Мероприятие по физике "Лондонское Королевское общество"
презентация к уроку по физике (10 класс) на тему

Волкова Лариса Викторовна

Презентация к  Физическому мероприятию на тему " Движение небесных тел в поле силы тяготения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekada_fiziki._korolevskoe_obshchestvo.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАСЕДАНИЕ ЛОНДОНСКОГО КОРОЛЕВСКОГО ОБЩЕСТВА Декада естествознания (физика)

Слайд 2

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЛОНДОНСКОГО КОРОЛЕВСКОГО ОБЩЕСТВА КРИСТОФЕР РЕН КЕМБРИДЖ. Национальная библиотека

Слайд 4

Лондонское королевское общество – одно из старейших в мире научных обществ; оно создано 28 ноября 1660 г. и утверждено Королевской хартией в 1662 г. Одним из инициаторов создания Общества был Р. Бойль ; важную роль в создании Лондонского королевского общества сыграл призыв Ф. Бэкона к экспериментальному изучению природы. Девиз Лондонского королевского общества – Nullius in verba (ничего на словах) – указывал на то, что в качестве доказательства общество должно признавать только эксперимент (происхождение девиза часто возводят к стиху Горация Nullius addictus iurare in verba magistri – клятвы слова повторять за учителем не присужденый) ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Слайд 5

НА СЕГОДНЯШНЕМ ЗАСЕДАНИИ МЫ РАСМОТРИМ ВОПРОС О ДВИЖЕНИИ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ В ПОЛЕ СИЛЫ ТЯГОТЕНИЯ ДРУГИХ ТЕЛ.ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫЯСНЕНИЕ ВИДА ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНОГО ТЕЛА В ПОЛЕ ТЯГОТЕНИЯ. НА ЗАСЕДАНИЕ ЛОНДОНСКОГО КОРОЛЕВСКОГО ОБЩЕСТВА БЫЛИ ПРИГЛАШЕНЫ УЧЕНЫЕ, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ О СВОИХ ИДЕЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ. СРЕДИ НИХ:

Слайд 6

Джованни Борелли - ученик Галилея, естествоиспытатель .

Слайд 7

Роберт Гук - один из основателей Лондонского Королевского общества.

Слайд 8

Эдмунд Галлей - астроном, секретарь Лондонского королевского общества.

Слайд 9

Исаак Ньютон - астроном, математик.

Слайд 10

В связи с этим одной из задач нашего собрания является сопоставление теоретических выкладок ученых с опытными данными астрономов. В дискуссии мы будем использовать гелиоцентрическую систему мира Коперника, и все рассуждения должны быть согласованы с этой системой мира. Первым высказать свои идеи приглашается Джованни Борелли.

Слайд 11

Доклад Джованни Борелли . Мой учитель – Галилей – частично решил поставленную задачу , изучая законы свободного падения тел у поверхности Земли . Он рассматривал полеты тел , Брошенных у поверхности Земли с различными начальными скоростями. При этом он рассматривал малые расстояния так, что участок Земли, где было брошено тело можно было считать плоскостью. Он показал ,что все тела , независимо от их массы , движутся с одним и тем же ускорением g = 9,8 м/с2, направленным вниз , а траекторией движения является парабола.

Слайд 12

. Направим ось ОХ вдоль Земли, а ось ОУ вниз. В качестве начальной точки возьмем точку бросания тела. Пусть начальная скорость направлена горизонтально. Тогда уравнения движения выглядят так: х = v º t ; у = g t 2 / 2

Слайд 13

Выражаем время из первого уравнения и подставляем во второе . Получаем уравнение траектории движения : y = g * x 2 2V 0 2

Слайд 14

Графиком уравнения является парабола , Следовательно, и траекторией движения будет парабола . Что касается тяготения,то мой учитель считал, что никакой такой силы не существует, то есть небесные тела не взаимодействуют друг с другом . Они движутся по окружности вокруг более тяжелого небесного тела . Таким образом , Галилей говорил о двух видах траектории : 1) параболе ( если тело движется у поверхности планеты ); 2) окружности ( если более легкое тело находится далеко от более тяжелого тела )

Слайд 15

Сам я думаю , что должно существовать притяжения более легкого к более тяжелому телу . Сила такого тяготения должна быть приложена к центру масс более легкого тела и направлена к центру масс более тяжелого тела.

Слайд 16

. Направим ось О х вдоль Земли , а ось О y вниз . В качестве начальной точки возьмем точку бросания тела. Пусть начальная скорость направлена горизонтально. Тогда Уравнения движения тела выглядят так : X= V 0 t y= g t 2 / 2

Слайд 17

ДОКЛАД РОБЕРТА ГУКА…

Слайд 18

В 1676 году я написал письмо Ньютону, в котором изложил свои идеи по поводу решения проблемы траекторий движения в поле тяготения в качестве основных положений я взял следующие утверждения. 1. Все тела обладают притяжением, действуя на другие тела с силой, направленной к своему центру масс. 2. Все тела движутся прямолинейно и равномерно до тех пор, пока не будут с помощью силы тяготения отклонены от прямолинейного движения. 3. Сила тяготения должна быть пропорциональна расстоянию до центра масс притягивающего тела F тяг = - kr .

Слайд 19

Действительно, если тело поместить в центр планеты, то сумма всех сил тяготения, с которыми данное тело притягивается различными частями планеты, равна нулю, что согласуется с моим законом. На основе этих положений можно будет построить теорию движения планет и определить их траектории.

Слайд 20

Земля F r На тело ,смещенное из центра Земли на расстояние r , начинает действовать сила тяготения, пропорциональная расстоянию r Земля Силы, действующие на тело , помещенное в центр Земли, со стороны всех ее частей, скомпенсированы. Результирующая равна нулю

Слайд 21

Доклад ученика Кеплера. Используя многолетние наблюдения за движением планет(в особенности Марса),мой учитель – Иоганн Кеплер – установил , что планеты обращаются вокруг Солнца по окружности. Он сформулировал три закона движения планет , которые с большой точностью подтверждаются астрономическими измерениями.

Слайд 22

1. Любая планета Движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. 2. Радиус-вектор, проведенный из фокуса, где находится солнце, к планете, описывает равные площади за равные промежутки времени. p F 1 F 2 o b a солнце Планета F 1 , F 2 - фокусы S 1 S 2 Малая полуось Большая полуось

Слайд 24

Планета Расстояние до Солнца, а (в астромиче-ских ед.) Период вращения, Т (в годах) Меркурий 0.30 0.16 1.05 Венера 0.76 0.67 0.98 Земля 1 1 1.00 Марс 1.52 1.88 0.99 Юпитер 5.2 11.86 0.99 То есть третий закон вполне подтверждается на опыте.

Слайд 25

Доклад Эдмунда Галлея

Слайд 26

Астрономические наблюдения за кометами показывают, что небесные тела могут двигаться не только по эллипсам, но и по разомкнутым кривым, таким как парабола и гипербола.

Слайд 27

Поэтому законы Кеплера нуждаются в уточнении. Во-первых, эти законы относятся не только к планетам, вращающимся вокруг Солнца, но и к любым телам, вращающимся около других тел. Во-вторых, эллипс не является единственной траекторией. Траекторией движения небесного тела может быть и гипербола и парабола. Важно заметить, что и эллипс, и гипербола, и парабола могут получиться путем сечения конуса плоскостью. То есть траекторией движения небесного тела в поле тяготения может быть любое коническое сечение.

Слайд 28

Эллипс – замкнутая кривая, то есть тело, движущееся вокруг Солнца (или планеты) по эллипсу, связано с Солнцем (или с планетой соответственно). Поэтому полная механическая энергия тела, движущегося по эллипсу, меньше нуля. Парабола и гипербола – разомкнутые кривые, то есть тело, движущееся вокруг Солнца (или планеты) по этим кривым, не связано с ним. Поэтому полная механическая энергия тела, движущегося по гиперболе или параболе, больше либо равна нулю. E ‹ 0 , система является связанной, траекторией является эллипс. E ≥ 0 , система не является связанной, траекторией является или парабола, или гипербола.

Слайд 29

Таким образом, пока энергия спутника Солнца (или планеты) меньше нуля, спутник связан с Солнцем (или планетой) и движется по эллипсу. Как только энергия спутника возрастает до нуля, тело прекращает быть связанным с Солнцем (или планетой) и движется по параболе или по гиперболе.

Слайд 30

Конические сечения

Слайд 31

Доклад Готфрида Лейбница. Конические сечения - это кривые, получившиеся в сечении конуса плоскости. Также кривых может получиться три. Если секущая плоскость пересекает всю поверхность конуса, то в сечение получается эллипс. Если секущая плоскость пересекает часть поверхности конуса и не параллельна, ни одной образующих конуса, то в сечение получается гипербола Если секущая плоскость пересекается в одной из образующих конуса, то в сечение получается парабола.

