Рабочая программа по дисциплине Физика
методическая разработка по физике на тему

Тамбовцева Наталия Владиславовна
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Физика» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля - программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по физике106.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ SKTS_NEW

«САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА»

программы подготовки специалистов среднего звена

для всех специальностей технического профиля

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

Саратов, 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ СО «СКСМГС»

 _______________ Теплякова Т.С.  «_______»_____________2015 г.

_______________ /_________________/

«_______»_____________2016 г.

_______________ /_________________/

«_______»_____________2017 г.

_______________ /_________________/

«_______»_____________2018 г.

_______________ /_________________/

«_______»_____________2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 384  от 23 июля 2015 г.

ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии математического и естественнонаучного цикла

Протокол № ___,  «28» сентября 2015 г.

Председатель комиссии /_______/Сатарова О.М./

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии/______/____________/

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

           

Составители:

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа ГАПОУ СО «СКСМГС»

Протокол № ___,  «28» сентября 2015 г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Сатарова О.М., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»,

Тамбовцева Н.В., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»

Рецензент:

Мухамбетов С.Б., кандидат технических наук Поволжского филиала Государственного университета путей сообщения (МИИТа)

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»

                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»        4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        18

5. ОФОРМЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ        25

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Физика» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля - программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.

        Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом  и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007  03-1180);  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Физика» является общеобразовательной учебной дисциплиной по выбору, из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования технического профиля.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  •  личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимотношения в команде по решению общих задач;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измеренмя, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи иопределять средства, необходимые для их реализации;

- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

-  умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и грамотно сочетая содержание и формы представляемой информации;

 

  • предметных:

          - сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

          - владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

          - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

          - умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

          -  сформированность  умения решать физические задачи;

          - сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

          - сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;

          - сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

          - сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

          - владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

          - владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

         - сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

В результате освоения учебной дисциплины «Физика» у обучающихся формируются  общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  1. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объём  181  часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося составляет 121 час; самостоятельная работа обучающегося    60   часов.

Дисциплина изучается в течение двух семестров.

Итоговая аттестация установлена в форме экзамена по окончании II семестра.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2.1 – Виды учебной работы с объемом часов

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

181

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

121

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, ответы на контрольные вопросы
  2. Решение задач и упражнений
  3. Составление конспекта, работа со справочной литературой
  4. Подготовка информационного сообщения, в т.ч.  выполненное с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint

30

14

 7

9

Итоговая аттестация в форме экзамена  


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Таблица 2.2  - Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

 

1

Физика - наука о природе

Содержание учебного материала

1

2

1

2

3

4

Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.

Моделирование физических явлений и процессов.

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы.

Основные элементы физической картины мира.

Раздел 1.

Механика

17

Тема 1.1

Кинематика

Содержание учебного материала

3

2, 3

1

2

3

Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.

Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, ответы на контрольные вопросы

Решение задач и упражнений по теме «Кинематика»

Тема 1.2

Динамика

Содержание учебного материала

4

2, 3

1

2

3

4

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.

Законы динамики Ньютона.

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.

Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, ответы на контрольные вопросы

Решение задач и упражнений по теме «Динамика»

Тема 1.3

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

4

2, 3

1

2

3

Закон сохранения импульса и реактивное движение.

Закон сохранения механической энергии.

Работа и мощность.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, ответы на контрольные вопросы

Решение задач и упражнений по теме «Законы сохранения в механике»

Тема 1.4

Механические колебания и волны

Содержание учебного материала

6

2, 3

1

2

3

4

5

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

Лабораторная работа № 1 «Изучение колебаний математического маятника»Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

 Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны.

Ультразвук и его использование в технике и медицине. 

Самостоятельная работа обучающихся:

 

1

2

3

4

Повторение раздела «Механика»

Подготовка информационного сообщения    

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Подготовка  к лабораторной работе №1 «Изучение колебаний  математического маятника»

Раздел 2.

Молекулярная физика. Термодинамика

22

Тема 2.1

Основы молекулярно-кинетической теории

Содержание учебного материала

8

2, 3

1

2

3

4

5

6

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение.

Идеальный газ. Давление газа. Понятие вакуума.

Основное уравнение МКТ идеального газа.

Температура как мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул. Термодинамическая шкала температур. Абсолютный ноль.

Уравнение Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы и их графики. 

Лабораторное занятие №2 «Изучение одного из изопроцессов»

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

3

Повторение темы «Основы молекулярно-кинетической теории»

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Подготовка  к лабораторной работе №2 «Изучение одного из изопроцессов»

Тема 2.2

Основы термодинамики

Содержание учебного материала

4

2, 3

1

2

3

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики.

Необратимость тепловых процессов.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.  КПД тепловых двигателей.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, ответы на контрольные вопросы

Решение задач и упражнений по теме «Основы термодинамики»

Тема 2.3

Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы

Содержание учебного материала

10

2, 3

1

2

3

4

5

6

7

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.  Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. 

Лабораторное занятие №3 «Определение относительной влажности воздуха»

Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения жидкости.

Лабораторное занятие№4 «Определение коэффициента поверхностного натяжения воды»

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы.

Изменения агрегатных состояний вещества.

Самостоятельная работа обучающихся:

 

1

2

3

4

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Повторение темы «Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы»

Подготовка к лабораторной работе №3 «Определение относительной влажности воздуха»

Подготовка к лабораторной работе №4 «Определение коэффициента поверхностного натяжения воды»

Раздел 3.

Основы электродинамики

38

Тема 3.1

Электрическое поле

Содержание учебного материала

8

2, 3

1

2

3

4

5

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Электрическая емкость. Конденсатор.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

Решение задач по теме «Электрическое поле»

Тема 3.2

 Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

12

2, 3

1

2

3

4

5

6

7

8

Постоянный электрический ток.

Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

Последовательное и параллельное соединения проводников.

ЭДС источника тока.

Тепловое действие электрического тока. Мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.  Лабораторное занятие №5 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника электрической энергии»

Лабораторное занятие №6 «Определение температурного коэффициента сопротивления меди»

Лабораторное занятие №7 «Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на ее зажимах»

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

3

4

5

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Решение задач по теме «Законы постоянного тока»

Подготовка к лабораторной работе №5«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника электрической энергии»

Подготовка к лабораторной работе №6«Определение температурного коэффициента сопротивления меди»

Подготовка  к лабораторной работе №7 «Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на ее зажимах»

Тема 3.3

Электрический ток в различных средах

Содержание учебного материала

8

2, 3

1

2

3

4

5

6

Электрический ток в электролитах. Законы Фарадея для электролиза.  

Лабораторное занятие №8 «Определение электрохимического эквивалента меди»

Электрический ток в полупроводниках. Электропроводность полупроводников в зависимости от температуры и освещенности.

Виды полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Р-n переход.

Лабораторное занятие №9 «Исследование работы полупроводникового диода»

Самостоятельная работа обучающихся:

 

1

2

3

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Подготовка  к лабораторной работе №8 «Определение электрохимического эквивалента меди»

Подготовка  к лабораторной работе №9 «Исследование работы полупроводникового диода»

Тема 3.4

Магнитное поле

Содержание учебного материала

6

2, 3

1

2

3

4

5

6

Постоянные магниты. Открытие магнитного поля.

Магнитная индукция. Вихревой характер магнитного поля. Магнитная постоянная. Магнитная проницаемость среды. Графическое изображение магнитных полей.

Взаимодействие токов. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера.

Магнитный поток.Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

Магнитные свойства вещества.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Решение задач по теме «Магнитное поле»

Тема 3.5

Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

4

2, 3

1

2

3

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле.

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»

Раздел 4.

Электромагнитные колебания и волны

32

Тема 4.1

Электромагнитные колебания и волны

 

Содержание учебного материала

14

2, 3

1

2

3

4

5

6

7

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Формула Томсона. Собственная частота колебаний в контуре. Затухание электрических колебаний.

Вынужденные электрические колебания. Переменный ток и его получение. Действующие значения тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Мощность переменного тока.

Преобразование переменного тока. Трансформатор. Передача и распределение электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Лабораторное занятие №10 «Изучение работы и устройства трансформатора»

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Лабораторное занятие №11 «Сборка и настройка простейшего радиоприёмника»

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

3

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Подготовка  к лабораторной работе №10 «Изучение работы и устройства трансформатора»

Подготовка  к лабораторной работе №11 «Сборка и настройка простейшего радиоприёмника»

Тема 4.2

Волновая оптика

Содержание учебного материала

18

2, 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Зависимость между длиной световой волны и частотой электромагнитных колебаний.

Световой поток и освещенность. Законы освещенности.

Лабораторное занятие №12 «Изучение законов освещенности»

Закон отражения и преломления света. Полное отражение света.

Лабораторное занятие №13 «Определение показателя преломления стекла»

Интерференция света и дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.  

Лабораторное занятие №14«Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.

Линзы. Формула тонкой линзы.    

Лабораторное занятие №15 «Определение главного фокусного расстояния собирающей линзы»

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

3

4

5

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Подготовка к лабораторной работе №12 «Изучение законов освещенности»

Подготовка к лабораторной работе №13 «Определение показателя преломления стекла»

Подготовка к лабораторной работе№ 14«Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

Подготовка к лабораторной работе№15 «Определение главного фокусного расстояния собирающей линзы»

Раздел 5.

Квантовая физика

8

Тема 5.1

Квантовая оптика

Содержание учебного материала

2

2

1

2

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Волновые и корпускулярные свойства света.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Решение задач по теме «Квантовая оптика»

Тема 5.2

Физика атома и атомного ядра

Содержание учебного материала

6

2

1

2

3

4

5

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

 Лабораторное занятие №16. «Наблюдение спектров испускания  и поглощения»

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.

Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Ядерная энергетика.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

2

3

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции, со справочной литературой, ответы на контрольные вопросы

Решение задач по теме «Физика атома и атомного ядра»

Подготовка к лабораторной работе№16 «Наблюдение спектров испускания  и поглощения»

Раздел 6.

Эволюция вселенной

3

 

Содержание учебного материала

3

1

1

2

3

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

Образование планетных систем. Солнечная система.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

Подготовка информационных сообщений, в т.ч.  выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint

Всего:

181

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.  Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программа учебной дисциплины «Физика» реализуется в учебном кабинете физики и лаборатории физики № 414.

Оборудование (оснащение) учебного кабинета:

           

  • комплект учебно-методических документов;
  • наглядные пособия (стенды, плакаты);
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью;
  • шкафы для лабораторного и демонстрационного оборудования;
  • демонстрационный стол;
  • рабочие учебные места по количеству посадочных мест.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран;
  • средства телекоммуникации;
  • компьютеры.

  1.  Информационное обеспечение обучения

Учебные издания:

Основные источники:

  1. Физика (для нетехнических специальностей) [Текст]: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев. - 12-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 391, [1] с. : ил.; 22 см. - (Учебник) (Среднее профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины).
  2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник для нач. и сред.проф. образования / В.Ф. Дмитриева. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 448 с. - (Начальное и среднее профессиональное образование).
  3. Физика (с основами астрономии) [Текст]: учебник для техникумов / Д. Г. Кикин, П. И. Самойленко. - М.: Высш. шк., 2003. - 416 с.: ил.

Дополнительные источники:

  1. Физика [Текст]: учебник для 10 кл. в 2 ч./Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик ч- М.: Мнемозина, 2009.-352 с.
  2. Физика.[Текст]: учебник для  11 кл. (базовый уровень)./ Л.Э. Генденштейн, Ю.И.  Дик. — 3-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2012. — 272 с.
  3. Физика: механика, теория относительности, электродинамика [Текст]: учебник для 10 кл./ С.В. Громов под редакцией Шароновой Н.В. -М.: Просвещение, 2005. - 383 с.
  4. Физика [Текст]: учебник для 11кл./ С.В. Громов под редакцией Шароновой Н.В.. - М., 2005. – 286 с.
  5. Задачи по физике [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений сред.проф. образования / В. Ф. Дмитриева. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 335, [1] с.: ил. - (Среднее профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины) (Учебное пособие). - ISBN 978-5-7695-4869-7.
  6. Физика [Текст]: учебник для 11 кл. 11 класс для общеобразовательных учебных заведений/ В.А. Касьянов, Н.А. Парфентьева —2-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2010. 

Рекомендуемая литература для преподавателей:

  1. Физика, 10—11 класс: Книга для учителя[Текст]: /С.В.Громов,  Н.В. Шаронова - М.: Просвещение, 2004. – 112 с.
  2. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике: 9-11 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст]: /Кабардин О.Ф., Орлов В.А.,  (под ред. Дика Ю.И.)серия: Школьный урок АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005 г.- 240с.
  3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне [Текст]:  - М.: Дрофа, 2006.-64с.
  4. Касьянов В.А. Физика. Профильный уровень. 10 класс. Тематическое и поурочное планирование [Текст]:  - М. Дрофа, 2005. – 160 с.
  5. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. — М. Просвещение, 2006.-254 с.
  6. Физика [Текст]: учебник (Среднее профессиональное образование). В.П. Омельченко, Г.В. Антоненко.─ Ростов н ∕Д: Феникс,2006.─318с.
  7. Сборник задач по физике. Профессиональное образование/ С.А.Смирнов, И.Е.Глушков,Г.Ю. Граковский- М.:Форум, 2012.-176с.
  8. Трофимова Т.И. Физика. Сборник задач [Текст]:  учеб.пособие для ссузов  ∕ Т.И.Трофимова, А.В. Фирсов.─ М.: Дрофа, 2007.- 304 с.

