Рабочая программа по физике 8 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) по теме

Рабочая прорамма содержит: планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass_2_chasa_fgos.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей № 78 им. А.С.Пушкина»

«Принято»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.2016 г.№1

Введено приказом от_________2016 г. №176

Директор МАОУ «Лицей № 78

им. А.С.Пушкина»

_____________________   З.В.Редько

Рабочая программа

по предмету  ФИЗИКА для  8 А, В, Г  классов, базовый уровень

(2 часа в неделю, 68 часов в  год)

Составитель: Ситдикова Рима Робертовна (учитель физики, высшей квалификационной категории)

«Согласовано»

Заместитель директора ________ Мухтярова Э.И. от 27.08.2016 г.

                                         

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 26.08.2016г. № 1

Руководитель МО ________ Мельникова М.Л.

                                   

г. Набережные Челны

2016 г.

Планируемые результаты изучения предмета* (по ФГОС)

ФИЗИКА 8 КЛАСС (2 ЧАСА)

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Тепловые явления

(22 часа)

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Электромагнитные явления

(42 часа)

  • понимать смысл физических величин (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников):
  • на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, действие электрического поля на заряженную частицу, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца,
  • понимать и объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
  • уметь измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой

  • владеть различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора
  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца,
  • понимать смысл основных физических законов и уметь применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света;
  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
  • уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

  • Развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний и умений: экспериментальное  исследование объектов физики, опытное подтверждение физических законов, объяснение наблюдаемых физических явлений на основе физических законов;
  • Ценностное отношение к физике и результатам обучения, воспитание уважения к творцам науки и техники: обсуждение вклада учёных в развитие механики.
  • Формирование мотивации образовательной деятельности и оценки собственных возможностей и личностных интересов при выборе сферы будущей профессиональной деятельности;
  •  выполнение творческих заданий, проектов, обсуждение основополагающих достижений классической и современной физики.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Строение и эволюция Вселенной

(4 час)

  •         указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  •         понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
  •         пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Содержание учебного предмета ФИЗИКА 8 КЛАСС (2 часа)

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Тепловые явления

(22 часа)

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении. Уравнение  теплового баланса. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

11

Изменение агрегатных состояний вещества

Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

11

Электромагнитные явления

(46 часов)

Электрические явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Электрон. Строение атомов. Планетарная модель атома. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.  Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.  Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

28

Магнитные явления

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Электродвигатель.

6

Световые явления

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Видимое движение светил.

12

Календарно-тематическое планирование ФГОС ООО (2 часа)

УМК: А.В.Пёрышкин,  Физика 8  класс. М.: Дрофа, 2014

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Раздел 1.Тепловые явления (22 часа)

1.1 Тепловые явления (11 часов)

1

Инструктаж по технике безопасности. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

1

8 д

8.09

Объясняют тепловые явления, характеризуют тепловое явление, анализируют зависимость температуры тела от скорости движения его молекул.

Исследуют зависимость направления и скорости теплообмена от разности температур. Объясняют отличия движения молекул в газах, жидкостях и твердых телах.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

2

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы  изменения внутренней энергии тела.

1

8.09

Осуществляют микро-опыты по реализации различных способов изменения внутренней энергии тела. Приводят примеры взаимного превращения энергии. Изучают зависимость внутренней энергии тела от его движения и положения относительно других тел; от температуры и массы тела, от агрегатного состояния тела.

3

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1

15.09

Объясняют тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводят примеры теплопередачи путем теплопроводности.

Выделяют обобщенный смысл задачи. Устанавливают причинно-следственные связи,  заменяют термины определениями.

4

Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

15.09

Наблюдают явления конвекции и излучения.

Приводят примеры конвекции и излучении, распознают конвекцию и излучение среди других видов теплопередачи, описывают механизм передачи энергии данными способами. Различают естественную и вынужденную конвекцию. Объясняют, почему невозможна конвекция в твердых телах.

Исследуют изменение со временем температуры остывающей воды.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость

1

22.09

Объясняют физический смысл понятия удельной теплоемкости (УТЕ), пользуются таблицей УТЕ и сравнивают УТЕ различных веществ и процесс нагревания и охлаждения от УТЕ.

Вычисляют количество теплоты, необходимое для нагревания или выделяемого при охлаждении тела.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.  Выполняют операции со знаками и символами.

6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении.

1

22.09

Применяя формулу для расчета количества теплоты, вычисляют изменение температуры тела, его массу и удельную теплоемкость вещества.

Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

7

Уравнение  теплового баланса. Лабораторная работа №1   «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды  разной температуры».

1

29.09

Проводят наблюдения процесса теплопередачи, измеряют температуру горячей и холодной воды. Рассчитывают количество теплоты, необходимое для нагревания воды и выделяемое ею при охлаждении. Объясняют причину неравенства этих количеств теплоты.

Составляют план и последовательность действий. Оценивают достигнутый  результат.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

8

Лабораторная работа №2“Измерение удельной теплоемкости твердого тела”

1

29.09

Проводят наблюдение процесса теплопередачи, применяют уравнение теплового баланса для определения УТЕ вещества. Измеряют удельную теплоемкость вещества. Составляют алгоритм решения задач.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

6.10

Объясняют смысл удельной теплоты сгорания топлива (УТСТ). Составляют уравнение теплового баланса для процессов с использованием топлива.

Выделяют формальную структуру задачи. Заменяют термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи.

10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

6.10

Описывают процесс изменения и превращения энергии в механических и тепловых процессах: свободное падение, движение тела при наличии трения.

Наблюдают и описывают изменения и превращения механической и внутренней энергии тела в различных процессах.

11

Контрольная работа №1 по теме: “Расчет количества теплоты”

1

13.10

Демонстрируют умение описывать процессы нагревания и охлаждения тел, объяснять причины и способы изменения внутренней энергии, составлять и решать уравнение теплового баланса.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Оценивают  достигнутый  результат. Осознают качество и уровень усвоения.

Описывают содержание совершаемых действий.

1.2 Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)

12

Работа над ошибками. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

13.10

Приводят примеры агрегатных состояний вещества. Отличают агрегатные состояния вещества и объясняют особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Объясняют свойства твердых тел, жидкостей и газов. Используют межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества.

13

Плавление и отвердевание  кристаллических тел. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

20.10

Анализируют табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания. Рассчитывают количество теплоты, выделившееся при кристаллизации. Объясняют процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений.

14

Решение задач «Теплообмен с агрегатными переходами».

1

20.10

Составляют алгоритм решения задач на плавление и кристаллизацию тел.

Выражают структуру задачи разными средствами. Строят логические цепи рассуждений. Выполняют операции со знаками и символами.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

15

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара.

1

27.10

Наблюдают изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Объясняют понижение температуры при испарении жидкости. Приводят примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара.

16

Кипение.Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

27.10

Наблюдают процесс кипения, зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Строят и объясняют график изменения температуры жидкости при нагревании и кипении.

Строят логические цепи рассуждений. Заменяют  термины определениями. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

17

Влажность воздуха и ее измерение.  Психрометр. Лабораторная работа №3 «Измерение относительной влажности воздуха»

1

10.11

Измеряют влажность воздуха по точке росы. Объясняют зависимость относительной влажности от температуры. Объясняют устройство и принцип действия психрометра и гигрометра.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Учатся выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

18

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.Решение задач «Теплообмен с агрегатными переходами»

1

10.11

Вычисляют удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Составляют уравнения теплового баланса с учетом процессов нагревания, плавления и парообразования.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

19

Работа газа и пара при  расширении.  Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель).

1

17.11

Объясняют устройство и принцип действия тепловых машин.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

20

КПД тепловой машины.

1

17.11

Описывают превращения энергии в тепловых машинах. Вычисляют механическую работу, затраченную энергию топлива и КПД теплового двигателя.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной информации.

21

Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

24.11

Обсуждают экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций; пути повышения эффективности и экологической безопасности тепловых машин.

Структурируют знания.

22

Контрольная работа №2 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».  

1

24.11

Демонстрируют умение составлять уравнение теплового баланса, описывать и объяснять тепловые явления.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Описывают содержание совершаемых действий.

Раздел 2.Электромагнитные явления (46 часов)

2.1. Электрические явления  (28 часов)

23

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

1

1.12

Наблюдают явление электризации тел при соприкосновении и  взаимодействие заряженных тел.Объясняют взаимодействие заряженных тел и существование двух родов заряда.

Учатся аргументировать свою точку зрения.

24

Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды.

1

1.12

Наблюдают воздействие заряженного тела на окружающие тела. Описывают электрические взаимодействия, процесс электризации тел, объясняют устройство и принцип действия электроскопа и электрометра. Исследуют спектры электрического поля. Знакомятся с понятием «напряженность электростатического поля»

Определяют изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу.

25

Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Электрон. Строение атомов. Планетарная модель атома.

1

8.12

Наблюдают и объясняют процесс деления электрического заряда. С помощью периодической таблицы определяют состав атома.

Объясняют опыт Иоффе - Милликена. Доказывают на примере опытов  существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Объясняют образование положительных и отрицательных ионов. Применяют межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома.

26

Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда.

1

8.12

Объясняют явления электризации и взаимодействия заряженных тел на основе знаний о строении вещества и строении атома. Объясняют электризацию тел при соприкосновении. Устанавливают зависимость заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении. Формулируют закон сохранения электрического заряда.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

27

Проводники, полупроводники и изоляторы электричества.

1

15.12

На основе знаний строения атома объясняют существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводят примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения. полупроводникового диода.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

28

Электрический ток. Источники электрического тока. Контрольная работа №3 по теме «Электризация тел. Строение атома».

1

15.12

Наблюдают явление электрического тока. Объясняют превращение внутренней энергии в электрическую в источниках тока. Объясняют устройство сухого гальванического элемента. Приводят примеры источников электрического тока, объясняют  их назначение.

29

Электрическая цепь и ее составные части.

1

22.12

Чертят схемы электрических цепей, используя условные обозначения ее составных частей. Объясняют назначение источника тока в электрической цепи. Различают замкнутую и разомкнутую электрические цепи.

Выполняют операции со знаками и символами. Сличают свой способ действия с эталоном, вносят коррективы и дополнения.

30

Носители электрических зарядов в металлах. Направление и действия электрического тока.

1

22.12

Объясняют явления, иллюстрирующие действия электрического тока. Приводят примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике. Показывают магнитное действие тока.

Определяют основную и второстепенную информацию. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

31

Сила тока. Единицы силы тока.

1

12.01

Объясняют физический смысл силы тока. Определяют направление силы тока. Рассчитывают по формуле силу тока, выражают в различных единицах силу тока.

32

Амперметр. Измерение силы тока.Лабораторная работа №4«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

12.01

Измеряют силу тока в электрической цепи. Знают и выполняют правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Сличают свой способ действия с эталоном, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.

Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

33

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

1

12.01

Объясняют физический смысл напряжения. Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение. Чертить схемы электрической цепи. Исследуют зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

Заменяют  термины определениями.

34

Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

19.01

Выражают напряжение в кВ, мВ. Анализируют табличные данные. Рассчитывают напряжение по формуле. Знают и выполняют правила безопасности при работе с источниками электрического тока.  Измеряют напряжение на участке цепи. На опыте показывают зависимость силы тока в цепи от свойств проводника.

35

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

19.01

На опыте показывают зависимость силы тока в цепи от свойств проводника.

Исследуют зависимость одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

36

Закон Ома для участка электрической цепи.

1

26.01

Устанавливают зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Записывают закон Ома в виде формулы. Используют межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализируютграфические и табличные данные.

37

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

26.01

Наблюдают зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и от рода вещества. Объясняют физический смысл удельного сопротивления проводника.

Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

38

Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

2.02

Вычисляют силу тока, напряжение и сопротивления участка цепи.

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.

Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

39

Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом»

1

2.02

Объясняют устройство, принцип действия и назначение реостатов. Собирают электрическую цепь. Измеряют силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра.

Регулируют силу тока в цепи с помощью реостата.

40

Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

2.02

Знают и выполняют правила безопасности при работе с источниками электрического тока.  Измеряют электрическое сопротивление.

Устанавливают причинно-следственные связи. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Работают в группе, учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

41

Последовательное соединение проводников.

