Главные вкладки

    Открытый урок в 8 классе Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца
    план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

    Башканов Александр Павлович

    Модульный урок-презентация по физике в 8 классе. Учебник А.В. Пёрышкин Физика 8, § 53.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Анализ открытого урока физики в  8 классе по теме
    «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца».

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма урока: урок-презентация.

    Оборудование:

    • мультимедийный проектор;
    • приборы и материалы к проведению  демонстрационного эксперимента;
    • карточки с заданиями.

    Дата проведения урока 15.03.2016 г.

    Учитель: Башканов Александр Павлович.

    На открытом уроке присутствовали Главный специалист Управления образования Администрации Хомутовского района Курской области Титова В.А.,  заведующая МКУСДПИ(ПК) «Хомутовский районный методический кабинет» Воронина Р.И.,
    методист МКУСДПИ(ПК) «Хомутовский районный методический кабинет»  -Черторыжских Ольга Евгеньевна,  16 учителей физики и математики образовательных школ района.

    Анализ цели урока.

    Цель урока поставлена в соответствии с программными требованиями. Учитель работает по программе для образовательных учреждений и федеральному компоненту  государственного стандарта и руководствуется требованиями обязательного минимума содержания образовательных программ основного общего образования, в соответствии с которыми ученик 8 класса должен:

    знать / понимать

    Смысл физических величин: работа и мощность электрического тока;

    Формулировку закона Джоуля-Ленца;

    Проявление закона Джоуля-Ленца в технике и быту;

    Уметь

    Описывать и объяснять явление теплового действия тока.

    Использовать физические приборы для измерения силы тока, напряжения, электрического сопротивления.

    Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов и электронной техники, а также для контроля за исправностью электропроводки.

    В связи с выше изложенным  педагог, учитывая содержание материала, место урока в системе уроков по данной теме, достаточную степень подготовленности класса, необходимый уровень знаний и умений обучающихся, высокую квалификацию учителя и владение им инновационными приемами, ставит следующие цели:

    Образовательные:

    1.  Выяснить причину нагревания проводников  при прохождении по ним  
        электрического тока;

    2. Изучить формулировку и физический смысл закона Джоуля-Ленца;

    3. Научить обучающихся  решать задачи с использованием  закона
       Джоуля-Ленца;

    Воспитательные:

    1.  Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;

    2.  Развивать стремления обучающихся к глубокому освоению теоретических
        знаний через решение задач;

    Развивающие:

    1.  Научить обучающихся применять полученные знания в нестандартных
        ситуациях  для решения задач;

    2. Продолжить отработку умственных операций сравнения,  анализа и синтеза
        для развития мышления;

    3.  Формировать умения рационально решать качественные и
         расчетные задачи.

    Цель урока и задачи  поставлены учителем перед обучающимися в начале урока. На экране были записаны основные этапы урока (слайд 1). 

    Поставленная цель в ходе урока достигнута. Ученики не только закрепили пройденный материал, но и сформировали ключевые компетентности: информационную, коммуникативную, социальную, готовность делать осознанный выбор.

    Анализ структуры и организации урока.

    По типу урок является уроком изучения нового материала.  По форме -  это модульный урок. Структура урока соответствует заявленной цели по изучению темы «Преломление света». Целесообразна логическая последовательность и распределение времени по этапам урока: на учебный элемент УЭ0 — организационный момент  отводится 1 минута, на УЭ1—формулирование целей урока,  мотивацию и постановку проблемы отводится 4 минуты.
    Учебный элемент УЭ2 это отработка умения применять формулы, выражающие законы постоянного тока и повторение ранее изученного материала. На него отводится 5 минут. На актуализацию знаний отведено 5+7=12 минут (УЭ3, УЭ4), на закрепление и проверку материала (УЭ5, УЭ6)  отводится 17 минут, причем большая часть (13 минут) отводится  на решение задач с использованием закона Джоуля-Ленца и выводы по основному содержанию урока. На закрепление изученного материала  и на актуальность применения его в реальной жизни отводится 2 минуты.  Домашнее задание и рефлексия - 5 минут.

    Педагог провел весь урок в оптимальном темпе,  последовательно выполняя намеченный план, в результате были строго выдержаны заданные временные рамки каждого этапа. Начало и конец урока четко организованы, организационный момент не затянут, оценивание и домашнее задание произведены до звонка с урока.

    Занятие проводилось в кабинете физики, оборудованном мультимедийным проектором и экраном, имеются наглядные пособия, физические таблицы и плакаты, справочники и таблицы. В связи с выбранной формой урока данное оборудование активно использовалось. Использовались также  учебник, физические таблицы, тетради, раздаточный материал (тестовые задания), лабораторное и демонстрационное оборудование.

    Анализ содержания урока.

    Содержание урока соответствовало требованиям стандарта, в соответствии с которым учащиеся должны изучить и закрепить основные понятия по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца». В ходе самостоятельного поиска обучающиеся приводили примеры из жизни, где они наблюдали проявления указанного физического явления, выясняли пользу и вред от указанного явления.

