Урок физики в 11 классе по теме "Изобретение радио. Принципы радиосвязи."
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Максакова Елена Викторовна

В данном материале представлены история изобретения радио,биография А.С. Попова, рассмотренны принципы радиосвязи. Матариал представлен в виде конспекта урока физики в 11 классе и презентации к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.izobretenie_radio_-_kopiya.zip2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Изобретение радио. Принципы радиосвязи

Максакова Елена Викторовна, учитель физики МБОУ «Умётская СОШ»

Цели урока:

  • Повторить темы: электромагнитные волны, энергия электромагнитной волны, плотность потока излучения с целью умения применять их для изучения нового материала.
  • Познакомить учащихся с изобретателем радио, сформировать принципы радиосвязи.
  • Воспитать гордость за нашего соотечественника, первым передавшим радиотелеграфное сообщение.
  • Примеры технической революции в этой области способствует технической направленности обучения.

Оборудование:

  • компьютер, экран, мультимедийный проектор, Презентация урока программный диск "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физика 11 класс", плакат "Принципы радиотелефонной связи".

План урока 

  1. Приветствие. Домашнее задание. - 1мин
  2.  Актуализация знаний (тест) -7 мин.
  3. Изучение нового материала Изобретение радио" - 15 мин.
  4. Изучение нового материала "Принципы радиосвязи" - 10 мин.
  5. Закрепление материала. Решение задач. – 10 мин
  6. Заключение. Подведение итогов урока.- 2 мин.

Ход урока

  1. Приветствие. Домашнее задание. П. 51, 52 учебника, упражнение 7 №1

Презентация. Слайд №1,2   

   Радио настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы не мыслим себя без ежедневных новостей, сводок погоды, любимых передач. А.Эйнштейн считал, что "стыдно должно быть тому, кто пользуется чудесами науки, воплощенными в обыкновенном радиоприемнике, и при этом ценит их так же мало, как корова те чудеса ботаники, которые она жует".

Сегодня на уроке мы поговорим об этом чудо - изобретении и его изобретателе. А чтобы легко было в этом разобраться, мы сначала повторим изученный материал

2.Актуализация знаний. ТЕСТ

Устные дополнительные вопросы.

1) Чему равна скорость электромагнитной волны?

2) Что представляет собой вибратор?

3) Какую величину называют плотностью потока электромагнитного излучения?

4) Почему переменный ток в осветительной сети практически не излучает электромагнитные волны?

3. Изучение нового материала.

Тема урока "Изобретение радио. Принципы радиосвязи" (запись в тетрадь)

Рождением радио человечество обязано выдающемуся русскому ученому физику Александру Степановичу Попову.

Изобретенное им беспроводное средство связи было логическим продолжением и развитием учения об электричестве, история которого уходит в глубину веков.

XIX.век - был веком чудесных открытий: первые паровозы, первые фотоаппараты, первые летательные аппараты.

На переломе веков люди стали свидетелями еще одного чуда. Появилось оно не само собой, а в результате упорного труда изобретателей, ученых, представителей разных национальностей.

Слайд №3

Слайд №,4,5,6,7,8 

  1. Английский физик Джеймс Клерк Максвелл  (1831 – 1879)  создал теорию электромагнитного поля, которую сформулировал в виде системы уравнений (уравнения Максвелла).
  2. Немецкий физик  Генрих Рудольф Герц  (1857-1894). 1887 – Герц обнаружил э/м волны.
  3. Французский физик Эдуард Бранли́ (1844 - 1940г ) изобрёл когерер (1890)

Когерер - прибор представляет собой стеклянную трубку, на ее стенках, приклеены две полоски тонкой листовой пластины, трубка заполнена металлическими опилками.

Бранли открыл, что металлические порошки обладают способностью мгновенно изменять свое сопротивление электрическому току, если вблизи них пройдет разряд электрофорной машины или индукционной катушки.

Механическое сотрясение возвращает снова опилкам прежнее состояние, характеризуемое большим сопротивлением. Действие разряда опять может уменьшить его и снова нужно встряхивать опилки.

  1. Английский физик Оливер Лодж  (1851—1940). Лодж применял различные способы приведения когерера в рабочее состояние, в том числе и с помощью вибраций электрического звонка, смонтированного на одной доске с когерером.
  2. Русский физикПопов Александр Степанович (1859 – 1906) После обнаружения Г.Герцем электромагнитных волн возникла идея применения их для связи. Эту идею впервые осуществил выдающийся русский ученый А.С.Попов.

Слайд №8

Хорошо понимая практическую важность использования беспроволочной сигнализации ( в частности для морского флота), Попов занялся конструированием чувствительного индикатора электромагнитных волн, излучаемых вибратором Герца.

В качестве индикатора он использовал когерер - устройство, предложенное французским физиком Эдуардом Бранли.

Радиоприемник Попова.

После кропотливых экспериментов и усовершенствований Попов сделал этот индикатор достаточно чувствительным.

Используя когерер, реле, электрическую батарею и электрический звонок, Попов создал прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний - радиоприемник.

Слайд № 9,10

Чтобы обеспечить автоматичность приема, необходимую для осуществления беспроволочной связи А.С. Попов использовал звонковое устройство для встряхивания когерера после приема сигнала. С последним встряхиванием когерера (молоточком звонкового устройства) аппарат был готов к приему новой волны.

