Главные вкладки

    Разработка урока с использованием case-study технологии в 10 классе на тему "Энергия.Источники энергии"
    план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

    Теплых Елена Абдурахмановна

    «Кейс-метод»качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность– изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных емы, которые невозможно решить аналитическим способом. Использование случаев. Основная функция – учит решать сложные неструктурированные проблемы. Использование принципов проблемного обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon energiya-keysurok.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока с использованием кейс технологий

    10 класс

    «Энергия. Источники энергии»

    Ход урока

    Учитель:

    Никакая деятельность сегодня невозможна без использования энергии. Ребята, Вам  известны такие полезные ископаемые как: нефть, газ, каменный уголь. А как вы считаете, для чего их используют, почему их называют «полезными»? правильно….  А теперь посмотрите на географическую карту России и ответьте мне- месторождения каких полезных ископаемых есть в нашей стране?? Уголь, газ, нефть - удовлетворяют примерно 90% энергетических потребностей человечества.(говорят дети)как вы считаете они исчерпаемы или не исчераемы?? Однако, запасы нефти, угля и газа небесконечны. Ученые подсчитали, что запасы нефти в нашей стране хватит на более 20 лет

    Вопрос: а чем можно заменить эти энергоносители? Возможно ли полностью перейти на альтернативные источники энергии?

    (Идет обсуждение, в ходе которого учащиеся высказывают разные мнения и делается вывод).

    Учитель: Итак, как вы считаете какая тема сегодняшнего урока. (Слайд № 1)

    Мы определили с Вами тему урока, так, а теперь что же мы должны узнать сегодня о этих альтернативных источниках

    Цель:

    Значение альтернативных источников энергии в жизни современного общества;

    Задачи: 

    1) научиться давать убедительную информацию, касающуюся использования альтернативных источников энергии

    2) научиться обосновывать выбор, учитывая реальную ситуацию в обществе и убедительность рекламы

    3) вовлечь в реальную деятельность по исследованию альтернативных источников энергии;

    4) способствовать воспитанию экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

    5) развивать способность работать в группе;

    Учитель: Итак, а теперь начнем работать в группах. ( Каждая группа получает карточку с кейсом и устройством . Ваша задача- внимательно прочитать кейс, отвечаете на вопросы и кто-то один из группы дает полный ответ на вопросы, другой демонстрирует работу устройства).

    Группа №1

    Изучение солнечной энергии

    Цель: Практически и аналитически проверить, как используется солнечная энергия

    Приборы и материалы: 1) кейс; 2) модель фонтана, калькулятор; 3) фотографии солнечной батареи;

    Задача: Изучив кейс, определить как работает модель фонтана, калькулятор, ответить на вопросы и сделать вывод о роли солнечной энергии

    Кейс №1

    Солнечное излучение является основным источником энергии на Земле. Энергия Солнца задействована как в естественных, так и в искусственных процессах. Например, растения с помощью фотосинтеза преобразуют ее в кислород, человек используя, преобразователи, применяет ее для бытовых целей, в основном это нагрев воды и получение электрического тока.

    На сегодняшний день для получения электроэнергии наиболее эффективным способом является применение кристаллического кремния в изготовлении элементов, способных превращать солнечную энергию в электрическую. Они называются солнечные фотоэлектрические модули. Мощность вырабатываемой энергии модулей зависит от их количества и погоды. Многие считают, что если нет прямого попадания солнечного света на модули, то энергия не вырабатывается. Это не так. При дневном свете даже в пасмурную погоду модуль вырабатывает электрический  ток, только снижается его производительность. На сегодняшний день применение солнечных модулей оправдано в случае удаленности объекта от центрального электроснабжения и при наличии большого количества солнечных дней в году. Для более эффективного применения солнечных модулей используется аккумуляторная станция, которая позволяет накапливать электроэнергию и выдавать необходимое ее количество на потребители. Другим устройством, который широко применяется в бытовых целях, является солнечный коллектор. Коллекторы используются для отопления промышленных и бытовых помещений, для горячего водоснабжения различных бытовых нужд. В пищевой и текстильной промышленности, где наибольшее количество производственных процессов с использованием теплой воды (30-90градусов), коллекторы являются наиболее эффективными в применении.

    Вопросы:                           

    1. Объясните процесс фотосинтеза в растениях
    2. Приведите примеры применения солнечной энергии в вашей жизни
    3. Выяснить достоинства и недостатки данного вида энергии

    Задание: с помощью устройств  продемонстрировать работу солнечной энергии

    Группа №2

    Изучение энергии ветра.

    Цель: Практически и аналитически проверить, как используется энергия ветра

    Приборы и материалы: 1) кейс; 2) фен; 3) воздушный шарик; 4) шарик для пинг-понга.

    Задача: Изучив кейс, экспериментально показать использование ветра и ответить на вопросы

    Кейс №2

    Возникновение ветра происходит благодаря неравномерному распределению атмосферного давления. Из-за того, что атмосферное давление постоянно колеблется, меняются и направление, и скорость ветра. С давних времен человек научился использовать энергию ветра и применять ее в разных областях. Например, ветряные мельницы крутили жернова и перемалывали зерно в муку, корабли перемещались благодаря парусу и ветру. Ветер имеет огромную мощь и потенциал, который способен производить огромное количество полезной энергии для человека.

    Сегодня энергию ветра используют для получения электрического тока. Отрасль, занимающаяся преобразованием энергии ветра (кинетической энергии) в электрический ток, называется ветроэнергетика. Бурное развитие отрасли можно наблюдать в Европе и на Западе. Страны, которые не имеют запасов нефти и газа, вынуждены покупать электроэнергию у других стран. Этот фактор способствует росту развития альтернативных источников электроэнергии.

    Наиболее популярным на сегодняшний день является применение ветрогенераторов. Они широко применяются как в крупных масштабах, это огромные электростанции, так и в малых, для частного пользования

    Вопросы:

    1. Причины возникновения ветра
    2. Приведите примеры использования энергии ветра
    3. Выяснить достоинства и недостатки данного вида энергии

    Задание: с помощью устройств на столе продемонстрировать использование энергии ветра

    Заключение.

    Итак, ребята, мы с вами рассмотрели основные виды альтернативных источников энергии.  Давайте их перечислим. Они начинают постепенно занимать свою нишу в энергетике. Но, Во-первых, до повсеместного внедрения еще далеко, предстоит решить энергетических экономических и экологических , а во-вторых, только эти 4-е станции не спасут человечество, т.к. у них не очень большая мощность и тесная привязка к источнику энергии. Поэтому труд энергетиков остается в большой цене.

    Надуваю  шарик,  включаю  фен,  подвожу  под  шарик  струю  воздуха  и  опускаю  шарик.

    Наблюдение:  Струя  воздуха  поднимает  шарик  вверх,  но  он  не  улетает,  а  устойчиво  держится  в  струе.

    Объяснение:  давление  воздуха  в  струе  из  фена  ниже  атмосферного,  поэтому  шарик  находится  в  своеобразном  воздушном  коридоре,  стены  которого  состоят  из  воздуха  с  атмосферным  давлением.  Это  заставляет  шарик  держаться  в  области  пониженного  давления  [2].

    Объяснение

    На самом деле этот трюк не противоречит силе тяжести. В нём демонстрируется важная способность воздуха, называемая принципом Бернулли. Принцип Бернулли – закон природы, согласно которому любое давление любого текучего вещества, в том числе воздуха, уменьшается с ростом скорости его движения. Иначе говоря при низкой скорости потока воздуха он имеет высокое давление.

    Воздух, выходящий из фена, движется очень быстро и следовательно его давление невелико. Мячик со всех сторон становится окружён областью низкого давления, которая образует конус у отверстия фена. Воздух вокруг этого конуса обладает более высоким давлением, и не даёт мячику выпасть из зоны низкого давления. Сила тяжести тянет его вниз, а сила воздуха тянет его вверх. Благодаря совместному действию этих сил, шарик и зависает в воздухе над феном.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).

    Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке.  На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся  по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти...

    Методическая разработка урока с использованием здоровье сберегающих технологий

    Разработка урока по теме "Психологические основы выживания".  Развитие навыков и приёмов самоспасения в условиях автономного существования....

    разработки уроков с использованием современных образовательных технологий

    Урок по теме-Япония (модульное обучение), урок по теме- Развитие форм рельефа ( межпредметные связи), урок по теме- Ветер ( проблемное обучение)....

    Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

    Методическая разработка  урокас использованием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ)...

    План-конспект урока с использованием цифровых образовательных технологий (4 класс)

    Во всех странах есть дети-инвалиды, они составляют часть нашего общества, и их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен получать образование и развиваться ...

    Разработка урока с использованием коммуникативно - диалоговых технологий для 6 класса по теме "Ветер"

    Разработка урока направлена на формирование обучающихся коммуникативнх компетенций....

    Разработка урока с использованием коммуникативно - диалоговых технологий для 5 класса по теме "Ориентирование"

    Разработка направлена на развитие у обучающихся коммуникатино - диалоговых технологий...