Рабочая программа по ОУД 08 Физика естественнонаучного профиля
рабочая программа по физике на тему

Вакилова Римма Риковна

Рабочая программа для профессии повар-кондитер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud.08_fizika_estestvennonauchnyy_profil.docx122.84 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Код, профессия,           19.01.17  Повар, кондитер

специальность:

Профиль профессионального образования: естественнонаучный

Дисциплина: базовая 

Урай

2016

ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

______________________________

Протокол №____

От «____»_________20_____

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413 с учетом приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 мая 2012 г., рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах  освоения программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259), в соответствии с Примерной программой общеобразовательной  учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Председатель ЦМК          _____________/________________                                  

Заместитель директора    _____________/________________

Составители (авторы): Вакилова Римма Риковна, преподаватель физики БУ «Урайский политехнический колледж» высшей категории


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины
  3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  4. Характеристика основных видов учебной деятельности
  5. Контроль и оценка результатов обучения


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259), на основе примерной программы по дисциплине Физика, рекомендованной ФГАУ ФИРО (протокол №3 от 21 июля 2015 г.).

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.

1.1. Профиль освоения образовательной программы – естественнонаучный. Уровень освоения дисциплины – базовый.

Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины, реализуемой  при подготовке обучающихся по специальностям естественно-научного профиля профессионального образования, не выражена явно, так как профессии, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в рамках естественно-научного профиля профессионального образования повышенное внимание уделяется изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.

Профильная составляющая дисциплины обеспечивается отбором профессионального значимого учебного материала и его структурирования на основе межпредметных связей.

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины

Рабочая программа дисциплины «Физика» обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

 Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Физика» относится к предметной области «Естественные науки» среднего общего образования и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.

Дисциплина реализуется в рамках освоения ППКРС 19.01.17 Повар, кондитер.

1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины

1.4.1. Личностные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

1.4.2 Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

1.4.3 Предметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • сформированность умения решать физические задачи;
  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

1.5. Формы промежуточной аттестации.

Формой контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом является экзамен в 4 семестре.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

40

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (всего)

54


2.2.  Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Физика»  по программе подготовки

19.01.17 Повар, кондитер

                        

Наименование

разделов

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Физика – фундаментальная наука о природе.

Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

1

Раздел 1. Механика

Механика

 Содержание учебного материала

16

1,2

Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Лабораторно-практические занятия

Лабораторная работа № 1 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Лабораторная работа № 2 Изучение закона сохранения импульса.

Практическая работа № 1 Движение тел под действием нескольких сил.

6

 

Контрольная работа № 1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка сообщений, рефератов к выступлению на семинаре,

подготовка презентаций по заданной теме

Работа с конспектом лекций, учебником по составлению таблиц для систематизации учебного материала

13

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика

Содержание учебного материала

Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

8

1,2

Лабораторно-практические занятия

Лабораторная работа № 3 Измерение влажности воздуха.

Практическая работа № 2 Графическое представление газовых законов.

4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка сообщений, рефератов к выступлению на семинаре,

подготовка презентаций по заданной теме

Работа с конспектом лекций, учебником по составлению таблиц для систематизации учебного материала

6

Раздел 3. Электродинамика.

Электродинамика

Содержание учебного материала

 Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

19

1,2

Лабораторно-практические занятия

Практическая работа №3 Расчёт электрической ёмкости и энергии заряженного конденсатора.

Практическая работа №4 Расчет параллельного и последовательного соединения конденсаторов.

Лабораторная работа № 4 Изучение закона Ома для участка цепи.

Лабораторная работа № 5 Изучение последовательного соединения проводников.

Лабораторная работа № 6 Изучение параллельного соединения проводников.

Лабораторная работа № 7 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника

напряжения.

Лабораторная работа № 8 Изучение явления электромагнитной индукции.

14

Контрольная работа № 2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка сообщений, рефератов к выступлению на семинаре,

подготовка презентаций по заданной теме

Работа с конспектом лекций, учебником по составлению таблиц для систематизации учебного материала

17

Раздел 4. Колебания и волны

Колебания и волны

Содержание учебного материала

Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

7

1,2

Лабораторно-практические занятия

Лабораторная работа № 9: Изучение зависимости периода колебаний нитяного  маятника от длины нити.

Практическая работа № 5   Расчет емкостного сопротивления

Практическая работа №  6  Расчет индуктивного сопротивления

6

Контрольная работа №3

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка сообщений, рефератов к выступлению на семинаре,

подготовка презентаций по заданной теме

Работа с конспектом лекций, учебником по составлению таблиц для систематизации учебного материала

7

Раздел 5. Оптика

Оптика

Содержание учебного материала

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

2

1,2

Лабораторно-практические занятия

Лабораторная работа №10  Определение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа № 11: Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

Лабораторная работа № 12: Изучение интерференции и дифракции света.

6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка сообщений, рефератов к выступлению на семинаре,

подготовка презентаций по заданной теме

Работа с конспектом лекций, учебником по составлению таблиц для систематизации учебного материала

4

Раздел 6. Элементы квантовой физики

Элементы квантовой физики

Содержание учебного материала

Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

4

1,2

Лабораторно-практические занятия

Практическая работа № 5 Решение задач по фотоэффекту.

Практическая работа № 8 Решение уравнений ядерных реакций.

4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка сообщений, рефератов к выступлению на семинаре,

подготовка презентаций по заданной теме

Работа с конспектом лекций, учебником по составлению таблиц для систематизации учебного материала

4

Раздел 7. Эволюция Вселенной

 

Эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система - Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

6

1,2

 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка сообщений, рефератов к выступлению на семинаре,

подготовка презентаций по заданной теме

Работа с конспектом лекций, учебником по составлению таблиц для систематизации учебного материала

3

Всего

162


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.

Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, комплекты тестовых заданий);
  • комплект компьютерных презентаций;
  • наглядные пособия.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийная установка.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • учебные столы и стулья;
  • лабораторное оборудование: усилители тока; фотоэлементы; маятники электростатический; барометр; набор луп; наборы палочек по электростатике; приборы для демонстрации дифракции и интерференции света; термометры; весы технические; источники напряжения;
  • лабораторные комплекты по гидростатике, термодинамике и электродинамике; генераторы; влажностные психрометры.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники

  1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
  2. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
  3. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.

3.2.2. Дополнительные источники

4 .Мякишев Г.Я. Физика. 10 кл. – М.: Просвещение, 2011.

5. Мякишев Г.Я. Физика. 11 кл. – М.: Просвещение, 2011.

6. Трофимова Т.И. Физика от А до Я (для ссузов), 2014. Электронное издание

3.2.3. Интернет-ресурсы

  1. http://www.fizika.ru/ - Клуб для учителей физики «Физика.ru»
  2. http://sfiz.ru/ - Научно-образовательный портал «Вся физика»
  3. http://www.alleng.ru/edu/phys.htm - Образовательный портал, подготовка к ЕГЭ
  4. http://globalphysics.ru/ - Образовательный портал Global Physics Физика от А до Я
  5. http://fizika.ayp.ru/ - учебные материалы по физике
  6. http://av-physics.narod.ru/ - Образовательный портал «Физика для всех»
  7. http://www.physics.ru/- Образовательный портал «Физикон», электронные образовательные ресурсы для школ, колледжей, ВУЗов

3.2.4. Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает: 

  1. Учебный план
  2. Рабочую программу
  3. Календарно-тематический план
  4. Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям,  методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
  5. Комплект оценочных средств


4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание

обучения

Характеристика основных видов учебной

деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Введение

Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс  в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации.

  1. Механика

 Кинематика

Представление механического движения тела уравнениями и графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени.

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

Разработка возможной системы действий и конструкции.

для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы.

Законы сохранения в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.

Применение закона сохранения механической энергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики.

  1. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной кинетической теории.

Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования

молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения

молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V).

Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ.

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.

Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения.

Указание границ применимости законов термодинамики.

Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики».

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов

  1. Электродинамика

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей.

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода.

Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

Установка причинно-следственных связей.

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле.

Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя.

Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину.

4. Колебания и волны

Механические колебания

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний.

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека.

Электромагнитные колебания

Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии. Электромагнитные волны.

Осуществление радиопередачи и радиоприема.

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.

Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной.

5. Оптика

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.

Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы.

Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений.

6. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений.

Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона.

Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики.

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера.

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т. д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку лабораторных и практических занятий, тестирования, заданий для внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).

Результаты освоения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Текущий контроль

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при проверке:

  • практических заданий и лабораторных работ;
  • контрольных работ;
  • заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация

Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме экзамена.

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля НПО (ФГОС-3)

Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля начального профессионального образования, выполненная по требованиям Федерального государственного образовательного ста...

программа учебной дисциплины "ХИМИЯ" естественнонаучный профиль

программа учебной дисциплины "ХИМИЯ" естественнонаучный профиль для НПО...

программа учебной дисциплины "ХИМИЯ" естественнонаучный профиль

программа учебной дисциплины "БИОЛОГИЯ" естественнонаучный профиль  для НПО...

рабочая программа по физике естественнонаучный профиль

Содержание программы, календарно-тематическое планирование в объеме 200 часов...

11 класс рабочая программа по математике физико-математический профиль

Рабочая программа по математике физико-математический профиль 11 класс...

Рабочая программа по физике_естественнонаучный профиль_НПО

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в АУ «Сургутский политехнический колледж»   по профессии  19.01.17 "Повар, кондитер" реализую...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы» на уровень основного образования Срок освоения-3года (для 7-9 классов)

Рабочая программа  учебного предмета «Физика»  предметной области «Естественнонаучные предметы» составлена в соответствии с п.18.22 ФГОС ООО. Рабочая программа разраб...