Творческий проект "Световые технологии на страже здоровья человека"
классный час по физике (10, 11 класс) по теме

Сегодня мы расскажем, как световые технологии влияют на здоровье человека. Поговорим об использовании электромагнитных излучений в медицине.

Где и как применяются: радиоволны, инфракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, лучевая терапия (гамма-излучение и рентгеновское излучение), лазерное облучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetovye_tehnologii_na_strazhe_zdorovya._vnek_meropriya.rar1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Творческое задание

«Световые технологии на страже здоровья человека».

Мы исследовали, как световые технологии влияют на здоровье человека. Изучили литературу, просвещенную этому вопросу. Провели свое исследование (как влияют различные цвета на психологическое состояние учеников 9а класса). Организовали мероприятие, просвещенное теме: «Световые технологии на страже здоровья человека». Подвели итоги. Сделали видеоотчет.

Цель: исследовать, как световые технологии влияют на здоровья человека.

План творческого задания

Введение

  1. Использование электромагнитных излучений в медицине
  1. радиоволны;
  2. инфракрасное излучение;
  3. видимое излучение;
  4. ультрафиолетовое излучение;
  5. рентгеновское излучение;
  6. Лучевая терапия (гамма-излучение и рентгеновское излучение)
  7. Лазерное облучение
  1. Исследование, посвященное влиянию различных цветов на психологическое состояние учеников 9а класса.
  1. Цветовой тест Люшера (описание методики проведения теста и наши результаты)
  2. Тренинг  «Радуга» (описание методики проведения тренинга и наши результаты)
  1. Рефлексия
  2. Выводы

Сценарий мероприятия:

«Световые технологии на страже здоровья человека».

Аромат солнца

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

           Константин Бальмонт

Введение

Сегодня мы расскажем, как световые технологии влияют на здоровье человека. Поговорим об использовании электромагнитных излучений в медицине.

Где и как применяются: радиоволны, инфракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, лучевая терапия (гамма-излучение и рентгеновское излучение), лазерное облучение

В конце мероприятии проведем  исследование, посвященное влиянию различных цветов на психологическое состояние учеников нашего класса. Для этого используем Цветовой тест Люшера и тренинг  «Радуга».

Историческая справка

Применение света для оздоровления и лечения организма лежит в далеком прошлом. Древние египтяне первыми поняли, что солнечный свет играет важную роль в оздоровлении человеческого организма. Несколько позднее Гиппократ смог описать использование обычного солнечного света при лечении самых разных болезней и расстройств здоровья. И хотя лечение солнечным светом не имело в то далекое время медицинского обоснования, римские и арабские врачи широко применяли светотерапию.

Использование светотерапии в наши дни не является феноменом. Около 100 лет назад ученые впервые поняли, что свет может быть использован для лечения болезней. В 1903 году датский врач Нильс Финзен, которого по справедливости называют «отцом светолечения», был удостоен высшей награды – Нобелевской премии – за лечение заболеваний с помощью концентрированных световых потоков. Он создал в Копенгагене Институт светолечения, где с успехом излечивал кожный туберкулез.

В дальнейшем научные исследования медицинских возможностей светового излучения успешно велись в нашей стране. Российские врачи (А.Н. Маклаков, П.Г. Мезерницкий, Н.Н. Калитин, Н.Ф. Галанин, А.К. Шенк, Г.М. Франк и др.) стали с успехом применять свет для лечения различных заболеваний.

Современные возможности светотерапии весьма разнообразны. Инновационные медицинские приборы с успехом применяются в медицине и косметологии.

Современная медицина использует для терапии различных заболеваний не только видимую часть спектра световой энергии (свет в узком смысле слова), но и не воспринимаемые нашим глазом лучи-«невидимки».

Свет - это электромагнитные волны, вызывающие зрительное ощущение. Их длина лежит в пределах от 0,4 до 0,8 мкм. Скорость света в вакууме  с = 3*108 м/с.

Диапазоны электромагнитных волн (по возрастанию частоты):

  • 1) низкочастотные ЭМВ;
  • 2) радиоволны;
  • 3) инфракрасное излучение;
  • 4) видимое излучение;
  • 5) ультрафиолетовое излучение;
  • б) рентгеновское излучение;
  • 7) гамма-излучение.

1. Использование электромагнитных излучений в медицине

Радиоволны

Радиоволновая хирургия, получившая большое распространение в современной медицине, - это метод воздействия радиоволн высокой частоты на мягкие ткани. Подобная операция имеет абсолютно не травматичный характер. Роль скальпеля в данном случае выполняют радиоволны.

Бесконтактный разрез мягкой ткани происходит посредством использования высоких частот (от 3,80 МГц до 4,00 МГц). К оперируемому месту подносится не нож, а тончайший хирургический электрод. Далее следует подача радиосигнала, в результате которого внутриклеточная жидкость испаряется, а ткань - рассекается.

Несомненные плюсы:

  • Нет термического повреждения мягких тканей.
  • В полученной ране не образуется кровяной сгусток.
  • Полностью отсутствуют риски воспалительных процессов.

Впервые применение радиоволн для разреза тканей было проведено при нейрохирургических операциях американскими докторами У. Бови и Х. Кушингом в 20-е годы прошлого столетия. Спустя пятьдесят лет появились усовершенствованные и безопасные электрохирургические генераторы, позволяющие использовать радиоволны в медицине: в косметологии и гинекологии.

Электрод – совершенный скальпель

Сегодня самые сложные операции, которые невозможно выполнить обыкновенным скальпелем, проводят при помощи электрода. Применение радиоволн в медицине позволяет осуществлять разнообразные манипуляции, не затрагивая неповрежденные живые клетки. Кроме того, тончайшие разрезы проводятся без возникновения кровотечения.

Радиоволновая хирургия используется для удаления новообразований на теле: бородавок, папиллом и родинок, для лечения сосудистых звездочек и розацеи. Радиоволны в косметологии – это действенный способ борьбы с увяданием эпидермиса

Основные примеры применения радиоволновой хирургии

  1. Радиоволновое удаление новообразований.

Замучили бородавки? Использование радиоволн в медицине позволило успешно бороться с этим вирусным заболеванием кожи. Косметолог направляет на бородавку радиосигнал, в результате чего образование рассекается, а окружающие ткани остаются неповрежденными. Более того, после подобных операций не остается ни шрамов, ни рубцов. Добавьте сюда стерилизующий эффект, который оказывают радиоволны, и гарантировано получите полное отсутствие послеоперационных осложнений.

  1. Радиоволновая шлифовка кожи.

Шлифовка лица – вот, как применяются радиоволны в косметологии. С использованием специального оборудования, кожный покров будет подвергнут воздействию радио частот, вследствие чего будут устранены неровности, мелкие рубцы и морщины. Всего несколько дней реабилитации, и вы увидите – ваша кожа обрела вторую молодость.

Инфракрасное излучение

Это интересно

Самый известный естественный источник инфракрасных лучей на нашей Земле – это Солнце, оно согревает нашу планету. Самый известный на Руси искусственный источник инфракрасных лучей – это русская печь, благотворное влияние которой на здоровье славится веками.

Что такое инфракрасное излучение?

С древних времен люди хорошо знали благотворную силу тепла или, говоря научным языком, инфракрасного излучения.

Инфракрасное излучение – это часть спектра излучения Солнца, которая обладает способностью нагревать большинство предметов. Человеческий глаз не в состоянии видеть это излучение, но мы можем чувствовать тепло. Инфракрасное  излучение - оптическое излучение с длиной волны более 780 нм.

Света нет, а тепло?

Инфракрасные лучи были открыты в 1800 году английским физиком Уильямом Гершеле. С помощью призмы он разложил солнечный свет в спектр. Поднося к каждому из цветов термометр, он заметил, что температура увеличивается по мере перехода от фиолетового света к красному. Далее, Гершеле с некоторым удивлением обнаружил, что после прохода красной зоны и перехода в «пустую» термометр продолжает показывать увеличение температуры. С тех пор эта область, где света уже нет, но есть тепло, стала называться инфракрасной (ИК).

Источником инфракрасного (ИК) излучения является любое нагретое тело. Инфракрасное излучение составляет до 45-50% солнечного излучения, падающего на Землю. В искусственных источниках света (лампа накаливания с вольфрамовой нитью) на его долю приходится 70-80% энергии всего излучения. Происходящее при поглощении энергии ИК излучения образование тепла приводит к локальному повышению температуры облучаемых кожных покровов на 1-2 °С и вызывает местные терморегуляционные реакции поверхностной сосудистой сети.
Сосудистая реакция выражается в кратковременном спазме сосудов, а затем увеличении локального кровотока и возрастании объема цирулирующей в тканях крови. Выделяющаяся тепловая энергия ускоряет тканевой обмен веществ. Повышение проницаемости сосудов способствует уничтожению воспалительного очага и удалению продуктов распада клеток. Приводят к ускорению заживления ран и трофических язв. Также осуществляется воздействие на внутренние органы, которое проявляется расширением сосудов этих органов.
Лечебные эффекты - противовоспалительный, сосудорасширяющий.
Показания: негнойные воспалительные заболевания внутренних органов, ожоги, отморожения, вяло заживающие раны и язвы, заболевания периферической нервной системы, симпаталгия.
Противопоказания: опухоли, острые воспалительные процессы и хронические воспалительные процессы в стадии обострения, кровотечения, гипертоническая болезнь, недостаточность кровообращения, активные формы туберкулеза.

Инфракрасное излучение бывает коротковолновым, средневолновым, длинноволновым. Инфракрасные лучи возникают в веществе при его нагревании и поглощаются веществом, т.е. лучи служат средством переноса тепла, передачи тепловой энергии. Обычно для получения инфракрасного излучения в медицине используют специальные инфракрасные лампы, электрические нагревательные элементы, квантовые (лазерные) полупроводниковые генераторы.

Теплота определяется беспорядочным колебательным движением микрочастиц (электронов, молекул, атомов). Она присуща всем материальным частицам. Передача тепла от более нагретых тел к менее нагретым осуществляется тремя способами: теплопроводностью, конвекцией, излучением. Тело человека как поглощает, так и излучает тепло. Любое воздействие на организм инфракрасными лучами приводит к повышению функциональной активности молекул. Ускоряются размножение клеток, регенерация.
Инфракрасное излучение стимулирует образование в тканях биологически активных веществ, которые определяют скорость кровотока.
На тепловые лучи реагируют терморецепторы кожи.

На коже человека под влиянием инфракрасного излучения появляется эритема в месте воздействия, которая имеет пятнистый характер, не имеет четких границ и исчезает после прекращения облучения.

Инфракрасное излучение широко применяется в косметологии при работе с лицом: для расслабления мимической мускулатуры, улучшения кровообращения, расширения пор, через которые активно выводятся продукты обмена. Инфракрасное излучение применяется в сочетании с лечебной гимнастикой и массажем.

Видимое излучение

Историческая справка

Первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была предпринята в 1611 г. архиепископом Антонио Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучён от церкви и приговорён к смертной казни.

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях падающего дождя. Спустя 30 лет Исаак Ньютон, открывший в 1666 г. дисперсию, дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются цветные лучи в каплях дождя. По образному выражению американского учёного А. Фразера, «Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил её всеми красками спектра».

Исаак Ньютон в своей работе «Оптика» писал: «Лучи, отличающиеся по цвету, отличаются и по степеням преломляемости. ...Свет, приходящий от синей половины бумаги через призму к глазу, испытывает при одинаковых обстоятельствах большее преломление, чем свет, исходящий от красной половины, и, следовательно, преломляется больше».

