, что отбывает срок в камере, не соответствующей элементарным санитарным условиям: мало света, воздух сырой, на световом проёме металлическое заграждение.

3. Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.

(«Сижу за решёткой в темнице сырой…)

(Слайд 14)

  1. Однажды всевышний сделал птице средней величины из отряда воробьиных презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.
  2. Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах за непонятно какие заслуги получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.
  3. У орла один раз черт украл кусок колбасы.

(«Вороне где-то бог послал кусочек сыру…» )

(Слайд 15)

  1. Индивид в возрасте от двух до пяти лет физически переместился в направлении лица одноимённого мужского пола, находящегося с ним в кровнородственных отношениях по восходящей линии.
  2. Субъект права с ограниченной дееспособностью по возрастному признаку в течение ближайших 13-15 лет нанёс визит своему родственнику по мужской линии, законным наследником первой очереди которого он является.
  3. Дылда-дочь от мамы смылась.

( Крошка сын к отцу пришёл… )

(Слайд 16)

  1. Организм (отряд  «Двукрылые», подкласс «Крылатые», тип «Членистоногие») переместил свою массу на результат переработки продукции садового участка горячим способом.
  2. Особь, являющаяся механическим передатчиком кишечных заболеваний и в силу этого представляющая непосредственную опасность для здоровья окружающих, по неосторожности нарушила санитарно- эпидемиологическую обстановку и совершила деяние, которое может повлечь за собой нанесение вреда здоровью человека.
  3. Ходит по потолку вверх ногами.

(«Муха села на варенье»)

5 Конкурс «Знаменитые физики тысячелетия» (Слайд 17)

Если команда дает ответ сразу, то получает 5 баллов, после второй подсказки – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвертой – 2 балла, после пятой – 1 балл).

(Слайд 18) «Самый ученый рыцарь»

  1. Именно этот английский ученый, получивший за свою деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику ПетраI, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании; парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным.
  2. В 1965 году он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритания, а через 4 года – директора; ему была поручена чеканка всех монет страны.
  3. Увлечение  естественными науками он сочетал с увлечением религии.
  4. Этот ученый – физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.
  5. Философ Г.Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его  яблоко.

(Исаак  Ньютон)

(Слайд 19) «Бунтарь на коленях»

  1. Воспитание этот ученый получил в монастыре, образование – частично на медицинском факультете Пизанского университета; затем работал преподавателем математики, был придворным философом.
  2. История статики началась с Архимеда, история же механики неразрывно связана с именем этого ученого.
  3. Он умер в 1642 году, а почти через 100 лет – в 1737 г. прах ученого, согласно его завещанию, был перенесен во Флоренцию и захоронен рядом с прахом Микеланджело.
  4. По образному выражению, этот ученый сумел отстоять свои научные взгляды и «победить на коленях».
  5. Лишь спустя почти три с половиной столетия после его кончины папа римский Иоанн Павел II выступил с заявлением, в котором признал, что гонения церкви на ученого были напрасны: он был прав.

(Галилео Галилей)

(Слайд 20) «Исключение из правил»

  1. Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем выполнял роль эксперта в патентном бюро Берна.
  2. Нобелевскую премию он получил в 1921 году за физико-математические исследования и открытие законов фотоэффекта.
  3. Его письмо президенту США в 1940 году стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.
  4. Он долгое время работал в Германии и он – единственный еврей, чей бюст находится среди нескольких сотен бюстов великих немцев в Пантеоне национальной славы Германии Вальгалл  близ Регенсбурга.
  5. Этот ученый – один из основателей современной физики, создатель общей теории пространства – времени – тяготения.

(А. Эйнштейн)

(Слайд 21) «Самый математичный физик»

  1. Этот ученый в детстве плохо учился, особенно по арифметике, но когда началось изучение геометрии, быстро стал лучшим учеником школы.
  2. «Самый математичный физик» – так его называли современники. Он между делом осуществил первую в мире цветную фотографию и разработал способ радикального выведения жировых пятен с одежды, но всемирную известность ему принесло совсем не это.
  3. Свои работы он подписывал dp/dt.
  4. Его труды относятся почти ко всем разделам физики, но главные – к молекулярной физике и электродинамике.
  5. По словам Генриха Герца «Формулы этого физика живут собственной жизнью, обладают собственным разумом – кажется, что эти формулы… умнее даже самого автора». Система его взглядов выражена его уравнениями; это основа теории электромагнитного поля.

(Дж. Максвелл)

(Слайд 22) «Баловень богов»

  1. Этот будущий физик родился на свет очень слабым ребенком; врачи единодушно утверждали, что он не жилец на белом свете. Умер он в 37 лет от заражения крови.
  2. Ко всем делам, за которые брался этот человек, он проявлял огромные способности. Его наставник по токарному делу, узнав, что ученик стал ученым, заметил: «Жаль. Из него мог бы получиться отличный токарь». А известный физик Г.Л.Ф. Гельмгольц, бывший его научным руководителем, назвал нашего героя «баловнем богов».
  3. Именно он экспериментально обнаружил электромагнитные волны, подсказанные великим Максвеллом, и наблюдал их отражение, преломление, интерференцию и поляризацию.
  4. Тем не менее известно его  письмо в Дрезденскую коммерческую палату о том, что исследование радиоволн надо запретить как бесполезное.
  5. Имя и фамилия этого ученого составляли содержание первой в мире радиограммы, переданной А.С. Поповым.

(Г. Герц)

(Слайд 23) «Физик, почти не знавший математики»

  1. Этот великий английский физик вынужден был подрабатывать смотрителем маяков и судебным экспертом по качеству промышленных товаров.
  2. Известный физик Гемфри Дэви в конце жизни признал, что главным достижением его жизни стало открытие этого ученого.
  3. Наш герой первым ввел в физику понятия: поле, катод, анод, электролит.
  4. Он сделал величайшее изобретение: создал модель электродвигателя.
  5. Этот физик-самоучка плохо знал математику, в результате, по выражению ученого Роберта Милликена, облечь его «плебейские обнаженные научные представления в аристократические одежды математики» пришлось Максвеллу.

(Майкл Фарадей)

  1. Конкурс «Поединок капитанов» - физический марафон (Слайд 24)

Это последнее состязание, где в ходе физического марафона капитанам нужно дать ответ на вопрос без времени на его обдумывания. Просьба ко всем присутствующим не мешать в проведении этого конкурса, это значит не подсказывать и не выкрикивать с места, не шуметь, ведь этим вы можете усугубить положение команд. За нарушение условия конкурса «физический марафон капитанов» будут сняты баллы с команд. Вопросы будут задаваться капитанам по очереди.

(Слайд 25)«Физический марафон» капитанов.

   

  1. Каким прибором измеряют скорость движения автомобиля?
    2. Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие.
    3. Прибор для измерения времени..
    4. Название научного предположения
    5. Способ передачи энергии путем перемещения жидкости или газа.
    6. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах?
    7. Вещество, сжигаемое для получения теплоты.
    8. Физическое понятие характеризующее экономичность устройств и двигателей.
    9. Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха?
    10. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная?

11.Какого цвета белый свет?

12. Самое сильное место магнита?

13.Что можно приготовить, а нельзя съесть?

14. Чему равно перемещение Земли относительно Солнца за год?

15.Что не имеет длины, ширины и высоты. Но это что-то можно измерить?

16. Единица мощности?

17. Прибор для измерения  силы?

18. Что больше скорости света?

19. Кто из учёных открыл первый университет в России?

А пока капитаны выполняют задания мы посмотрим серию  занимательных опытов по физике.  А команды попробуют их  разгадать .

 Внимание!

Какой физический закон положен в основу каждого опыта:

(Резерв времени: Игра со зрителями.

Вносится « чёрный ящик» под музыку Бородина «Патриотическая симфония»

Из ящика ведущий достаёт вопросы и зачитывает, а болельщики должны их отгадать. Затем демонстрирует их доставая из ящика.)

Ведущий 1. Мы думаем, что вам было интересно, физика стала для вас чуточку ближе и с ней захотелось иметь прочное взаимопонимание.

Ведущий 2. Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Список используемой литературы:

  1. Ершов П.П. Конек-Горбунок http://www.litmir.net/br/?b=161&p=4
  2. Пушкин А.С. Евгений Онегин. http://modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/evgeniy_onegin/read/
  3. Пушкин А.С. Кинжал http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0217_22/1821/0098.htm
  4. Пушкин А.С.. Сказка о золотой рыбке. http://skaz-pushkina.ru/rr_1.html
  5. Пушкин А.С. Туча http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1835/0600.htm
  6. Чуковский К.И..Доктор Айболит  http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/stihi-skazki-chukovski/doktor-ajbolit.html
  7. Шмонов Г. Муха села на варенье… http://www.stihi.ru/2012/09/12/7409
  8. http://festival.1september.ru/articles/310260/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН ко Дню 8 марта «И в шутку, и всерьёз»

Праздничный КВН подготовлен  для девушек 8-9 классов...

"И в шутку, и всерьёз!" Конспект развлечения, посвящённого Дню 8 марта

Материал, предоставленный в этом конспекте можно использовать на любых детский утренниках и вечерах, посвящённых Дню 8марта....

внеклассное мероприятие "с физикой- и в шутку ,и всерьёз!"

Эту игру  я провожу в рамках предметной недели.Игра дает положительные резуль­таты: она актуализирует знания, поднимает интерес, вызывает массу чувств (ведь заня­тие проходит с высоким эмоциональ...

Проект "Математика ив шутку и всерьёз"

Математический кружок в 6 классе...

Презентация к интеллектуальной игре "О правах человека в шутку и всерьёз"

Презентация служит основой для разработки внеклассного мероприятия для старшеклассников....

ПРОЕКТ Оформление стенда "О физике и в шутку и всерьёз"

Паспорт проекта.Название проекта: оформление стенда под названием “О физике и в шутку и всерьёз”.Руководитель проекта - учитель физики Тиханова Л.В.Учебный предмет – физика.Возраст:12-1...

презентация к КВН "Физика: и в шутку, и всерьёз"

презентация к внеклассному мероприятию по физике "Физика: и в шутку, и всерьёз"...