1

9.02

Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).Объясняют особенности последовательного соединения, применяют закон Ома и законы последовательного соединения для решения задач, собирают электрическую цепь и проверяют на опыте закономерности последовательного соединения.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем  поискового характера.

42

Параллельное соединение проводников.

1

9.02

Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.Объясняют особенности параллельного соединения, применяют закон Ома и законы параллельного соединения для решения задач, собирают электрическую цепь и проверяют на опыте закономерности параллельного соединения.

Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи.

Рассчитывают электрические цепи с последовательным, параллельным и смешанным типом соединения проводников

43

Решения задач «Применение закона Ома для расчета электрических цепей»

1

16.02

Применяют изученные законы и формулы к решению комбинированных задач. Составляют схемы и рассчитывают цепи с последовательным и параллельным соединением элементов

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

44

Контрольная работа №4 по теме «Электрический ток. Соединение проводников»

1

16.02

Демонстрируют умение вычислять силу тока, напряжение и сопротивление на отдельных участках цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Описывают содержание совершаемых действий.

45

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока.

1

2.03

Объясняют физический смысл работы и мощности. Объясняют устройство и принцип действия ваттметров и счетчиков электроэнергии. Пользуются таблицей мощности различных электрических устройств. Определяют работу и мощность электрического тока.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.  Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

46

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

2.03

Изучают внесистемную единицу измерения работы и применяют ее на практике. Рассчитывают стоимость потребляемой за месяц электроэнергии в своей квартире. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

47

Нагревание проводников электрическим  током. Закон  Джоуля-Ленца.

1

9.03

Объясняют явление нагревания проводников электрическим током на основе знаний о строении вещества. Пользуясь законом Ома, выражают количество теплоты, выделяемого проводником с током, через силу тока, сопротивление проводника и время. Формулируют закон Джоуля-Ленца. Выясняют зависимость количества выделяемой током теплоты от сопротивления в случае последовательного и параллельного соединения.

Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. Строят логические цепи рассуждений.

48

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

9.03

Изучают устройство конденсатора и его применение в технике. Объясняют характеристику электроемкости конденсатора. Изучают способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора. Рассчитывают электроемкость конденсатора, работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора.

49

Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

19.03

Определяют свойства металлов, из которых изготавливают нагревательные элементы.  Умеют охарактеризовать способы энергосбережения, применяемые в быту. Изучают устройство и принцип работы современной лампы накаливания. Изучают правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров.

50

Контрольная работа №5 по теме "Работа и мощность электрического тока. Конденсатор"

1

19.03

Демонстрируют умение объяснять электрические явления.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Демонстрируют умение решать задачи по теме.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

2.2. Магнитные явления (6 часов)

51

Анализ контрольной работы. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.

1

23.03

Объясняют смысл понятия «магнитное поле» и его физический смысл.Выявляют связь между электрическим током и магнитным полем. Показывают связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводить примеры магнитных явлений.

52

Магнитное поле катушки с током. Электромагнит. Применение электромагнитов.Лабораторная работа №9 “Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током» (сборка электромагнита и испытание его действия)

1

23.03

Наблюдают магнитное действие катушки с током. Изготавливают электромагнит, испытывают его действия, исследуют зависимость свойств  электромагнита от силы тока и наличия сердечника. Изучают применение электромагнитов на заводах, устройство сепаратора для зерна.

53

Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

6.04

Изучают явления намагничивания вещества. Наблюдают структуру магнитного поля постоянных магнитов. Обнаруживают магнитное поле Земли. Объясняют молекулярные токи Ампера; намагничивание железа. Наблюдают спектры магнитных полей магнитов (полового и дугообразного). Определяют полюса магнитов. Объясняют появление магнитных бурь, наличие областей магнитной аномалии.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

54

Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Электродвигатель.

1

6.04

Обнаруживают действие магнитного поля на

проводник с током. Объясняют принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечисляют преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми.        Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.Знакомятся с историей изобретения электродвигателя.

55

Решение качественных задач по теме «магнитное поле». Лабораторная работа №10 «Изучение электродвигателя постоянного тока»

1

13.04

Изучают устройство и принцип действия амперметра и вольтметра. Объясняют устройство, принцип действия и применение электромагнитных реле, электрозвонка. Определяют основные детали электрического двигателя постоянного тока (подвижные и неподвижные его части): якорь, индуктор, щетки, вогнутые пластины. Собирают и испытывают модель электрического двигателя постоянного тока.

56

Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления».

1

13.04

Демонстрируют умение объяснять электромагнитные явления.

Ориентируются и воспринимают тексты разных стилей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Демонстрируют умение объяснять тепловые, электромагнитные и световые явления

2.3 Световые явления (12 часов)

57

Анализ контрольной работы. Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света.

1

20.04

Формулируют понятие луча света (физическая модель). Изучают  закон прямолинейного распространения света. Наблюдают и объясняют образование тени и полутени. Изображают на рисунках области тени и полутени.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

58

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

1

20.04

Устанавливают изменение направления хода светового луча в результате встречи с отражающей (зеркальной) поверхностью. Выясняют, что падающий и отражённый лучи лежат в одной плоскости с нормалью к отражающей поверхности в точке падения, и эта нормаль делит угол между лучами на две равные части. Применяют закон отражения при решении задач.

 Выполняют построения падающего луча, перпендикуляра в точку падения и отраженного луча при различном положении отражающей поверхности. Изучают виды отражения (зеркальное и диффузное). Рассматривают рассеянное отражение от матовой поверхности. Наблюдают зеркальное отражение от гладких отполированных поверхностей. Через построение лучей в плоском зеркале выясняют симметричность предмета и его изображения относительно плоскости зеркала.

59

Преломление света. Закон преломления света.

1

27.04

Наблюдают преломление света, изображают ход лучей через преломляющую призму.  Наблюдают преломление света при переходе из более плотной среды в менее плотную. Описывают оптические явления, вызываемые преломлением света в атмосфере.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

60

Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.

1

27.04

Классифицируют линзы по внешнему виду. Различают фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы. Наблюдают ход лучей через линзы. Изображают ход лучей через линзу. Записывают формулу тонкой линзы.

61

Изображение предмета в зеркале и линзе.

1

4.05

Изображают ход центрального и параллельного лучей через линзу. Составляют алгоритм построения изображений в собирающих и рассеивающих линзах. Характеризуют полученные в линзах изображения в зависимости от положения предмета.

62

Лабораторная работа № 11 «Получение изображений при помощи линзы»

1

4.05

Получают изображение с помощью собирающей линзы. Составляют алгоритм построения изображений в собирающих и рассеивающих линзах.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают знаково-символические средства для построения модели.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

63

Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

1

11.05

Изучают получение и восприятие изображения глазом, устройство телескопа, микроскопа и фотоаппарата.   Объясняют преимущества бинокулярного зрения, суть аккомодации глаза, дальнозоркости и близорукости.Конструирование модели телескопа.

Применяют методы информационного поиска, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера.

64

Видимое движение светил.

1

11.05

Демонстрируют умение объяснять оптические явления, строить изображения предметов, получаемые при помощи линз и зеркал, вычислять оптическую силу, фокусное расстояние линзы.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Описывают содержание совершаемых действий, используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

65

Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления»

1

18.05

Изучают движение Солнца в течение года. Объясняют понятия «эклиптика», «зодиакальные созвездия». Определяют фазы Луны. Разъясняют петлеобразное движение планет. По карте звездного неба определяют положение Большой Медведицы, Поляной звезды, дни осеннего и весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

66

Решение комбинированных задач по теме: «Тепловые и электрические явления"

1

18.05

Работают с "картой знаний", детализируя и уточняя общую картину. Добавляют связи между разделами, изученными в 7-8 классах.

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

67

Итоговая контрольная работа.

1

25.05

Демонстрируют умение применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение знаний, полученных при изучении курса физики 8 класса.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Описывают содержание совершаемых действий.

68

Урок - конференция «Век пара и электричества».

Защита проектных и исследовательских работ.

1

25.05

Творческие отчеты. Предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.

Демонстрируют знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира, понимание смысла физических законов и умение применять полученные знания для решения творческих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по физике по ФГОС (7-9 класс)

Рабочая  программа по  физике   7-9 классы  по ФГОС ООО...