Утверждение Ньютона — чудовищное предположение. Да и как это может быть, чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет — белый — оказался смесью цветных лучей? (И.Гёте)

Игра цветов в гранёных алмазах и в стеклянных призмах была хорошо известна на Востоке. Так, в Китае делали украшения из стеклянных призмочек, которые давали радужные блики; многие европейцы неоднократно описывали эти вещицы.

Наблюдение дисперсии света.

Давайте вспомним, что такое дисперсия света?

Дисперсия света – зависимость показателя преломления вещества от длины волны света.

Пронаблюдаем явление дисперсии.

Возьмите в одну руку экран со щелью, а в другую стеклянную пластину. Посмотрите через косые грани призмы на щель в экране. Добейтесь наибольшей яркости цветного изображения щели.

Цветотерапия (хромотерапия) – применение с лечебно-профилактическими целями видимого излучения.

Видимое излучение (белый свет) представляет собой электромагнитные волны с длиной волны от 760 до 400 нм. Видимое излучение представляет собой гамму цветовых оттенков, оказывает избирательное действие на возбудимость корковых и подкорковых нервных центров, вследствие чего модулирует психо-эмоциональные процессы в организме. Источником видимого света на Земле является Солнце.

Видимый свет играет важную роль в жизнедеятельности человека: определяет суточные и сезонные биоритмы, служит источником рефлекторной и условнорефлекторной деятельности. Кванты видимого света обладают большей энергией, чем кванты ИК излучения, поэтому наряду с тепловым действием видимое световое излучение может влиять на биохимические процессы.

В спектр видимого света входит семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В последнее десятилетие в физиотерапии сформировалось новое направление – фотохромотерапия, основанное на применении узкополосного светодиодного излучения разных цветов. Каждый компонент света (инфракрасный, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и др.) обладает специфическим действием и может применяться для оптимального лечения той или иной патологии.

Красный цвет

620 - 760 нм

Хотели б вы, чтоб красный цвет

Вам укрепил иммунитет?

Таким, как вы, я говорю:

“Смотрите чаще на зарю,

На красный лист, на красный мак,

На светофора красный знак,

И пейте красное вино,

Когда в душе темным-темно,

И размалюйте свой забор

Багровой краской с неких пор,

И даже пусть велосипед

Окрашен будет в красный цвет.

Пусть вызывает блеск очей

Стена из красных кирпичей

И красных бабочек полёт

У красных, как закат ворот.

Активность, мысли быстроту,

И чувств, и зренья остроту,

И в мир успешности билет-

Вот что подарит красный цвет.

Оказывает на нервную систему: учащает частоту сердечных сокращений и дыхания, нормализует сердечную деятельность, устраняет застойные явления, повышает артериальное давление.

Энергия красного цвета улучшает аппетит, усиливает волю, ускоряет темп мышления, повышает работоспособность, выносливость, силу, остроту зрения, стимулирует иммунитет.

Использование красного цвета эффективно при лечении гриппа и вирусных заболеваниях верхних дыхательных путей, гипотонии, ипохондрии, вялых параличей, а также кожных проявлений некоторых заболеваний: кори, волчанке, роже, ветряной оспе, скарлатине. В офтальмологии - при близорукости, косоглазии, дистрофиях сетчатки.

Вместе с тем, красный цвет может вызвать чувство эмоционального напряжения, волнения, тревоги, артериальную гипертензию и тахикардию. Поэтому не следует злоупотреблять красным цветом людям тучным, страдающим гипертонией. Таким пациентам рекомендуется применение розовогоцвета, который успокаивает нервную систему, снижает возбудимость, улучшает настроение. Как часто мы говорим, что кто-то "смотрит на мир через розовые очки", не задумываясь о первопричиной основе этого утверждения.

Оранжевый цвет

585 - 620 нм

Оранжевый и желтый

Оранжевый и желтый цвет

Депрессии сказали б «нет».

При виде их бушует кровь,

Приходят сила и любовь.

Долой препоны, тормоза!

Горят и щеки, и глаза.

Была сонливость, да прошла,

Активность снова верх взяла.

И снова радуемся мы,

Смотря на желтые холмы,

А там – сентябрьские леса

И рыжей глины полоса,

И сердце радует порой

Лимонниц легких шустрый рой,

Боровика большой берет

Сотрет мгновенно скуки след,

Оранжевые ноготки

Излечат душу от тоски,

И всем усталым шлет привет

Оранжевый и желтый цвет.

Улучшает кровообращение, пищеварение, способствует регенерации нервной и мышечной ткани, повышает аппетит, мышечную силу.

Оранжевый цвет эффективен при лечении заболеваний бронхов, легких, особенно бронхиальной астмы, кроме того, используется при гипотонии, анемии, диабете, колитах. В офтальмологии - для лечения атрофии зрительного нерва. Избыток цвета вызывает возбуждение.

Повышается умственная деятельность, аппетит, физическая работоспособность, уменьшается истощаемость, усталость, сонливость. Улучшается память.

Желтый цвет

575 - 585 нм

Стимулирует работу поджелудочной железы, печени, активизирует вегетативную нервную систему, оказывает очищающее действие на весь организм.

Применяется при лечении экземы, гастритов, диабете, заболеваний печени. В офтальмологии - при косоглазии, атрофии зрительного нерва.

Повышает настроение и умственные способности. Создает гармоничное отношение к жизни. Усиливает антидепрессивный эффект красного цвета, но препятствует усилению тревоги. Последовательное применение красного и желтого цвета дает хороший результат при лечении депрессий. Усиливая процессы возбуждения, или ослабляя тормозные процессы, желтый цвет повышает физическую работоспособность, снимает чувство усталости и сонливость.

Зеленый цвет

510 - 550 нм

Когда зеленый цвет привычен –

Весь мир разумен, гармоничен.

Снимать тревогу, беспокойство –

Его прекраснейшее свойство.

Чтоб не болела голова,

Нужна зеленая трава,

И шум деревьев с нежной лаской,

И старый пруд с зеленой краской…

Так сладко в поле под кустом

Лежать, не думать ни о чем!

И всякий стресс сойдет на нет,

Когда вокруг – зеленый цвет.

