Главные вкладки

    Рабочая программа курса по предмету «Физика»: «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
    рабочая программа по физике (10 класс) на тему

    Романова Мария Викторовна

    Рабочая программа курса по предмету «Физика»:

    «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_reshenie_fizicheskih_zadach.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    на методическом объединении

    учителей естественнонаучного цикла

    «Принято»

    на педагогическом совете

    «Утверждаю»

    Директор ГКОУ СКОШИ №2

    Суворов П.А.

    1 сентября 2017г.

    Рабочая программа курса по предмету «Физика»:

    «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

    1. Планируемые результаты выполнения курса «Решение физических задач».

    Цели курса:

    1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
    2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
    3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
    4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.

    Задачи курса:

    1. углубление и систематизация знаний учащихся;
    2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
    3. овладение основными методами решения задач.

    Ожидаемыми результатами занятий являются:

    • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
    • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
    • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

    Требования к уровню освоения содержания курса:

    Учащиеся должны уметь:

    • анализировать физическое явление;
    • проговаривать вслух решение;
    • анализировать полученный ответ;
    • классифицировать предложенную задачу;
    • составлять простейших задачи;
    • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
    • выбирать рациональный способ решения задачи;
    • решать комбинированные задачи;
    • владеть различными методами решения задач:   аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

    владеть методами самоконтроля и самооценки

    2. Содержание учебного курса:

    Правила и приемы решения физических задач

    Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

    Механика и статика

    Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

    Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

    Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

    Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

    Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

    Законы сохранения

    Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

    Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

    Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

    Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

    Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

    Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

    Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

    Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

    Основы термодинамики

    Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

    Постоянный электрический ток в различных средах

    Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца,

    примеры их решения.

    1. Тематическое планирование

    Рабочая программа курса по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе 

    • «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.
    • авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

    Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.

    Тематическое планирование курса в 11 классе

    (34 часа – 1 час в неделю).

    № п/п

    Раздел

    1

    Правила и приемы решения физических задач (1 час)

    Различные приемы и способы решения физических задач.

    2

    Механика и статика (10 часов)

    Координатный метод решения задач по кинематике.

    Равномерное и равноускоренное движение.

    Сложение перемещений и скоростей.

    Криволинейное движение.

    Координатный метод решения задач по динамике.

    Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона.

    Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил.

    Подбор, составление и решение занимательных задач.

    Момент силы. Центр тяжести.

    Общие условия равновесия твердого тела.

    3

    Законы сохранения (4 часа)

    Решение задач на определение работы и мощности.

    Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.

    Решение задач на сохранение и превращение механической энергии.

    Решение комбинированных задач.

    4

    Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (7 часов)

    Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ.

    Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

    Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

    Решение задач с использование уравнения Менделеева-Клапейрона.

    Решение задач на описание явлений поверхностного слоя.

    Решение задач на определение характеристик твердого тела.

    Решение качественных экспериментальных задач.

    5

    Основы термодинамики (2 часа)

    Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики.

    Решение задач на тепловые двигатели.

    6

    Постоянный электрический ток в различных средах 8 часов)

    Задачи разных типов на описание электрического поля.

    Решение задач на описание систем конденсаторов.

    Решение задач на расчет сопротивления сложных цепей.

    Решение задач на описание электрических цепей постоянного электрического тока.

    Решение задач на закон Ома.

    Ознакомление с правилом Кирхгофа.

    Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС.

    Решение экспериментальных задач.

    7

    Резерв (2 часа)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация по физике Решение физических задач спортивного содержания

    Данная презентация может быть использована на уроках физики при решении задач раздела Механика в 9 или 11 класса. Презентация приурочена к олимпиаде 2014 в Сочи.Предлагаются задачи с использованием зи...

    Рабочая программа элективного курса по теме: «Методы решения физических задач»

    Элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений естественно-научного или естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученн...

    Факультатив по физике "Решение физических задач"

    В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно раб...

    Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"

    Программа курса по физике содержит материал по более уг­лубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электриче­ство»....

    Рабочая программа по элективному предмету «Практикум решения задач по физике». (11класс)

    Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя элементы программы, которые не...

    Рабочая программа по элективному предмету "Физика в задачах и примерах" в 10 классе базовый уровень

        Программа  элективного предмета  «Физика в задачах и примерах»  предназначена для обучающихся 10 класса из расчёта 1 час в неделю. Она составлена на основе обя...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» (ТРИЗ)

    Программа «ТРИЗ» является составляющей программы творческого развития обучающихся внеурочной деятельности школы.Изучение ТРИЗ осуществляется с помощью изобретательских задач, которые форму...