Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)
методическая разработка по физике (7, 8 класс) на тему

Абукина Светлана Виталиевна
Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не раз слушал сказки и любит их. Сказки могут использоваться с четырьмя целями: как средство связать физику с жизнью, как возможность задать в интересной форме физические вопросы . Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков. Использование поэтических источников помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. При этом ученики «раскрываются» с новой стороны, а зачастую и лучше усваивают материал. Восприятие природы человеком индивидуально.. Использование же литературных источников позволяет взглянуть на физику с другой стороны, задуматься о смысле происходящего, «задевает» чувства, а ведь, чтобы написать сказку, необходимо не только понять физический материал, но литературно изложить его, интересно выстроить сказочный сюжет Особенно важно то, что на уроке благодаря этому устанавливается обычно хорошая «обратная связь», у школьников возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживать. И пусть не всегда достигается полное единодушие во всем, но происходит общение, развитие чувств, что исключительно важно, ибо, по словам известного американского физика В. Вайскопа, «бытие человека покоится на двух китах: чувствах и знаниях. Чувства без знаний неэффективны; знания без чувств бесчеловечны». Прочитав сказки, я выбрала из них отрывки, отражающие изученные нами физические явления и сформулировала задачи. Актуальность исследования: Я считаю свою работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна детям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук. Цель работы: Выбрать из сказок интересные фрагменты, связанные с физическими явлениями. Гипотеза: предположим, что в литературных произведениях можно встретить интересные физические явления. Задачи: На основе фрагментов составить задачи. Предложить решить эти задачи. Объект исследования – русские народные сказки. Предмет исследования – литературные фрагменты, связанные с областью физики. Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используются методы поиска, изучения, анализа, обобщения. Научная новизна исследования: если исследовать сказки связанные с физическими явлениями, то можно найти много интересного и тогда с большим интересом можно изучать физику. Мир физики в русских народных сказках. «Репка» по народным мотивам сказка для юных физиков о силе трения покоя, механизме ее возникновения , величине и направления. Посадил дед репку . Выросла лепка большая пребольшая, тяжелая- претяжелая, разрослась она во все стороны, грунт потеснила. Потому –то очень плотный контакт у ее клубня с почвой получился , во все мельчайшие трещины и выступы земля проникла. Пошел дед репку рвать. Тянет- потянет --- вытянуть не может. Силы ему не хватает: упирается репка , неровностями и выступами за землю цепляется , своему движению противится. Местами зазор между репкой и участками почвы порядка радиуса действия молекулярных сил оказывается. Там слипание частичек грунта с репкой происходит , перемещению репки относительно земли оно препятствует. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут---вытянут не могут: крепко утолщено – округленный корень в грунте держится. Сила тяжести его к земле прижимает. Нет, и вдвоем им не справиться. Позвала бабка внучку, Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, . тянут- потянут---вытянут не могут все еще их общая сила тяги меньше той предельной силы, которая по поверхности соприкосновения репы с землей возникает. Силой трения покоя она называется. Вызвана внешней силой , но всегда против внешней силы и направлена.Неоднозначна эта сила – многолика. В широких пределах меняться может: от нуля до определенного максимального значения. Видно, еще не наступило это максимальное значение. Позвала внучка Жучку. Жучка четырьмя лапами в землю уперлась. Между лапами и землей тоже сила трения покоя возникает. Помогает эта сила Жучке так же, как деду, бабке и внучке. Не будь этой силы, не смогли бы они упереться, по земле скользили бы, проскальзывали. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут---вытянут не могут. А самом деле на микроны уже сдвинулась репка. Величина этих микроперемещений пропорциональна приложенной силе и от свойств самого грунта зависит. А слипание репки с землей и упругие деформации сдвига почвы и микровыступов самой репки при попытке ее вытянуть к росту силы упругости почвы приводят. А эта возникшая сила упругости почвы, по существу, и есть сила трения покоя. Не дает она никак вытянуть репку. Позвала Жучку кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут---вытянут не могут: на самую малость , но все же меньше внешняя сила оказалось, чем максимально возможное значение силы трения. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут — вытащили репку. Приложение Только не подумайте, что маленькая мышка сильнее всех оказалось! Сколько тех сил у маленькой мышки! Но ее маленькая сила к общей силе тяги добавилась, и теперь результирующая сила к общей Физические сказки – одна из форм создания эмоциональной ситуации. Слушайте внимательно да физику вспоминайте. Итак: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь - Настасья Премудрая. Краса¬вица писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего фи¬зику она любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды на-летел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда. Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому я ее в же¬ны отдам». Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему лесовичок. «Куда путь держишь?»-спрашивает. Рассказал ей Иван. «Нелегко тебе придется, - говорит он. - Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает». «Вот и хорошо, - отвечает Иван. - Уж что-что, а физику-то я знаю!» Дал тогда ему старичок клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок - что это: вещество или фи-зическое тело?» Задумался Иван.