Лабораторная работа 11 класс
материал по физике (11 класс) на тему
Лабораторная работа 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota1.doc | 41.5 КБ |
laboratornaya_rabota_2.doc | 187.5 КБ |
laboratornaya_rabota3.doc | 112 КБ |
laboratornaya_rabota5.doc | 50.5 КБ |
laboratornaya_rabota_6.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя:____________________________________________________
Лабораторная работа №1
«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Цель работы: убедиться в том, что однородное магнитное поле оказывает на рамку с током ориентирующее действие.
Приборы и материалы: катушка-моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, ключ, магнит дугообразный или полосовой.
Тренировочные задания и вопросы
- В 1820 г. Х. Эрстед обнаружил действие электрического тока на ___________________________
_____________________________________________________________________________________
- В 1820 г. А. Ампер установил, что два параллельных проводника с током __________________________
___________________________________________________________________________________________
- Магнитное поле может быть создано:
а). _________________________________________________________________________
б). __________________________________________________________________________
в). __________________________________________________________________________
4. Что является основной характеристикой магнитного поля? В каких единицах в системе СИ измеряется?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- За направление вектора магнитной индукции в том месте, где расположена рамка с током, принимают _________________________________________________________________________________
- В чём состоит особенность линий магнитной индукции? _______________________________________
__________________________________________________________________________________________
- Правило буравчика позволяет______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Формула силы Ампера имеет вид: _______________________________________________________
- Сформулируйте правило левой руки:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
10. Максимальный вращательный момент М, действующий на рамку с током со стороны магнитного поля, зависит от ____________________________________________________________________________
11. В однородном магнитном поле с индукцией 10 мТл перпендикулярно линиям индукции взлетает электрон с кинетической энергией 30 кэВ. Каков радиус кривизны траектории движения электрона в поле?
Ход работы
- Соберите цепь, подвесив на гибких проводах катушку-моток.
- Расположите дугообразный магнит под некоторым острым углом (например ) к плоскости катушки-мотка и, замыкая ключ, пронаблюдайте движение катушки-мотка.
- Повторите опыт, изменив сначала полюсы магнита, а затем направление электрического тока.
- Зарисуйте катушку-моток и магнит, указав направление магнитного поля, направление электрического тока и характер движения катушки-мотка.
- Объясните поведение катушки мотка с током в однородном магнитном поле.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Расположите дугообразный магнит в плоскости катушки-мотка (). Повторите действия, указанные в пункте 2 – 5.
- Зарисуйте катушку-моток и магнит, указав направление магнитного поля, направление электрического тока и характер движения катушки-мотка.
- Расположите дугообразный магнит перпендикулярно плоскости катушки-мотка (). Повторите действия, указанные в пункте 2 – 5.
- Зарисуйте катушку-моток и магнит, указав направление магнитного поля, направление электрического тока и характер движения катушки-мотка.
- Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя:____________________________________________________
Лабораторная работа № 2
«Изучение явления электромагнитной индукции»
Цель работы: изучить одно из самых важных явлений электромагнетизма – явление электромагнитной индукции.
Приборы и материалы: источник тока, гальванометр, катушка 1, железный сердечник, подковообразный магнит, магнитная стрелка, реостат, ключ, витки проволоки или катушка 2, диаметр которой больше диаметра катушки 1.
Тренировочные задания и вопросы
- Определите индуктивность катушки, которую при силе тока 8,6 А пронизываем магнитный поток 0,12 Вб.
- В катушке индуктивностью 0,6 Гн сила тока 20 А. Какова энергия магнитного поля катушки?
- Магнитный поток, пронизывающий замкнутый контур проводника сопротивлением 2,4 Ом, равномерно изменился на 6 Вб за 0,5 с. Какова сила индукционного тока в этот момент?
Ход работы
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ
Соберите схему согласно рисунку. В катушку вставьте железный сердечник. Замкните цепь, заметьте при этом, в какую сторону отклонится стрелка гальванометра. С помощью магнитной стрелки установите расположение магнитных полюсов катушки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ПЕРВЫЙ ОПЫТ
С помощью магнита вынимайте из катушки и вставляйте в неё железный сердечник. Постарайтесь заметить влияние скорости движения железного сердечника вдоль катушки на значение силы тока, проходящего через гальванометр. Записывайте наблюдения, в частности в какую сторону отклоняется стрелка.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- ВТОРОЙ ОПЫТ
Соберите схему согласно рисунку. При этом катушка 2 или мотки проволоки надеты на катушку 1.
Замкните цепь и разомкните. Запишите наблюдения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подтвердите или опровергните правило Ленца.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о влиянии скорости движения сердечника на силу индукционного тока.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте результаты второго опыта. Согласуются ли они с правилом Ленца?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 3
«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
Цель работы: вычислить ускорение свободного падения и оценить точность полученного результата.
Приборы и материалы: часы с секундной стрелкой, измерительная лента с погрешностью , шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.
Тренировочные задания и вопросы
- Свободными колебаниями называются ______________________ ___________________________
_____________________________________________________________________________________
- При каких условиях нитяной маятник можно считать математическим? __________________________
___________________________________________________________________________________________
- Период колебаний – это ______________________________________________________________
- В каких единицах в системе СИ измеряется:
- Период
- Частота
- Циклическая частота
- Фаза колебаний
- Запишите формулу периода колебаний математического маятника, полученную Г. Гюйгенсом. ___________________________________________________________________________________________
- Циклическая частота колебаний маятника равна рад/с. Найдите период и частоту колебаний маятника.___________________________________________ _______________________________________
__________________________________________________________________________________________
- Уравнение движения маятника имеет вид . Определите амплитуду, период и частоту колебаний.___________________ ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы
- Установите на краю стола штатив, у его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 2 – 5 см от пола.
- Измерьте лентой длину маятника.
_________________
- Отклоните маятник от положения равновесия на 5 – 8 см и отпустите его.
- Измерьте время 30 – 50 полных колебаний (например N = 40).
________________
- Повторите опыт ещё 4 раза (число колебаний во всех опытах одинаковое).
____________;_____________; ____________; ____________
- Вычислите среднее значение времени колебаний.
.
- Вычислите среднее значение периода колебаний.
.
- Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
№ опыта | , с | , с | , с | , м | , с | , м | , м/с | , м/с | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
- Вычислите ускорение свободного падения по формуле: .
- Вычислите абсолютные погрешности измерения времени в каждом опыте.
- Вычислите среднюю абсолютную погрешности измерения времени.
- Вычислите относительную погрешность измерения по формуле:
, где
- Вычислите абсолютную погрешность измерения .
- Запишите результат в виде
- Сравните полученный результат со значением 9,8 м/с.
- Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя: _______________________________________________________
Лабораторная работа №5
«Определение оптической силы и
фокусного расстояния собирающей линзы»
Цель работы: определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы.
Приборы и материалы: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, содержащем букву, источник тока, ключ, соединительные провода, экран, направляющая рейка..
Тренировочные задания и вопросы
- Линзой называется ____________________________________________________________________
- Тонкая линза — это ____________________________________________________________________
- Покажите ход лучей после преломления в собирающей линзе.
- Оптическая сила линзы - это _________________________________________________________.
- Как изменится фокусное расстояние линзы. Если температура её повысится?
- При каком условии изображение предмета, получаемое с помощью собирающей линзы. Является мнимым?
- Источник света помещён в двойной фокус собирающей линзы, фокусное расстояние которой 2 м. На каком расстоянии от линзы находится его изображение?
- Постройте изображение в собирающей линзе. Дайте характеристику полученному изображению.
Ход работы
- Соберите электрическую цепь, подключив лампочку к источнику тока через выключатель.
- Поставьте лампочку на один край стола, а экран - у другого края. Между ними поместите собирающую линзу.
- Включите лампочку и передвигайте линзу вдоль рейки, пока на экране не будет получено резкое, уменьшенное изображение светящейся буквы колпачка лампочки.
- Измерьте расстояние от экрана до линзы в мм.
- Измерьте расстояние от линзы до изображения в мм.
- При неизменном d повторите опыт еще 2 раза, каждый раз заново получая резкое изображение.
7. Вычислите среднее значение расстояния от изображения до линзы.
8. Вычислите оптическую силу линзы.
9. Вычислите фокусное расстояние линзы
10. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
№ опыта | , дптр | , дптр | ||||
11. Измерьте толщину линзы в мм.
12. Вычислите абсолютную погрешность измерения оптической силы линзы по формуле:
13. Запишите результат в виде
Вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №5
«Наблюдение интерференции и дифракции. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решётки»
Цель работы: измерить длину световой волны с помощью дифракционной решётки.
Приборы и материалы: дифракционная решетка с периодом мм или — мм, штатив, линейка с держателем для решетки и черным экраном с щелью посредине, который может перемещаться вдоль линейки, источник света.
Примечание. В этой работе погрешность измерений длин волн не оценивается из-за некоторой неопределенности выбора середины части спектра данного цвета.
Тренировочные задания и вопросы
- Дисперсией света называется_______________________________________________________
- Интерференция световых волн – это_________________________________________________
- Сформулируйте принцип Гюйгенса-Френеля._________________________________________
- Дифракционная решетка представляет собой__________________________________________
- Максимумы у дифракционной решетки возникают при условии__________________________
- На дифракционную решетку с периодом 2 мкм нормально падает монохроматическая волна света. Определите длину волны, если .
- Почему частицы размером менее 0,3 мкм в оптическом микроскопе не видны?_____________
- Зависит ли положение максимумов освещенности, создаваемых дифракционной решеткой, от числа щелей? ____________________________________________________________________
- Рассчитайте разность хода волн монохроматического света (), падающих на дифракционную решетку и образующих максимум второго порядка.______________________
Ход работы
- Включите источник света.
- Глядя сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света и перемещая решетку в держателе, установите ее так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.
- Установите экран на расстоянии приблизительно 50 см от решетки.
- Измерьте расстояние от дифракционной решетки до экрана.
- Измерьте расстояние от щели экрана до линии первого порядка красного цвета слева и справа от щели, слева:
Слева:
Справа:
- Вычислите длину волны красного цвета слева от щели в экране.
;
- Вычислите длину волны красного цвета справа от щели в экране.
- Вычислите среднее значение длины волны красного цвета.
;
9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Цвет в спектре | Расположение спектра | k | d | a | b | ||
Красный | Слева от щели | ||||||
Справа от щели | |||||||
фиолетовый | Слева от щели | ||||||
Справа от щели |
- Повторите измерение и вычисления для фиолетового цвета.
- Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне, с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...
лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс
Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...
Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)
Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....
Методическое пособие по проведению лабораторных работ по штукатурно-малярным работам для 5-9 классов
Задания по лабораторным работам....
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ГАЗООБМЕН, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА CO2» НА СОВРЕМЕННОМ ЛАБОРАТОРНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ
Авторская разработка лабораторной работы...