Рабочая программа по физике в 7-9 кл.
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Родионова Оксана Михайловна

Программа предназначена для 2-х часов в неделю, автор учебника Н.С.Пурышева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika.docx54.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Цели изучения физики:

· освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

· овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению

новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

· воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

· применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

 

Для реализации целей необходимо решать следующие задачи:

· развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

· овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

· усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

· формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по физике разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституцией РФ

- Законом РФ от 10.07.1992 г. №3266 -1 «Об образовании (с изменениями и дополнениями);

- Федеральным законом от 01.12.2007 г. №309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного стандарта»;

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2210 г.

- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 (с изменениями и дополнениями);

- приказом Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Законом Тамбовской области от 29.12.1999 №96-3 «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);

- Законом Тамбовской области от 04.06.2007 г. №212 – 3 «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования Тамбовской области;

- Уставом МОУ Избердеевская СОШ имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина

Сведения о программе, на основании которой разработана

 рабочая программа.

 Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе примерной программы основного (общего) образования, авторы программы: Н.С. Пурышева, Н. Е. Важеевская.

 Данная программа дает представление о курсе «Физика», предназначенном для обучения физике в 7-9 классах общеобразовательных учреждений. Программа соотносится с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и реализует принцип непрерывного образования по физике, что соответствует современным потребностям личности и общества.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность  изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных  особенностей учащихся, межпредметных и внутри предметных связей. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета «Физика» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса.

Основная форма организации учебного процесса – урок. В зависимости от цели формы проведения урока могут быть следующие:

- урок- лекция;

- урок- практикум;

- коллективный способ обучения, взаимообмен заданиями, работа в парах;

- урок- семинар;

-урок практикум.

Технологии обучения.

Особенностью организации учебного процесса является ориентация на безусловное достижение всеми учащимися обязательного уровня физической подготовки подготовки. Проблема достижения всеми обучающимися обязательной подготовки решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Широкое использование современных технологий обучения, таких как

социокультурная- адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ и проектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.

Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по биологии. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления усвоения ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала.

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела.

Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов).

Тематический – по окончании изучения темы.

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса биологии с целью диагностирования усвоения учащимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи.

  Вид контроля

 Применяемые формы контроля

 Применяемые методы контроля

 Предварительный

Фронтальный устный; фронтальный письменный

Беседа, мозговой штурм, физический  диктант тестирование

  Текущий

 Фронтальный и индивидуальный устный и письменный; комбинированный

Беседа; индивидуальный опрос;  диктант; подготовка сообщения; подготовка проекта; работа с дидактическими карточками; составление схем, таблиц, рисунков; написание доклада

 Промежуточный

Фронтальный письменный

 Тестирование

 Тематический

Фронтальный письменный

Тестирование, оформление презентации

Используемый учебно-методический комплекс

1. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика - 7: учебник. - М.: Дрофа, 2008.

2. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика - 8: учебник. - М.: Дрофа, 2008

3. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика - 9: учебник. - М.: Дрофа, 2008.

4. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика – 7:Методическое пособие - М.: Дрофа, 2009.

5. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика – 8:Методическое пособие - М.: Дрофа, 2009.

6. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика – 9:Методическое пособие - М.: Дрофа, 2009.

Основное содержание программы для 7-9 класса (204 часа)

Физика и физические методы изучения природы

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

                       Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

Механические явления

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. 

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

 

Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение кинетической энергии тела.

Измерение изменения  потенциальной энергии  тела.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тепловые явления

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

 

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

 

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

 

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор.

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора постоянного тока.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Передача электрической энергии.

Электромагнитные колебания.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Принципы радиосвязи.

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

 

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение принципа действия трансформатора.

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.

Квантовые явления

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа. 

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

 

Учебно-тематический план

7 класс

 

Тема программы

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во лабораторных работ

Введение

6

 

2

Механические явления

38

2

6

Звуковые явления

6

1

 

Световые явления

16

1

2

Резерв времени

2

 

 

 

8 класс

Тема программы

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во лабораторных работ

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

 

Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел

12

1

2

Тепловые явления

12

 

1

Изменение агрегатных состояний вещества

 

6

 

 

Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел

 

7

1

 

Электрические явления

6

 

 

Электрический ток

19

2

7

 

                                                              9 класс

Тема программы

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во лабораторных работ

Законы механики

25

2

1

Механические колебания и волны

7

1

1

Электромагнитные явления

12

1

3

Электромагнитные колебания и волны

7

1

 

Элементы квантовой физики

9

 

 

Строение и масштабы Вселенной

8

1

 

Требования к уровню подготовки учащихся

7 класс

Введение .

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

— условные обозначения физических величин: длина, температура, время, масса;

— единицы физических величин: м, °С, с, кг;

— физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы;

— методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.

Воспроизводить:

определения понятий: измерение физической величины, цена деления, шкалы измерительного прибора.

II уровень

Воспроизводить:

— определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;

— формулу относительной погрешности измерения.

На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры.:

физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.

Объяснять:

роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.

II уровень

Приводить примеры:

связи между физическими величинами, физических теорий.

Объяснять:

существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

— измерять длину, время, температуру;

— вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;

— записывать результат измерений с учетом погрешности.

II уровень

Уметь:

— соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;

— использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

II уровень

Обобщать:

на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы.

Механические явления

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

— условные обозначения физических величин: длина (I), время (г), скорость (v), ускорение (а), масса (m), плотность (р), сила (Р), давление (р), вес (Р), энергия (Е);

— единицы перечисленных выше физических величин;

— физические приборы: спидометр, рычажные весы. Воспроизводить:

— определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;

— формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения,

силы тяжести,  силы упругости, давления,  работы, мощности;

— графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;

— законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике. Описывать: наблюдаемые механические явления.

II уровень

Воспроизводить:

— формулу пути при равноускоренном движении;

— законы: закон всемирного тяготения, законы Ньютона.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

— физические явления: взаимодействие тел, явление инерции;

— сложение сил, действующих на тело;

— превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;

— относительность механического движения;

— применение законов механики в технике. Понимать:

— существование различных видов механического движения;

— массу как меру инертности тела;

— силу как меру взаимодействия тела с другими телами;

— энергию как характеристику способности тела совершать работу;

— значение закона сохранения энергии в механике.

II уровень

Объяснять:

- сложение сил, действующих на тело под углом 90° друг к другу. Понимать:

— фундаментальную роль законов Ньютона в классической механике;

—На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

— определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, силы трения, механической работы, мощности, КПД;

— строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;

— по графикам определять значения соответствующих величин.

Звуковые явления

Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Звуковые явления»

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

— условные обозначения физических величин: смещение (х), амплитуда (А), период (Т), частота (v), длина волны (λ), скорость волны (v);

— единицы этих величин:

— диапазон частот звуковых колебаний. Воспроизводить:

— определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;

— формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.

II уровень

Воспроизводить:

формулы периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника.

Понимать:

_ характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;

— характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;

_ источником звука является колеблющееся тело;

— характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;

_ зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.

II уровень

Объяснять:

превращения энергии при колебательном движении.

На уровне применения в типичных ситуациях

 I уровень

Уметь:

— вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот;

— неизвестные величины, входящие в формулу длины волны;

— неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;

— определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.

II уровень

Уметь:

вычислять неизвестные величины, входящие в формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.

Световые явления

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

— условные обозначения физических величин: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D), увеличение лупы;

— единицы этих физических величин: м, дптр;

— естественные и искусственные источники света;

— основные точки и линии линзы;

— оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки;

— недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;

— состав белого света;

— дополнительные и основные цвета. Распознавать:

— естественные и искусственные источники света;

— лучи падающий, отраженный, преломленный;

— углы падения, отражения, преломления;

— зеркальное и диффузное отражение;

— сложение цветов и смешение красок. Воспроизводить:

— определения понятий: источник света, световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;

— формулу оптической силы линзы;

— законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;

— принцип обратимости световых лучей.

 

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

— физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения;

— ход лучей в призме;

— ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;

— оптическую систему глаза;

— зависимость размеров изображения от угла зрения;

— причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;

— увеличение угла зрения с помощью лупы;

— происхождение радуги. Понимать:

— разницу между естественными и искусственными источниками света;

— разницу между световым пучком и световым лучом;

— точечный источник света и световой луч — идеальные модели;

— причину разложения белого света в спектр.

II уровень

Объяснять:

— ход лучей в световоде. Понимать:

— границы применимости закона прямолинейного распространения света;

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

— применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления к объяснению явлений;

— изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей;

— строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой, ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа);

— вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот.

II уровень

Уметь:

— строить изображение предмета в вогнутом зеркале;

— определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.

8 класс

Первоначальные сведения о строении вещества

Учащимся необходимо знать:

• основные положения молекулярно - кинетической теории, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются), знать различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Иметь первоначальные представления о некоторых понятиях и явлениях и методах познания физических явлении: физическое тело, вещество, физическая величина, молекула, диффузия, движение молекул, притяжение и отталкивание молекул. Иметь представления о методах познания, роли теории и опыта в познании физических явлений.

Учащимся необходимо уметь:

• применять основные положения молекулярно - кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях, газах и твердых телах, различия между агрегатными состояниями вещества. Уметь применять связь скорости движения молекул и температуры тела для объяснения таких физических явлений как диффузия;

• решать качественные задачи, иллюстрирующие основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел

Учащимся необходимо знать:

• понятия и величины: давление как физическая величина, зависимость давления от величины силы и площади опоры, Закон Паскаля, зависимость давления внутри жидкости от плотности и высоты столба жидкости, понятие атмосферного давления, методы измерения давления, приборы для измерения давления (манометр, барометр), зависимость атмосферного давления от высоты, нормальное атмосферное давление, Архимедова сила, условия плавания тел.

Учащимся необходимо уметь:

• применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения давления газа, закона Паскаля. Производить расчет давления твердых тел на опору, давления внутри жидкости на дно и стенки сосуда. Производить расчет давления внутри жидкости. Применять закон Паскаля для объяснения принципа действия гидравлических механизмов (сообщающиеся сосуды, жидкостный насос, гидравлический пресс). Производить расчет выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость или газ;

• решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлении внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость тела или части тела; на применение условий плавания тел;

• решать простейшие расчетные задачи с применением изученных формул.

Тепловые явления

Учащимся необходимо знать:

• понятия и величины: тепловое движение, внутренняя энергия; способы изменения внутренней энергии - совершение над телом механической работы, теплопередача; виды теплопередачи - теплопроводность, конвекция, излучение; количество теплоты, как мера изменения внутренней энергии при теплопередаче; удельная теплоемкость, как характеристика тепловых свойств веществ; единицы измерения количества теплоты и удельной теплоемкости; уравнение для расчета количества теплоты; иметь представление об энергии топлива и удельной теплоте сгорания топлива; иметь представление о законе сохранения энергии в механических и тепловых процессах;

• понятие об агрегатных состояниях вещества; плавление и кристаллизация, температура плавления и кристаллизации, удельная теплота плавления и парообразования. Иметь представление о тепловой машине, КПД тепловой машины (двигателя).

Учащимся необходимо уметь:

• применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, видов теплопередачи, изменения состояния тел при агрегатных переходах;

• строить графики изменения температуры тел при нагревании и агрегатных изменениях состояния тел, использовать готовые графики при решении задач;

• решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных видах теплопередачи;

• пользоваться таблицами для нахождения значений удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования.

