Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Москва 2017/ 2018 уч.год

                         

                                                      ГБОУ " ЦСи О «ЧЕРТАНОВО»

                                  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                               

                         РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ

                                            

                                                      НА  ТЕМУ:

                                                           

                       

             

         «Последовательное и параллельное

                                       соединения проводников»

                                                                                                                 

                                                                                                         

               

                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                        

           КЛАСС:                                         8А

                 

        УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:                                    ПРОКОФЬЕВА Н.И.

         

        ДАТА И ВРЕМЯ  ПРОВЕДЕНИЯ:

                         

                                               

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время(мин.)

1. Организа-ционный момент

  1. Приветствие.
  2. Контроль наличия присутствующих.
  3. Проверка готовности к уроку.
  4. Проверка решения задачи

1.Приветствие.

2. Готовность к уроку.

2-3

2. Выпол-нение заданий по повторе-нию ранее пройден-ного матери-ала

  1. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о прохождении эл.тока о проводникам. Но прежде, чем перейти к знакомству с новым материалом, нам необходимо выполнить подготовительные задания и вспомнить ранее изученный материал.
  2.  Задание №1(на выбор по желанию учащихся)

Собрать эл.цепь, состоящую из источника тока, ключа, двух лампочек, соединительных проводов.

  1. Задание №2(на выбор по желанию учащихся)

Начертить эл.схему, состоящую из источника тока, ключа, двух лампочек, соединительных проводов.

1.Выполнение сборки цепи по заданию №1

2. Выполнение изображения схемы по заданию №2

5-7

Повтор-ение ранее изучен-ного матери-ала

Сегодня мы продолжим разговор о прохождении эл.тока по цепям.

Что такое эл.ток?

Какие величины характеризуют прохождение тока по цепи?

-эл.ток -это упорядоченное движение заряженных частиц;

-сила тока; напряжение, сопротивление

Что называется силой тока?

Напишите на доске формулу для расчета силы тока, дайте расшифровку величин, входящих в формулу и ед.измерения.

Сила тока -физ.величина, равная отношению эл.заряда, проходящего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t, т.е

     I=q\t    I –сила тока, А

                 Q –заряд, Кл

                  t-время, с

                 

Что называется напряжением?

Напишите на доске формулу для расчета напряжения, дайте расшифровку величин, входящих в формулу и ед.измерения.

Напряжение –это физическая величина, равная отношение работы тока на данном участке цепи к эл.заряду, прошедшему по этому участку

   U= A\q   U- напряжение,В

  1. работа тока, Дж

q- Заряд,Кл

От чего еще зависит сила тока?

От эл.сопротивления, которое прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника.

     R=  l|s

Какой закон связывает все три величины?

Как формулируется закон Ома?

Напишите закон на доске.

-закон Ома.

-Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорционально его сопротивлению.

      I=U\R

Пока мы повторяли, задания №1,2 уже готовы к проверке.

Проверка выполнения заданий №1,№2.

Комментарий выполнения заданий, нахождение и исправление ошибок, если таковые имеются.

3.  Постанов-ка целей и задач урока.

 Эл.цепи служат для того, что бы  энергия от источника  была передана по проводам к устройствам, потребляющим энергию: эл.лампам, резисторам.

К наиболее простым и часто встречающимся соединениям проводников относятся последовательные и параллельные соединения. Зная сопротивление каждого и способ их соединения, можно рассчитать и общее сопротивление цепи. Сегодня на уроке мы познакомимся с последовательным соединением,   его законами и особенностями подключения.

Запишите тему урока: Последовательное соединение проводников.

15

4.

Объясне-ние нового матери-ала

Запись определения последовательного соединения.

Приведите примеры

Перерисуйте в тетрадь

При последовательном соединении эл.цепь не имеет разветвлений. Все проводники включают в цепь поочередно друг за другом.

-цепь, собранная на столе, елочная гирлянда и т.д.

-схема, изображенная на доске

1-9-1

Вспомните вывод, полученный при выполнении л\р по измерению силы тока в ее различных участках

Итак, первый закон  

Запишем формулу на доске и в тетради

 

-Сила тока в различных участках цепи одинакова.