Чтобы повысить чувствительность аппарата А.С.Попов один из выводов когерера заземлил, а другой присоединил к высоко поднятому куску проволоки, создав первую приемную антенну для беспроволочной связи.

7 мая 1895г. на заседании русского физик - химического общества в Петербурге А.С. Попов продемонстрировал действие своего прибора, явившегося первым в мире радиоприемником.

Усовершенствованные приборы Попова получили первое практическое применение в русском флоте. Они были применены в, частности, для связи во время работ по снятию севшего на камни русского броненосца у острова Гогланд (Финский залив) и при спасении 27 рыбаков, унесенных на льдине в море.

Слайд № 12, 13   Сообщение Ученика. Итальянский инженер и предприниматель Гульельмо Маркони (1874–1937)                                                                                                                                1896 – Г. Маркони изобрел радиоприемник.                                                                                          1897 – Г. Маркони получает английский патент на изобретение радио.                                            1899 - Мир узнал об изобретении Маркони благодаря болезни принца Уэльского: летом 1899 г. Маркони по пять раз в день передавал королеве Виктории сообщения о здоровье ее сына.           1901 – Г. Маркони через Атлантический океан передает букву “S”.                                                  1909  Нобелевский лауреат .

Слайд № 14, 21,   Сообщение Ученика. Биография А.С. Попова

ЮНЕСКО по достоинству оценила деятельность Александра Степановича Попова: в мае 1995 года была проведена Всемирная конференция, посвященная столетию со дня «рождения» радио. В СССР в его честь было основано научно-техническое общество. В Украине имя изобретателя носит Одесская национальная академия связи.  В странах бывшего Советского Союза День радио отмечают 7 мая.

4. Изучение новой темы

Слайд № 22    Радиосвязь осуществлялась посредством передачи телеграфных сигналов, состоящих из коротких и более продолжительных импульсов электромагнитных волн, то есть использовалась азбука Морзе.

 Слайд № 23

 Как был устроен первый радиоприемник, вы знаете. А теперь пришло время разобрать, как звук долетает от передающей радиостанции, до самых отдельных уголков нашей планеты.

Слайд № 24, 25 « Амплитудная модуляция», «Принципы радиотелефонной связи»

 Радиотелефонная связь - передача речи или музыки с помощью электромагнитных волн.

 Важнейший этап в развитии радиосвязи было создание в 1913г. генератора незатухающих электромагнитных колебаний.

Принцип радиотелефонной связи.

  1. Задающий генератор вырабатывает гармонические колебания высокой частоты (несущая частота более 100 тыс. Гц).
  2. Микрофон преобразует механические звуковые колебания в электрические той же частоты.
  3. Модулятор изменяет по частоте или амплитуде высокочастотные колебания с помощью электрических колебаний низкой частоты.
  4. Усилители высокой и низкой частоты усиливают по мощности высокочастотные и звуковые (низкочастотные) электрические колебания.
  5. Передающая антенна излучает моделированные электромагнитные волны.
  6. Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигшая приемной антенны, индуцирует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.
  7. УВЧ
  8. Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.
  9. УНЧ.
  10. Динамик преобразует электромагнитные колебания в механические звуковые колебания.

Слайд № 26

В.В.Маяковский впервые выступил в московской радиостудии. Он спросил, показывая на микрофон: "А сколько людей меня будут слышать?" Ему ответили "Весь земной шар." - Больше мне и не надо", - заметил поэт. Кто знает, может, под влиянием этого выступления у него и родились строки.

Слушатель мира,
    надень наушники
Ухо и душу
    с Москвой сливай!
Слушайте пограничные города
    и деревушки,
Красной Москвы
    раскаленные слова.

В настоящее время создан принципиально новый вид передачи информации - космические средства связи, осуществляемые через специальные спутники связи и ретрансляционные центры. В нашей стране "Орбита".

5. Закрепление

Задача 1.  На какие длины волн рассчитан радиоприёмник, если электроёмкость контура его приёмной антенны может меняться от 50 пФ до 500 пФ, а индуктивность контура равна 2 мкГн.

 Задача 2. Будет ли принят радиосигнал, частотой 4 МГц, если индуктивность контура  антенны радиоприёмника 4 мкГн, а электроёмкость100 пФ

6. Подведение итогов. Оценивание работ учащихся.

Литература.

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев "Физика 11 класс"- М. "Просвещение" 20016.
  2. CD-ROM Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Изобретение радио. Принципы радиосвязи

Презентация для уроков изложения нового материала, повторения и обобщения по теме "Электромагнитные волны"  в 11 классе....

Урок химии 11 класс Тема: «Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали»

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.Цель урока:Образовательная – ознакомить учащихся с производством чугуна и стали, изучить химические процессы при получении стали и чугуна, ...

Группа П К 1 Физика (13-16 мая). Тема 6. Принципы радиосвязи.

Тема 6. Принципы радиосвязиЗадание 1. Изучить материал учебника 12.3.См. файл.2.Зарисовать схему детекторного радиоприемника. См. файл.3. Описать назначение каждого элемента схемы (антенна, колеб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «ФИЗИКА» на тему: «Скорость электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения»

  В данном методическом пособии изложены задания, материалы для урока по физике по теме: «Скорость электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения». Данный материал мож...