- А ну-ка, ребята, давайте ему поможем! (Учащиеся дают от-вет.)«Покатился клубок и привел Ивана к двум деревьям. А на них вместо зеленых листьев ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: «Помоги нам, Иван! Развесь лен¬точки правильно: на одно дерево - с названиями веществ, а на дру¬гое - с названиями физических тел».Принялся Иван за работу. Ребята, а кто из вас может выполнить это задание? К доске выходит - по желанию - ученик и на одной магнитной доске размещает карточки с названиями веществ, выбирая их из лежащих на демонстрационном столе, а на другой - карточки с на¬званиями физических тел. Пока он это делает, прошу вас тоже помочь дереву, у вас на столах карточки на соответствие 10вещ и 10физ тел, а за¬тем зачитать ( 3 учащихся) «Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед ним зеленой листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо, Иван, за то, что ожи¬вил нас!» «Да ... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно непро¬стое: надо показать схематично расположение молекул воды в раз-личных состояниях (газообразном, жидком и твердом). Один из учеников моделирует на магнитной доске расположе¬ние молекул воды в различных состояниях с помощью цветных кружков и объясняет различие свойств. На стульях у зрителей наклеены разные кружки, зрители по очереди поднимаются на соответвующее названное агрегатное состояние. Таким образом проверяем ученика. Долго ли коротко ли шел Иван, но наконец пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок, а на нем слова написаны: «Если разгадаешь ребус, то замок и откроется». Помогите ребята Ивану открыть замок! Приложение 1. Итак, что нужно сделать, чтобы открыть замок? Приложить силу. Упал замок на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья Премудрая. «Молодец, Иван! - говорит. - Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Ос¬талась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать сколько воды в каждую мензурку налито. Учащиеся определяют объем воды в мензурках, стоящих у них на партах, результаты записывают в таблицу. «Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез за¬брошенный замок, и очутились Иван да Настасья дома. Обрадова¬лись царь с царицей, сыграли свадьбу и стали все жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец, Кто слушал ее, да физику повторял, тот молодец!» Физическое тело Физическое вещество стол дерево тетрадь бумага ручка пластмасс окно стекло СЦЕНКА «СКАЗКА О ТРЁХ СИЛАХ». Трон, на троне король, три его дочери сидят рядом, каждая занята своим делом. Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Имя у него было довольно редкое и необычное - Гравитон! И было у него три дочери: Сила Тяжести, Сила Упругости и Сила Трения. Любимым занятием Силы Тяжести было наблюдать за свободным падением тел. Ещё бы! Ведь только она была его причиной. (Сила Тяжести подбрасывает мяч). Сила Упругости любила деформировать пружины. Особенно приятно ей было, когда от неожиданной деформации пружины дверь нашей школы резко закрывалась и била кого-нибудь по лбу (Сила Упругости наблюдает за деформацией пружины). Сила Трения любила наблюдать за тем, как стираются покрышки на велосипедах и добывать огонь (Сила Трения зажигает спички). Гравитон: Дочери вы мои милые, дочери вы мои красивые! Никогда мы с вами не расставались. Да вот беда, стар я стал, болен, нужно мне дефицитное лекарство, которое есть у вашей несравненной тетушки Инерции, а идти далеко - в другое королевство. Три дня потребуется. Кого из вас послать, даже не знаю, боюсь, отсутствие хоть одной из вас нанесет непоправимый вред моему королевству. Сила Тяжести: Батюшка, я придумала! Мы с сестрицами по очереди прекратим свое действие минут на пять. Сила Упругости: И та, отсутствие которой будет менее заметно, отправится за лекарством. Сила Трения: Да-да, батюшка, не волнуйся, это самый лучший вариант. Прямо сейчас и начнем. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Сила Тяжести: Батюшка, я говорю заклинание. Гравитон: Говори, говори, деточка, ситуация-то безвыходная! Сила Тяжести: Крибле-крабле-бумс!!! Ведущий: С этого момента действие силы тяжести прекратилось. И что тут началось! От возмущенных посетителей не было отбоя. Ваше Величество, к вам Карлсон! Карлсон: Я самый симпатичный, самый умный, самый красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но самое главное, чем я отличался от других и чем я страшно гордился, - я умел летать. Я умел, а никто больше не умел. А теперь что? На кого не посмотришь – все летают, даже без пропеллера и без кнопочки. Я так не играю! Если не вернете назад силу тяжести, я объявляю голодовку! Я не позволю растоптать свою индивидуальность! Ведущий: Ваше Величество, к вам Баба Яга пожаловала! Баба Яга: Это что за безобразие! Я ступу свою винила, которая мне 100 лет верой и правдой служила, а это, оказывается сила тяжести разленилась! Я из-за этого Аленку с ее братцем так и не поймала, потому, что ступа моя вниз не опускалась. Тебе, Гравитон, все сказки переделывать – я не привыкла отступать от сценария. Ведущий: Ваше Величество, королевский повар пожаловал, разъяренный очень, берегитесь! Повар: Это что же такое! Я абсолютно ничего не могу сделать на кухне! Еще несколько минут таких мучений, и Вы, Ваше Величество, останетесь без обеда. Я не могу набрать воды в кастрюлю! Открываю кран, а вместо привычной струи образуется огромная капля в виде шара, которая растет с ужасающей быстротой, и ее невозможно затолкать в кастрюлю! Кастрюля же оказывается окутанной толстым слоем воды! Только после того, как я смазал снаружи кастрюлю жиром, кое-как удалось удержать воду внутри. А как вскипятить воду в отсутствии силы тяжести? Ведь в этих условиях, ребята из восьмого класса не дадут соврать, конвекция, т.