При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та жа, т.е.

                       I1=I2=I

Как это можно экспериментально подтвердить?

Как подключается амперметр?

Подключение демонстрационного амперметра.

Каково показание амперметра?

Запись показаний.

Как это теоретически объяснить?

Чему равны показания силы тока I1? I2?

  • подключить амперметр – прибор для измерения силы тока.

  • Последовательно, «+» к «+», «-« к «-«.

I=  0,4 А

  • Т.к. в последовательной цепи нет разветвлений, то заряд, который прошел через одно из сопротивлений, пройдет и через второе. А ток связан с зарядом соотношением  I=q\t. Поэтому и получается, что ток везде

      одинаковый.        

- I1=I2=I=04A

Вспомните вывод, полученный при выполнении л/р по измерению напряжения на различных участках цепи.

Напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, равно сумме напряжений на концах каждой спирали.

Второй закон:

 Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, или напряжение на полюсах источника тока, равно сумме напряжений на отдельных участках цепи: U=U1+U2

Как это можно экспериментально подтвердить?

Как подключается вольтметр в цепь?

Подключение вольтметра к отдельным участкам цепи и снятие напряжения на общем участке цепи.

Снятие показаний и запись значений на доске.

Как это можно теоретически объяснить?

-подключить вольтметр;

- параллельно, «+» к «+»

U= 8 В

U1= 4 В

U2= 4 В

Напряжение связано с работой формулой: U=A|q. Общая работа, совершенная полем по перемещению заряда в первом и втором сопротивлениях, складывается из работ, совершаемых полем в каждом из них по закону сохранения энергии:

  Аобщ12    тогда U=U1+U2

Чему равно сопротивление последовательно соединенных проводников?

Какой параметр сопротивления проводника мы изменяем?

Итак, мы познакомились с закономерностями для последовательного соединения.

Еще раз давайте повторим:

Какие законы последовательного соединения

Что будет являться характерным для последовательного соединения цепи?

-соединяя проводники последовательно, мы как бы увеличиваем длину проводника. Поэтому сопротивление цепи становится больше сопротивления одного проводника.

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников

      R=R1+R2

- при последовательном включении элементов цепи общее сопротивление возрастает. Это означает, что если, например, в нашу цепь или в елочную гирлянду добавить еще одну лампу, то сопротивление гирлянды возрастет, ток в ней уменьшится. От этого лампы будут гореть тускло. Если перегорела одна лампа, то цепь разомкнется, и другие погаснут. И если вы решите соединить контакты в месте образовавшегося разрыва, то нужно учесть, что сопротивление гирлянды станет меньше, чем было. Ток возрастет, оставшиеся лампы будут гореть ярче, т.е. с перекалом, и скоро выйдут из строя.

Закреп-ление

Мы получили значения величин для нашей цепи.

Какие вопросы мы можем поставить по нашему условию и как на них ответить?

Решение задачи:

Дано:                 Решение:

I= 0,4А

U1=4В

U2=4В

U=8В

Найти: R1-?

            R2-?

            R-?

  Но прежде чем решить задачу, давайте познакомимся с примером решения и оформления аналогичных задач по учебнику.          

5

Подведе-ние итогов работы на уроке

Работали хорошо:

Работали активно:

Недостаточно уверенно и четко  отвечали:

Домаш-нее задание

 П. 48, вопросы Упр.22(1,3)

4- по желанию

 

                                             

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

   

                                    Задание №1

Соберите эл.цепь, состоящую из 2-х источников тока, ключа, двух лампочек, соединительных проводов.

                                          Задание №2

Начертить эл.схему, состоящую из 2-х источников тока, ключа, двух лампочек, соединительных проводов.

            Оценки учащихся на уроке

Оценки

 «5»

 «4»

«3»

«2»

Количество учащихся, получивших оценки

         

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Орг. момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка наличия учащихся, их готовность к уроку.

  1. Приветствие
  2. Демонстрация готовности к уроку

1-2

2.Цель урока

Задача

Повторение основ-ных вопро-сов

Сегодняшней  урок мы проводим в виде л/р. На которой нам предстоит изучить последовательное и параллельное соединения проводников.

Наша главная задача проверить законы данных видов соединения. Но прежде, чем мы приступим к выполнению работы давайте вспомним:

                             Повторение

1.Какое соединение называется последовательным?

(Плакат)

2.Параллельным?

 

3.Сформулируйте законы для данных видов соединений.

Какую зависимость между величинами мы будем проверять?

Зависимость при параллельном соединении:

4.Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

В л/р вы будете использовать измерительные приборы.

С помощью каких приборов мы проводим

 измерения силы тока и напряжения? Как они включаются в цепь?

В параллельной цепи необходимо применять реостат. Для чего?

ТБ

-При последовательном соединении эл.цепь не имеет разветвлений. Все проводники включают поочередно друг за другом.

 -Когда цепь разветвляется на части и имеются общие точки подключения.

-При последовательном соединении проводников:

1.Ток на всех участках неразветвленной цепи одинаковый

              I1=I2=I

2.Общее напряжение на сопротивлениях равно сумме напряжений на каждом из этих сопротивлений:

      Uобщ = U1+U2

3.Общее сопротивление равно сумме сопротивлений отдельных участков цепи:

Rобщ=R1+R2

Напряжение на сопротивлениях прямо пропорционально значениям этих сопротивлений:

   

При параллельном соединении проводников:

1. Напряжение на параллельных участках цепи одинаково:

            U=U1=U2

2.Ток в общей цепи равен сумме токов в ветвях:

             I=I1+I2

3. Общее сопротивление цепи определяется по формуле:

Значения токов, проходящих через сопротивления, обратно пропорциональны этим сопротивлениям:

  1. Собрать  эл.цепь,  подключить приборы для измерения силы тока и напряжения; снять показания; провести  вычисление и подтверждение правильности результатов.

Для силы тока подключить амперметр .

Последовательно, «+» к «+», «-« к «-«.

Для напряжения - подключить вольтметр;

  • параллельно, «+» к «+»

-для регулировки силы тока

5

Проведение эксперимента, обработка результатов

У кого вопросов по выполнению нет, то после комментария по оформлению работы вы можете к ней приступать.

Комментарии по оформлению

 (запись на доске)

В бланке отчета по выполнению л/р:

  1. Схема эл.цепи для последовательного и параллельного соединения;
  2. Таблица для записи результатов измерений.
  3.  Законы соединений и расчеты.
  4. Проверка выполнение законов соединения.
  5.  Вывод

1-2

Выполнение работы

Промежуточ-ный конт-роль

Выполнение л/р

Контроль подготовки бланка отчета

Исправление ошибок и неточностей.

Допуск к сборке цепи

1.Подготовка бланка отчета: Название

Цель приборы и материалы

Схема эл.цепи для последовательного и параллельного соединения;

Таблица для записи результатов измерений.

Расчетные формулы

5-7

 Сборка эл. цепей

 

Контроль сборки последовательной цепи и подключения приборов для получения результатов.

Сборка цепи, подключение приборов.

Снятие показаний приборов, запись результатов в таблицу.

Обработка данных

Проверка выполнения законов соединения

Вывод

10

Контроль сборки параллельной цепи и подключения приборов для получения результатов.

Сборка цепи, подключение приборов.

Снятие показаний приборов, запись результатов в таблицу.

Обработка данных

Проверка выполнения законов соединения

Вывод

Объяснение полученных данных

12-15

Заклю-чительзный этап

Организация завершения работы

  1. Завершение работы с эл.цепями.
  2. Приведение в порядок рабочего места.

3. Завершение оформления работы.

2

 Подведение итогов работы

  1. Предварительный результат выполнения работы

Хорошо работали во время выполнения всей работы:

Устный ответ о полученных результатах.

3

Д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.

Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.

Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"

Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....

Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 - 8 классах

В данной публикации представляю физические исследовательские работы, которые можно использовать практически на каждом уроке физики в 7 – 8 классах. Применение исследовательских работ способствуе...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе...