Законы взаимодействия тел
проект по физике на тему

Учебный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakony_vzaimodeystviya_tel.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

              Комарская средняя общеобразовательная школа

                             Учебный проект

                  ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

                                     9 класс

                                          Подготовила учитель физики

 

                                          Мезнер Е.М.

                                     2014

Обоснование выбора. 

Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей.

Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.

Учащимся нравится активная учебная деятельность.

У них слабые исследовательские навыки

Тема: « Взаимодействие  тел»

Краткое содержание проекта

Реализация проекта предусмотрена в 9 классе после изучении  главы I «Законы взаимодействия и движения тел» учебника А.В.Перышкина, Е.М.Гутник. 

Практика показывает, что у учащихся  не сформировано цельное представление о силах в механике. В то же время, обязательный минимум содержания физического образования, а также контрольно-измерительные материалы ГИА по физике требуют от учащихся ясной картины знаний о механических силах. Крайне важно для реализации практической направленности преподавания физики, чтобы учащиеся умели применять расчетные формулы указанных сил в комбинированных задачах. Поэтому цель проекта - изучение, систематизация и  обобщение знаний по теме «Силы в механике», а также знакомство с многообразной картиной взаимодействий в природе.

Образовательные задачи:

  • Систематизировать полученные знания.        
  • Обобщить изученный материал.   
  • Расширить объем знаний по теме «Силы в природе».        

Развивающие задачи:

  • Развить умения самостоятельно работать с учебной литературой и интернет-ресурсами, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  • Развить умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения.
  • Развить коммуникативные навыки, умение работать в группе (команде), умение сотрудничать.
  • Развить умения самооценки и оценивания других.

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки публичного выступления, умения вести дискуссию, ответственности за свои действия.
  • Сформировать понимание единства результата действия сил физического происхождения и силы характера, воли, духа, мысли: они проявляются визменении состояния.

Формировать понимание места человека во Вселенной.

Предмет «Физика»

Класс 9.

Продолжительность проекта 5 недель

Образовательные стандарты

Обязательный минимум содержания образования:  сила тяжести, вес тела. I, II, III законы Ньютона, закон всемирного тяготения.

Требования к уровню подготовки выпускников: уметь приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнтиных явлениях, осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Ожидаемые результаты обучения 

После завершения проекта учащиеся смогут понимать причины возникновения сил, основание для их классификации, различать понятия «взаимодействие тел» и «силы в природе»; обнаруживать конкретное проявление действия сил, а также то, что они обеспечивают.

Зная твердо точку приложения различных сил, их направление, расчетные 

формулы, учащиеся смогут решать графические и расчетные задачи.

В процессе работы над проектом ученики смогут развить умения самостоятельно работать с учебной литературой и интернет-ресурсами, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 

Учащиеся получат навык коллективного действия, результатом которого станет представление электронной презентации

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные

  • формирование: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

метапредметные

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

-предметные

  • понимание и способность объяснять такую физическую величину, как сила ;
  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты.

Проблемные вопросы учебной темы

В чём разница между силой  тяжести  и весом тела. 

Силы и взаимодействия тел: слова синонимы или нет? 

Учебные вопросы

Какие силы изучены нами в школьном курсе к данному моменту? 

Какие силы относятся к механическим? 

Что вы знаете о силах тяжести, весе? 

Каково происхождение молекулярных сил притяжения и отталкивания? 

Для каких физических объектов характерны сильные взаимодействия? 

На каком уровне строения вещества происходят слабые взаимодействия? 

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знание точки приложения сил  тяжести, упругости, веса, их направления, расчетных формул; законов Ньютона, всемирного тяготения. Умение изображать силы, решать задачи базового уровня, применять законы; находить информацию с помощью Интернет-ресурсов, иных источников.

Навык использования Интернета и офисного программного обеспечения для создания компьютерных презентаций и публикаций.

Вводный этап. (1-я неделя). На первом установочном занятии учитель с помощью презентации организует групповое обсуждение темы проекта. Обсуждение ведется таким образом, чтобы учащиеся в процессе дискуссии сформулировали гипотезы исследования.

Учащиеся делятся на мини-группы по 2-3 человека . Учитель в процессе беседы с каждой группой уточняет моменты, которые надо доказать в исследованиях, а также договаривается о форме представления результатов - в виде презентации, буклета, методического пособия, мини-учебника…

Ученики продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы: проведение анкетирования, опытов, создание видеозаписей и фотоматериалов, сбор статистических данных, демонстрационных материалов. Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов.

Перед началом исследования необходимо также обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель дает рекомендации - какие книги, в каких библиотеках найти, какие сайты в Интернете использовать, с какими учителями побеседовать. Поскольку учащимся может потребоваться дополнительное время для работы за компьютером и в Интернет, целесообразно до начала проекта на родительском собрании рассказать родителям о содержании и специфике проектного обучения. В качестве раздаточного материала при этом можно использовать публикацию о проекте.

Самостоятельная работа групп(2-я неделя). Учитель консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов. Направлять деятельность учащихся, помогают памятки и инструкции.

Подготовка учащимися презентации о проделанной работе(3-я-4-я недели). При создании презентаций и публикаций группы руководствуются критериями оценки. Учитель оказывает необходимую помощь.

Защита полученных результатов и выводов(5-я неделя) Защита проводится в форме конференции. Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 5-6 минут. Возможны ответы на вопросы присутствующих. Результаты выступления групп отражаются в оценочных листах на основе критериев оценивания.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем(5-я неделя) Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Возможны выступления участников об опыте проектной деятельности, удачах и недостатках.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Фотоаппарат, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система,  DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений.

Оборудование для проведения опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы взаимодействия и движения тел.

Подборка материалов и презентаций по данной теме 9 класс....

Урок - соревнование по теме: «Закон взаимодействия и движения тел» 9 класс.

Обеспечить в ходе урока повторение основных понятий и законов темы...

Дистанционный курс по выбору"Законы взаимодействия и движения тел"

Программа дистанционного курса по выбору ориентирована на учащихся 9 классов, направлена на закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся. Курс расчитан на проведение в первом...

Конспект урока по физике "Законы взаимодействия тел"

В данном материале конспект обобщающего урока в 9 классе по теме "Законы взаимодействия тел". Целью урока является контроль знаний и практических умений, приобретенных в ходе изучения темы. Повышение ...

Зачет № 1 по физике в 9 классе по теме Законы взаимодействия и движения тел (§1-§23) Учитель физике МБОУ Школа № 128 г.о.Самара Буданова Ольга Евгеньевна

Зачет, как форма организации обучения имеет большое воспитательное значение, способствуя формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учению.В начале изуче...

Итоговая контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел. Квантовые явления» 9 кл.

Итоговая  контрольная  работа  по теме«Законы взаимодействия и движения тел. Квантовые  явления»  9 кл....

Контрольная работа 9 класс по теме "Законы взаимодействия и движения тел"

Контрольная работа 9 класс по теме "Законы взаимодействия и движения тел" состоит из заданий трех уровней сложности....