«Интеграция как средство повышения мотивационной сферы учащихся на уроках физики»
статья по физике на тему

Бурмакина Наталья Викторовна

Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным?

Большую роль здесь играют мотивы (мотив - это то, что побуждает человека к действию), именно они создают нужную среду для успешного обучения по физике. В данной статье описывается неюольшой опыт по использованию интегрированных уроков при узучении физики в 7-9 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интеграция как средство повышения мотивационной сферы учащихся на уроках физики»

Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным?

Большую роль здесь играют мотивы (мотив - это то, что побуждает человека к действию), именно они создают нужную среду для успешного обучения по физике.

Мотивы бывают внутренние и внешние.

Внутренние мотивы связаны с учебной деятельностью. Учащийся непосредственно включен в процесс познавательной деятельности и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Внешние мотивы как правило не связаны с деятельностью. Они проявляются тогда, когда ученики решают поставленную перед ними задачу и могут получить хорошую отметку, похвалу учителя или признание товарищей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью. Ребята в школах часто стремятся на пустом месте получить похвалу, отличные отметки не трудясь и не прикладывая никаких усилий. Порой доходят ситуации до смешного: «Мне не нужен Ваш предмет, а отличная отметка в аттестате нужна». Подобные ситуации в жизни нам не приятны.

Я в своей деятельности стараюсь формировать в основном, внутренние мотивы, не исключая внешние, чтобы дети осознанно изучали физику с целью дальнейшего применения полученных знаний в жизни. Наиболее выигрышным для повышения мотивации учащихся является использование интегрированных уроков, которые дают возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а также возможность усилить внутрипредметные и межпредметные связи.

Преимущества интегрированных (бинарных) уроков:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; 

- в большей степени, чем обычные уроки, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать, выводы;

- способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; 

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности; 

- интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;

-  интегрированные уроки позволяют систематизировать знания,  формируют в большей степени общеучебные умения, навыки и рациональные навыки учебного труда, как следствие и метапредметные компетенции,  способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении. 

Методы интегрированного обучения:

-  активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

- рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов (например, экология); 

-  исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).

Интегрированные уроки физики позволяют «соединить» практически все школьные дисциплины. Изучая физические явления, можно решать задачи математики, строить графики функций, решать уравнения, моделировать физические процессы. Осваивая сервисы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты, например, из истории Отечества, обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Этот список можно продолжать. Хочется отметить, что интегрированные задания и задания на интегрированных уроках выполняются учениками с большим интересом. Объясняется это прежде всего тем, что дети сами выбирают траекторию выполнения поставленной задачи. В данном случае учащиеся больше занимаются самостоятельно, что развивает у них умение выбирать соответствующие технологии поиска информации, умение сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, создавать и использовать должные модели и процедуры изучения и обработки информации.

Критериями эффективности интегрированных уроков являются:

- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
- формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Физика, как учебный предмет школьной программы имеет взаимосвязь с многими учебными дисциплинами такими как:  математика, информатика, химия, биология, география и т.д. Например, любой учитель-предметник, используя на уроках информационные технологии, уже создает интеграцию дисциплин физики и информатики. Традиционное использование информационных технологий учителем на уроках физики: создание мультимедийных презентаций уроков; использование компьютера для демонстрации видеороликов; использование мультимедийных учебников по физике; применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний; подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ; подготовка и проведение конференций, конкурсов.

Наиболее трудными предметами школьного курса обычно считается математика и физика. Общение со школьниками показывает, что непонимание ими какого-либо вопроса из курса физики часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составление и решения математических уравнений, неумением проводить алгебраические преобразования и геометрические построения. Обучение по математике и физике станет более успешным, если ученики поймут,  что абстрактные математические формулы и уравнения имеют реальное воплощение в физических процессах.

В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

  • свои мотивы  проведения   интегрированного   урока  и его цель;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность) расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с учителями  интегрируемого  предмета;
  • форму записи подготовленного урока;
  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Примерами некоторых итрегрированных уроков по физике могут служить: интегрированный урок по физике и биологии в 10-м классе на тему: «Диффузия – основа жизни»; интегрированный урок по физике и  английскому языку на тему: «Физика и Новый год»; интегрированный урок по физике и химии по теме: "Электрический ток в металлах и электролитах"; интегрированный урок по физике, географии и математике по теме: «Атмосферное давление».

Следовательно, интегрируя учебный материал, с одной стороны, мы закрепляем знания материала смежной дисциплины, обобщаем его и устанавливаем связи, и самое главное повышаем мотивацию учащихся к изучению физики.

Список использованной литературы.

1. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" утв. распоряжением правительства РФ ст. 29.12.01 №1756- Р.

2. Е.В. Коротаева . Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Москва, 2003г.

3. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 30.

4. Усова А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. - 2000. - №4 - С. 30-33.

5. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1983. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...

Эксперимент как средство повышения качества образования учащихся на уроках физики

Современный урок физики невозможно представить без физического эксперимента.       Но как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости...