применение интерактивной методики на уроке физики
методическая разработка по физике на тему

Буякова Елена Викторовна

даются характеристики интерактивных методов обучения, их достоинства и недостатки

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        В В Е Д Е Н И Е

   Объектом исследования данной работы является процесс изучения физики в средней школе.  Предметом исследования  является возможность применения интерактивного подхода к обучению физике в современной общеобразовательной школе.

     Цель работы: ознакомление с методикой проведения интерактивных уроков.

     Задачи исследования:

  • анализ литературы по данной проблеме;
  • разработка системы уроков по теме исследования;
  • апробация уроков в школе.

Методы исследования:

  • теоретические
  • экспериментальные.

1.   Особенности интерактивных технологий

1.1. Понятие об интерактивных методах обучения

    Одной из разновидностей педагогических технологий является интерактивная технология. Под интерактивными подразумеваются специальные способы и механизмы, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие. Следовательно интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение.

     Назначение интерактивного обучения состоит в том, чтобы, во-первых, передать знания; во-вторых научить детей осознавать ценность других людей.

     В работе О.В.Комарницкой указаны следующие задачи и принципы интерактивного обучения.

   Задачи :

  • решение учебных поведенческих заданий;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • установление эмоционального контакта между учащимися;
  • обучение работе в команде;
  • снятие нервной нагрузки школьников;
  • предоставление возможности менять формы деятельности учащихся [8].

     Принципы:

  • индивидуализации программ, темпа, путей (это возможно когда ребенок взаимодействует с различными партнерами);
  • взаимодействия всех со всеми;
  • сведения групп;
  • самоуправления (дети вовлечены в планирование, организацию, управление учебным процессом).

     Принципы интерактивной работы можно представить в виде таблицы 1:

одновременное взаимодействие

 все учащиеся работают в

 

одно и тоже время

 

 

одинаковое участие

все учащиеся работают в

 

одно и тоже время

 

 

позитивное взаимодействие

группа выполняет задание при

 

успешной работе каждого

 

 учащегося

 

 

индивидуальная ответственность

при работе в группе у каждого

 

ученика свое задание

Таблица1

одновременное взаимодействие

 все учащиеся работают в

 

одно и тоже время

 

 

одинаковое участие

все учащиеся работают в

 

одно и тоже время

 

 

позитивное взаимодействие

группа выполняет задание при

 

успешной работе каждого

 

 учащегося

 

 

индивидуальная ответственность

при работе в группе у каждого

 

ученика свое задание

Таким образом, интерактивное обучение – это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой обеспечение комфортных условий, при которых каждый учащийся чувствовал бы свои успехи, интеллектуальные способности, продуктивность обучения, исключение доминирования одной мысли перед другими. Особенно эффективным оно является в тех областях, при решении таких задач, где не существует готовых способов деятельности. Эффективность интерактивных форм обучения по сравнению с традиционными иллюстрирует пирамида обучения, рис.1.

лекция-5% усвоения

чтение-10% усвоения

видео-аудио материалы

-20% усвоения

демонстрации-30% усвоения

дискуссионные группы -50% усвоения

               

практика через действие

-75%усвоения

обучение других, применение полученных знаний сразу-90%

                                                                                                Рис.1.

1.2. Краткая характеристика интерактивных методов обучения.

По данным О.В.Комарницкой, методы интерактивной работы можно разделить на четыре основных группы:

  1. Кооперативная учебная деятельность – организация обучения в малых группах, объединенных общей учебной целью. К ним можно отнести:
  • работа в парах;
  • сменные тройки;
  • два, четыре, все вместе (экспертные группы);
  • перекрестные группы;
  • карусель;
  • аквариум;
  • проектная работа.

  1. Фронтальная работа – методы, в которых предполагается работа всего класса:

       

  • круг знаний;
  • микрофон (интервьюирование);
  • мозговой штурм;
  • обучая – учусь (броуновское движение);
  • пила;
  • кейс-метод;
  • дерево решений.

  1. Дискуссионное обучение – широкое публичное обсуждение какого либо   спорного вопроса:
  • пирамида;
  • самоанский круг;
  • шумовая группа;
  • дискуссия в форме ток-шоу;
  • дебаты;
  • бесконечная цепочка.

  1. Игровое обучение – построение учебного процесса путем вовлечения       ученика в игру:
  • ролевая группа;
  • упрощенное судебное заседание;
  • игра-путешествие;
  • ролевые игры (драматизация, разыгрывание сценки);
  • имитации.

Дадим краткую характеристику некоторым из этих методов.

Экспертные группы.

     Учащиеся в группе рассчитываются на «1», «2», «3», «4». Каждому члену группы дается для выполнения своя часть задания. Учащиеся из разных групп, имеющие одинаковую часть задания и одинаковый номер, собираются в отдельные группы для выполнения задания, обмена мыслями и идеями, достижения консенсуса по результатам совместной работы. При необходимости экспертам выдаются справочные материалы. Выполнив задание, учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, чтобы поделиться результатами своей работы, обсудить информацию, сообщая то, чему они обучились в экспертных группах.

Информационный пропуск (пила).

     Создается ситуация общения, когда участники владеют разной информацией. При использовании этого метода текст делится на на несколько частей (по количеству учащихся в группе) или используется несколько текстов по одной теме. Эти части раздают каждому учащемуся в группе для чтения. Потом они общаются друг с другом, чтобы узнать смысл каждой части или разные точки зрения на одну тему.

     Мозговая атака.

     Учащимся предлагается проблема, а они предлагают различные идеи для ее решения без вмешательства учителя.

     Шумовая группа.

     Группы учащихся проводят краткое обсуждение для продуцирования идей, поиска ответа на специфические вопросы.

     Изучение случаев (кейс-метод).

     Учащимся предлагается описание реальной ситуации (вербально или дается текст). Изучая предложенный случай, учащиеся анализируют причины успеха или неудачи описанных действий.

     Перекрестные группы.

     Учащиеся работают в группах над выполнением определенного задания, потом по два ученика из каждой группы переходят в другие группы и обмениваются результатами своей работы.

     Проектная работа.

     Заданием является разработка соответственной модели, процедуры, схемы, во время которого ученики приобретают исследовательские навыки. Проекты могут быть долговременными, на выполнение которых выделяется несколько уроков, и кратковременными, которые можно разработать на протяжении урока или даже его части. Подготовка, выполнение и презентация проекта занимают больше времени, чем выполнение традиционных заданий. Но не вся проектная работа должна выполняться на уроке. Учащиеся могут продолжать работать над ним дома, особенно, если в группе четко распределены задания между участниками.

     Пирамида (снежный шар).

     Класс делится на пары, которые выполняют определенное задание. Через некоторое время пары объединяются и продолжают обсуждение. Этот процесс продолжается, пока все ученики класса не объединятся в одну группу.

     Интервьюирование.

     Учащимся предлагается в группах подготовить 1-2 вопроса для проведения устного опроса по определенной теме. Вопросы записываются на доске, на рейтинговой основе определяются наиболее удачные. По одному представителю каждой группы выходят за пределы класса для проведения опроса работников и посетителей школы, граждан на улице. После возвращения ученики сообщают в группах или классу о результатах своей работы. Другой вариант – каждый ученик проводит опрос как домашнее задание, которое потом используется в учебном процессе на уроках.

     Ролевая группа.

     С целью активизации учащихся во время изучения материала им предлагается коммуникативное задание, для выполнения которого учащиеся получают соответствующие социальные роли и должны вести себя соответственно со своей ролью и определенной ситуацией.

    Круг знаний.

     Ученики в группе по очереди выполняют короткое задание за определенный промежуток времени.  Например, перечислить определенные явления, привести признаки явления, субъекта, объекта. Потом результаты зачитывают вслух, обмениваются своими записями с другой группой, обсуждают их.

1.1.3. Достоинства и недостатки интерактивных методов

                                                                                                                   Таблица 2

   

Критерии    

сравнения

Пассивное Обучение

Интерактивное обучение

 

 

 

 

 

 

1.Обьем информации

За короткий промежуток

Небольшой объем инфор-

 

 

 

времени можно "пройти"

мации требует значитель-

 

 

большой объем инфор-

ного времени

 

 

мации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Глубина изучения

Как правило, ориентиро-

Ученики усваивают уров-

содержания инфор-

вано на уровень знаний

ни познания (знания,

мации

 

и понимания

понимание, приминение,

 

 

 

 

анализ, синтез, оценка)

 

 

 

 

 

 

3.Процент усвоения

как правило, не высо-

как правило, высокий

информации

кий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Контроль над

учитель хорошо

учитель имеет незначи-

процессом обуче-

контролирует обьем

тельный контроль над

ния

 

и глубину изучения,

объемом и глубиной изу-

 

 

время и ход обуче-

чения, временем и ходом

 

 

 ния. Результат работы

обучения; результаты

 

 

учащихся предположи-

обучения менее предпо-

 

 

тельны

ложительны

 

 

 

 

 

 

5.Роль личности

личные качества учи-

учитель лучше раскрыва-

педагога

теля остаются в тени, он

ется перед учениками,

 

 

выступает как "источник"

выступает как лидер,

 

 

знаний

организатор

 

 

 

 

 

 

6.Роль учеников

 

пассивная

 

активная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Источник мотива-

 

внешний (оценки, педа-

 

внутренний(интерес

ции обучения

 

гог, родители, общество)

самого ученика)

  В таблице 2 проводится сравнение традиционного репродуктивного типа обучения, в  котором ученик,  выступающий в качестве объекта обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный учителем или учебником и активного типа обучения, в котором ученик выступает в качестве субъекта обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем.

1.2.3. Элементы педагогической техники учителя в системе интерактивной   технологии

     Создание условий для познавательной деятельности учащегося является основной целью личностно ориентированного урока. Е.П.Носова в статье «Личностно ориентированные уроки физики» [9] приводит следующие средства для достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибки, неправильного высказывания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

     О.В.Комарницкая в работе «Интерактивное обучение физике» [8] свела элементы педагогической техники в следующие правила:

     

  • Вовлекать в работу в той или иной мере всех учеников.                                
  • Заботиться о психологической подготовке учеников
  • Поощрять учеников за активное участие в работе
  • Предоставлять возможности для самоорганизации
  • Обучающихся в интерактиве не должно быть много: каждый должен быть услышан
  • Подготовить помещение к работе: участники должны иметь возможность легко пересаживаться для работы в больших и малых группах
  • Заранее подготовить материал для творческой работы
  • Соблюдать на уроке процедуру и регламент, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства
  • Внимательно относиться к ученикам при формировании групп
  • На одном уроке использовать 1-2 интерактивных приема работы
  • При подготовке вопросов учащимся учителю тщательно продумывать возможные варианты ответов и поэтому заранее вырабатывать возможные критерии оценок разных ответов и оценки эффективности всего урока.

                                  В Ы В О Д  :

          В центр системы личностно-ориентированной педагогики ставится личность ученика, а не факт достижения им определенных знаний. В организации процесса усвоения знаний на первый план выдвигаются не репродуктивные, а творческие компоненты. Обучение творчеству, а не знаниям означает формирование способности личности изменять основу собственной деятельности и взаимодействий, строить и преобразовывать программы их осуществления в сотрудничестве с другими людьми, не утрачивая перед лицом неопределенного будущего смыслы, ценности и цели человеческого существования.

Раздел 2.  МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

                            ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                                В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

2.1. Возможности использования интерактивных технологий на уроках

       физики

    Интерактивные методы обучения могут использоваться как на отдельных уроках, так и быть составной частью традиционных уроков – уроков усвоения новых знаний, комбинированных, уроков закрепления знаний, уроков контроля и оценивания знаний.  Доля данных методов в общем объеме урока и их форма зависит от ряда факторов:

  • возраста учащихся
  • количества учеников в классе
  • среднего уровня знаний учащихся
  • специфических особенностей класса (например, сформированности в нем ученического коллектива)
  • специализации класса (общеобразовательный, физико-математический, гуманитарный)
  • изучаемого материала.

Рассмотрим подробнее эти факторы:

     Возраст учащихся.                                                                                                                                                Для учащихся 7-8 классов подходят методы работы, оформленные в виде игры. При этом игра должна быть четко организована с точки зрения рассматриваемых вопросов и возможных ответов. Вопросы, подготавливаемые учащимися в творческих группах должны быть небольшими и понятными. В течение урока должны смениться 3 – 5 форм деятельности и ее результаты должны быть оценены во время урока.

     В старших классах  ученики способны концентрироваться на изучаемом вопросе дольше младших школьников и их жизненный опыт богаче. Как следствие этого интерактивные уроки могут занимать два учебных часа и иметь более разнообразные формы, например, проводиться в форме заседания научного общества или диспута.  Вопросы, рассматриваемые на таких уроках, могут быть неоднозначными и достаточно объемными. Часть вопросов может готовиться членами групп дома.

     Количество учеников в классе.

     Диалоговое общение затруднительно в больших классах по двум причинам: надо дать возможность высказаться каждому ученику в течение ограниченного времени урока и во время самостоятельного обсуждения вопросов в группах в классе достаточно шумно, и дети мешают друг другу. Вследствие этого интерактивные формы лучше внедрять в классах с небольшим количеством учеников, такие классы есть в любой школе и, как правило, это проблемные классы больше всего и нуждающиеся в таком обучении. При работе с большими классами на интерактивные формы лучше выделять 15-20% времени урока и преимущество отдавать методам работы в парах или «наставничеству», то есть назначать себе помощников из числа сильных учеников, распределять их по группам и поручать им например помощь или контроль решения задач остального класса.

     Средний уровень знаний.

     В классах со слабым уровнем подготовки желательно подбирать задания или темы небольшие, содержащие практические или бытовые моменты, легко проверяемые. Сильным же ученикам из таких классов поручать или руководство группами или давать отдельные, более сложные задания. В сильных классах можно давать задания группам заранее на дом и не спешить с проверкой, потратив больше времени на обсуждение, т.к. сильные ученики способны не только сами говорить, но и слушать других.

     Сформированность в классе ученического коллектива.

     В классах с сильным коллективом дети хорошо работают в группах и могут в эти группы сформироваться сами. В таких классах развита культура общения друг с другом и взаимопомощь, а значит можно применять методы перехода из группы в группу, объединения групп. В таких классах формальные и неформальные лидеры часто совпадают и поэтому легче назначать капитанов команд, помощников, наставников. В таком классе можно проводить уроки в виде диспутов, конференций, так как дети не будут стесняться друг друга и будут смело высказываться.

     В классах с несформированным коллективом деятельность двояка: если есть возможность этот коллектив сформировать, то, после социологического обследования и по его результатам, формируются группы для совместной работы и капитанами назначаются лидеры, показанные детьми в результате исследования. В случае невозможности формирования коллектива лучше применять методы работы в парах.

     Специализация класса.

     В гуманитарном классе интерактивные уроки можно проводить в виде деловой игры, например проблемной конференции. Для подготовки к ней класс можно разбить на экспертные группы.

     В физико-математическом классе в интерактиве  удобно проводить лабораторные работы, в том числе и с творческими заданиями, уроки решения задач с творческими компонентами, уроки контроля изученного материала с выставлением оценок руководителям

и групп.

     Изучаемый материал.

     Особенностью программы изучения физики для общеобразовательных классов является то, что  практически на каждом уроке приходится давать новый материал и мало остается времени на его закрепление. В том случае, когда математическая часть теории не сложная, ее можно давать для изучения парами или в группах, предложив составить вопросы по этому материалу для дальнейшей проверки его понимания, вопросы можно выписывать на доске и оценивать их на конкурсной основе. В случае сложной математической части ее должен объяснить учитель и разобрать на доске образец решения задачи, а в группах лучше предложить детям закрепление материала путем решения традиционных или творческих задач и при этом назначить наставников из числа сильных учеников. В классах с дополнительным количеством часов по программе можно закрепление материала проводить в виде диспута или конференции.

2.2. Разработка системы уроков, реализующих основные положения

       интерактивного обучения 

     

     Эксперимент по внедрению интерактивного обучения я проведу в 7-х классах общеобразовательной школы. Он будет включать в себя 5 уроков по темам «Сообщающиеся сосуды», «Гидравлическая машина», «Атмосферное давление», «Барометры, манометры» и тематическое оценивание по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

     Краткая характеристика классов:

7А класс. Количество учащихся  25 чел.; уровень знаний 30%;  

                  сформированность коллектива низкая, есть перспективы развития.

7Б класс. Количество учащихся  32 чел.; уровень знаний 60%;

                 сформированность коллектива высокая.

7В класс. Количество учащихся 28 чел.; уровень знаний 40%;

                  сформированность коллектива высокая.

     В силу отставания от программы из-за карантина, поездок на сессии в учебном плане не остается времени на проведения уроков по закреплению материала целой темы. Свою работу я направлю на работу в группах по изучению теории, решению задач и, в плане закрепления материала, на решение творческих задач. Сделаю попытку провести в группах тематическое оценивание при условии того, что сформированные группы окажутся работоспособны и их руководители будут пользоваться авторитетом своих товарищей. Это должно будет выявиться за первые четыре урока работы в группах.

     Планирование уроков проводится при помощи пособия «Уроки физики» Л.А.Кирика [10] .

     Используемый учебник Коршак Е.В., Ляшенко А.И., Савченко В.Ф. «Физика, 7 класс» [11].

     Дидактический материал: Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы, 7 класс» [12], раздаточный материал.

     В планировании уроков я учту опыт проведения игры викторины «Знаешь ли ты физику», состоявшейся в прошлом году среди учащихся восьмых классов. План урока приведен в приложении 1. Игра проводилась во время урока. Класс разбивался на команды, в каждой из них назначался капитан. Каждой команде присваивался номер и ей отводилась строка на магнитной доске для подсчета баллов. Команды получали задания, часть которых выполнялась одновременно, например,  решение кроссворда, а часть заданий имела вид вопросов, задаваемых по очереди каждой команде. За правильный ответ на вопрос команда получала два балла, а на магнитной доске крепился красный кружок; за неполный ответ на вопрос команда получала 1 балл, а на магнитной доске крепился зеленый кружок. Если команда не отвечала на вопрос, то он переходил к следующей команде. Отрицательной особенностью такой организации работы явилось то, что на простые вопросы дети из других команд стремились отвечать «хором», перебивая друг друга. Для того, чтобы этого избежать, было придумано средство: если на вопрос команды 2 отвечал , например, член команды 1, то балл за правильный ответ получала команда 2.  Если члены какой либо команды мешали работать остальному классу, то им крепился на доску черный кружок, означающий вычитание одного балла из их результата.

     За урок все дети получали оценку. Для этого капитан команды выводил в конце урока коэффициент участия членов своей команды. Но во время той викторины оценка за работу не совсем точно зависела от места, занятого командой. Для одного урока это было не очень важно, но, если проводить систему уроков, на этот вопрос нужно обратить внимание. Если в случае викторины сработал эффект новизны и детям было интересно соревноваться, то в системе уроков этот эффект уже стирается и надо продумать стимулирование деятельности учащихся более тщательно. Для этого я разработала таблицу оценивания результата урока в зависимости от места команды по итогам урока и одновременно коэффициента участия каждого ученика.

                                                                                      Таблица3.

н

к

К./у.

1

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

о

о

1

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

м

м

2

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

е

а

3

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

р

н

4

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

а

д

5

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

0

                                                                

     Эта таблица доводится до сведения детей с пояснением: оценки ниже 4 баллов не ставятся при условии корректного поведения и работы во время урока. Кроме того, при условии равных или близких баллов, две команды могут занять одно место, при этом оценки будут ему соответствовать. Неоправданно завышать оценки не стоит, так как они выставляются на каждом уроке и слишком высокие оценки расслабляют учеников.

     

     В системе из нескольких уроков необходимо для поддержания интереса и духа соревнования учитывать баллы, набираемые командами на каждом уроке. Ведь команда, проигравшая на первом уроке, может на следующих уроках поправить свое положение в «турнирной таблице». Для этого составляется следующая таблица:

                                                                                          Таблица 4.

 

 

Класс

7-А

 

7-Б

 

7-В

 

 

 

Номер урока

1 2 3 4 5

итог

1 2 3 4 5

итог

1 2 3 4 5

итог

Н

к

1

 

 

 

о

о

2

 

 

 

м

м

3

 

 

 

е

а

4

 

 

 

р

н

5

 

 

 

 

 

 

     Следует также продумать положение капитана команды по отношению к своим сверстникам. Капитаном команды надо назначать ученика, обладающего организаторскими способностями, не обязательно отличника. Его задача организовать работу команды, следить за порядком и выводить коэффициент участия каждого члена команды. Коэффициент участия капитана команды выставляет учитель, так как сам капитан себе не может выставить коэффициент участия – это неэтично. Кроме того, такой порядок оценивания удержит его от необоснованного завышения коэффициентов участия своих товарищей и при этом не приведет к взаимным обидам.

     Вопросы, касающиеся организации работы команд, и порядка изучения учебного материала выдаются в распечатанном виде перед уроком капитанам команд, см. приложение 2.

     Перед началом первого урока детям доводится до сведения следующая информация:«Этот и два последующих урока мы проводим в игровой форме. Класс делится на пять команд. Между этими командами проводится соревнование. Командам будут задаваться вопросы по пройденному материалу, даваться и проверяться задания по текущему материалу. За выполнение всех этих заданий присваиваются баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов. По итогам трех уроков выводится общий балл каждой команды и от него будет зависеть результат аттестации. Этот общий балл будет заноситься в таблицу класса (на доске).  По итогам соревнования на каждом уроке каждый член команды получает оценку. Она будет зависеть от места , занятого командой и от коэффициента участия. Принцип получения оценки показан в таблицах(на столах). В каждой команде я назначаю капитана, который составляет список команды с ролями, определяет коэффициент участия и руководит работой команды, остальные роли распределяете сами:

Эксперт, инженер, математик, секретарь.

Обязанности эксперта: командам будут выдаваться одинаковые задания; после выполнения этих заданий их надо будет оценить от 3 до 0 баллов. Для этого собираются вместе эксперты всех команд и , посовещавшись, назначают баллы.

     Обязанности инженера: отвечает за объяснение работы различных технических устройств и, при необходимости, проводит демонстрации, изготавливает приборы.

     Обязанности секретаря: оформляет те задания, которые выдаются на команду целиком, пишет список команды.

     Обязанности математика: отвечает за поиск формул,  решение задач и помогает товарищам в их оформлении.

     Коэффициент участия капитанов определяет учитель».

     Первые три интерактивных урока будут однотипны для того, чтобы дети успели усвоить новый стиль работы. В последствии можно будет вносить в этот стиль изменения. На уроках предлагаются следующие задания:

     1. Разминка – каждая команда получает по одному заранее неизвестному вопросу на повторение и набирает баллы от 0 до 2. Если команда не отвечает на вопрос, то он передается другой команде.

  1. Команды получают задание по изучению теории по известному параграфу в учебнике и дополнительному материалу. Проверка осуществляется несколькими способами:
  • устный ответ на теоретический вопрос каждой команды
  • решение задачи каждой командой
  • описание работы прибора или опыта
  • игра в опорные слова
  • дополнительные задания на доске – по желанию команд.
  • Домашнее задание по изготовлению сообщающихся сосудов или подготовке опытов.

     Если при изучении теории члены команды успели ее законспектировать, то команда получает дополнительный балл; если у всех членов команды в тетради есть решение задачи, то команда получает еще один дополнительный балл.

2.4 Педагогический эксперимент и его результат

     В процессе проведения первого урока выявились  проблемы, которые будут перечислены вместе с возможным путем их решения.

     1. Дети были возбуждены началом урока и слишком долго распределяли роли. Значит надо на первый урок планировать меньше заданий, чем на последующие.

     2. Не все капитаны команд справлялись со своими обязанностями.  К следующему уроку я или поменяла капитана в такой команде, или, сохранив прежнего капитана,  частично поменяла состав команды.

     3.Многие ребята не могли понять, что от них требуется, т.к. они не привыкли к самостоятельному изучению теории. Если на первом уроке я не сообщала командам, какой вопрос конкретно я им задам, то на следующем уроке я максимально конкретизировала задания, составив на доске таблицу заданий, индивидуальных для каждой команды и общих. Таблица индивидуальных заданий для второго урока мной приведена:

                                                                                                Таблица 5.

     

Номер

 Теория

Практика

 команды

 

 

1

стр.145 №1

гидравлический тормоз

2

стр.145 №2

насос

3

стр.145 №3

гидравлический прес

4

стр.145 №4

домкрат

5

стр.145 №5

воздушный тормоз

     4. На первом уроке почти никто не составил конспект, поэтому на следующем уроке детям регулярно напоминалось, что только при наличии конспекта у всех членов команды они получают дополнительный балл.

     5.Во время игры в опорные слова первый раз все эксперты команд выходили за отдельный стол со своими листочками и сравнивали их там с образцом. При этом они пытались списывать слова с образца. На следующий раз команды , заполнив ответы, одновременно передали свои листки следующей по счету команде и проверку осуществляли чужие команды. Списывание при таком способе проверки невозможно и  занижение баллов невозможно тоже, т.к. для этого надо вычеркнуть слово.

     6.Капитаны завышали коэффициент участия некоторым членам команды или занимались «уравниловкой». С этим справиться сложно, не помогает даже то, что коэффициенты участия капитанам выставляла я сама. Пока только пыталась объяснять им , как надо делать правильно.

     Опыт второго урока показал, что не меньше половины детей поняли идею игрового урока, при чем среди них были те, которые на обычных уроках отставали от своих  сверстников.  В первую очередь командные игры понравились детям, умеющим жить в коллективе и сумевшим ощутить себя частью команды. Дети же, привыкшие выделяться среди сверстников, причем даже сильные ученики, испытывали дискомфорт. Из трех классов, среди которых проводился эксперимент, лучше всего показал себя класс 7В, имеющий дружный коллектив и относительно небольшой. В этом классе не пришлось менять состав ни одной из команд.

     Еще хочется отметить, что чувство коллективизма присуще и взрослым и детям и , несмотря на то, что сейчас это чувство коллективизма разрушается  в жизни,  при первой возможности оно возрождается. Например для игры в опорные слова давалось для запоминания 16 слов за 10 секунд. Немногие дети могут запомнить столько. Но, если во время первой игры было воспроизведено в  среднем 12 слов, то во время второй игры уже 15 слов – не получилось даже соревнования. Перед запоминанием все капитаны команд или активные ребята догадались распределить запоминание слов между членами команды и у всех были отличные результаты. А мне теперь  к следующей игре приходится придумывать новое более сложное задание.

     Одним из результатов самостоятельной работы с книгой на уроке явилось то, что у детей пропало «предубеждение перед книгой» - они перестали считать, что в книге все непонятно и стали пытаться сами искать в учебнике необходимый материал. Уже позже,  во время обычного урока  мне пришлось дать на самостоятельное изучение самому слабому из трех классов тему «Сила Архимеда» с тем, чтобы они ответили письменно на несколько вопросов. Вопреки моим ожиданиям, на весь класс было всего три ученика не справились с заданием , а многие ребята дали на вопросы осознанные ответы.

     Третий интерактивный урок был проведен по теме «Атмосферное давление». Эффективность его была ниже, чем у предыдущих. Судя по всему, теряется эффект новизны для слабых детей и они теряют интерес к занятию и начинают мешать сильным ученикам. Кроме того я понадеялась, что на этом уроке будет изучен больший объем материала, а получилось наоборот по выше изложенной причине. К положительным сторонам этого урока следует отнести то, что каждое конкретное задание не приходилось объяснять подробно – у детей появился определенный опыт в выполнении различных упражнений и теперь такие упражнения можно будет включать в традиционные уроки.

     В Ы В О Д Ы :

 

   -  Интерактивные уроки развивают интерес детей к предмету ;

  • ребенок активно включается в процесс учебы;
  • у сильных и слабых учеников есть возможность проявить себя;
  • развивается навык работы с учебником и специальной литературой;
  • у детей развивается чувство коллективизма;
  • появляется дополнительная возможность поработать с физическими приборами и  изучить их конструкцию;
  • при проведении интерактивных уроков надо чередовать различные методы;
  • уже отработанные интерактивные методы надо включать в традиционные уроки;
  • проводить интерактивные уроки по обобщению раннее изученного      

материала.

  1. Анализ анкетирования учителей и школьников

     В приложении приведено содержание анкеты, заполненной учителями физики, математики, черчения, географии, русского языка и литературы первой и высшей категорий, обладающих стажем работы в школе от 15 до 45 лет.

Учителя отвечали на вопросы, касающиеся возможности использования интерактивных методов обучения в своей деятельности. Все учителя, ответившие на вопросы анкеты широко применяют данные методы. Одной из причин этого является то, что наша школа уже в течение ряда лет является экспериментальной площадкой для отработки личностно ориентированных методик обучения.  Объем учебного времени , выделяемого на работу в интерактиве колеблется от 80% у учителей русского языка и литературы до 25% времени у учителей физики и математики. Разница в объемах связана, на мой взгляд, с тем, что в физике и математике надо отрабатывать навыки решения задач, а это проблематично в данной технологии.  Что касается того времени, которое было бы желательно для работы в интерактиве, то , согласно мнению педагогов, оно ограничивается рамками программы, необходимостью проведения большинства уроков как комбинированных  и разными уровнями подготовленности классов, на которые влияет, например, уровень сформированности детского коллектива. Интерактивные уроки лучше всего проходят в классах с сильным коллективом или в тех классах, где идет процесс формирования коллектива.

     На вопрос о том, какие вопросы, теоретические или практические,  чаще изучаются в интерактиве, мнения разделились примерно пополам, следовательно возможны оба направления. По степени сложности наиболее сложные вопросы готовы изучать учителя русского языка и литературы, географы решают таким образом проблемные вопросы, а учителя физики , математики и черчения  готовы разбирать вопросы среднего и достаточного уровня. Я это связываю с недостатком времени для того, чтобы подготовить детей к пониманию сложных вопросов, в отличие от гуманитарных дисциплин, где дети используют свой жизненный опыт в данной ситуации. В случае точных наук часть материала все равно приходится давать аксиоматически.

     Следующими вопросами являлись преимущества и недостатки методов, а так же указание категории учащихся, наиболее восприимчивой к данной форме обучения. В качестве преимуществ методов были указаны сильная мотивация и развитие интереса к предмету, аналитического и логического мышления, активизация умственной деятельности, лучшее усвоение материала, развитие навыка работы с литературой, развитие речи и возможность свободного высказывания, ощущение личной значимости у ученика. Недостатки были указаны следующие: трудность оценивания каждого участника урока, шум на уроке, отсутствие индивидуальной работы с учеником, опрос не всех учащихся. В общем достоинств у интерактивных методов было указано намного больше, чем недостатков. В качестве детей, которым наиболее подходит обучение в интерактиве были названы дети коммуникабельные, незакомплексованные, инициативные, восприимчивые, добросовестно выполняющие домашние задания и готовящиеся к уроку. В качестве проблемных детей были названы ученики замкнутые, не имеющие контакта с учителем, слаборазвитые, с неразвитой речью, предпочитающие письменную речь. Хочется отметить, что данные категории детей находятся в классах, имеющих в своем составе до 30 и более человек. Если бы проблемный ребенок учился в небольшом классе, то при помощи данных методов некоторые его недостатки можно было бы исправить, в большом же классе это нереально. Кроме того некоторые дети со средней и слабой успеваемостью, не отмеченные ранее учителями, первый раз проявив себя на интерактивном уроке и поверив в себя, потом меняются и начинают лучше учиться.

               

                                 З А К Л Ю Ч Е Н И Е

     Основной целью интерактивного урока является создание условий для познавательной деятельности учеников. Средствами для достижения данной цели являются:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибки;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату , но и по процессу его достижения;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.



Предварительный просмотр:

                                        В В Е Д Е Н И Е

   Объектом исследования данной работы является процесс изучения физики в средней школе.  Предметом исследования  является возможность применения интерактивного подхода к обучению физике в современной общеобразовательной школе.

     Цель работы: ознакомление с методикой проведения интерактивных уроков.

     Задачи исследования:

  • анализ литературы по данной проблеме;
  • разработка системы уроков по теме исследования;
  • апробация уроков в школе.

Методы исследования:

  • теоретические
  • экспериментальные.

1.   Особенности интерактивных технологий

1.1. Понятие об интерактивных методах обучения

    Одной из разновидностей педагогических технологий является интерактивная технология. Под интерактивными подразумеваются специальные способы и механизмы, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие. Следовательно интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение.

     Назначение интерактивного обучения состоит в том, чтобы, во-первых, передать знания; во-вторых научить детей осознавать ценность других людей.

     В работе О.В.Комарницкой указаны следующие задачи и принципы интерактивного обучения.

   Задачи :

  • решение учебных поведенческих заданий;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • установление эмоционального контакта между учащимися;
  • обучение работе в команде;
  • снятие нервной нагрузки школьников;
  • предоставление возможности менять формы деятельности учащихся [8].

     Принципы:

  • индивидуализации программ, темпа, путей (это возможно когда ребенок взаимодействует с различными партнерами);
  • взаимодействия всех со всеми;
  • сведения групп;
  • самоуправления (дети вовлечены в планирование, организацию, управление учебным процессом).

     Принципы интерактивной работы можно представить в виде таблицы 1:

одновременное взаимодействие

 все учащиеся работают в

 

одно и тоже время

 

 

одинаковое участие

все учащиеся работают в

 

одно и тоже время

 

 

позитивное взаимодействие

группа выполняет задание при

 

успешной работе каждого

 

 учащегося

 

 

индивидуальная ответственность

при работе в группе у каждого

 

ученика свое задание

Таблица1

одновременное взаимодействие

 все учащиеся работают в

 

одно и тоже время

 

 

одинаковое участие

все учащиеся работают в

 

одно и тоже время

 

 

позитивное взаимодействие

группа выполняет задание при

 

успешной работе каждого

 

 учащегося

 

 

индивидуальная ответственность

при работе в группе у каждого

 

ученика свое задание

Таким образом, интерактивное обучение – это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой обеспечение комфортных условий, при которых каждый учащийся чувствовал бы свои успехи, интеллектуальные способности, продуктивность обучения, исключение доминирования одной мысли перед другими. Особенно эффективным оно является в тех областях, при решении таких задач, где не существует готовых способов деятельности. Эффективность интерактивных форм обучения по сравнению с традиционными иллюстрирует пирамида обучения, рис.1.

лекция-5% усвоения

чтение-10% усвоения

видео-аудио материалы

-20% усвоения

демонстрации-30% усвоения

дискуссионные группы -50% усвоения

               

практика через действие

-75%усвоения

обучение других, применение полученных знаний сразу-90%

                                                                                                Рис.1.

1.2. Краткая характеристика интерактивных методов обучения.

По данным О.В.Комарницкой, методы интерактивной работы можно разделить на четыре основных группы:

  1. Кооперативная учебная деятельность – организация обучения в малых группах, объединенных общей учебной целью. К ним можно отнести:
  • работа в парах;
  • сменные тройки;
  • два, четыре, все вместе (экспертные группы);
  • перекрестные группы;
  • карусель;
  • аквариум;
  • проектная работа.

  1. Фронтальная работа – методы, в которых предполагается работа всего класса:

       

  • круг знаний;
  • микрофон (интервьюирование);
  • мозговой штурм;
  • обучая – учусь (броуновское движение);
  • пила;
  • кейс-метод;
  • дерево решений.

  1. Дискуссионное обучение – широкое публичное обсуждение какого либо   спорного вопроса:
  • пирамида;
  • самоанский круг;
  • шумовая группа;
  • дискуссия в форме ток-шоу;
  • дебаты;
  • бесконечная цепочка.

  1. Игровое обучение – построение учебного процесса путем вовлечения       ученика в игру:
  • ролевая группа;
  • упрощенное судебное заседание;
  • игра-путешествие;
  • ролевые игры (драматизация, разыгрывание сценки);
  • имитации.

Дадим краткую характеристику некоторым из этих методов.

Экспертные группы.

     Учащиеся в группе рассчитываются на «1», «2», «3», «4». Каждому члену группы дается для выполнения своя часть задания. Учащиеся из разных групп, имеющие одинаковую часть задания и одинаковый номер, собираются в отдельные группы для выполнения задания, обмена мыслями и идеями, достижения консенсуса по результатам совместной работы. При необходимости экспертам выдаются справочные материалы. Выполнив задание, учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, чтобы поделиться результатами своей работы, обсудить информацию, сообщая то, чему они обучились в экспертных группах.

Информационный пропуск (пила).

     Создается ситуация общения, когда участники владеют разной информацией. При использовании этого метода текст делится на на несколько частей (по количеству учащихся в группе) или используется несколько текстов по одной теме. Эти части раздают каждому учащемуся в группе для чтения. Потом они общаются друг с другом, чтобы узнать смысл каждой части или разные точки зрения на одну тему.

     Мозговая атака.

     Учащимся предлагается проблема, а они предлагают различные идеи для ее решения без вмешательства учителя.

     Шумовая группа.

     Группы учащихся проводят краткое обсуждение для продуцирования идей, поиска ответа на специфические вопросы.

     Изучение случаев (кейс-метод).

     Учащимся предлагается описание реальной ситуации (вербально или дается текст). Изучая предложенный случай, учащиеся анализируют причины успеха или неудачи описанных действий.

     Перекрестные группы.

     Учащиеся работают в группах над выполнением определенного задания, потом по два ученика из каждой группы переходят в другие группы и обмениваются результатами своей работы.

     Проектная работа.

     Заданием является разработка соответственной модели, процедуры, схемы, во время которого ученики приобретают исследовательские навыки. Проекты могут быть долговременными, на выполнение которых выделяется несколько уроков, и кратковременными, которые можно разработать на протяжении урока или даже его части. Подготовка, выполнение и презентация проекта занимают больше времени, чем выполнение традиционных заданий. Но не вся проектная работа должна выполняться на уроке. Учащиеся могут продолжать работать над ним дома, особенно, если в группе четко распределены задания между участниками.

     Пирамида (снежный шар).

     Класс делится на пары, которые выполняют определенное задание. Через некоторое время пары объединяются и продолжают обсуждение. Этот процесс продолжается, пока все ученики класса не объединятся в одну группу.

     Интервьюирование.

     Учащимся предлагается в группах подготовить 1-2 вопроса для проведения устного опроса по определенной теме. Вопросы записываются на доске, на рейтинговой основе определяются наиболее удачные. По одному представителю каждой группы выходят за пределы класса для проведения опроса работников и посетителей школы, граждан на улице. После возвращения ученики сообщают в группах или классу о результатах своей работы. Другой вариант – каждый ученик проводит опрос как домашнее задание, которое потом используется в учебном процессе на уроках.

     Ролевая группа.

     С целью активизации учащихся во время изучения материала им предлагается коммуникативное задание, для выполнения которого учащиеся получают соответствующие социальные роли и должны вести себя соответственно со своей ролью и определенной ситуацией.

    Круг знаний.

     Ученики в группе по очереди выполняют короткое задание за определенный промежуток времени.  Например, перечислить определенные явления, привести признаки явления, субъекта, объекта. Потом результаты зачитывают вслух, обмениваются своими записями с другой группой, обсуждают их.

1.1.3. Достоинства и недостатки интерактивных методов

                                                                                                                   Таблица 2

   

Критерии    

сравнения

Пассивное Обучение

Интерактивное обучение

 

 

 

 

 

 

1.Обьем информации

За короткий промежуток

Небольшой объем инфор-

 

 

 

времени можно "пройти"

мации требует значитель-

 

 

большой объем инфор-

ного времени

 

 

мации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Глубина изучения

Как правило, ориентиро-

Ученики усваивают уров-

содержания инфор-

вано на уровень знаний

ни познания (знания,

мации

 

и понимания

понимание, приминение,

 

 

 

 

анализ, синтез, оценка)

 

 

 

 

 

 

3.Процент усвоения

как правило, не высо-

как правило, высокий

информации

кий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Контроль над

учитель хорошо

учитель имеет незначи-

процессом обуче-

контролирует обьем

тельный контроль над

ния

 

и глубину изучения,

объемом и глубиной изу-

 

 

время и ход обуче-

чения, временем и ходом

 

 

 ния. Результат работы

обучения; результаты

 

 

учащихся предположи-

обучения менее предпо-

 

 

тельны

ложительны

 

 

 

 

 

 

5.Роль личности

личные качества учи-

учитель лучше раскрыва-

педагога

теля остаются в тени, он

ется перед учениками,

 

 

выступает как "источник"

выступает как лидер,

 

 

знаний

организатор

 

 

 

 

 

 

6.Роль учеников

 

пассивная

 

активная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Источник мотива-

 

внешний (оценки, педа-

 

внутренний(интерес

ции обучения

 

гог, родители, общество)

самого ученика)

  В таблице 2 проводится сравнение традиционного репродуктивного типа обучения, в  котором ученик,  выступающий в качестве объекта обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный учителем или учебником и активного типа обучения, в котором ученик выступает в качестве субъекта обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем.

1.2.3. Элементы педагогической техники учителя в системе интерактивной   технологии

     Создание условий для познавательной деятельности учащегося является основной целью личностно ориентированного урока. Е.П.Носова в статье «Личностно ориентированные уроки физики» [9] приводит следующие средства для достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибки, неправильного высказывания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

     О.В.Комарницкая в работе «Интерактивное обучение физике» [8] свела элементы педагогической техники в следующие правила:

     

  • Вовлекать в работу в той или иной мере всех учеников.                                
  • Заботиться о психологической подготовке учеников
  • Поощрять учеников за активное участие в работе
  • Предоставлять возможности для самоорганизации
  • Обучающихся в интерактиве не должно быть много: каждый должен быть услышан
  • Подготовить помещение к работе: участники должны иметь возможность легко пересаживаться для работы в больших и малых группах
  • Заранее подготовить материал для творческой работы
  • Соблюдать на уроке процедуру и регламент, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства
  • Внимательно относиться к ученикам при формировании групп
  • На одном уроке использовать 1-2 интерактивных приема работы
  • При подготовке вопросов учащимся учителю тщательно продумывать возможные варианты ответов и поэтому заранее вырабатывать возможные критерии оценок разных ответов и оценки эффективности всего урока.

                                  В Ы В О Д  :

          В центр системы личностно-ориентированной педагогики ставится личность ученика, а не факт достижения им определенных знаний. В организации процесса усвоения знаний на первый план выдвигаются не репродуктивные, а творческие компоненты. Обучение творчеству, а не знаниям означает формирование способности личности изменять основу собственной деятельности и взаимодействий, строить и преобразовывать программы их осуществления в сотрудничестве с другими людьми, не утрачивая перед лицом неопределенного будущего смыслы, ценности и цели человеческого существования.

Раздел 2.  МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

                            ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                                В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

2.1. Возможности использования интерактивных технологий на уроках

       физики

    Интерактивные методы обучения могут использоваться как на отдельных уроках, так и быть составной частью традиционных уроков – уроков усвоения новых знаний, комбинированных, уроков закрепления знаний, уроков контроля и оценивания знаний.  Доля данных методов в общем объеме урока и их форма зависит от ряда факторов:

  • возраста учащихся
  • количества учеников в классе
  • среднего уровня знаний учащихся
  • специфических особенностей класса (например, сформированности в нем ученического коллектива)
  • специализации класса (общеобразовательный, физико-математический, гуманитарный)
  • изучаемого материала.

Рассмотрим подробнее эти факторы:

     Возраст учащихся.                                                                                                                                                Для учащихся 7-8 классов подходят методы работы, оформленные в виде игры. При этом игра должна быть четко организована с точки зрения рассматриваемых вопросов и возможных ответов. Вопросы, подготавливаемые учащимися в творческих группах должны быть небольшими и понятными. В течение урока должны смениться 3 – 5 форм деятельности и ее результаты должны быть оценены во время урока.

     В старших классах  ученики способны концентрироваться на изучаемом вопросе дольше младших школьников и их жизненный опыт богаче. Как следствие этого интерактивные уроки могут занимать два учебных часа и иметь более разнообразные формы, например, проводиться в форме заседания научного общества или диспута.  Вопросы, рассматриваемые на таких уроках, могут быть неоднозначными и достаточно объемными. Часть вопросов может готовиться членами групп дома.

     Количество учеников в классе.

     Диалоговое общение затруднительно в больших классах по двум причинам: надо дать возможность высказаться каждому ученику в течение ограниченного времени урока и во время самостоятельного обсуждения вопросов в группах в классе достаточно шумно, и дети мешают друг другу. Вследствие этого интерактивные формы лучше внедрять в классах с небольшим количеством учеников, такие классы есть в любой школе и, как правило, это проблемные классы больше всего и нуждающиеся в таком обучении. При работе с большими классами на интерактивные формы лучше выделять 15-20% времени урока и преимущество отдавать методам работы в парах или «наставничеству», то есть назначать себе помощников из числа сильных учеников, распределять их по группам и поручать им например помощь или контроль решения задач остального класса.

     Средний уровень знаний.

     В классах со слабым уровнем подготовки желательно подбирать задания или темы небольшие, содержащие практические или бытовые моменты, легко проверяемые. Сильным же ученикам из таких классов поручать или руководство группами или давать отдельные, более сложные задания. В сильных классах можно давать задания группам заранее на дом и не спешить с проверкой, потратив больше времени на обсуждение, т.к. сильные ученики способны не только сами говорить, но и слушать других.

     Сформированность в классе ученического коллектива.

     В классах с сильным коллективом дети хорошо работают в группах и могут в эти группы сформироваться сами. В таких классах развита культура общения друг с другом и взаимопомощь, а значит можно применять методы перехода из группы в группу, объединения групп. В таких классах формальные и неформальные лидеры часто совпадают и поэтому легче назначать капитанов команд, помощников, наставников. В таком классе можно проводить уроки в виде диспутов, конференций, так как дети не будут стесняться друг друга и будут смело высказываться.

     В классах с несформированным коллективом деятельность двояка: если есть возможность этот коллектив сформировать, то, после социологического обследования и по его результатам, формируются группы для совместной работы и капитанами назначаются лидеры, показанные детьми в результате исследования. В случае невозможности формирования коллектива лучше применять методы работы в парах.

     Специализация класса.

     В гуманитарном классе интерактивные уроки можно проводить в виде деловой игры, например проблемной конференции. Для подготовки к ней класс можно разбить на экспертные группы.

     В физико-математическом классе в интерактиве  удобно проводить лабораторные работы, в том числе и с творческими заданиями, уроки решения задач с творческими компонентами, уроки контроля изученного материала с выставлением оценок руководителям

и групп.

     Изучаемый материал.

     Особенностью программы изучения физики для общеобразовательных классов является то, что  практически на каждом уроке приходится давать новый материал и мало остается времени на его закрепление. В том случае, когда математическая часть теории не сложная, ее можно давать для изучения парами или в группах, предложив составить вопросы по этому материалу для дальнейшей проверки его понимания, вопросы можно выписывать на доске и оценивать их на конкурсной основе. В случае сложной математической части ее должен объяснить учитель и разобрать на доске образец решения задачи, а в группах лучше предложить детям закрепление материала путем решения традиционных или творческих задач и при этом назначить наставников из числа сильных учеников. В классах с дополнительным количеством часов по программе можно закрепление материала проводить в виде диспута или конференции.

2.2. Разработка системы уроков, реализующих основные положения

       интерактивного обучения 

     

     Эксперимент по внедрению интерактивного обучения я проведу в 7-х классах общеобразовательной школы. Он будет включать в себя 5 уроков по темам «Сообщающиеся сосуды», «Гидравлическая машина», «Атмосферное давление», «Барометры, манометры» и тематическое оценивание по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

     Краткая характеристика классов:

7А класс. Количество учащихся  25 чел.; уровень знаний 30%;  

                  сформированность коллектива низкая, есть перспективы развития.

7Б класс. Количество учащихся  32 чел.; уровень знаний 60%;

                 сформированность коллектива высокая.

7В класс. Количество учащихся 28 чел.; уровень знаний 40%;

                  сформированность коллектива высокая.

     В силу отставания от программы из-за карантина, поездок на сессии в учебном плане не остается времени на проведения уроков по закреплению материала целой темы. Свою работу я направлю на работу в группах по изучению теории, решению задач и, в плане закрепления материала, на решение творческих задач. Сделаю попытку провести в группах тематическое оценивание при условии того, что сформированные группы окажутся работоспособны и их руководители будут пользоваться авторитетом своих товарищей. Это должно будет выявиться за первые четыре урока работы в группах.

     Планирование уроков проводится при помощи пособия «Уроки физики» Л.А.Кирика [10] .

     Используемый учебник Коршак Е.В., Ляшенко А.И., Савченко В.Ф. «Физика, 7 класс» [11].

     Дидактический материал: Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы, 7 класс» [12], раздаточный материал.

     В планировании уроков я учту опыт проведения игры викторины «Знаешь ли ты физику», состоявшейся в прошлом году среди учащихся восьмых классов. План урока приведен в приложении 1. Игра проводилась во время урока. Класс разбивался на команды, в каждой из них назначался капитан. Каждой команде присваивался номер и ей отводилась строка на магнитной доске для подсчета баллов. Команды получали задания, часть которых выполнялась одновременно, например,  решение кроссворда, а часть заданий имела вид вопросов, задаваемых по очереди каждой команде. За правильный ответ на вопрос команда получала два балла, а на магнитной доске крепился красный кружок; за неполный ответ на вопрос команда получала 1 балл, а на магнитной доске крепился зеленый кружок. Если команда не отвечала на вопрос, то он переходил к следующей команде. Отрицательной особенностью такой организации работы явилось то, что на простые вопросы дети из других команд стремились отвечать «хором», перебивая друг друга. Для того, чтобы этого избежать, было придумано средство: если на вопрос команды 2 отвечал , например, член команды 1, то балл за правильный ответ получала команда 2.  Если члены какой либо команды мешали работать остальному классу, то им крепился на доску черный кружок, означающий вычитание одного балла из их результата.

     За урок все дети получали оценку. Для этого капитан команды выводил в конце урока коэффициент участия членов своей команды. Но во время той викторины оценка за работу не совсем точно зависела от места, занятого командой. Для одного урока это было не очень важно, но, если проводить систему уроков, на этот вопрос нужно обратить внимание. Если в случае викторины сработал эффект новизны и детям было интересно соревноваться, то в системе уроков этот эффект уже стирается и надо продумать стимулирование деятельности учащихся более тщательно. Для этого я разработала таблицу оценивания результата урока в зависимости от места команды по итогам урока и одновременно коэффициента участия каждого ученика.

                                                                                      Таблица3.

н

к

К./у.

1

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

о

о

1

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

м

м

2

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

е

а

3

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

р

н

4

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

а

д

5

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

0

                                                                

     Эта таблица доводится до сведения детей с пояснением: оценки ниже 4 баллов не ставятся при условии корректного поведения и работы во время урока. Кроме того, при условии равных или близких баллов, две команды могут занять одно место, при этом оценки будут ему соответствовать. Неоправданно завышать оценки не стоит, так как они выставляются на каждом уроке и слишком высокие оценки расслабляют учеников.

     

     В системе из нескольких уроков необходимо для поддержания интереса и духа соревнования учитывать баллы, набираемые командами на каждом уроке. Ведь команда, проигравшая на первом уроке, может на следующих уроках поправить свое положение в «турнирной таблице». Для этого составляется следующая таблица:

                                                                                          Таблица 4.

 

 

Класс

7-А

 

7-Б

 

7-В

 

 

 

Номер урока

1 2 3 4 5

итог

1 2 3 4 5

итог

1 2 3 4 5

итог

Н

к

1

 

 

 

о

о

2

 

 

 

м

м

3

 

 

 

е

а

4

 

 

 

р

н

5

 

 

 

 

 

 

     Следует также продумать положение капитана команды по отношению к своим сверстникам. Капитаном команды надо назначать ученика, обладающего организаторскими способностями, не обязательно отличника. Его задача организовать работу команды, следить за порядком и выводить коэффициент участия каждого члена команды. Коэффициент участия капитана команды выставляет учитель, так как сам капитан себе не может выставить коэффициент участия – это неэтично. Кроме того, такой порядок оценивания удержит его от необоснованного завышения коэффициентов участия своих товарищей и при этом не приведет к взаимным обидам.

     Вопросы, касающиеся организации работы команд, и порядка изучения учебного материала выдаются в распечатанном виде перед уроком капитанам команд, см. приложение 2.

     Перед началом первого урока детям доводится до сведения следующая информация:«Этот и два последующих урока мы проводим в игровой форме. Класс делится на пять команд. Между этими командами проводится соревнование. Командам будут задаваться вопросы по пройденному материалу, даваться и проверяться задания по текущему материалу. За выполнение всех этих заданий присваиваются баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов. По итогам трех уроков выводится общий балл каждой команды и от него будет зависеть результат аттестации. Этот общий балл будет заноситься в таблицу класса (на доске).  По итогам соревнования на каждом уроке каждый член команды получает оценку. Она будет зависеть от места , занятого командой и от коэффициента участия. Принцип получения оценки показан в таблицах(на столах). В каждой команде я назначаю капитана, который составляет список команды с ролями, определяет коэффициент участия и руководит работой команды, остальные роли распределяете сами:

Эксперт, инженер, математик, секретарь.

Обязанности эксперта: командам будут выдаваться одинаковые задания; после выполнения этих заданий их надо будет оценить от 3 до 0 баллов. Для этого собираются вместе эксперты всех команд и , посовещавшись, назначают баллы.

     Обязанности инженера: отвечает за объяснение работы различных технических устройств и, при необходимости, проводит демонстрации, изготавливает приборы.

     Обязанности секретаря: оформляет те задания, которые выдаются на команду целиком, пишет список команды.

     Обязанности математика: отвечает за поиск формул,  решение задач и помогает товарищам в их оформлении.

     Коэффициент участия капитанов определяет учитель».

     Первые три интерактивных урока будут однотипны для того, чтобы дети успели усвоить новый стиль работы. В последствии можно будет вносить в этот стиль изменения. На уроках предлагаются следующие задания:

     1. Разминка – каждая команда получает по одному заранее неизвестному вопросу на повторение и набирает баллы от 0 до 2. Если команда не отвечает на вопрос, то он передается другой команде.

  1. Команды получают задание по изучению теории по известному параграфу в учебнике и дополнительному материалу. Проверка осуществляется несколькими способами:
  • устный ответ на теоретический вопрос каждой команды
  • решение задачи каждой командой
  • описание работы прибора или опыта
  • игра в опорные слова
  • дополнительные задания на доске – по желанию команд.
  • Домашнее задание по изготовлению сообщающихся сосудов или подготовке опытов.

     Если при изучении теории члены команды успели ее законспектировать, то команда получает дополнительный балл; если у всех членов команды в тетради есть решение задачи, то команда получает еще один дополнительный балл.

2.4 Педагогический эксперимент и его результат

     В процессе проведения первого урока выявились  проблемы, которые будут перечислены вместе с возможным путем их решения.

     1. Дети были возбуждены началом урока и слишком долго распределяли роли. Значит надо на первый урок планировать меньше заданий, чем на последующие.

     2. Не все капитаны команд справлялись со своими обязанностями.  К следующему уроку я или поменяла капитана в такой команде, или, сохранив прежнего капитана,  частично поменяла состав команды.

     3.Многие ребята не могли понять, что от них требуется, т.к. они не привыкли к самостоятельному изучению теории. Если на первом уроке я не сообщала командам, какой вопрос конкретно я им задам, то на следующем уроке я максимально конкретизировала задания, составив на доске таблицу заданий, индивидуальных для каждой команды и общих. Таблица индивидуальных заданий для второго урока мной приведена:

                                                                                                Таблица 5.

     

Номер

 Теория

Практика

 команды

 

 

1

стр.145 №1

гидравлический тормоз

2

стр.145 №2

насос

3

стр.145 №3

гидравлический прес

4

стр.145 №4

домкрат

5

стр.145 №5

воздушный тормоз

     4. На первом уроке почти никто не составил конспект, поэтому на следующем уроке детям регулярно напоминалось, что только при наличии конспекта у всех членов команды они получают дополнительный балл.

     5.Во время игры в опорные слова первый раз все эксперты команд выходили за отдельный стол со своими листочками и сравнивали их там с образцом. При этом они пытались списывать слова с образца. На следующий раз команды , заполнив ответы, одновременно передали свои листки следующей по счету команде и проверку осуществляли чужие команды. Списывание при таком способе проверки невозможно и  занижение баллов невозможно тоже, т.к. для этого надо вычеркнуть слово.

     6.Капитаны завышали коэффициент участия некоторым членам команды или занимались «уравниловкой». С этим справиться сложно, не помогает даже то, что коэффициенты участия капитанам выставляла я сама. Пока только пыталась объяснять им , как надо делать правильно.

     Опыт второго урока показал, что не меньше половины детей поняли идею игрового урока, при чем среди них были те, которые на обычных уроках отставали от своих  сверстников.  В первую очередь командные игры понравились детям, умеющим жить в коллективе и сумевшим ощутить себя частью команды. Дети же, привыкшие выделяться среди сверстников, причем даже сильные ученики, испытывали дискомфорт. Из трех классов, среди которых проводился эксперимент, лучше всего показал себя класс 7В, имеющий дружный коллектив и относительно небольшой. В этом классе не пришлось менять состав ни одной из команд.

     Еще хочется отметить, что чувство коллективизма присуще и взрослым и детям и , несмотря на то, что сейчас это чувство коллективизма разрушается  в жизни,  при первой возможности оно возрождается. Например для игры в опорные слова давалось для запоминания 16 слов за 10 секунд. Немногие дети могут запомнить столько. Но, если во время первой игры было воспроизведено в  среднем 12 слов, то во время второй игры уже 15 слов – не получилось даже соревнования. Перед запоминанием все капитаны команд или активные ребята догадались распределить запоминание слов между членами команды и у всех были отличные результаты. А мне теперь  к следующей игре приходится придумывать новое более сложное задание.

     Одним из результатов самостоятельной работы с книгой на уроке явилось то, что у детей пропало «предубеждение перед книгой» - они перестали считать, что в книге все непонятно и стали пытаться сами искать в учебнике необходимый материал. Уже позже,  во время обычного урока  мне пришлось дать на самостоятельное изучение самому слабому из трех классов тему «Сила Архимеда» с тем, чтобы они ответили письменно на несколько вопросов. Вопреки моим ожиданиям, на весь класс было всего три ученика не справились с заданием , а многие ребята дали на вопросы осознанные ответы.

     Третий интерактивный урок был проведен по теме «Атмосферное давление». Эффективность его была ниже, чем у предыдущих. Судя по всему, теряется эффект новизны для слабых детей и они теряют интерес к занятию и начинают мешать сильным ученикам. Кроме того я понадеялась, что на этом уроке будет изучен больший объем материала, а получилось наоборот по выше изложенной причине. К положительным сторонам этого урока следует отнести то, что каждое конкретное задание не приходилось объяснять подробно – у детей появился определенный опыт в выполнении различных упражнений и теперь такие упражнения можно будет включать в традиционные уроки.

     В Ы В О Д Ы :

 

   -  Интерактивные уроки развивают интерес детей к предмету ;

  • ребенок активно включается в процесс учебы;
  • у сильных и слабых учеников есть возможность проявить себя;
  • развивается навык работы с учебником и специальной литературой;
  • у детей развивается чувство коллективизма;
  • появляется дополнительная возможность поработать с физическими приборами и  изучить их конструкцию;
  • при проведении интерактивных уроков надо чередовать различные методы;
  • уже отработанные интерактивные методы надо включать в традиционные уроки;
  • проводить интерактивные уроки по обобщению раннее изученного      

материала.

  1. Анализ анкетирования учителей и школьников

     В приложении приведено содержание анкеты, заполненной учителями физики, математики, черчения, географии, русского языка и литературы первой и высшей категорий, обладающих стажем работы в школе от 15 до 45 лет.

Учителя отвечали на вопросы, касающиеся возможности использования интерактивных методов обучения в своей деятельности. Все учителя, ответившие на вопросы анкеты широко применяют данные методы. Одной из причин этого является то, что наша школа уже в течение ряда лет является экспериментальной площадкой для отработки личностно ориентированных методик обучения.  Объем учебного времени , выделяемого на работу в интерактиве колеблется от 80% у учителей русского языка и литературы до 25% времени у учителей физики и математики. Разница в объемах связана, на мой взгляд, с тем, что в физике и математике надо отрабатывать навыки решения задач, а это проблематично в данной технологии.  Что касается того времени, которое было бы желательно для работы в интерактиве, то , согласно мнению педагогов, оно ограничивается рамками программы, необходимостью проведения большинства уроков как комбинированных  и разными уровнями подготовленности классов, на которые влияет, например, уровень сформированности детского коллектива. Интерактивные уроки лучше всего проходят в классах с сильным коллективом или в тех классах, где идет процесс формирования коллектива.

     На вопрос о том, какие вопросы, теоретические или практические,  чаще изучаются в интерактиве, мнения разделились примерно пополам, следовательно возможны оба направления. По степени сложности наиболее сложные вопросы готовы изучать учителя русского языка и литературы, географы решают таким образом проблемные вопросы, а учителя физики , математики и черчения  готовы разбирать вопросы среднего и достаточного уровня. Я это связываю с недостатком времени для того, чтобы подготовить детей к пониманию сложных вопросов, в отличие от гуманитарных дисциплин, где дети используют свой жизненный опыт в данной ситуации. В случае точных наук часть материала все равно приходится давать аксиоматически.

     Следующими вопросами являлись преимущества и недостатки методов, а так же указание категории учащихся, наиболее восприимчивой к данной форме обучения. В качестве преимуществ методов были указаны сильная мотивация и развитие интереса к предмету, аналитического и логического мышления, активизация умственной деятельности, лучшее усвоение материала, развитие навыка работы с литературой, развитие речи и возможность свободного высказывания, ощущение личной значимости у ученика. Недостатки были указаны следующие: трудность оценивания каждого участника урока, шум на уроке, отсутствие индивидуальной работы с учеником, опрос не всех учащихся. В общем достоинств у интерактивных методов было указано намного больше, чем недостатков. В качестве детей, которым наиболее подходит обучение в интерактиве были названы дети коммуникабельные, незакомплексованные, инициативные, восприимчивые, добросовестно выполняющие домашние задания и готовящиеся к уроку. В качестве проблемных детей были названы ученики замкнутые, не имеющие контакта с учителем, слаборазвитые, с неразвитой речью, предпочитающие письменную речь. Хочется отметить, что данные категории детей находятся в классах, имеющих в своем составе до 30 и более человек. Если бы проблемный ребенок учился в небольшом классе, то при помощи данных методов некоторые его недостатки можно было бы исправить, в большом же классе это нереально. Кроме того некоторые дети со средней и слабой успеваемостью, не отмеченные ранее учителями, первый раз проявив себя на интерактивном уроке и поверив в себя, потом меняются и начинают лучше учиться.

               

                                 З А К Л Ю Ч Е Н И Е

     Основной целью интерактивного урока является создание условий для познавательной деятельности учеников. Средствами для достижения данной цели являются:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибки;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату , но и по процессу его достижения;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»

Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....

Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»

Мастер-класс содержит теоретический материал для проведения и презентацию....

Методика применения интерактивной доски на уроках геометрии

Разработка содержит:статью по методике применения интерактивной доски на уроках геометрии,флипчарт с упражнениями по теме "Признаки равенства треугольников",презентацию с теми же упражнениями,таблицы ...

Методика применения интерактивной доски на уроке химии в 8 классе в теме « Кислоты»

Вашему вниманию представлена методика применения интерактивной доски на уроках химии 8 класс  в рамках темы «Кислоты».  Папка содержит введение, конспект урока, заключение, а такжеь сопровож...

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО.

Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. В школе это чувство формируется более глубоко. Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусств...

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО.

Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. В школе это чувство формируется более глубоко. Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусств...

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образова...