Самостоятельная работа – как один из эффективных способов обучения физике.
методическая разработка по физике на тему

Попова Людмила Леонасовна

Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности. Вторая задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности. Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которую они выполняют без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия школьников, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В учебном процессе по физике возможны следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторные работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; работа с кинематическими схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов на конференции; наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство. По основной дидактической цели названные виды самостоятельной работы можно подразделить на три группы: работы по приобретению новых знаний, работы по приобретению умений и навыков, работы по применению знаний, умений и навыков. Указанные группы работ тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же средства могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью лабораторных работ достигается приобретение умений и навыков, приобретение некоторых новых знаний, а также применение ранее полученных знаний. Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для школьников. Чтобы самостоятельная работа способствовала формированию инициативы и познавательных способностей учащихся, нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускало бы действий по готовым рецептам и шаблону. Только тогда будет, достигнут нужный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа –

как один из эффективных способов обучения физике.

Автор: Попова Людмила Леонасовна,

 учитель физики МБОУ «СОШ №14»

 имени А.М. Мамонова, г.Старый Оскол.

Роль и место самостоятельных работ

по изучению физики.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, т. е. научить их самостоятельно овладевать знаниями. Вторая задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которую они выполняют без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия школьников, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

В учебном процессе по физике возможны следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; работа с кинематическими схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов на конференции; наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство.

По основной дидактической цели названные виды самостоятельной работы можно подразделить на три группы: работы по приобретению новых знаний, работы по приобретению умений и навыков,  работы по применению знаний, умений и навыков. Указанные группы работ тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же средства могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью лабораторно-практических работ достигается приобретение умений и навыков, приобретение некоторых новых знаний, а также применение ранее полученных знаний.

Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для школьников.

Чтобы самостоятельная работа способствовала формированию инициативы и познавательных способностей учащихся, нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускало бы действий по готовым рецептам и шаблону. Только тогда будет, достигнут нужный результат.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Воспитать у школьников любовь и уважение к книге как источнику научных и технических знаний, научить их самостоятельно работать с ней — одна из важнейших задач преподавания физики и других учебных предметов в школе. Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой является частью проблемы развития у школьников умения самостоятельно приобретать и углублять знания.

За время обучения в средней школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:

— выделить главное в тексте (существенные признаки изучаемых явлений, сущность законов и др.);

— самостоятельно разбираться в математических выводах формул;

— пользоваться рисунками, таблицами и графиками;

— составлять план (конспект) прочитанного;

— излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно, дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями, полученными из других источников;

— пользоваться оглавлением, предметным и именным указателями;

— работать с каталогом, составлять библиографию по интересующему вопросу.

Если текст учебника включает объяснение сущности явления или описание устройства и принципа действия приборов и механизмов, проверку следует осуществлять методом индивидуального опроса, который может быть дополнен фронтальным опросом, дающим возможность внести дополнения и уточнения в знания, полученные учащимися самостоятельно.

Во время опроса целесообразно вызывать учеников к демонстрационному столу, чтобы при ответе они имели возможность использовать наглядные пособия, воспроизвести опыты, описанные в учебнике, выполнить на доске необходимые чертежи, зарисовки и записи.

В ряде случаев проверку результатов самостоятельной работы с учебником можно провести при помощи письменных ответов.

Важную роль в обучении приемам самостоятельной работы с книгой играет заключительная беседа, в которой учитель помогает учащимся вскрыть имеющиеся у них недостатки в работе с литературой и показывает наиболее рациональные ее приемы.

Домашняя самостоятельная работа учащихся.

Домашняя самостоятельная работа учащихся по физике — один из необходимых элементов учебного процесса. При правильной организации она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на уроке.

Необходимость домашней самостоятельной работы диктуется и рядом других факторов. Усвоение сущности физических явлений, понятий и теорий, процесс выработки умений и навыков у разных учащихся происходит неодинаково. Одни быстро усваивают изучаемый материал, другим требуется больше времени на его осмысливание и запоминание. Дома школьники имеют возможность работать каждый в своем темпе.

При организации домашней работы учащихся нужно иметь в виду следующее:

1. Домашние задания по физике нельзя сводить только к заучиванию параграфов учебника и решению задач. Нужно больше использовать задания творческого характера. Это повышает интерес учащихся к выполнению домашних заданий и вообще к предмету.

2. Не следует домашние задания давать в самом конце урока, и тем более после звонка, без объяснения приемов их выполнения. В результате ученики могут тратить много времени на выполнение задания и иногда безрезультатно. Это порождает у них неверие в свои силы, снижает интерес к предмету.

3. При определении содержания и объема домашней работы нужно учитывать индивидуальные особенности школьников.

Во всех случаях необходим должный контроль над выполнением домашних заданий.

Работа с учебной и дополнительной литературой может иметь целью:

повторение пройденного на уроке материала;

изучение нового материала, который в доступной форме изложен в учебнике и к сознательному усвоению которого учащиеся хорошо подготовлены (вопросы истории науки и техники, практическое применение изученного явления или закона, например, применение рычагов в технике и быту);

расширение и углубление знаний, полученных на уроке;

подготовку докладов и кратких сообщений о жизни и деятельности ученых и изобретателей, о новейших достижениях в области физики, о применении изучаемых явлений в технике и быту;

написание сочинений и рефератов по физике.

Наряду с изучением литературы домашние задания по физике могут включать решение задач, наблюдения и опыты, изготовление несложных приборов, подготовку докладов и сообщений, измерения, сбор коллекционного материала.

Иногда полезно давать домашние задания в двух-трех вариантах на выбор учащихся, особенно если это задание творческого характера. Задания, связанные с проведением наблюдений, конструированием приборов, подготовкой сообщений, дают, как правило, на длительный срок.

Наряду с заданиями, общими для всего класса, следует систематически давать индивидуальные задания с учетом подготовки и интересов ученика.

Способным школьникам систематически необходимо предлагать более сложные задания: решение задач, включающих элементы исследования; выполнение более сложных опытов и наблюдений; создание схем электрических цепей и автоматически действующих установок; чтение дополнительной литературы. Это содействует дальнейшему развитию их способностей, воспитанию стремления глубже разобраться в изучаемом материале и предупреждению появления у них самоуверенности, поверхностного отношения к изучению предмета.

Особый, индивидуальный подход необходим к учащимся, по каким-либо причинам, отставшим от класса или интерес которых к предмету еще не удалось пробудить на уроках. Для увлечения таких школьников предметом (физикой) учитель может привлекать их к подготовке опытов для уроков, поручить прочесть статью и рассказать о прочитанном на следующем уроке, дать задание решить одну и ту же задачу несколькими способами и оценить, какой из найденных способов самый простой.

Пример проведения самостоятельных работ.

Научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя; можно и нужно научится самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны пополнятся, что на уроке важно не только и не столько «переедать» их, сколько сформировать у ученика умение и потребность учится, черпать сведения из разнообразной литературы, и в первую очередь из учебника. В связи с этим следует особо выделить проблему повышения эффективности урока, так как именно на нем решаются главные задачи обучения и воспитания.

Первое, что предстоит сделать, чтобы поднять результативность урока, это увеличить удельный вес самостоятельной учебной работы учащихся. Ведь не секрет: школьникам на уроке слишком часто отводится роль пассивных слушателей, учителя тратят излишне много времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы; в итоге учащимся не остается времени для самостоятельной проработки учебного материала на уроке, их работа с учебником переносится на дом. Нередко ученики впервые знакомятся с текстом параграфа при выполнении домашнего задания, что приводит к большим затратам времени и перегрузке.

Второе важное условие повышения эффективности преподавания — расширение тематического диапазона каждого занятия. Не всегда оправдано дробление учебной темы и изучение ее по частям на отдельных уроках. Ошибка в том, что мы хотим получить от своей работы сиюминутный результат: дал сегодня урок, объяснил новый материал, а на следующий день уже проводим опрос, проверяя, как усвоено новое. А ученики ничего еще не успели усвоить: для этого нужно не только время, но и соответствующая работа каждого, которой еще не было. Именно поэтому опыт показал, что оправдывает себя планирование и проведение уроков в системе с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединенных единой логикой и общими учебно-воспитательными целями. Убежден, что темы нужно давать крупными блоками, объединяющими несколько вопросов, рассчитанными на 5—7 ч. Первоначальное ознакомление происходит сразу же на первом уроке. На всех последующих тема опять-таки рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако каждый раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет, во-первых, воспринять единую изучаемую картину явлений, во-вторых, как следует понять, усвоить и закрепить входящие в нее вопросы; в-третьих, осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с разных точек зрения.

Покажем более подробно, как выглядит один из вариантов такой системы преподавания.

1.На первом занятии по теме объясняется ее содержание в целом. Урок проводится в форме лекции. Особое внимание уделяется разъяснению основного, главного.

2. Вслед за лекцией (второй этап) проводится серия семинарских занятий, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Работа дифференцирована с помощью заранее подготовленных карточек-заданий уровней А и Б.

3. Лабораторный практикум (третий этап). Это — уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых ученики учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчет и делать выводы. Здесь выполняются лабораторные работы, а также просматриваются учебные диафильмы, кинофрагменты.

4. Решение задач по теме — четвертый этап. Его цель — углубление и развитие знаний.

5. Предпоследний (пятый) этап изучения темы — зачет, на котором проверяется усвоение всеми учебного материала. Каждый ученик получает зачетную оценку.

6. Завершающий урок (шестой этап) — урок интересных сообщений: рассматриваются практические применения изученного и вопросы профориентации.

Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Это требует высокого мастерства, которым должен овладеть каждый учитель.