Электронные учебники:

  1. Мякишев Г.Я. Физика 10-11 класс. [Электронный ресурс].- 2010.- 476 с. Формат: PDF
  2. Физика. [Электронный ресурс]:  учебник для  11 кл. Электронное сопровождение к учебнику (базовый уровень)./ Л.Э. Генденштейн, Ю.И.  Дик. — 3-е изд., стер. — М.: Арсенал образования, 2012.
  3. Физика. [Электронный ресурс]:  учебник для  10 кл. Электронное сопровождение к учебнику (базовый уровень)./ Л.Э. Генденштейн, Ю.И.  Дик. — 3-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2012.

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Физика» осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися лабораторных и самостоятельных работ, творческих заданий, индивидуальных заданий, написания реферата, подготовки информационных сообщений, в том числе выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, знаний.

Таблица 4.1 – Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Физика»

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

ОК 2 – 5

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного опроса, выполнения творческих заданий, лабораторных и самостоятельных   работ.

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

ОК 2 – 5

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного опроса, выполнения творческих заданий, лабораторных и самостоятельных   работ.

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,  сохранения энергии, импульса и  электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

ОК 2 – 9

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного опроса, выполнения творческих заданий, лабораторных и самостоятельных   работ, защиты рефератов и подготовки презентаций.

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

ОК 2 – 9

 

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного опроса, выполнения творческих заданий, лабораторных и самостоятельных   работ, защиты рефератов и подготовки презентаций.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

ОК 2 – 5

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного опроса, выполнения творческих заданий, лабораторных и самостоятельных   работ.

отличать гипотезы от научных теорий;

ОК 2 – 5

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного опроса, выполнения творческих заданий, лабораторных и самостоятельных   работ, защиты рефератов и подготовки презентаций.

делать выводы на основе экспериментальных данных;

ОК 2 – 5

Текущий контроль в форме   выполнения лабораторных и самостоятельных работ.

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

ОК 2 – 9

Текущий контроль в форме   индивидуального устного и письменного опроса, защиты рефератов и подготовки презентаций.

приводить примеры практического использования физических знаний:  законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио  и телекоммуникаций,  квантовой  физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

ОК 2 – 9

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного опроса, выполнения творческих заданий, лабораторных и самостоятельных   работ, защиты рефератов и подготовки презентаций.

применять полученные знания для решения физических задач ;

ОК 2 – 5

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального   письменного опроса, выполнения лабораторных и самостоятельных работ.

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

ОК 2 – 5

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного и письменного опроса, выполнения  лабораторных и самостоятельных работ.

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

ОК 2 – 5

Текущий контроль в форме    лабораторных   работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

ОК 2 – 9

Текущий контроль в форме тестирования, индивидуального устного и письменного опроса,   защиты рефератов и подготовки презентаций.


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

личностные результаты

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны, достижений отечественных учёных;

- соблюдение правил безопасного обращения с приборами и устройствами

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

-  готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимотношения в команде по решению общих задач;

- проявление активной жизненной позиции;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности;

- сознательное отношение к продолжению образования

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- демонстрация интереса к достижениям физической науки

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

метапредметные результаты 

- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измеренмя, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Лабораторно-практические занятия

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

- умение генерировать идеи иопределять средства, необходимые для их реализации;

умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и грамотно сочетая содержание и формы представляемой информации

 

- проведение самостоятельного поиска физической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

- использование компьютерных технологий для обработки и передачи физической информации и ее представления в различных формах;

-  критическая оценка достоверности физической информации, поступающей из разных источников;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.


5.  ОФОРМЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Рассмотрено на заседании ПЦК                                

Протокол № ______от « ____» ________________ 20____г.

Дополнения, изменения, внесенные в программу на ___________учебный год

Таблица 5.1 – Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу

№ раздела рабочей программы

Содержание изменений и дополнений

      Преподаватель ____________________________________________

Дата _____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «ФИЗИКА» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»....

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.07 «Машинист крана» (крановщик)

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.07 «Машинист крана» (крановщик)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»...

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 12.01.01 «Наладчик оборудования оптического производства»

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 12.01.01 «Наладчик оборудования оптического произв...

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.05 «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов»

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.05 «Слесарь по ремонту городского электротранспорта»

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.02 «Станочник деревообрабатывающих станков»

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...