Закон сохранения импульса. Реактивное движение
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Желнина Татьяна Александровна

                                                               

Предмет  физика

Класс        8

Тема урока: Закон сохранения импульса. Реактивное движение

 

Цель урока: изучить закон сохранения импульса, познакомиться с особенностями реактивного движения. Раскрыть учащимся прикладное значение закона сохранения импульса на примере реактивного движения.

Планируемые образовательные результаты:

1. (предметный результат):

формирование представлений об импульсе, реактивном движении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся;

2. (метапредметный результат):

развитие умения вырабатывать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений;

3. (личностный результат):

формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления .

Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.

Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

 Опорные понятия, термины: импульс тела, импульс силы, изменение количества движения, ЗСИ, реактивное  движение.

Новые понятия: Замкнутая система, зависимость скорости движения от массы тела, отсутствие импульса при сохранении массы тела, реактивное движение в природе и технике.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний с использованием информационных технологий.

Форма урока: комбинированный

 

 УМК:   В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев  Физика. 8 класс. Академический школьный учебник . – М.: Просвещение, 2012г. (УМК  Сферы)

 Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук со звуковыми колонками, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал. Учебник:  физика, 8 класс, авторов  В.В. Белага,  И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев , СД – с  мультимедийной  обучающей системой , тетрадь – тренажер, тетрадь – практикум, задачник, ЭП .

Оборудование к уроку: штатив с двумя металлическими шариками на нити , пластиковая бутылка, насос , воронка с трубкой и Г –образным наконечником , сосуд с водой.

                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakon_sohraneniya_impulsa._reaktivnoe_dvizhenie_2.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Технологическая карта

Класс:  8

Предмет:  физика

Тема урока:  Закон сохранения импульса. Реактивное движение

Цель урока: изучить закон сохранения импульса, познакомиться с особенностями реактивного движения. Раскрыть учащимся прикладное значение закона сохранения импульса на примере реактивного движения.

Планируемые образовательные результаты: 

1. (предметный результат):

формирование представлений об импульсе, реактивном движении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся;

2. (метапредметный результат):

развитие умения вырабатывать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений;

3. (личностный результат):

формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления .

Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.

Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

                                                                Характеристика этапов урока:

Этап урока

Содержание

Время

(в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Подготовительный этап. Оргмомент.

1мин

Приветствие.

Наш урок я хочу начать словами персидского и таджикского поэта Фирдоуси

Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Проверка домашнего задания

Интерактивный тренажёр по теме «Импульс силы. Импульс тела»

5 мин

Комментирование вопросов и ответов.

Выполнения теста, работа с интерактивным тренажёром. Обсуждение выполненных заданий.

Р. Контроль полученного результата, умение находить и исправлять ошибки.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Основной этап урока.

Изучение нового материала

Физминутка

Работа в группах. Первичное закрепление изученного материала

Самостоятельное изучение темы «Реактивное движение»

Формирование умений и навыков

Предъявление опорного конспекта

Подведение итогов урока (рефлексия)

Информация о домашнем задании

Просмотр презентации

 

11 мин

1 мин

6мин

8 мин.

2 мин

2 мин

3 мин

1 мин.

1.Введение темы урока

Постановка проблемы:

Почему взлетает ракета?

Запуск модели космической ракеты. ( создать модель ракеты из пластиковой бутылки).

Пустую пластиковую бутылку закрыть резиновой пробкой с трубкой. Перевернув бутылку вверх дном, закрепить в лапке штатива . В процессе нагнетания воздуха в трубку давление в ней растет. При достижении критического давления бутылка взлетает.

Постановка целей урока.

Воздух выходит из ракеты в одну строну, а сама ракета летит в противоположную сторону. Это и есть реактивное движение, изучению которого мы и посвятим наш урок.

Видеоролик «полет ракеты» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/07604fe0-cb89-4709-908b-428f97aab0fb/9_185.swf 

А как вы думаете, какой закон поможет объяснить механизм реактивного движения

 

                                              Для импульса справедлив фундаментальный закон природы, называемый законом сохранения импульса. Открывший этот закон в 12в Декарт в одном из своих писем написал: «Я принимаю, что во Вселенной, во всей созданной материи есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».

Импульс обладает интересным свойством, которое есть у немногих физических величин.

Это свойство сохранения.

Видеофрагмент

«Взаимодействие системы металлических шаров»

Мы видим, что при соударении шаров происходит передача импульсов. То же самое мы наблюдали в эксперименте с двумя металлическими шарами.

Учитель проводит зарядку для глаз

Учитель раздает карточки с определенной ситуацией взаимодействия тел.

Комментарии  по выполненным работам.

Посмотрим несколько примеров применения закона сохранения импульсов.

Видеофрагменты: «Ружье и пуля»

«Пушка и снаряд» ЭП

Учитель рассказывает о  том, что закон  сохранения импульса  -  основа реактивного движения

 Понятие «реактивного движения»

Движение, возникающее как результат отделения некоторой части от тела со скоростью V, называют реактивным движение

Иллюстрация анимаций « устройство современных ракет», « многоступенчатые ракеты» ЭП

Рассказ учителя  о вкладе российских ученых в развитие ракетной техники по слайдам № 21 - 28

Решение качественных задач по слайдам № 29,30

Учитель кратко пересказывает материал по конспекту

1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2.Как проявляется закон сохранения импульса при столкновении?

3.Какой закон объясняет механизм возникновения реактивного движения?  

4. Имена  каких российских ученых, внесших вклад в развитие ракетной техники, вы запомнили?

Комментирует домашнее задание:

 Обязательное домашнее задание

Выучить  §58,59 учебника; задачник № 9.27, 9. 28 тетрадь – тренажер стр 96-99

Дополнительное домашнее задание

составить  презентацию  по теме: « Реактивное движение»

Учащиеся

записывают тему урока в тетрадях

Ответы учащихся:

 Это закон сохранения импульса.

Учащиеся записывают основные сведения новой темы в тетрадь

Учащиеся выполняют зарядку для глаз

Учащиеся записывают закон сохранения импульса для конкретной ситуации, показанной на карточке.

Первая группа работает с карточками слайды № 8, 9. Вторая - №11,12.

Проверка групповых работ по слайдам № 10,13 . Запись в тетрадь после проверки

Учащиеся вступают в диалог

Запись в тетрадь определения реактивного движения

(Слайд№ 14)

Работа  со слайдами. Диалог

Слайд №15

По принципу реактивного движения перемещаются каракатицы, кальмары, медузы, осьминоги.

 

Медузы на 90% состоят из воды.

Слайд 17

Зрелые плоды « бешенного огурца» с силой выбрасывают семена , а сами огурцы отлетают в противоположную сторону.

Учащиеся вступают в диалог и решают качественные задачи

Учащиеся делают запись в тетрадь

Слайд31

Учащиеся заполняют барометр настроения

Учащиеся  записывают

домашнее задание

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р. Планировать цель, определять деятельность.

К. уметь слушать и понимать речь других.

К. уметь слушать и понимать речь других.

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли

П. сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать.

К. уметь слушать и понимать речь других.

Л. Аккуратность, точность записи в тетради.

Р.Умение самостоятельно и в группах адекватно анализировать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Формирование умений воспринимать и перерабатывать информацию и представлять её в словесной форме, овладение навыками планирования и оценки результатов своей деятельности.

К. умение вести диалог, выслушивать мнение других, организовывать

Л. Аккуратность, точность записи в тетради.

Л. Умение работать самостоятельно.

К. участвовать в коллективном обсуждении вопросов; умение вступать в диалог. умение вести диалог, выслушивать мнение других

Л. Аккуратность, точность записи в тетради.

Р.Работать по плану, сверяясь с целью.

Л.Формирование позитивной самооценки.

Р.Оценивание собственной деятельности на уроке.

П. анализировать, обобщать, сравнивать.

Л. Аккуратность, точность записи в дневнике. Выбор задания, как поступить.

                                                         СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике.   Физика: еженедельная методическая газета для преподавания физики, астрономии и естествознания. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - №34. – С.9-13.

2.  «Открытая физика 1.1». ©2004. ООО «Физикон», www/phisicon.ru. Полный мультимедиа курс физики, разработанный под руководством профессора Козела С.М., (МФТИ). Механика, термодинамика, колебания и волны, электромагнетизм, оптика, квантовая физика.

  3.  Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в  системе образования.- М.: Издательский   центр «Академия».2009u.

  4. Каталог Интернет-ресурсов по физике . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Закон сохранение импульса. Реактивное движение".

Урок проводился в 10м классе  как повторительно-обобщающий. скачать Ход Урока...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"

Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"...

Закон сохранения импульса.Реактивное движение.

Урок в 10 классе после  изучения понятия импульса и закона сохранения импульса....

Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Открытый урок физики в 9 классе.                Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ....

Анисимова В.В.Технологическая карта урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". 9 класс

Технологическая карта урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". 9 классУчебник Физика 9 класс. Пурышева Н. С., Важеевская Н.Е.: М.- Дрофа,2016 г....