Слайд 32

Эллипс.

Слайд 33

Конические сечения. Трактаты о конических сечениях, написанные Аристотелем и Евклидом в конце 4 в. до н.э., были утеряны, но материалы из них вошли в знаменитые Конические сечения Аполлония Пергского ( ок . 260–170 до н.э.), которые сохранились до нашего времени. Аполлоний отказался от требования перпендикулярности секущей плоскости образующей конуса и, варьируя угол ее наклона, получил все конические сечения из одного кругового конуса, прямого или наклонного. Аполлонию мы обязаны и современными названиями кривых – эллипс, парабола и гипербола.

Слайд 34

Гипербола. Одну ветвь гиперболы (PV1Q) мы вычерчиваем, следя за тем, чтобы нить оставалась все время натянутой, и потягивая оба конца нити вниз за точку F2, а когда точка P окажется ниже отрезка F1F2, придерживая нить за оба конца и осторожно отпуская ее. Вторую ветвь гиперболы мы вычерчиваем, предварительно поменяв Ветви гиперболы приближаются к двум прямым, которые пересекаются между ветвями. Эти прямые, называемые асимптотами гиперболы. Угловые коэффициенты этих прямых равны где – отрезок биссектрисы угла между асимптотами, перпендикулярной отрезку F2F1; отрезок v1v2 называется сопряженной осью гиперболы, а отрезок V1V2 – ее поперечной осью. Таким образом, асимптоты являются диагоналями прямоугольника со сторонами, проходящими через четыре точки v1, v2, V1, V2 параллельно осям. Чтобы построить этот прямоугольник, необходимо указать местоположение точек v1 и v2. Они находятся на одинаковом расстоянии.

Слайд 35

Парабола Парабола. Фокусы эллипса и гиперболы были известны еще Аполлонию , но фокус параболы, по-видимому, впервые установил Папп (вторая пол. III в.), определивший эту кривую как геометрическое место точек, равноудаленных от заданной точки (фокуса) и заданной прямой, которая называется директрисой. Построение параболы с помощью натянутой нити, основанное на пределе Другие свойства. Свойства конических сечений поистине неисчерпаемы, и любое из них можно принять за определяющее. Важное место в Математическом собрании Паппа ( ок . 300), Геометрии Декарта (1637) и Началах Ньютона (1687) занимает задача о геометрическом месте точек относительно четырех прямых. Если на плоскости заданы четыре прямые L1, L2, L3 и L4 (две из которых могут совпадать) и точка P такова, что произведение расстояний от P до L1 и L2 пропорционально произведению расстояний от P до L3 и L4, то геометрическое место точек P является коническим сечением .

Слайд 36

Вырожденные конусные сечения Две пересекающиеся прямые образуют вырожденную гиперболу . Два вырожденных эллипса возникают, когда конус пересекается с плоскостью, параллельной его основанию.

Слайд 37

Доклад Исаака Ньютона

Слайд 38

Изучая движение Луны вокруг Земли, я пришёл к выводу, что сила тяготения должна быть обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами масс тел. Расстояние от Луны до Земли, R Период вращения Луны вокруг Земли, Т Ускорение Луны, а (м/с 2 ) Отношение ускорения на поверхности Земли к ускорению на орбите Луны, g __ a Отношение квадрата радиуса орбиты Луны R к квадрату радиуса Земли r , R 2 __ r 2 60r = 3,8 . 10 8 м 27сут = 2,3 . 10 6 с 3600 3600

Слайд 39

Траекторией вращения Луны является окружность. На Луну действует сила тяготения со стороны Земли F тяж . По основному закону динамики: ma = F тяг1 . У поверхности Земли на Луну бы действовала сила тяготения F тяг2 отличная от F тяг1 . По основному закону динамики, ma 2 = F тяг2 .

Слайд 40

Если бы Луна свободно падала на поверхности Земли, то её ускорение было бы равно a 2 = g = 9,8 м/с 2 Поэтому сила тяготения у поверхности Земли равна: mg = F тяг Найдём отношение силы, с которой Луна притягивалась бы на поверхность Земли, к силе, с которой она притягивается к Земле на своей орбите:

Слайд 41

Сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния до Луны. В 1м случае это расстояние равно радиусу орбиты луны R , а во 2м – радиусу Земли r . Из этого мы предположим, что сила тяготения, с которой тела притягиваются друг к другу, обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами. Также она должна быть пропорциональна массам обоих тел.

