Элективный курс "Тайны световых лучей"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Кобзарь Елена Юрьевна

Свет – самое «тёмное» пятно в физике. Настолько многогранно это понятие, что материал школьного курса физики не позволяет раскрыть его в совершенстве. Человек познаёт окружающий мир благодаря своим органам чувств. Зрительное восприятие является наиболее важным, ведь мы видим окружающие нас предметы благодаря свету. Поэтому любое исследование в этой области физики является актуальным, необходимым не только в практической деятельности, но и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8-9_kl_13ch._tayny_svetovyh_luchey._elektivnyy_kurs.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Свет – самое «тёмное» пятно в физике. Настолько многогранно это понятие, что материал школьного курса физики не позволяет раскрыть его в совершенстве. Человек познаёт окружающий мир благодаря своим органам чувств. Зрительное восприятие является наиболее важным, ведь мы видим окружающие нас предметы благодаря свету. Поэтому любое исследование в этой области физики является актуальным, необходимым не только в практической деятельности, но и в повседневной жизни.

          Содержание данного  курса направлено на развитие познавательного интереса к предмету, на формирование у обучающихся научного мировоззрения, научной картины мира и дальнейшей профилизации.

        Тематика данного  курса обусловлена недостаточным количеством часов, предусмотренных Программой для изучения света; недостаточностью материала учебника для объяснения часто встречающихся в жизни человека световых явлений. Знания, полученные при изучении предложенной темы, можно использовать в профессиональном выборе.

Программа курса включает в себя не только основные вопросы, предусмотренные ГОСТом, но и большое количество качественных задач исследовательского характера. Реализация данной программы не требует больших материальных затрат, покупки дополнительных средств и оборудования.. Курс ориентирован на учащихся 8 – 9 классов с разным уровнем учебных возможностей в количестве 13 часов.

     

    Цели:

  • Углубить знания о световых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются.
  • Сформировать умения проводить наблюдения световых явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений и выявлять закономерности.
  • Развивать познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность в приобретении знаний.
  • Воспитывать убеждённость в возможности познания законов природы, уважения к творцам науки и техники; создать ориентированную и мотивационную основы для сознательного выбора естественно – научного профиля.

 Задачи:

  1. Обеспечить расширение и углубление знаний о свете.
  2. Развивать творческий потенциал школьников на основе использования проектов.
  3. Развивать умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
  4. Развивать критическое и творческое мышление.
  5. Формировать навыки коллективного сотрудничества; представлять работу в форме короткого сообщения с помощью визуальных средств демонстрации.

Основные методы: метод проектов; проблемный; наглядный.

Средства: компьютер, лабораторное оборудование по оптике.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.


Содержательная часть

  1. Вводное занятие (1 час)

Что такое свет? Исторические сведения. Источники света. Скорость света.

Демонстрации: 1. Различные источники света.

Рефераты:

1.Основоположники теории света.

2.Различные взгляды на природу света.

  1. Основы геометрической оптики (6 часов)

Отражение света. Преломление света. Показатель преломления. Законы отражения и преломления света. Распространение света в оптически неоднородной среде. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света.

Демонстрации: 1. Отражение света.

                            2. Преломление света.

Лабораторные работы:

  1. Отражение света от плоского зеркала.
  2. Зависимость угла преломления от угла падения.
  3. Исследование хода луча в треугольной призме.

      Конструкторское задание:

  1. Изготовление перископа.
  2. Изготовление калейдоскопа.

  1. Видимый и невидимый свет (4 часа)

Спектр. Разложение белого света в спектр. Дисперсия. Спектральный анализ. Невидимые части спектра.

Демонстрации:

                        1.  Опыт Ньютона по дисперсии.

                        2.  Спектроскоп.

       Лабораторная работа:

                                4.Получение спектра паров натрия с помощью спектроскопа.

      Конструкторское задание:

 1. Изготовление спектроскопа.

           Рефераты:

  1. Спектральный анализ в помощь криминалисту.
  2. Спектральный анализ в технике.
  3. «Если бы Солнце было зелёным…»
  4. Цвет и свет глазами художника.
  5. Световые явления в атмосфере.
  6. Инфракрасное излучение и его применение.
  7. Ультрафиолетовое излучение и его применение.
  8. Глаз – живой оптический аппарат.
  9. Дефекты зрения.
  10. Стереоскопическое зрение.
  11. Из чего состоят звёзды?
  1. Экскурсия  «Световые явления вокруг нас» (1 час)
  2. Презентация проекта (1 час)

Межпредметные связи: программа предусматривает связь с математикой, астрономией, биологией, химией, историей, информатикой.

Методические рекомендации

  1. Требования к уровню предварительных знаний и умений, полученных при изучении оптических явлений:

          Учащиеся должны знать понятия: падающий, отражённый и преломлённый лучи; углы падения, отражения и преломления; показатель преломления, спектр, дисперсия, спектральный анализ;

         учащиеся должны знать законы: прямолинейного распространения, отражения и преломления света;

         учащиеся должны уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического применения физических знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в научно – популярных источниках;

         учащиеся должны уметь использовать новые информационные технологии для поиска информации и её обработки.

2.        Основные технологии обучения – проектная и дифференцированная.

           Учащиеся делятся на группы по желанию, но в каждой группе должны присутствовать учащиеся с разным уровнем учебных возможностей. Выявить уровень следует при помощи предварительной диагностики.

           Учитель заранее разрабатывает групповые маршруты на каждое занятие с учетом уровня учебных возможностей учащихся. Каждый маршрут содержит задания с низким, средним и высоким уровнем.

           Учитель знакомит учащихся:

с основными этапами разработки проекта -  подготовкой, планированием, исследованием, получением результатов, представлением отчета в виде страницы к каждому занятию, оценкой результата и процесса (оценочный лист), оформлением портфолио;

с требованиями к страницам проекта, рефератам, оформлению лабораторных, конструкторских и творческих заданий;

с критериями оценки.

3.  Рекомендуется в деятельности учащихся сделать упор на самостоятельную работу с источниками информации при выполнении рефератов, исследования, конструирования.

4.     Конечным результатом должна стать презентация проекта, созданного группой учащихся.

5.   Отчет о проделанной работе группа представляет в виде портфолио или оценочного листа контроля.

                     

Критерии эффективности реализации программы:

  • углубление знаний учащихся о световых явлениях;
  • формирования умений наблюдать световые явления, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять полученные знания для объяснения световых явлений и решения практических задач;
  • развитие познавательного интереса учащихся к предмету и выбор естественно – научного профиля в дальнейшем обучении.

Тематическое планирование

     Тема         занятия              

Ведущая форма деятельности

дата

1.

Вводное занятие

Беседа. Показ демонстраций.

8.09

2.

Отражение света. Закон отражения.

Плоское зеркало.

Лекция. Решение задач в группах.

29.09

3.

Лабораторная работа №1

Практическая работа в группе.

6.10

4.

Преломление света. Закон преломления.

Показатель преломления.

Работа со справочной литературой. Поиск в Интернете. Решение задач.

27.10

5.

Лабораторная работа №2

Практическая работа в группе.

17.11

6.

Лабораторная работа №3

Практическая работа в группе.

24.11

7.

Презентация конструкторских заданий по изготовлению перископа и калейдоскопа.

Беседа, рассказ, работа с компьютером.

1.12

8.12

15.12

8.

Дисперсия. Призматический спектр.

Получение призматического спектра.

22.12

9.

Спектроскоп. Изготовление спектроскопа.

Спектральный анализ.

Парная и групповая работа с литературными источниками. Практическая работа в группе.

12.01-22.03

10.

Лабораторная работа №4

Практическая работа в группе.

5.04

11.

Невидимые части спектра и их практическое использование.

Представление рефератов об и/к и у/ф излучениях и обсуждение полученной информации в группах.

26.04

12.

Экскурсия.

Описание наблюдаемых явлений.

3.05

13.

Презентация проекта.

Защита проекта. Обобщение изученного в данном курсе.

24.05


                                    Список литературы для учителя:

  1. Билимович Б.Ф. Световые явления вокруг нас. – М.:Просвещение,1986.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  3. Блудов М.И. Беседы по физике: Книга для учащихся ст. классов средней школы./Под ред.  Л.В.Тарасова. – М.:Просвещение,1992.
  4. Тарасов Л.В. Физика в природе: Кн. для учащихся. – М.:Просвещение,1988.
  5. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся. - М.:Просвещение,1986.
  6. Колтун М.М.  Мир физики: Научно – художественная лит-ра – 2е изд. – М.: Дет. лит.,1987.
  7. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике, - М.:Просвещение,1988.
  8. Семке А.И.  Нестандартные задачи по физике для классов естественно – научного профиля/ А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рентгеновские лучи"

Данная презентация дает возможность увидеть применение рентгеновских лучей на практике. Учащиеся также узнают об их свойствах. Закрепить материал позволяют данные слайды. Также к закреплению темы можн...

Урок по теме "Световые лучи. Закон преломления света. Призма" (11 класс)

Тема урока: " Световые лучи. Закон преломления света. Призма". 11-й класс(полная версия http://mostschool6.ucoz.ru/Prizma11/Prizma11.doc)Цели урока: образовательные: формирование понятий «оптика», «Ко...

Круглый стол для учащихся 10-х классов «Всё самое прекрасное от лучей солнца, а самое лучшее от мамы»

Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия ко Дню матери....

методическая разработка по физике Тайны световых лучей

данная разработка является обобщающим уроком в 11 классе по теме Оптика...

Интерактивный урок "Тайны световых лучей." 8 классы

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0.21cm; } Человек с незапамятных времен пытается «вскрыть» таинства природы. На сегодняшнем уроке и мы с помощью физических знаний попытаемся ...

Группа МСТ 2 Физика 17.12.2022 Тема 4. Световые лучи.

Тема 4. Световые лучиЗадание1. Изучить материал по теме «Световые лучи». См. файл.2.  Заполнить таблицу Виды излученийУченыйИсточникСвойстваПрименениеИнфракрасное...