Рабочая программа по физике, 9 кл
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Шевырева Ольга Дмитриавна

Данный материал содержит рабочую программу по физике, 9 кл по учебнику Пёрышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch._progr._9_kl-fizika_shevyreva_o.d.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____/Олейникова З. В./      

Протокол заседания ШМО №1

от «29» августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1

________/Гудова Г.Н./

     «30» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ

Калачеевская СОШ № 1

_____________/Ивонина Т.В.

Приказ № 142 от «01» сентября

 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике, 9 класс

Шевырева Ольга Дмитриевна

учитель химии, ВКК

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «31» августа 2016 г.

2016 - 2017  учебный год


1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

        Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

• умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения: зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца;

• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

        Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•  пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

2. Содержание тем учебного курса

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Законы взаимодействия и движения тел

25

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

15

1

1

Электромагнитное поле

12

1

1

Строение атома и атомного ядра

14

2

1

Резерв

2

Всего

68

6

5

3. Поурочное (учебно-тематическое) планирование

Количество часов на год: в неделю - 2 часа, всего - 68 часов.

Предлагаемое планирование рассчитано на 2 часа физики в неделю. В рамках данного курса выделен внутрипредметный модуль "Физический эксперимент", на который приходится 14 часов рабочего времени, темы этого модуля в календарно-тематическом плане выделены курсивом. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки

Вид контроля

Дата

Законы взаимодействия и движения тел. (25 ч)

1

Инструктаж по технике безопасности. Материальная точка и система отсчёта

Изучение нового материала

Инструктаж по технике безопасности. Знать понятия: механическое движение, система отсчета

Уметь привести примеры механического движения

Физический диктант, упражнения после §

5.09

2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Комбинированный

Знать понятия: траектория, путь и перемещение

Уметь объяснить их физический смысл

Физический диктант, упражнения после §

7.09

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач.

Комбинированный

Знать понятия: прямолинейное равномерное движение

Уметь описать и объяснить

Самостоятельная работа, упражнения после §

12.09

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Комбинированный

Уметь строить графики x(t), v(t)

Самостоятельная работа, упражнения после §

14.09

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Комбинированный

Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение

Физический диктант

19.09

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Комбинированный

Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении

Уметь объяснить физический смысл

Самостоятельная работа

21.09

7

Обобщение материала по кинематике

Закрепление знаний

Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике

Самостоятельная работа

26.09

8

Относительность механического движения

Комбинированный

Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости

Самостоятельная работа

28.09

9

ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)

Оформление работы, вывод

3.10

10

Контрольная работа №1 по теме  «Прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное движения»

Контроль и оценивание знаний

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение

Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины

5.10

11

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона

Изучение нового материала

Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета

Тестирование (определения, примеры)

10.10

12

Второй закон Ньютона

Изучение нового материала

Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в системе СИ. Написать формулу и объяснить

Физический диктант

12.10

13

Третий закон Ньютона

Комбинированный

Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить

Фронтальный опрос

17.10

14

Свободное падение.

Комбинированный

Объясняют свободное падение (физический смысл)

Самостоятельная работа

19.10

15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач на свободное падение

Изучение нового материала

Уметь применять формулы при решении задач

Фронтальный опрос

24.10

16

Закон всемирного тяготения.

Комбинированный

Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить.

Самостоятельная работа

26.10

17

Урок-решение задач

Применение знаний и умений

Применение формул при решении типовых задач

Самостоятельная работа

7.10

18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Комбинированный

Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей

Ответы на вопросы после параграфа

9.11

19

ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Оформление работы, вывод

14.11

20

Прямолинейное и криволинейное движение.

Комбинированный

Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;

физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости

Самостоятельная работа

16.11

21

Движение тела  по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли

Изучение нового материала

Знать формулы и уметь применять их при решении задач. Уметь рассчитывать первую космическую скорость

Самостоятельная работа

21.11

22

Урок-решение задач. Подготовка к контрольной работе

Закрепление знаний

Обобщение и систематизация знаний. Применение формул при решении типовых задач

Самостоятельная работа

23.11

23

Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики»

Контроль и оценивание знаний

Уметь применять знания при решении типовых задач

Контрольная работа

28.11

24

Импульс тела.

Закон сохранения импульса

Комбиниро-ванный

Знать понятия: импульс тела и импульс силы

Уметь применять знания при решении типовых задач

Самостоятельная работа

30.11

25

Реактивное движение.

   Ракеты.

Комбиниро-ванный

Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить

Физический диктант

5.12

Механические колебания и волны. Звук. (15 ч)

26

Колебательное движение. Свободные колебания.

Изучение нового материала

Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры

Физический диктант

7.12

    27

Величины, характеризующие колебательное движение

Комбиниро-ванный

Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить

Фронтальный опрос

12.12

28

Решение задач.

Закрепление знаний

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа

14.12

29

Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении

Комбиниро-ванный

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела

Самостоятельная работа

19.12

30

ЛР №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

Практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Оформление работы, вывод

21.12

31

Затухающие колебания. Превращение энергии при колебательном движении.

Комбиниро-ванный

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела

Самостоятельная работа

26.12

32

Вынужденные колебания. Резонанс.

Комбиниро-ванный

Знать определение резонанса и объяснять его.

Фронтальный опрос

28.12

33

Повторный инструктаж по технике безопасности. Распространение колебаний в упругой среде. Волны продольные и поперечные.

Изучение нового материала

Знать определение механических волн. Основные характеристики волн

Фронтальный опрос

16.01

34

Длина волны, скорость распространения волн.

Комбиниро-ванный

Знать характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве

Беседа по вопросам параграфа

18.01

35

Источники звука. Звуковые волны

Комбиниро-ванный

Знать понятие «звуковые волны», привести примеры

Фронтальный опрос

23.01

36

Высота и тембр звука. Громкость звука

Комбиниро-ванный

Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость

Беседа по вопросам

25.01

37

Распространение звука. Скорость звука

Комбиниро-ванный

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах

Беседа по вопросам

30.01

38

Отражение звука

Комбиниро-ванный

Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить

Самостоятельная работа (решение типовых задач)

01.02

39

Обобщение знаний по теме "Колебания и волны"

Закрепление знаний

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа

06.02

40

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Контроль и оценивание знаний

Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Контрольная работа

08.02

Электромагнитное поле (12 ч)

41

Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля

Изучение нового материала

Знать понятие «магнитное поле». Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков

Беседа по вопросам

13.02

42

Направление тока и направление магнитных линий.

Комбиниро-ванный

Знать и уметь применять правило правого винта

Решение качественных задач

15.02

43

Действие магнитного поля на проводник с током

Комбиниро-ванный

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)

Самостоятельная работа

20.02

44

Индукция магнитного поля

Комбиниро-ванный

Знать силовую характеристику магнитного поля – индукцию

Самостоятельная работа

22.02

45

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции

Изучение нового материала

Знать понятия: магнитный поток, электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить

Самостоятельная работа

27.02

46

ЛР №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Практикум

Знать: понятие «электромагнитная индукция»; технику безопасности при работе с электроприборами

Оформление работы, вывод

01.03

47

Получение переменного электрического тока

Комбиниро-ванный

Знать способы получения электрического тока.

Уметь объяснить

Самостоятельная работа

06.03

48

Электромагнитное поле

Комбиниро-ванный

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования

Тест

13.03

49

Электромагнитные волны

Изучение нового материала

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн

Беседа по вопросам

15.03

50

Шкала электромагнитных волн

Изучение нового материала

Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры

Решение качественных задач

20.03

51

Электромагнитная природа света

Изучение нового материала

Знать историческое развитие взглядов на природу света

Беседа по вопросам (шкала э-м волн)

22.03

52

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Контроль и оценивание знаний

Систематизация знаний по теме

Контрольная работа

03.04

Строение атома и атомного ядра. (15 ч)

53

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

Изучение нового материала

Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей)

Беседа по вопросам

05.04

54

Строение атома. Схема опыта Резерфорда

Комбиниро-ванный

Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях

Самостоятельная работа

10.04

55

Радиоактивные превращения атомных ядер

Комбиниро-ванный

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности

Физический диктант

12.04

56

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Состав атомного ядра.

Комбиниро-ванный

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений. Знать строение ядра атома, модели

Тест

17.04

57

Ядерные силы Энергия связи. Дефект масс

Изучение нового материала

Знать понятие «прочность атомных ядер». Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс

Физический диктант Самостоятельная работа

19.04

58

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор

Изучение нового материала

Понимать механизм деления ядер урана. Понимать механизм деления ядер урана

Самостоятельная работа

24.04

59

ЛР №5 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков»

Комбиниро-ванный

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Оформление работы, вывод

26.04

60

Атомная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений

Комбиниро-ванный

Знать преимущества и недостатки атомных электростанций. Знать правила защиты от радиоактивных излучений

Беседа

03. 05

61

Обобщение знаний по теме " Строение атома и атомного ядра "

Закрепление знаний

Обобщение и систематизация знаний

8.05

62

Контрольная работа №  5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Контроль и оценивание знаний

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»

10.05

63

Подготовка к экзамену

Закрепление знаний

Уметь решать задачи

15.05

64-68

Резерв 5 ч

17.05

22.04

3 резервных урока не запланированы, т. к.  приходятся на праздничные дни.

Приложение

Учебно-методический комплект:

п\п

Авторы, составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-9кл: учебник для общеобразоват. учреждений

2016

М. Дрофа

2.

С. В. Боброва

Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е. М. Гутник

2007

Волгоград: Учитель

3.

Н. И. Зорин

Элективный курс "Элементы биофизики": 9 класс

2007

М.: ВАКО

4.

Волков В. А.

Поурочные разработки по физике к учебнику А. В. Пёрышкина. 9 класс

2007

М. Дрофа

5.

В. А. Волков

Тесты по физике: 7-9 классы

2009

М.: ВАКО

6.

Губанов В.В.

Лабораторные работы. Контрольные задания. 9-й класс.

2016

Саратов: «Лицей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...