Слайд 42

Основываясь на трёх законах динамики и формуле силы тяготения, я построил теорию движения небесных тел в поле тяготения. И так, докажем 3ий закон Кеплера. Пусть M – масса Солнца, а m – масса планеты. Пусть она движется по окружности радиуса R , тогда она имеет центростремительное ускорение, равное: На планету действует сила тяготения со стороны Солнца, равная

Слайд 43

По основному закону динамики, ma = F тяг. Тогда

Слайд 44

Отношение куба радиуса окружности, по которой движется планета, к квадрату периода вращения одинаково для всех планет Солнечной системы, т.к. оно не зависит от массы планеты. Вычислим скорость V 1 при которой тело начинает двигаться по окружности и становится спутником.

Слайд 45

Таким образом, тело, брошенное на планете (или Солнце) со скоростью, меньшей скорости V 1 , двигаясь по эллипсу, в одном из фокусов которого находится центр планеты, упадёт на поверхность планеты. Это связано с тем, что эллипс замыкается внутри планеты.

Слайд 46

Как только начальная скорость тела становится равной V 1 , эллипс переходит в окружность, которая замыкается вне планеты. Тогда тело станет спутником и будет двигаться по этой окружности вокруг планеты (или Солнца).

Слайд 47

Если начальная скорость тела будет превышать V 1 , траекторией тела будет эллипс, в одном из фокусов которого будет планета (или Солнце).

Слайд 48

Вычислим скорость V 2 , при которой траектория тела разомкнётся и тело перестанет быть спутником планеты (или Солнца), т.е. тело перестанет быть связанным с планетой. Пусть тело запускается с расстояния R от центра планеты. При этом полная механическая энергия тела больше либо равна нулю:

Слайд 49

То есть при начальной скорости V = V 2 тело начинает двигаться по разомкнутой прямой. Причём при скорости, равной V 2 , тело движется по параболе, а при скорости V > V 2 тело движется по гиперболе. При этом тело уже не будет связано с планетой и потому не будет её спутником.

Слайд 50

Все планеты Солнечной системы имеют скорость вращения V , лежащую в пределах: Поэтому планеты движутся вокруг Солнца по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце. Это подтверждает первый закон Кеплера.

Слайд 51

Тело, движущееся по параболе или гиперболе выходит из поля тяготения планеты и может стать спутником другой планеты или Солнца.

Слайд 52

Галилео Галилей Замечание к выступлению Джованни Борелли . Джованни Борелли

Слайд 53

Галилей рассмотрел случай плоской Земли и нашел, что траектория полета тела является парабола.

Слайд 54

Но земля представляет собой шар, а этот случай он не рассмотрел.

Слайд 55

Замечание к выступлению Роберта Гука.

Слайд 56

В своем трактате «Притяжение Земли» Гук указал неверную зависимость силы тяготения от расстояния между телами: F тяг = Kr Телескоп Р.Гука

Слайд 57

так как на бесконечном расстоянии получается бесконечно большая сила притяжения, что противоречит опыту: чем дальше тела, тем они слабее притягиваются. Барометр Р.Гука

Слайд 58

Замечание к выступлению ученика Кеплера.

Слайд 59

Кеплер утверждал, что планеты движутся вокруг Солнца по эллипсам.

Слайд 60

Но наблюдение показывают ,что возможны и другие траектории движения небесных тел, такие как парабола и гипербола.

Слайд 61

Итак, мы заслушали выступления участников нашего общества и замечания к ним. Объявляю сегодняшнее заседание общества закрытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного мероприятия на тему "Королевская семья"

Предлагаемая методическая разработка с использованием компьютерных технологий представляет собой игру , которая состоит из пяти геймов . Данная методическая разработка предназначена для работы с одаре...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Королевские парки Лондона"("Royal Parks of London")

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Королевские парки Лондона"("Royal Parks of London")...

План совместных мероприятий с городским казачьим обществом на 2017-2018 учебный год.

Данный план является частью программы развития школы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Заседание историко-литературного общества. Тема: «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации»

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Заседание историко-литературного общества. Тема: «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации»...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разраб...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелате...