Доклад на тему: "Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики"
статья по физике на тему

Жданова Галина Михайловна

Доклад на тему: "Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_realizatsiya_tehnologiy.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая реализация образовательных технологий

на уроках физики, как средство повышения качества

обучения учащихся.

Г. М. Жданова, учитель физики

«Любая деятельность может быть

либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции.

Технология - на науке.

С искусства все  начинается,

технологией – заканчивается,

Чтобы затем все началось сначала»

(В.П. Беспалько)

        Современная система образования невозможна без новых идей, подходов и технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характеристики и реальные возможности.

        В настоящее время необходимо отказаться от представления об учебном процессе, как процессе передачи информации.

Роль учителя не в том, чтобы яснее , понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика.

        И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии, адекватные поставленным задачам. Именно использование в работе педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного процесса.

        В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: исследовательские методы, разноуровневое обучение, проблемное обучение, игровые технологии, экскурсии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, тестовые  и другие технологии.

        Я остановлюсь на некоторых из них.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует   процесс информатизации.  Внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс – одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества.

        Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников.  Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и , если таких объектов для размышления нет, то «… развитие интеллекта останавливается, Компьютер как раз и является носителем подобных объектов».

        Продумывая урок, мне хочется , чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразными, что способствовало бы повышению познавательного интереса, чтобы на уроке моим ученикам было интересно, а интересна та работа, которая требует напряжения. Для этого мы составляем презентации к урокам практически по любым темам и ребята активно участвуют в этом процессе. Во многих случаях, это способствует более глубокому и осознанному  изучению материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

        Широко применяю в своей работе тестовые технологии.  Грамотно составленный и правильно обработанный тест имеет ряд преимуществ перед «классической» контрольной работой на ту же тему. Тест позволяет провести более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему и или блока тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них отстающих. Тест дает возможность выявит общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы с учащимися. Например, есть такие ребята, которые испытывают чисто математические трудности при решении физических задач, но легко справляются с физическими  задачами  с выбором ответа. Значит, ученик мыслит, знает физические явления и законы, ориентируется в материале, притом в материале разного уровня.

        Более интенсивная работа при тестировании, ее игровой характер, достаточно сильно повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Очевидно, оказывает влияние и более ярко выраженная объективность контроля. Даже при неважном результате тестирования у ребят не возникает обиды ни на кого, кроме как на самого себя. При регулярных тестированиях вырабатывается шкала успехов, имеющая широкий диапазон, что позволяет упорядочить всю группу тестируемых.

        Тест – как педагогическая технология, благотворно влияет на логическое мышление, развивает интуицию.  Ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его. Многие угадывают, действуя методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Очень важно и то, что тест реализует и функцию обучения. Именно поэтому среди вариантов ответа должен быть правильный .В контрольных тестах это не обязательно.

        В своей работе я большое внимание уделяю учебно-исследовательской деятельности учащихся, как одной из педагогических технологий обучения.

        Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее известным результатом, имеющий своей целью построение субъективного нового знания. Исследовательская деятельность  школьников может быть организована на уроках и во внеурочное время, на факультативах и групповых занятиях. На уроках – это урок - исследование, урок – лаборатория, урок-изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и др.

        Например, урок-исследование в 7 классе: «Действие жидкости на погруженное в нее тело». В ходе урока выясняем, от каких физических величин зависит выталкивающая сила, подходим к выводу формулы Архимедовой силы и выводим ее.

        Особый интерес вызывают у ребят уроки-лаборатории. Трудно переоценить значимость таких уроков. Здесь проявляется все: и исследовательская деятельность, и творческая, и научная, и практическая. Например, урок-лаборатория в 11 классе : «Измерение длины световой волны (для красного и фиолетового света) с использованием дифракционной решетки». Выясняем диапазон длин волн видимого света, изучаем дифракционный спектр, убеждаемся в том, что белый свет состоит из семи составляющих – цветов радуги.

        При проведении уроков физики невозможно обойтись без здоровьесберегающих технологий. В век  информационных технологий ученика необходимо информировать через активные формы обучения о вредном воздействии на организм. В процессе занятий обращаю внимание учащихся на целый ряд интересных и во многом поучительных моментов сохранения здоровья при изучении различных тем.

Например, при изучении электромагнитного поля, говорим о последствиях этого влияния и о мерах предосторожности. При изучении ядерной физики, обращаю внимание ребят на последствия катастрофы в Чернобыле. При изучении электрического тока , говорим о пределах безопасного поражения током для человека и т. д.

        Для развития интеллектуальных способностей  учащихся, применяю технологию проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть ее состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемы, побуждающие их искать пути и средства решения. Обозначив проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику решения, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы. Например, при решении задач на построение изображений  предмета в линзе. Одну точку предмета выводим за пределы линзы и построение изображения этой точки уже требует  решения определенной проблемы, т.е. знаний более сложных приемов построения с использованием побочной оптической оси и фокальной плоскости.

        Это лишь несколько приемов, которые я использую в своей работе. Но, несомненно одно, в результате использования современных образовательных технологий, качество обучения повышается, у учащихся проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, учащиеся самостоятельно делают глубокие выводы на уроках, что свидетельствует о развитии творческого мышления. Ведь все в школе подчинено одной цели – чтобы качество подготовки учащихся отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация образовательных технологий при обучении физике

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характ...

Практическая реализация образовательных технологий при обучении физике

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характ...

Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...

«Реализация образовательных технологий на уроках физики»

Активно развивающиеся процессы модернизации российского образования предъявляют все более высокие требования к про­фессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и пра...

Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики

Модернизация системы образования невозможна без новых идей,подходов, современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....

Инновационные образовательные технологии на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО и СОО

Современный учитель должен перейти  к таким видам деятельности и технологиям, которые позволят внедрить в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, которые  в свою очередь о...