е. циркуляция воздуха невозможна! Теплые слои не поднимаются вверх и не перемешиваются с холодными, а теплопроводность воды чрезвычайно плохая и прогревается она невероятно долго. А этот бездельник газовщик! Он никак не может наладить работу печи, пламя постоянно гаснет! Газовщик: Но я здесь ни при чем! Пламя и не будет гореть! Отсутствует сила тяжести! При горении образуется углекислый газ, который улетает наверх, потому, что теплый, а значит более легкий. Но сейчас силы тяжести нет, и этот газ остается на месте, окружает пламя, закрывая доступ кислороду, необходимому для поддержания горения. Поэтому пламя и гаснет! Ведущий: Ваше Величество, к вам существо какое-то странное! На слона похоже, но не слон! Человек в противогазе: Гравитон, что происходит? Молекулы воздуха, вследствие своего движения, покидают Землю и рассеиваются по всему космическому пространству! Ведь их на Земле уже ничего не держит, силы тяжести нет! Атмосфера исчезает! Я вот кое-как приспособился, но это ведь не на долго! Катастрофа! Мы погибли! Министр связи: Тут телеграммы пришли, разрешите прочитать?! Гидроэлектростанция остановилась тчк течение рек исчезло тчк дожди прекратились тчк сосульки не растут тчк. Сплошные бедствия! Гравитон: Судя по всему, нельзя тебе отлучаться, Сила Тяжести, опасно это. Сила Трения, может ты попробуешь? Сила Трения: читает заклинание. Ведущий: Ваше Величество, врача не вызывали? Врач: Ваше Величество, вы в ответе за все несчастные случаи, которые стали происходить с того момента, как исчезла сила трения! Около 1400 человек поступили в больницу с переломами рук и ног. Люди словно ходить разучились, такое впечатление, что на улице гололед. Автотранспортным происшествиям числа нет! Ведущий: Ваше Величество, к вам суперпуперфотомодель пожаловала. Можно автограф? Фотомодель: Что за ужас! Работать невозможно! Я так люблю украшения! Но сейчас мои клипсы сползают с ушей, а браслеты с рук!. Одежда расползается на нитки! Я даже накраситься не могу, все выпадает из рук!!! Плотник: Ваше Величество, король Гравитон! Ваш трон распадается, ведь все гвозди и винты выскакивают из него! Сила Трения то их не держит больше! Гравитон: Что же делать? Что за король без трона? Выходит, и тебе, Сила Трения, отлучаться нельзя! Теперь твоя очередь, Сила Упругости. Сила Упругости читает заклинание. Ведущий: Действие силы упругости прекратилось и началась настоящая кутерьма. Ваше Величество, к вам целая делегация. Акробат: Я очень люблю прыгать на батуте, это так здорово! Батут подбрасывает тебя вверх, и на несколько секунд ты испытываешь состояние невесомости. Но без Силы Упругости все это стало невозможным! Боксер: Я увлекаюсь боксом, но без тренировочной груши не могу поддерживать свою спортивную форму. Эта груша возвращается в исходное положение благодаря Силе Упругости, так что без этой силы я тренироваться не могу! Игрок в бадминтон: А я люблю играть в бадминтон! Сила Упругости заставляет волан возвращаться назад после удара о ракетку. Без Силы Упругости занятия моим любимым спортом стали невозможны. Баскетболист: А я в баскетбол играть не могу! Без Силы Упругости мячик от земли не отскакивает, так что вся моя команда теперь без дела. Мы требуем, Гравитон, вернуть нам силу упругости! Гитарист: Я недавно научился играть на гитаре. Ее струны звучали, потому что колебались под действием Силы Упругости. Без нее мой инструмент не звучит. Дворник: Беда! Беда! Дворец под землю проваливается! Он на земле стоял только благодаря Силе Упругости! А упругость-то исчезла! Караул! Гравитон: Что же делать ни одной из моих дочерей нельзя отлучаться. Я и не думал, что их отсутствие может привести к таким последствиям. Пошлю-ка я сестрице Инерции телеграмму, пусть она сама меня навестит. А дочерям моим Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости – приказываю, отныне и во веки веков никогда не прекращать своего действия! Тема: Механическое движение. 1. « Конек-Горбунок» (П. П.Ершов) « Ну-с, так едет наш Иван За кольцом за окиян. Горбунок летит, как ветер. И в почин на первый вечер Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал» С какой скоростью двигался Конек–Горбунок? Приложение 2 Тема: Инерция. 2. «Лягушка - путешественница» - русская народная сказка. Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: - Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гордо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. Почему лягушка упала дальше пруда? Тема: Сила трения. 4. «Царевна лягушка» - русская народная сказка. Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок. Почему именно в сказках берут круглый клубочек? Тема: Давление 5. «Принцесса на горошине» - сказка. Когда принцесса постучала во дворец и попросила остаться, то ей устроили испытание: когда пришло время спать, под многочисленные перины и матрасы ей подложили горошину, и принцесса почувствовала ее. Могла ли принцесса почувствовать горошину на самом деле? Глава 2. Тепловые явления Тема: Тепловые явления 6. «Лиса и заяц» - русская народная сказка. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по - старому. О каких явления природы идет речь? Тема: Виды теплопередачи. 7. «Лисичка – сестричка и серый волк» - русская народная сказка. Волк на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: - Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика! Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает: - Ясни, ясни на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!» Почему лисица повторяла «Ясни, ясни на небе звезды»? 8. «Зимовье зверей» - русская народная сказка. Пришли к быку в хлев гусь и петух хором говорят: «Пусти брат к себе погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла: одно постелешь – другим оденешься, так и позимуете». «Не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен повыщиплю. Тебе же холоднее будет». «Не пустишь, - говорит петух, - так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет». Чем с точки рения физики были согласны угрозы гуся и петуха? 9. «Два Ивана – солдатских сына» - русская народная сказка.» Начали они биться смертным боем; Иван – солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она до красна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: - Спаси меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю. Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо держать? Глава 3. Световые явления Тема: Световые явления. 10. «Иван Царевич и серый волк» - русская народная сказка. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. О каких явления природы идет речь? Сказка «Путешествие колобка по стране Физике» Урок решения задач Класс делится на 3 команды. Представители выходят к доске и выполняют задания. Учитель начинает сказку: Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: Приложение3 - Испеки мне, старая, колобок. - Да из чего испечь-то? Муки нет. - Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби - вот и наберётся. Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть. Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку - и покатился по дорожке. Катится колобок по дороге, а на встречу ему заяц: рис.а -Колобок, колобок! Я тебя съем! Ребята, давайте поможем колобку, решив следующие задачи: 1) Какое давление на пол производит мальчик, масса которого 48 кг, а площадь подошв его обуви 320 см? 2) Спортсмен, масса которого 78 кг, стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,95 м, ширина 8 см. Какое давление оказывает спортсмен на снег? 3) Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см? И покатился колобок дальше – только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а на встречу ему серый волк: рис.б - Колобок, колобок! Я тебя съем! Для того чтобы колобок остался жив, решите задачи (к доске вызываются другие представители из каждой команды): 1) Почему мыльные пузыри приобретают форму шара? 2) Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут? 3) Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из брёвен, хвороста или досок? 4) Для чего у косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных машин режущие части должны быть остро отточены? 5) Почему мяч, вынесенный из комнаты зимой на улицу, становится слабо надутым? 6) Объясните назначение напёрстка, надеваемого на палец при шитье иглой? Покатился колобок дальше – только его волк и видел. Катится колобок по лесу, а на встречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт: - Колобок, колобок! Я тебя съем. Рис.в - Ну, где тебе, косолапому, съесть меня, ведь у меня такие помощники! Давайте же, ребята, не разочаруем нашего друга и решим следующие задачи (к доске вызываются другие представители из каждой команды): 1) Высота столба воды в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказывала бы ртуть, налитая до того же уровня? 2) Водолаз в жёстком скафандре может погружаться, глубину 250 м, искусный ныряльщик на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах. 3) Рассчитайте давление воды: а) на самой большой глубине Тихого океана – 11035 м; б) на наибольшей глубине Азовского моря – 14 м (плотность воды в нём принять равной 1020 кг/м). И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький! Колобок рад, что его похвалили, а лиса всё ближе подкрадывается. Ребята, а теперь давайте все дружно решим последнюю задачу, чтобы лисица не съела колобка: Скольким паскалям будет равно давление в 35ГПа? Мы помогли справиться колобку со зверями. Колобок счастлив, что остался жив, и запел свою песенку: Я колобок, колобок! По амбару метён, По сусечкам скребён, На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл, Я от медведя ушёл, От лисы ушёл. Ответы: 1. 1)15 кПа; 2) 2,5 кПа; 3) 150 кПа. 3. 1) 0,8 кПа, 10,88 кПа; 2) 2575 кПа, 206 кПа; 3) а)113660 кПа; б)142,8 кПа. Сказка « Три богатыря» В некотором царстве , в некотором государстве жили-были три могучих богатыря. Один –Твердое тело, второй –Жидкое тело, третий- Газообразное. И вот однажды они решили похвастаться друг перед другом. Первым выступил богатырь Твердое тело. Он показал сделанные им огромные медные пушки и свинцовые ядра, которыми мог поражать своих противников. «Я самый могущественный!»- заявил богатырь. Его речь прервал второй богатырь – Жидкое тело. Он сказал: »Мне не страшна твоя сила: Любое твердое тело я могу превратить в жидкость путем повышения температуры». Махнул рукой , вдруг стало очень жарко и все орудия ядра первого богатыря начали плавиться и растеклись жаропыщущей рекой. «А я сильнее вас обоих,- заявил богатырь Газообразное тело. – Я проникаю повсюду и могу превратить и пар твердые и жидкие тела, стоит мне только еще повысить температуру». Тут вновь выступил первый богатырь. Он произнес: «Да, вы сильнее меня ; вы можете разрушить мои творения , но ведь я вновь могу захватить свои позиции и тем покорить вас, стоит мне только сильно-сильно понизить температуру. И жидкости, и газы станут твердыми телами». Задумались богатыри и решили заключить союз, чтобы жить в мире, считаясь друг с другом. И это было очень правильно. Физические вопросы к сказке Уровень 1 (самые простые) 1) Назовите основные свойства богатырей с твердым, жидким и газообразным телом, о которых говорится в сказке. 2) Назовите имена известных вам «Богатыре», имеющих при обычных условиях твердое, жидкое и газообразное тело. Уровень 2 1) Чем объяснить свойств богатыря с газообразным телом проникать повсюду и занимать весь объем? 2) Какие общие свойств есть у богатырей с а)жидким и газообразным телами, б) с жидкими и твердыми телами? 3) Какие слова из сказки доказывают , что любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях? 4) Какой вывод о внутреннем строении трех богатырей вы сделаете, зная об их свойствах?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.rar595.01 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»  Минобразования Чувашии

         

    Методическая разработка по   физике:

              «Применение сказок  на уроках физики»

                                   (для 7-8 классов)

               

                                                                  Выполнила учитель физики и математики:

                                                                    МБОУ «Починокинельская СОШ»

                                                                   Комсомольского района

                                                                  Абукина  Светлана Виталиевна

                                                       П.Инели   2016г.

                         Пояснительная записка

Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не раз слушал сказки и любит  их. Сказки могут использоваться с  четырьмя целями: как средство связать физику с жизнью, как возможность задать в интересной форме физические вопросы .

Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.  Использование поэтических источников помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. При этом ученики «раскрываются» с новой стороны, а зачастую и лучше усваивают материал. Восприятие природы человеком индивидуально.. Использование же литературных источников позволяет взглянуть на физику с другой стороны, задуматься о смысле происходящего, «задевает» чувства, а ведь, чтобы написать сказку, необходимо не только понять физический материал, но литературно изложить его, интересно выстроить сказочный сюжет

           Особенно важно то, что на уроке благодаря этому устанавливается обычно хорошая «обратная связь», у школьников возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживать. И пусть не всегда достигается полное единодушие во всем, но происходит общение, развитие чувств, что исключительно важно, ибо, по словам известного американского физика В. Вайскопа, «бытие человека покоится на двух китах: чувствах и знаниях. Чувства без знаний неэффективны; знания без чувств бесчеловечны». Прочитав сказки, я выбрала из них отрывки, отражающие изученные нами физические явления и сформулировала задачи.

Актуальность исследования: Я считаю свою работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна детям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук.

Цель работы: Выбрать из сказок интересные фрагменты, связанные с физическими явлениями.

Гипотеза: предположим, что в литературных произведениях можно встретить интересные физические явления.

Задачи:

На основе фрагментов составить задачи.

Предложить решить эти задачи.

Объект исследования – русские народные сказки.

Предмет исследования – литературные фрагменты, связанные с областью физики.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используются методы поиска, изучения, анализа, обобщения.

Научная новизна исследования: если исследовать сказки связанные с физическими явлениями, то можно найти много интересного и тогда с большим интересом можно изучать физику.

                             

                           Мир физики в русских народных сказках.

«Репка»  по народным мотивам сказка для юных физиков о силе трения покоя, механизме ее возникновения , величине и направления.    Посадил дед репку . Выросла лепка большая пребольшая, тяжелая- претяжелая, разрослась она во все стороны, грунт потеснила. Потому –то очень плотный контакт у ее клубня с почвой получился , во все мельчайшие трещины и выступы земля проникла. Пошел дед репку рвать. Тянет- потянет --- вытянуть не может. Силы ему не хватает: упирается репка , неровностями и выступами за землю цепляется , своему движению противится. Местами зазор между репкой и участками почвы порядка радиуса действия молекулярных сил оказывается. Там слипание частичек грунта с репкой происходит , перемещению репки относительно земли оно препятствует. Позвал  дед  бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут---вытянут не могут: крепко утолщено – округленный корень в грунте держится. Сила тяжести его к земле прижимает. Нет, и вдвоем  им не справиться.

    Позвала бабка внучку, Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, . тянут- потянут---вытянут не могут все еще их общая сила тяги меньше той предельной силы, которая по поверхности соприкосновения репы с землей возникает. Силой трения покоя она называется. Вызвана внешней  силой , но всегда против внешней силы и направлена.Неоднозначна эта сила – многолика. В широких пределах меняться может: от нуля до определенного максимального значения. Видно, еще не наступило это максимальное значение.    Позвала внучка Жучку. Жучка четырьмя лапами в землю уперлась. Между лапами и землей тоже сила трения покоя возникает.  Помогает эта сила Жучке так же, как деду, бабке и внучке. Не будь   этой силы, не смогли бы они упереться, по земле скользили бы, проскальзывали. Жучка за внучку, внучка за бабку,  бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут---вытянут не могут. А самом деле на микроны уже сдвинулась репка. Величина этих  микроперемещений пропорциональна приложенной силе и от свойств самого грунта зависит.  А слипание репки с землей и упругие деформации сдвига почвы и микровыступов самой репки при попытке ее вытянуть к росту силы упругости почвы приводят. А эта возникшая сила упругости почвы, по существу, и есть сила трения покоя. Не дает она никак вытянуть репку.

     Позвала Жучку кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,  бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут---вытянут не могут: на самую малость , но все же меньше внешняя сила оказалось, чем максимально возможное значение силы трения.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,  бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут — вытащили репку.   Приложение

     Только не подумайте, что маленькая мышка сильнее всех оказалось! Сколько тех сил у маленькой мышки! Но ее маленькая сила к общей силе тяги добавилась, и теперь результирующая сила к общей

Физические сказки – одна из форм создания эмоциональной ситуации.    

Слушайте внимательно да физику вспоминайте. Итак: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь - Настасья Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего физику она любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда. Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам». Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему лесовичок. «Куда путь держишь?»-спрашивает. Рассказал ей Иван. «Нелегко тебе придется, - говорит он. - Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает». «Вот и хорошо, - отвечает Иван. - Уж что-что, а физику-то я знаю!» Дал тогда ему старичок клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок - что это: вещество или физическое тело?» Задумался Иван.- А ну-ка, ребята, давайте ему поможем! (Учащиеся дают ответ.)«Покатился клубок и привел Ивана к двум деревьям. А на них вместо зеленых листьев ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: «Помоги нам, Иван! Развесь ленточки правильно: на одно дерево - с названиями веществ, а на другое - с названиями физических тел».Принялся Иван за работу.

Ребята, а кто из вас может выполнить это задание?

     К доске выходит - по желанию - ученик и на одной магнитной доске размещает карточки с названиями веществ, выбирая их из лежащих на демонстрационном столе, а на другой - карточки с названиями физических тел. Пока он это делает, прошу вас тоже помочь дереву, у вас на столах карточки на соответствие 10вещ и 10физ тел, а затем зачитать ( 3 учащихся)                    

«Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед ним зеленой листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо, Иван, за то, что оживил нас!»

«Да ... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно непростое: надо показать схематично расположение молекул воды в различных состояниях (газообразном, жидком и твердом). Один из учеников моделирует на магнитной доске расположение молекул воды в различных состояниях с помощью цветных кружков и объясняет различие свойств.

На стульях у зрителей наклеены разные кружки, зрители по очереди поднимаются на соответвующее названное агрегатное состояние. Таким образом проверяем ученика.

Долго ли коротко ли шел Иван, но наконец пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок, а на нем слова написаны: «Если разгадаешь ребус, то замок и откроется». Помогите ребята Ивану открыть замок!     Приложение 1.

Итак, что нужно сделать, чтобы открыть замок? Приложить силу.

Упал замок на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья Премудрая. «Молодец, Иван! - говорит. - Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать сколько воды в каждую мензурку налито. Учащиеся определяют объем воды в мензурках, стоящих у них на партах, результаты записывают в таблицу.

«Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез заброшенный замок, и очутились Иван да Настасья дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали все жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец, Кто слушал ее, да физику повторял, тот молодец!»

Физическое тело

Физическое вещество

стол

дерево

тетрадь

бумага

ручка

пластмасс

окно

стекло

                       СЦЕНКА  «СКАЗКА  О  ТРЁХ  СИЛАХ».

Трон, на троне король, три его дочери сидят рядом, каждая занята своим делом.

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Имя у него было довольно редкое и необычное - Гравитон! И было у него три дочери: Сила Тяжести, Сила Упругости и Сила Трения. Любимым занятием Силы Тяжести было наблюдать за свободным падением тел. Ещё бы! Ведь только она была его причиной. (Сила Тяжести подбрасывает мяч).

Сила Упругости любила деформировать пружины. Особенно приятно ей было, когда от неожиданной деформации пружины дверь нашей школы резко закрывалась и била кого-нибудь по лбу (Сила Упругости наблюдает за деформацией пружины).

Сила Трения любила наблюдать за тем, как стираются покрышки на велосипедах и добывать огонь (Сила Трения зажигает спички).

Гравитон: Дочери вы мои милые, дочери вы мои красивые! Никогда мы с вами не расставались. Да вот беда, стар я стал, болен, нужно мне дефицитное лекарство, которое есть у вашей несравненной тетушки Инерции, а идти далеко - в другое королевство. Три дня потребуется. Кого из вас послать, даже не знаю, боюсь, отсутствие хоть одной из вас нанесет непоправимый вред моему королевству.

Сила Тяжести: Батюшка, я придумала! Мы с сестрицами по очереди прекратим свое действие минут на пять.

Сила Упругости: И та, отсутствие которой будет менее заметно, отправится за лекарством.

Сила Трения: Да-да, батюшка, не волнуйся, это самый лучший вариант. Прямо сейчас и начнем. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?

Сила Тяжести: Батюшка, я говорю заклинание.

Гравитон: Говори, говори, деточка, ситуация-то безвыходная!

Сила Тяжести: Крибле-крабле-бумс!!!

Ведущий: С этого момента действие силы тяжести прекратилось. И что тут началось! От возмущенных посетителей не было отбоя. Ваше Величество, к вам Карлсон!

Карлсон: Я самый симпатичный, самый умный, самый красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но самое главное, чем я отличался от других и чем я страшно гордился, - я умел летать. Я умел, а никто больше не умел. А теперь что? На кого не посмотришь – все летают, даже без пропеллера и без кнопочки. Я так не играю! Если не вернете назад силу тяжести, я объявляю голодовку! Я не позволю растоптать свою индивидуальность!

Ведущий: Ваше Величество, к вам Баба Яга пожаловала!

Баба Яга: Это что за безобразие! Я ступу свою винила, которая мне 100 лет верой и правдой служила, а это, оказывается сила тяжести разленилась! Я из-за этого Аленку с ее братцем так и не поймала, потому, что ступа моя вниз не опускалась. Тебе, Гравитон, все сказки переделывать – я не привыкла отступать от сценария.

Ведущий: Ваше Величество, королевский повар пожаловал, разъяренный очень, берегитесь!

Повар: Это что же такое! Я абсолютно ничего не могу сделать на кухне! Еще несколько минут таких мучений, и Вы, Ваше Величество, останетесь без обеда. Я не могу набрать воды в кастрюлю! Открываю кран, а вместо привычной струи образуется огромная капля в виде шара, которая растет с ужасающей быстротой, и ее невозможно затолкать в кастрюлю! Кастрюля же оказывается окутанной толстым слоем воды! Только после того, как я смазал снаружи кастрюлю жиром, кое-как удалось удержать воду внутри. А как вскипятить воду в отсутствии силы тяжести? Ведь в этих условиях, ребята из восьмого класса не дадут соврать, конвекция, т.е. циркуляция воздуха невозможна! Теплые слои не поднимаются вверх и не перемешиваются с холодными, а теплопроводность воды чрезвычайно плохая и прогревается она невероятно долго. А этот бездельник газовщик! Он никак не может наладить работу печи, пламя постоянно гаснет!

Газовщик: Но я здесь ни при чем! Пламя и не будет гореть! Отсутствует сила тяжести! При горении образуется углекислый газ, который улетает наверх, потому, что теплый, а значит более легкий. Но сейчас силы тяжести нет, и этот газ остается на месте, окружает пламя, закрывая доступ кислороду, необходимому для поддержания горения. Поэтому пламя и гаснет!

Ведущий: Ваше Величество, к вам существо какое-то странное! На слона похоже, но не слон!

Человек в противогазе: Гравитон, что происходит? Молекулы воздуха, вследствие своего движения, покидают Землю и рассеиваются по всему космическому пространству! Ведь их на Земле уже ничего не держит, силы тяжести нет! Атмосфера исчезает! Я вот кое-как приспособился, но это ведь не на долго! Катастрофа! Мы погибли!

Министр связи: Тут телеграммы пришли, разрешите прочитать?! Гидроэлектростанция остановилась тчк течение рек исчезло тчк дожди прекратились тчк сосульки не растут тчк. Сплошные бедствия!

Гравитон: Судя по всему, нельзя тебе отлучаться, Сила Тяжести, опасно это. Сила Трения, может ты попробуешь?

Сила Трения: читает заклинание.

Ведущий: Ваше Величество, врача не вызывали?

Врач: Ваше Величество, вы в ответе за все несчастные случаи, которые стали происходить с того момента, как исчезла сила трения! Около 1400 человек поступили в больницу с переломами рук и ног. Люди словно ходить разучились, такое впечатление, что на улице гололед.

Автотранспортным происшествиям числа нет!

Ведущий: Ваше Величество, к вам суперпуперфотомодель пожаловала. Можно автограф?

Фотомодель: Что за ужас! Работать невозможно! Я так люблю украшения! Но сейчас мои клипсы сползают с ушей, а браслеты с рук!. Одежда расползается на нитки! Я даже накраситься не могу, все выпадает из рук!!!

Плотник: Ваше Величество, король Гравитон! Ваш трон распадается, ведь все гвозди и винты выскакивают из него! Сила Трения то их не держит больше!

Гравитон: Что же делать? Что за король без трона? Выходит, и тебе, Сила Трения, отлучаться нельзя! Теперь твоя очередь, Сила Упругости.

Сила Упругости читает заклинание.

Ведущий: Действие силы упругости прекратилось и началась настоящая кутерьма. Ваше Величество, к вам целая делегация.

Акробат: Я очень люблю прыгать на батуте, это так здорово! Батут подбрасывает тебя вверх, и на несколько секунд ты испытываешь состояние невесомости. Но без Силы Упругости все это стало невозможным!

Боксер: Я увлекаюсь боксом, но без тренировочной груши не могу поддерживать свою спортивную форму. Эта груша возвращается в исходное положение благодаря Силе Упругости, так что без этой силы я тренироваться не могу!

Игрок в бадминтон: А я люблю играть в бадминтон! Сила Упругости заставляет волан возвращаться назад после удара о ракетку. Без Силы Упругости занятия моим любимым спортом стали невозможны.

Баскетболист: А я в баскетбол играть не могу! Без Силы Упругости мячик от земли не отскакивает, так что вся моя команда теперь без дела. Мы требуем, Гравитон, вернуть нам силу упругости!

Гитарист: Я недавно научился играть на гитаре. Ее струны звучали, потому что колебались под действием Силы Упругости. Без нее мой инструмент не звучит.

Дворник: Беда! Беда! Дворец под землю проваливается! Он на земле стоял только благодаря Силе Упругости! А упругость-то исчезла! Караул!

Гравитон: Что же делать ни одной из моих дочерей нельзя отлучаться. Я и не думал, что их отсутствие может привести к таким последствиям. Пошлю-ка я сестрице Инерции телеграмму, пусть она сама меня навестит. А дочерям моим Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости – приказываю, отныне и во веки веков никогда не прекращать своего действия!

Тема: Механическое движение.

1. « Конек-Горбунок» (П. П.Ершов)

« Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом за окиян.

Горбунок летит, как ветер.

И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал»

С какой скоростью двигался Конек–Горбунок?  Приложение 2

Тема: Инерция.

2. «Лягушка - путешественница» - русская народная сказка.

Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

- Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гордо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Почему лягушка упала дальше пруда?

Тема: Сила трения.

4. «Царевна лягушка» - русская народная сказка.

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок.

Почему именно в сказках берут круглый клубочек?

Тема: Давление

5. «Принцесса на горошине» - сказка.

Когда принцесса постучала во дворец и попросила остаться, то ей устроили испытание: когда пришло время спать, под многочисленные перины и матрасы ей подложили горошину, и принцесса почувствовала ее.

Могла ли принцесса почувствовать горошину на самом деле?

Глава 2. Тепловые явления

Тема: Тепловые явления

6. «Лиса и заяц» - русская народная сказка.

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.

Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по - старому.

О каких явления природы идет речь?

Тема: Виды теплопередачи.

7. «Лисичка – сестричка и серый волк» - русская народная сказка.

Волк на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

- Ловись, рыбка, и мала и велика!

Ловись, рыбка, и мала и велика!

Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает:

- Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!»

Почему лисица повторяла «Ясни, ясни на небе звезды»?

8. «Зимовье зверей» - русская народная сказка.

Пришли к быку в хлев гусь и петух хором говорят: «Пусти брат к себе погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла: одно постелешь – другим оденешься, так и позимуете».

«Не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен повыщиплю. Тебе же холоднее будет».

«Не пустишь, - говорит петух, - так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет».

Чем с точки рения физики были согласны угрозы гуся и петуха?

9. «Два Ивана – солдатских сына» - русская народная сказка.»

Начали они биться смертным боем; Иван – солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она до красна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:

- Спаси меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.

Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо держать?

Глава 3. Световые явления

Тема: Световые явления.

10. «Иван Царевич и серый волк» - русская народная сказка.

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.

О каких явления природы идет речь?