                                Электрические явления

Учащимся необходимо знать :

• понятия и величины: электризация тел, два рода зарядов, взаимодействие зарядов, электрическое поле, электрический заряд, элементарный электрический заряд. Иметь представление об электронной теории строения вещества (строение атома, протоны, нейтроны, электроны в структуре атома). Электрический ток, условия существования электрического тока в металлах; понятие об источнике тока, понятие об электрической цепи и ее составных частях. Сила тока, электрическое напряжение, единицы и приборы для их измерения. Электрическое сопротивление проводников, единицы сопротивления, удельное сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения;

• законы последовательного и параллельного соединения проводников;

• понятие о работе и мощности электрического тока, единицах их измерения. Иметь представление о практическом применении электрического тока в быту и промышленности.

Учащимся необходимо уметь:

• применять положения электронной теории строения вещества для объяснения электризации тел, свойств проводников и изоляторов, условий возникновения электрического тока, причины электрического сопротивления, тепловых действий электрического тока;

• чертить простейшие схемы электрических цепей, собирать простейшие электрические цепи, пользоваться электрическими приборами;

• решать качественные и простейшие расчетные задачи с использованием закона Ома, законов параллельного и последовательного соединения проводников, на расчет работы и мощности электрического тока.

9 класс

 Механика

          знать/понимать:

смысл понятий: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы; смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.

       Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного   тяготения, законы сохранения импульса и энергии. 

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение, использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.

      представлять результаты измерений с помощью таблиц,  графиков и выявлять на этой основе  эмпирические зависимости: пути от времени, скорости от ускорения.

решать задачи на применение изученных законов,

использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.

         Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики,

изображать, складывать и вычитать вектора.

        Механические колебания и волны

Понятия: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны.

Формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.

      Уметь решать задачи на применение изученных законов,

использовать знания и умения в практической и повседневной жизни

         Электродинамика

        Учащимся необходимо знать:

        смысл понятий: электромагнитное поле, сила Ампера, сила Лоренца,

        смысл физических величин, изучаемых в данной теме;

        смысл физических законов электромагнитной индукции; фотоэффект;

        вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие электродинамики;

уметь

        описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

        отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

        приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

        воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.

                         Квантовая физика и элементы астрофизики

Учащимся необходимо знать:

определения понятий и величин: планетарная модель атома, строение атома, протоны, нейтроны, электроны в структуре атома, ядерные силы, дефект массы, энергия связи,

        вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие квантовой физики и астрофизики;

уметь

        описывать и объяснять: планетарную модель строения атома, влияние радиации на живые организмы, структуру Солнечной системы, масштабы Вселенной.

        отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

        Уметь   решать задачи на применение изученных законов,

                 использовать знания и умения в практической и повседневной жизни

Используемый учебно-методический комплекс,  литература и оборудование

1. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика - 7: учебник. - М.: Дрофа, 2008.

2. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика - 8: учебник. - М.: Дрофа, 2008

3. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика - 9: учебник. - М.: Дрофа, 2008.

4.Электронное учебное издание мультимедийное приложение к учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской 7,8.9 классы

5.Сборник задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. М. Просвещение 2006

6. Сборник качественных задач по физике 7-9. М. «Просвещение» 2006

7. Тематическое и поурочное планирование для 7-9 классов/Пурышева Н.С. Дрофа 2004-2009

8.Биофизика на уроках физики. Ц. Б. Кац. М. Просвещение 1988

9. Лёзина Н.В., Левашов А.М. «Физика. Многоуровневые задачи».  М., Владос, 2003 г.

10.Марон А.Е. «Физика.Опорные конспекты». М., Дрофа, 2005 г.

11.Фирсов В.В. «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов».

12. Л.А. Кирик Физика7-9 Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса,2003

13.Уровневые контрольные работы по физике, Тамбов1999,ТОИПКРО

14.А.Е. Марон. Контрольные работы по физике. Просвещение 2006

15.Курочкина Г.Л. Физика. Дидактический материал 9 класс, М,-2003

16. Физические таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...