    Материал излагался логично, на доступном уровне для понимания обучающимися, и в то же время, с применением научных терминов в соответствии с уровнем сложности содержания в учебнике. Ведущие идеи по данной теме выделены на отдельных слайдах в презентации, подготовленной учителем  к уроку. Содержание урока связано с современной жизнью и актуальностью данного вопроса, а также с интересами и потребностями учащихся.

    Средствами самого материала урока формировалось самостоятельное мышление, активная учебная деятельность и познавательные интересы обучающихся. Также на уроке имелась  возможность повторить ранее изученные темы  8 класса об электрических явлениях.

    Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

     Методы и приемы, применяемые на уроке, разнообразны:  проблемное задание,  самостоятельный анализ источника и поиск информации, решение в тетради задач на тему урока, тестирование, рефлексия. Учитель акцентировал  внимание обучающихся на ранее изученных понятиях и явлениях, используя для примеров  самостоятельный поиск информации в различных источниках (словарях, энциклопедиях, физических таблицах, учебнике), тем самым формируя информационную компетентность учащихся.

    В ходе урока обучающимся была предоставлена возможность познакомиться с разнообразными способами получения информации. Педагог знакомил их с навыками ведения дебатов, учил сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать собственную точку зрения по данному  вопросу. Качество усвоения нового материала определялось учителем в ходе урока обобщающими вопросами, делая акцент на наиболее важные моменты. Примечательно, что педагог выступал в роли организатора, предоставляя поле деятельности ученикам. На уроке больше говорили ученики, педагог лишь корректировал или актуализировал их выводы.

    Задания обучающиеся получали различной степени сложности, таким образом была создана ситуация успешности для каждого обучающегося.

    Учитель обладает высокой педагогической техникой: правильная дикция, темп речи, точность использования специальной терминологии. Он достаточно эмоционально излагает материал, умея заинтересовать аудиторию и держать ее внимание. В классе на протяжении всего урока соблюдалась дисциплина, учащиеся корректно высказывали критические замечания оппонентам, в момент обсуждения не мешали друг другу. Педагог своим примером показывал правила межличностного общения, внимательно выслушивая ребят, не перебивая, а задавая уточняющие вопросы.

    Анализ работы учащихся на уроке.

     На всех этапах урока сохранялась высокая активность и работоспособность учащихся, не ослабевал интерес к теме. Ребята владеют рациональными приемами работы на уроке, сами распределяют роли в группе, каждый выполняет свое задание, затем обсуждают полученные результаты и вырабатывают общую позицию. Наиболее активные ученики были  отмечены в конце урока. Учащиеся быстро ориентируются в различных источниках с целью поиска нужной информации.

    Учитель предъявляет к обучающимся единые требования в соблюдении орфографического режима, которые являются общими для всех предметников школы: учащиеся  ведут тетрадь по предмету объемом не менее 48 листов, в клетку, с полями. Тестовые работы обрабатывались обучающимися под кураторством учителя; красными чернилами выставлялись оценки и исправляются фактические, а также грамматические ошибки.

    Учащиеся имеют навыки самоконтроля при проверке тестовых заданий, при оценке устных выступлений, участия в блиц - опросах.

    Качество усвоения материала школьниками определялось в ходе устного опроса, тестовых заданий, участия в обсуждении проблемных вопросов и т.д., на данном уроке неудовлетворительной оценки не получил ни один ученик, «удовлетворительно» получили 3 человека, остальные работали на «хорошо» и «отлично». Критерии оценивания применяются постоянные, с ними учащиеся ознакомлены с начала учебного года, поэтому имеется возможность самоконтроля и взаимоконтроля.

    При работе с опережающими задачами  и выполнении проблемного задания школьники продемонстрировали осознанность знаний, умение вычленить в информации главное, сравнивать, анализировать, систематизировать полученную информацию на основе своих представлений об общих закономерностях данного физического процесса, умение работать с физической таблицей.

    При работе с примерами из жизни они различали особенности проявления нагревания проводников в быту и в жизни.

    В ходе  урока обучающиеся применяли приобретенные знания и умения в практической деятельности для понимания физических причин проявления закона Джоуля-Ленца. Они показали понимание особенностей прохождения электрического тока по проводникам, высказывали  собственные суждения. Ученики сделали выводы о следствиях и причинах нагревания проводников,  исходя из полученных знаний.

    Анализ домашнего задания.

     

    В своей педагогической практике учитель применяет различные методы и приемы проверки домашнего задания. На данном уроке проверка знаний, усвоенных на прошлых занятиях, была совмещена с решением устных аналитических и логических  задач в ходе  изучения нового материала.
    В начале урока были актуализированы знания учащихся по данной теме.

    Кроме того, учащиеся на уроке были мотивированы на закрепление ранее пройденной темы, и  получили дифференцированное домашнее задание,  с учетом степени подготовленности и интереса каждого ребенка. Домашнее задание носило творческий, развивающий характер, учитель предложил провести дома несколько экспериментов, проанализировать их, сделать отчет о работе, а так же сделать компьютерную презентацию на пройденную и закрепленную тему. Объем домашнего задания
    не превышал установленных норм для обучающихся 8 класса. Оно было посильно для выполнения всеми учащимися.  Предполагаемая учителем отдача от заданного на дом состояла в  систематизации знаний учащихся по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца».

    Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

    Санитарно-гигиенические условия урока соответствуют предъявляемым требованиям. Классная доска чистая, темного цвета, пригодна для закрепления наглядности при  помощи специальных держателей. Помимо доски, имеется экран для демонстрации слайдов. Мебель соответствует возрасту обучающихся, которые размещены в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья, зрения.

    В классе перед началом занятий произведена влажная уборка и проветривание помещения. Уровень освещенности соответствует нормам СанПИН.

    В ходе занятия учитель обращает внимание на осанку учащихся, а также применяет фрагменты релаксации  в виде прослушивания классической музыка Вивальди.

    Наглядность, раздаточный материал соответствуют нормам. Отсканированные документы четко просматриваются, величина букв соответствует шрифту учебника.

    При проведении урока полностью соблюдались правила охраны труда и техники безопасности.

    Психологический анализ урока.

     Психологическое состояние учащихся перед началом урока выражало готовность, собранность в связи с имеющейся предварительной мотивацией и домашней подготовкой. Тема занятия находила эмоциональный отклик учащихся на происходящее в классе.

    Применение учителем различных методов и приемов, чередование активного обсуждения в классе с самостоятельной работой, смена деятельности школьников способствовали сохранению заданного темпа на протяжении всего занятия и устойчивого внимания
    школьников. Отвлечение внимания от происходящего имело место у наименее подготовленных учащихся, не успевших в заданное время справиться с выполнением опережающих задач и заполнением таблицы с результатами, однако учитель «включал» их в работу класса, направляя консультантов на помощь отстающему, что в свою очередь, вызывало у них чувство ответственности и создавало положительный настрой.

    Тренировке и развитию памяти учащихся помогала организация урока: это и кратко-зрительный, и непроизвольный вид памяти при работе с заданиями, демонстрирующимися на экране, раздаточным материалом; это и организация на уроке основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения в ходе обсуждения и игровой ситуации.

    В процессе  работы с компьютерной презентацией  развивается воображение школьников. Через обсуждение проблемных вопросов и выполнение проблемного задания развивается мышление учащихся, и создаются условия для развития творческого мышления. Этой же цели служат задания, формирующие параметры мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование в части актуализации и закрепления материала.

    Педагог привлекает эмоции детей в процессе обучения, а не делает весь расчет на их мыслительную деятельность. Он дал возможность ученикам почувствовать себя в роли участника событий, выработать свою позицию.

    Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и коллектива класса в целом, формировал коммуникативные компетентности, давал навыки социальной адаптации, социального поведения на дороге и способность следовать нормам общепринятого поведения.

    Учитель владеет знаниями возрастной психологии, имеет психологический контакт
    с классом, обладает педагогическим тактом, следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика.

    Общие выводы, рекомендации:

     Урок проведен на высоком уровне. Цели, поставленные учителем, полностью достигнуты
    и соответствуют требованиям образовательных стандартов.
    Достоинства урока:

    •  интересная форма урока предоставляющая возможность формирования ключевых компетентностей обучающимся с учетом их возрастных особенностей, а именно социально-коммуникативной, а также развития творческого мышления и памяти учащихся;
    •  воспитательный эффект урока: готовность детей работать сообща, самостоятельно распределять роли, уважительное отношение к мнению других людей, толерантность, взаимное уважение, социализация поведения на дороге;
    •  разнообразие использованных методов и приемов, смена деятельности, позволяющие удерживать устойчивое внимание школьников на протяжении всех этапов урока;
    •  интересная находка для формирования у школьников компетентности - готовности делать осознанный выбор в виде выбора: пользу или вред несет явление нагревания проводников электрическим током;
    •  формирование информационной компетентности учащихся при закреплении новых понятий, терминов методом самостоятельной работы с различными видами информации, решение задач на опережающую тему;
    • координирующая роль учителя при активной деятельности учащихся;
    •  наличие подробного плана-конспекта урока с методическими указаниями к ведению игры, позволяющими педагогу контролировать смену деятельности учащихся на протяжении всего занятия и активизировать процесс обучения;

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока физики в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца"

    Предлагаю конспект урока по развитию информационной и коммуникационной компетентностей учащихся посредством работы с технологической картой учащегося, работы друг с другом, с учителем, с учебником. Не...

    Урок по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца".

    Урок №50 для 8 класса из раздела "Электрические явления"....

    Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

    Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"....

    Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

    Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"  с презентацией (Учебник физики в 8 классе авторов А.В.Перышки, Н.А.Роди...

    Разработка урока "нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца ", 8 класс

    Урок физики в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина с использованием ЭОР...

    Конспект урока по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца».

    Урок изучения нового материала, интегрированный урок (физика, математика, технология). При подготовке к уроку руководствовалась требованиями единого государственного стандарта, календарно-тематическим...

    Урок физики в 8 классе Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца

    Урок физики в 8 классеНагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - ЛенцаЦели урока:Образовательные:1) узнать причину нагревания проводников при прохождении по ним электрического тока;2) ...