Влияет на сердечно-сосудистую и нервную систему, снимает спазмы гладких мышц сосудов и бронхов, оказывает седативное влияние на центральную нервную систему, снижает артериальное давление.

В лечебном плане зеленый цвет эффективен при гипертонии, головных болях, неврозах, стрессах, бессоннице, утомлении, бронхиальной астме. В офтальмологии применяется при глаукоме.

При отсутствии зеленого цвета повышается возбудимость, нервозность, раздражительность, нецелесообразная активность.

Является гармонизирующим цветом. Устраняет возбуждение, беспокойство, снимает эмоциональное напряжение. Оказывает снотворный эффект. Стабилизирует эмоции, снимает спазм сосудов.

Для профилактики и устранения зрительного утомления рекомендуется назначение зеленого цвета. При длительной зрительной нагрузке (работа с компьютером) рекомендуется проведение сеансов через каждые 30-40 минут.

Голубой

480 - 510 нм

Синий и голубой

И синий цвет, и голубой

Дают экспрессии отбой:

Любой несдержанный субъект

Снотворный чувствует эффект.

Спокойствие и расслабление

Чуть-чуть убавит темп мышления.

Но если горло заболело –

Смотри на небо без предела,

И легким сделаешь дыханье –

Как ветерочка колыханье.

И близорукие глаза

Отлично лечат небеса -

Мечтай же, лежа на спине,

На небо глядя, в тишине.

И синий цвет, и голубой

Приносят благостный покой.

Успокаивает, обладает бактерицидным действием, благоприятно действует на щитовидную железу, голосовые связки, бронхи, легкие, пищеварительный тракт. Он нормализует артериальное давление, регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение, способствует снижению аппетита, похудению, а при определенной дозировке (в сочетании с красным цветом) оказывает тонизирующий эффект.

Лечебное значение голубых тонов велико: они используются при разнообразных воспалительных заболеваниях горла и голосовых связок, гепатитах, ожогах, ревматизме, при лечении экзем, витилиго, гнойничковых поражении кожных покровов, при детских инфекциях, зуде, бессоннице.

В офтальмологии используют при близорукости, глаукоме.

Передозировка цвета вызывает чувство страха, усиливает охлаждающее действие факторов ветра и холода.

Синий цвет

450 - 480 нм

Обладает антибактериальными свойствами, способствует борьбе с инфекциями, лихорадками, эффективен при болезнях горла, спазмах, головных болях, сердцебиении, ревматизме. Большой терапевтический эффект отмечен у больных с заболеваниями щитовидной железы. Темно-синий цвет (индиго) эффективен при астме, воспалительных заболеваниях легких (очищает от слизи), желтухе, колитах, спазмах.

Его воздействие целебно при истерии, эпилепсии, неврозах, утомлении, бессоннице.

В офтальмологии он с успехом применяется при лечении воспалительных заболеваний глаз, катарактах, глаукоме.

Психолептический эффект синего цвета включает в себя седативный и снотворный эффект. Появляется спокойствие, мышечное расслабление, снижается темп мышления, экспрессия речи, уменьшается тревожность. Сочетанное применение синего и желтого цветов не вызывает торможения волевых процессов и мышления.

Избыток цвета вызывает сухость, утомление, навязчивость, чувство страха.

Фиолетовый цвет

Перед грозой под вспышкой бертолетовой

Природа стала как бы фиолетовой.

Основа цвета этого неясного-

Лишь сочетанье синего и красного.

Кто цвету этому симпатизирует –

Свой мозг, как утверждают, тонизирует.

Поддайся созерцанию, внушению –

И лишние отбросишь искупления.

Накройся старой курточкой вельветовой –

И всё на свете станет фиолетово!

В фиолетовом как бы соединяется действие двух цветов - синий и красный. Он оказывает тонизирующее действие на головной мозг, глаза, повышает мышечную силу, нормализует работу селезенки, нервной системы.

Применяется при психических и нервных нарушениях, сотрясениях головного мозга, повышает работоспособность и нормализует сон, облегчает лечение простудных заболеваний. Эффективен при воспалительных заболеваниях печени, почек, ревматизме.

В офтальмологии используется для лечения катаракты, глаукомы.

Длительное применение может вызвать состояние тоски и депрессии.


Лечебное действие цветов

ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ

ОКАЗЫВАЕТ ЦЕЛЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Красный цвет 620 - 760 нм

Повышает иммунитет, активность почек и надпочечников сенсорных центров, симпатической нервной системы, ускоряет кровообращение, учащает сердцебиение, дыхание, повышает обмен веществ, мышечную силу, половое влечение, выносливость, устраняет застойные явления.

Гипотония, ипохондрия, вялые параличи, аменорея, ревматизм, запоры, язвенная болезнь вне обострения пневмония в стадии рассасывания, корь скарлатина, ветряная оспа, рожа, красная волчанка. Грипп и все вирусные заболевания, болезни почек, селезенки. Импотенция, близорукость, косоглазие, дистрофия сетчатки.

Гипертония, нервное -возбуждение, острые -воспалительные заболевания.

Оранжевый цвет 585 - 620 нм

Повышает уровень нейроэндокринной регуляции, омолаживает, способствует регенерации нервной и мышечной ткани, повышает аппетит, мышечную силу

Заболевания бронхов, легких, особенно бронхиальная астма. Гипотония, анемия, диабет, колит, импотенция, фригидность. Миопия, амблиопия, астигматизм, атрофия зрительного нерва, дистрофия сетчатки, косоглазие.

Острые воспалительные заболевания, нерв ноевозбуждение.

Желтый цвет 575 - 585 нм

Стимулирует работу, желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы.

Диабет. хронический холецистит, атонический гастрит и колит, аллергический дерматит, экзема, амблиопия. косоглазие, атрофия зрительного нерва. дистрофия сетчатки.

Острые воспалительные заболевания. возбуждение

Зеленый цвет 510 - 550 нм

Успокаивает нервную систему. Снимает спазм гладких мышц сосудов и бронхов. Понижает АД.!

Гипертония, болезни сердца, неврозы, стресс, неврастенический синдром, остеохондроз, бронхиальная астма, бессонница, геморрой, глаукома, спазм аккомодации, близорукость, дистрофия сетчатки.

 

Голубой цвет 480 - 510 нм

Успокаивает. Обладает бактерицидным действием. Благоприятно действует на щитовидную железу, ухо, горло, голосовые связки, бронхи, легкие.

Эффективен при различных воспалительных процессах: ларингиты, воспаление голосовых связок, бронхит, аллергический кашель, колиты, ожог, абсцесс, флюс, флегмона; При заболевании кожи: экзема, витилиго, зуд, остеохондроз, полнота, близорукость, спазм, аккомодации, увеиты.

Передозировка вызывает чувство тревоги.

Синий цвет 450 - 480 нм

Действует на гипофиз, парасимпатическую нервную систему. Обладает антиканцерогенным, бактерицидным действием.

Зоб, воспаление уха, горла, носа, зубов, мигрень, спастический колит, ревматизм, истерия, невроз, стресс, эпилепсия, перевозбуждение, коклюш, аллергический кашель, ларингит, пневмония, остеохондроз, желтуха, начальная катаракта, бельмо, близорукость, спазм аккомодации, увеиты.

Избыток вызывает утомление, навязчивость, чувство тревоги.


Лечебное действие сочетания цветов

Сочетание цветов

Действие на организм

Белый и красный

Повышает энергетический потенциал.

Синий и зеленый

Резкий успокаивающий эффект. Лечит истерию, реактивное состояние. Предотвращает эпилептический приступ.

Зеленый и голубой

Успокаивающий эффект. Снимает напряже ние. Успокаивает нервную систему.

Синий и белый

Успокаивает. Придает чувство свежести.

Черный и синий

Нормализует дыхание. Устраняет частое сердцебиение. Снижает артериальное давление.

Сине-зеленный и черный

Нормализует артериальное давление, устраняет тахикардию, одышку

Желтый и зеленый

Успокаивает нервную систему. Применяется для лечения органов дыхания, бронхиальной астмы.

Пурпурный

Рекомендуется для лечения гипертонии, хронических и острых заболеваний дыхательных путей.

Ультрафиолетовое излучение


Ультрафиолетовое излучение - несет наиболее высокую энергию. По своей химической активности оно значительно превосходит все остальные участки светового спектра. Вместе с тем ультрафиолетовые лучи имеют наименьшую глубину проникновения в ткани - всего до 1 мм. Поэтому их прямое влияние ограничено поверхностными слоями облучаемых участков кожи и слизистых оболочек. Наиболее чувствительна к ультрафиолетовым лучам кожа поверхности туловища, наименее - кожа конечностей.
Применение ультрафиолетовых лучей в лечебных целях при хорошо подобранной индивидуальной дозе и четком контроле дает высокий терапевтический эффект при многих заболеваниях. Он складывается из обезболивающего, противовоспалительного, десенсибилизирующего, иммуностимулирующего, общеукрепляющего действия.

Показаниями к использованию ультрафиолетового излучения служат острые и хронические заболевания суставов, органов дыхания, кожи, нервной системы, раны (местное облучение), а также компенсация ультрафиолетовой недостаточности с целью повышения сопротивляемости организма различным инфекциям, закаливания, профилактики рахита, при туберкулезном поражении костей.
Противопоказания: опухоли, острые воспалительные процессы и хронические воспалительные процессы в стадии обострения, кровотечения, гипертоническая болезнь III стадии, недостаточность кровообращения II-III стадии, активные формы туберкулеза.

Ультрафиолетовое излучение подразделяют на три области:

  длинноволновые лучи (УФА) - 400-320 нм

  средневолновые (УФБ) - 320-280 нм

  коротковолновые (УФС) - менее 280 нм
В длинноволновом диапазоне выделяют спектр УФА-1 - 340-400 нм и УФА-2 - (320-340 нм).
Ультрафиолетовое облучение повышает активность защитных механизмов, нормализует процессы свертывания крови, улучшает показатели липидного (жирового) обмена. Под влиянием ультрафиолетовых лучей улучшаются функции внешнего дыхания, увеличивается активность коры надпочечников, усиливается снабжение миокарда кислородом, повышается его сократительная способность.
Дефицит ультрафиолетовых лучей ведет к авитаминозу, снижению иммунитета, слабой работе нервной системы, появлению психической неустойчивости.
Ультрафиолетовое излучение оказывает существенное воздействие на фосфорно-кальциевый обмен, стимулирует образование витамина D и улучшает все метаболические процессы в организме. Коротковолновые ультрафиолетовые лучи при длительной экспозиции вызывают денатурацию белковых полимеров, которые теряют свою биологическую активность. Облученная клетка сначала теряет способность к делению, а затем погибает. Этот эффект используется для обеззараживания и стерилизации при помощи специальных ламп коротковолнового ультрафиолетового спектра.

В месте воздействия ультрафиолетовых лучей усиливается кровоток и лимфоток. В дерматологии для терапии применяется ультрафиолетовое излучение в средневолновом и длинноволновом спектрах.
Максимальным пигментообразующим действием обладают длинноволновые ультрафиолетовые лучи. Поэтому в косметических установках для загара (соляриях) используются источники длинноволнового ультрафиолетового излучения. В соляриях, в отличие от естественных условий, применяются фильтры, которые поглощают коротковолновые и средневолновые лучи. Облучение в соляриях начинается с минимального времени, а затем постепенно продолжительность увеличивается. Передозировка ультрафиолетовыми лучами приводит к преждевременному старению, снижению эластичности кожи, развитию кожных и онкологических заболеваний. 

рентгеновское излучение

X-лучи

Открытие и заслуги в изучении основных свойств рентгеновских лучей с полным правом принадлежит немецкому учёному Вильгельму Конраду Рентгену. Удивительные свойства открытых им X-лучей, сразу получили огромный резонанс в учёном мире. Хотя тогда, в далёком 1895 году, учёный вряд ли мог предположить, какую пользу, а иногда и вред может принести рентгеновское излучение.

Что такое рентгеновское излучение

В опубликованной Рентгеном работе были приведены следующие сведения:

  • X-лучи обладают огромной проникающей способностью, зависящей от длины волны излучения, плотности и толщины слоя облучаемого материала;
  • они вызывают свечение некоторых веществ;
  • рентгеновские лучи оказывают влияние на живые организмы;
  • это излучение может явиться катализатором некоторых фотохимических реакций;
  • X-лучи способны ионизировать атомы (т. е. отрывать у нейтральных атомов электроны).

Первый вопрос, который заинтересовал исследователя, — что такое рентгеновское излучение? Ряд экспериментов позволил убедиться, что это электромагнитное излучение с длиной волны 8–10 см, занимающее промежуточное положение между ультрафиолетовым и гамма-излучением.

Применение рентгеновского излучения

Все перечисленные аспекты разрушительного воздействия таинственных X-лучей вовсе не исключают удивительно обширные аспекты их применения. Где же применяется рентгеновское излучение?

  1. Изучение структуры молекул и кристаллов.
  2. Методы медицинского исследования и терапии.

Важнейшие применения рентгеновского излучения стали возможными, благодаря очень малым длинам всего диапазона этих волн и их уникальным свойствам.

Применение рентгеновского излучения в медицине

Несмотря на особую значимость своего открытия Рентген не стал брать патент на его использование, сделав бесценным подарком для всего человечества. Уже в Первой мировой войне стали использоваться рентгеновские установки, позволявшие быстро и точно ставить диагнозы раненным. Сейчас можно выделить две основные сферы применения рентгеновских лучей в медицине:

  • рентгенодиагностика;
  • рентгенотерапия.

Рентгенодиагностика

Рентгенодиагностика используется в различных вариантах:

рентгеноскопия (просвечивание);

  • рентгенография (снимок);
  • флюорография;
  • рентгеновская и компьютерная томография.

Отличия этих методов.

  1. При рентгеноскопии пациент располагается между рентгеновской трубкой и специальным флуоресцирующим экраном. Рентгенолог подбирает нужную жёсткость лучей и получает на экране изображения внутренних органов и рёбер.
  2. При рентгенографии пациент укладывается на кассету со специальной фотоплёнкой. Рентгеновский аппарат располагается над объектом. На плёнке получается негативное изображение внутренних органов, содержащее более мелкие детали, чем при рентгеноскопическом обследовании.
  3. Флюорография используется при массовых медицинских осмотрах населения. На специальную плёнку проецируется изображение с большого экрана.
  4. Томография использует рентгеновские лучи для получения снимков органов в нескольких выбранных поперечных срезах тканей. Полученная серия рентгеновских снимков называется томограммой.
  5. Компьютерная томограмма регистрирует срезы человеческого тела с помощью рентгеновского сканера. Данные заносятся в компьютер и дают единое изображение в поперечном сечении.

Все перечисленные методы диагностики основаны на способности рентгеновых лучей засвечивать фотоплёнку и на различной проницаемости их для тканей и костного скелета.

Рентгенотерапия

Способность рентгеновых лучей оказывать биологическое действие на ткани, в медицине используют для терапии опухолей. Ионизирующее действие этого излучения наиболее активно проявляется в воздействии на быстро делящиеся клетки, каковыми и являются клетки злокачественных опухолей.

Однако, следует знать и о побочных эффектах, неизбежно сопровождающих рентгенотерапию. Дело в том, что быстро делящимися являются также клетки кроветворных, эндокринных, иммунных систем. Негативное воздействие на них порождает признаки лучевой болезни.

Влияние рентгеновского излучения на человека

Вскоре после замечательного открытия X-лучей обнаружилось, что рентгеновское излучение оказывает действие на человека.

  1. Выяснилось, что новое излучение может вызвать изменение в кожном покрове, напоминающее, солнечный ожёг, но с более глубоким повреждением кожи. К тому же эти изъязвления требовали более длительного времени для заживления. Незнание возможных последствий приводило даже к ампутации пальцев у исследователей, занимающихся этими коварными лучами.
  2. Постепенно удалось выяснить, что подобных поражений можно избежать, уменьшая время, дозу облучения, применяя свинцовую экранировку и дистанционное управление процессом.
  3. Изменение состава крови. Вред от рентгеновского излучения может иметь и более долгосрочную перспективу: временные или постоянные изменения в составе крови, подверженность лейкемии, раннее старение.
  4. Как влияет рентген на организм, т. е. биологические последствия зависят от того, какой орган подвергается облучению, какова доза воздействия.
  5. Систематическое облучение даже малыми дозами может привести к генетическим изменениям в организме.

Что делать после рентгеновского излучения

Чтобы избежать даже минимальных последствий рентгеновского облучения, можно предпринять некоторые простые действия:

  • после рентгена выпить стакан молока, — оно выводит малые дозы радиации;
  • весьма кстати приём стакан сухого вина или виноградного сока;
  • некоторое время после процедуры полезно увеличить долю продуктов, с повышенным содержанием йода (морепродуктов).

Но, никакие лечебные процедуры или специальные мероприятия для вывода радиации после рентгена не требуются!

Несмотря на, бесспорно, серьёзные последствия от воздействия рентгеновских лучей, не следует переоценивать их опасность при медицинских обследованиях — они проводятся лишь на определённых участках тела и очень быстро. Польза от них во много раз превышает риск этой процедуры для человеческого организма.

ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ.  ЛЕЧЕНИЕ РАКА

Онкологические заболевания сегодня – вторая по частоте причина смертности в мире.

Три основных метода лечения рака –хирургическое лечение, лучевая терапия и химиотерапия.

ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ - лечебное воздействие на раковые клетки ионизирующим излучением.

Лучевая терапия (Радиотерапия, радиационная терапия, радиационная онкология) — лечение ионизирующей радиацией (рентгеновским, гамма-излучением, бета-излучением, нейтронным излучением, пучками элементарных частиц из медицинского ускорителя). Применяется в основном для лечения злокачественных опухолей.

 

Такое излучение создается с помощью специальных аппаратов, в которых используется радиоактивный источник. Суть метода заключается в том, что при облучении в активно делящихся клетках накапливается множество мутаций, которые приводят их к гибели. Опухолевые клетки размножаются гораздо быстрее чем здоровые, поэтому они более чувствительны к воздействию облучения.

Рентгеновское и особенно гамма-излучение при дозах, которые в сотни тысяч раз превышают дозу от одного флюорографического снимка, используются для лечения многих видов опухолей. Наиболее интенсивно они применяются в терапии рака у взрослых. У детей лучевая терапия имеет одно очень важное ограничение. Дело в том, что организм любого ребенка растет, а значит, многие клетки находятся в процессе деления и как следствие, разница в чувствительности здоровых и опухолевых клеток не столь велика, как у взрослых.

Лучевая терапия всегда начинается с планирования. Для этого выполняется ряд рентгенологических исследований, при которых определяется точное месторасположение опухоли. С помощью такой методики удается направить ионизирующее излучение точно на опухоль.

ПРЕДЛУЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Подготовка топографической информации о пациенте и опухоли. Проводится с помощью трёхмерной компьютерной томографии (РКТ, МРТ или УЗИ).

Моделирование процесса облучения. В процессе моделирования физиком-дозиметристом и врачом-радиологом рассчитываются и сравниваются возможные дозы и эффекты облучения

Контроль качества предлучевой подготовки. Осуществляется с помощью гаммаграфии, т.е. тщательного анализа снимков, полученных в ходе практической реализации на модели-симуляторе.

Ионизирующее излучение является небезопасным для здоровых тканей, поэтому облучение проводится в несколько сеансов. При необходимости проводят облучение с нескольких точек, таким образом, чтобы здоровые ткани получали минимум дозы, а опухоль максимум.

МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ ПРИ РАКЕ

Наружное облучение.

Внутреннее (полостное) облучение.

Комбинация обоих методов.

Наружное облучение имеет целью как можно больше концентрироваться в области опухоли для достижения максимального радиобиологического воздействия. В меньшей степени должны облучаться окружающие нормальные ткани, для чего используются различные технические приемы (фиксированная и подвижная, ротационная лучевая техника).

Для полостной лучевой терапии используются низкоэнергетические радиоактивные источники в виде игл, капсул, проволоки, содержащие радиоактивный материал. Повреждающая опухоль доза радиации может таким образом применяться на небольшой области длительное время, несколько часов в день.

ОСЛОЖНЕНИЯ ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ

Во время лечения или вскоре после его окончания могут наблюдаться ранние реакции со стороны кожи, слизистых, костного мозга. Поздние реакции (сосудистые повреждения) могут появиться через 6 - 12 месяцев, а иногда и несколько лет после лучевой терапии.

Одним из серьезных осложнений лучевого лечения может быть возникновение разного рода заболеваний крови: лучевой болезни, анемии.

Лазерное облучение

Лазеротерапия - лечебное применение оптического излучения, источником которого является низкоинтенсивный лазер.
LASER (Light Amplification by Stimulated Emission) - усиление света с помощью вынужденного излучения. Лазерное излучение имеет фиксированную длину волны (монохроматичность), одинаковую фазу излучения фотонов (когерентность), малую расходимость пучка (высокую направленность) и фиксированную ориентацию векторов электромагнитного поля в пространстве (поляризацию).
Происходящая при избирательном поглощении лазерного излучения активация фотобиологических процессов вызывает расширение сосудов микроциркуляторного русла, нормализует локальный кровоток и приводит к дегидратации воспалительного очага. Активируются репаративные процессы в тканях. Лазер также вызывает деструкцию оболочки микроорганизмов на облучаемой поверхности. Уменьшение импульсной активности нервных волокон приводит к снижению болевой чувствительности.
Наряду с местными реакциями путем сегментарно-метамерных связей формируются рефлекторные реакции внутренних органов.
Лечебные эффекты: противовоспалительный, репаративный, гипоальгезивный, иммуностимулирующий, бактерицидный.
Показания: заболевания костно-мышечной системы (деформирующий остеоартроз, обменные, ревматические и неспецифические инфекционные артриты), периферической нервной системы (невриты, невралгии, остеохондроз позвоночника с корешковым синдромом), сердечно-сосудистой (ишемическая болезнь сердца, патология сосудов нижних конечностей), дыхательной (бронхит , пневмония), пищеварительной систем(язвенная болезнь, хронический гастрит, колит), болезни мочеполовой системы (аднексит, эндометрит, эрозия шейки матки, простатит), болезни кожи (длительно не заживающие раны и трофические язвы, ожоги, пролежни, зудящие дерматозы, фурункулез), заболевания ЛОР-органов (тонзиллит, синусит, отит, ларингит), диабетические ангиопатии.
Для лазеров в терапевтических целях чаще всего используют оптическое излучение красного и инфракрасного диапазонов, генерируемое в импульсном или непрерывном режимах. Практически во всех первых аппаратах в качестве "рабочего" инструмента использовался He-Ne лазер, что делало аппараты довольно громоздкими, не всегда удобными в эксплуатации и довольно дорогими. В настоящее время в клинической практике нашли применение твердотельные, полупроводниковые лазеры. В последнее время появился ряд научных работ, в которых приводятся сведения, что монохроматичность и когерентность лазерного излучения не являются основными факторами, обуславливающими положительное воздействие лазерного излучения. Однако терапевтический результат применения полупроводниковых лазеров остается неизменно высоким, в том числе и в исследованиях с привлечением контрольных групп пациентов, что позволяет сделать вывод о клинической эффективности лазерного излучения. 

2. Исследование, посвященное влиянию различных цветов на психологическое состояние учеников 9а класса.

Приложение №1

 Цветовой тест Люшера

Тест предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7.

Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.

Инструкция: "Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами - одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе". Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. "Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся". Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. "Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет".

Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: "Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет".

Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:

"+" - наиболее приятные цвета;

"х" - приятные цвета;

"=" - безразличные цвета;

"$-$" - неприятные, отвергаемые цвета.

Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа. ((Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ составитель Дубровская О.Ф. М, "Фолиум", 1995 или Цветовой психодиагностический тест М. Люшера, С.-Птб, Иматон, 2000.)

Оценка результатов.

4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.

3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ученика неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.

1 балл - черный и серый в начале ряда; человек отказывается от выполнения. Ученик находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта)

Наши результаты

В данном исследовании принимали участие 21 учеников. Большинство учеников (70 %) набрали 4 балла, т.е. у них наблюдается благоприятное эмоциональное состояние. 30 % участников эксперимента набрали 3 балла (удовлетворительное эмоциональное состояние).

Приложение №2

Тренинг  «Радуга»

Этот тренинг обладает общеукрепляющим и тонизирующим действием. Нужно прочитать текст самовнушения и по одной строчке проговаривать его. Параллельно вы по очереди представляете все цвета радуги. При этом их нужно не просто увидеть, а вдохнуть в себя. Сконцентрировав внимание на определенном цвете, сделайте несколько глубоких вдохов, представляя, как вы вбираете этот цвет с воздухом и насыщаете им свой организм.

Для того, чтобы приступить к тренингу, нужно расслабить все мышцы, успокоить все мысли, слегка улыбнуться. Когда почувствуете, что спокойны и уравновешены, начинайте зачитывать формулы самовнушения.

1. Я вижу красную полосу радуги. Яркий цвет активности, целеустремленности, энергичности. Я впитываю эти качества красного цвета.

2. Следующая полоса – оранжевая. Цвет плодов земли. Этот цвет внушает мне энтузиазм и радость.

3. Желтый – цвет тепла и сияния солнца. Чувствую, что силы природы окружают меня и проникают в мой организм.

4.Зеленый цвет. Цвет травы и листвы. Вижу зеленую поляну летним утром. Мир и покой приходят ко мне.

5.Голубая полоса радуги. Цвет неба и воды, цвет спокойствия.

6.Синий – цвет знания . Благодаря ему, я становлюсь мудрее и успешнее.

7.Фиолетовый – цвет интуиции, вдохновения, творчества.

 Теперь я вижу всю радугу целиком. Я вхожу в ее центр. Силы всех цветов наполняют меня.        

Наши результаты

Мы провели данный тренинг в нашем классе. Постарались увидеть всю радугу. Почувствовали  прилив сил.  

Будем как Солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, к сильному, к доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному,

В нашем хотеньи земном!

Будем, как Солнце всегда молодое,

Нежно ласкать огневые цветы,

Воздух прозрачный и все золотое.

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,

Будь воплощеньем внезапной мечты!

Только не медлить в недвижном покое,

Дальше, еще, до заветной черты,

Дальше, нас манит число роковое

В Вечность, где новые вспыхнут цветы.

Будем как Солнце, оно — молодое.

В этом завет красоты!

     Константин Бальмонт

Рефлексия.


“Букет настроения”.
 В начале мероприятия учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока -  если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой. Мы предложили  ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрали цветы в корзинку или вазочку.  

 красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Вывод.

Изучив литературу, проведя свое исследование, мы убедились, что световые технологии охраняют  здоровье человека.

ЛИТЕРАТУРА


•  Гербер Р. "Вибрационная медицина", М. 1997 г.
•  Гойденко B . C ., Лугова A . M ., Зверев В.А. "Цветоимпульсная терапия заболеваний внутренних органов, неврозов и глазных болезней", М., учебное пособие, 1996 г.
•  Гойденко B . C ., Лугова A . M ., Зверев В.А. и др. "Визуальная цветостимуляция в рефлексологии, неврологии, терапии и офтальмологии", М. РМА 2000 г.
•  Зверев В.А. "Целебная радуга. Биорезонансная офтальмоцветотерапия", М. "Социнновация", 1995 г.
•  Зверев В.А., Тимофеев Е.Г. "Квантовая терапия в офтальмологии: лечение прогрессирующей миопии аппаратами "АСО", журнал "Вестник офтальмологии" № 2, 1997 г.
•  •  Карандашов В.И., Петухов Е.Б., Зродников B . C . "Фототерапия", М. "Медицина", 2001 г.
•  Вейс Ж.М., Шавелли М. "Лечение цветом", "Феникс", 1997 г.
• Зайков С.Ф. "Магия цвета", АО "Сфера", "Сварог", 1996 г.
• Чуприков А.П., Линев А.Н. и др. "Латеральная терапия", Киев,
• "Здоровье", 1994 г.
•  Шереметьева Г.Б. "Семь цветов здоровья", М. Фаир-ПРЕСС, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"

Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....

Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)

В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...

проект "Влияние вредных привычек на здоровье человека"

В результате изучения проекта учащиеся узнают: как вредные привычки влияют на организм человека, как отказаться от предложения «попробовать», какие последствия могут быть у человека, употребляющ...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Творческий проект Корневой Анастасии "Как рисовать портрет человека"

В данном проекте Анастасия показала как рисовать портрет человека,опираясь на схемы " пропорции лица человека",затем показала свои рисунки в  разном возрасте....

Проект «Химический элемент йод и здоровье человека»

Автор работы: Савина Натальяученица 10 классаМБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Руководитель: Муруева Р.Д., учитель химии высшей категории, заслуженный учитель Республики Бурятия....

План-конспект открытого урока по дисциплине «Технология» в 8 классе МБОУ «Потанинской СОШ» на тему «Творческий проект по технологии»

План-конспект открытого урокапо дисциплине «Технология»в 8 классе МБОУ «Потанинской СОШ»на тему «Творческий проект по технологии»...