Сказка «Путешествие колобка по стране Физике»  

Урок решения задач                                                                        

Класс делится на 3 команды. Представители выходят к доске и выполняют задания. Учитель начинает сказку:  

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:  Приложение3

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби - вот и наберётся.

 Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

 Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку - и покатился по дорожке.

 Катится колобок по дороге, а на встречу ему заяц: рис.а

-Колобок, колобок! Я тебя съем!

Ребята, давайте поможем колобку, решив следующие задачи:

 1) Какое давление на пол производит мальчик, масса которого 48 кг, а площадь подошв его обуви 320 см?

2) Спортсмен, масса которого 78 кг, стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,95 м, ширина 8 см. Какое давление оказывает спортсмен на снег?

3) Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см?

И покатился колобок дальше – только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а на встречу ему серый волк: рис.б

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

Для того чтобы колобок остался жив, решите задачи (к доске вызываются другие представители из каждой команды):

1) Почему мыльные пузыри приобретают форму шара?

2) Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?

3) Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из брёвен, хвороста или досок?

4) Для чего у косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных машин режущие части должны быть остро отточены?

5) Почему мяч, вынесенный из комнаты зимой на улицу, становится слабо надутым?

6) Объясните назначение напёрстка, надеваемого на палец при шитье иглой?

Покатился колобок дальше – только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а на встречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт:

- Колобок, колобок! Я тебя съем. Рис.в

- Ну, где тебе, косолапому, съесть меня, ведь у меня такие помощники!

Давайте же, ребята, не разочаруем нашего друга и решим следующие задачи (к доске вызываются другие представители из каждой команды):

1) Высота столба воды в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказывала бы ртуть, налитая до того же уровня?

2) Водолаз в жёстком скафандре может погружаться, глубину 250 м, искусный ныряльщик на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах.

3) Рассчитайте давление воды: а) на самой большой глубине Тихого океана – 11035 м; б) на наибольшей глубине Азовского моря – 14 м (плотность воды в нём принять равной 1020 кг/м).

И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

- Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, а лиса всё ближе подкрадывается.

Ребята, а теперь давайте все дружно решим последнюю задачу, чтобы лисица не съела колобка:  

Скольким паскалям будет равно давление в 35ГПа?

Мы помогли справиться колобку со зверями.

Колобок счастлив, что остался жив, и запел свою песенку:

                 Я колобок, колобок!

                         По амбару метён,

                 По сусечкам скребён,

                 На сметане мешен,

                 В печку сажен,

                 На окошке стужен.

                 Я от дедушки ушёл,

                 Я от бабушки ушёл,

                 Я от зайца ушёл,

                 Я от волка ушёл,

                 Я от медведя ушёл,

                 От лисы ушёл.

Ответы: 1. 1)15 кПа; 2) 2,5 кПа; 3) 150 кПа.

                3.  1) 0,8 кПа, 10,88 кПа; 2) 2575 кПа, 206 кПа; 3) а)113660 кПа; б)142,8 кПа.

                              Сказка « Три богатыря»

В некотором царстве , в некотором государстве жили-были три могучих богатыря. Один –Твердое тело, второй –Жидкое тело, третий- Газообразное. И вот однажды они решили похвастаться друг перед другом. Первым выступил богатырь Твердое тело. Он показал сделанные им огромные медные пушки и свинцовые ядра, которыми мог поражать своих противников. «Я самый могущественный!»- заявил богатырь.

  Его речь прервал второй богатырь – Жидкое тело. Он сказал: »Мне не страшна твоя сила: Любое твердое тело я могу превратить в жидкость путем повышения температуры». Махнул рукой , вдруг стало очень жарко и все орудия ядра первого богатыря начали плавиться и растеклись жаропыщущей рекой.

  «А я сильнее вас обоих,- заявил богатырь Газообразное тело. – Я проникаю повсюду и могу превратить и пар твердые и жидкие тела, стоит мне только еще повысить температуру». Тут вновь выступил первый богатырь. Он произнес: «Да, вы сильнее меня ; вы можете разрушить мои творения , но ведь я вновь могу захватить свои позиции и тем покорить вас, стоит мне только сильно-сильно понизить температуру. И жидкости, и газы станут твердыми телами».

  Задумались богатыри и решили заключить союз, чтобы жить в мире, считаясь друг с другом. И это было очень правильно.

                                     Физические вопросы к сказке

 Уровень 1 (самые простые)

  1. Назовите основные свойства богатырей с твердым, жидким и газообразным телом, о которых говорится в сказке.
  2.  Назовите имена известных вам  «Богатыре», имеющих при обычных условиях твердое, жидкое и газообразное тело.

Уровень 2

  1. Чем объяснить свойств богатыря с газообразным телом проникать повсюду и занимать весь объем?
  2. Какие общие свойств есть у богатырей с а)жидким и газообразным телами, б) с жидкими и твердыми телами?
  3. Какие слова из сказки доказывают , что любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях?
  4. Какой вывод о внутреннем строении трех богатырей вы сделаете, зная об их свойствах?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"

Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...

Методическая разработка :«Дидактическая многомерная технология на уроках физики по методу доктора педагогических наук Штейнберга В.М.». Учитель физики Бородкина Т.И.

Чтобы у ребенка было целостное представление о каком-то разделе физики, учитель часто использует блочно-структурные схемы. Но они слишком массивные, и ребенку слишком трудно запомнить таку...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

Методическая разработка "Решение графических задач на уроке физики"

Материал предназначен для учителя физики. Материал может быть использован на уроках решения задач....