Конспект урока на тему "Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения проводников" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Леонова Елена Даниловна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения проводников

Методическая цель урока: Показать методику проведения урока закрепления изученного материала практическим методом решения задач.

Цели урока:

Образовательные:

  • учить решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;
  • углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;
  • учить определять параметры электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соедини проводников;
  • углубить знания по элементам электрических цепей.

Воспитательные:

  • развивать личные качества обучающихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
  • воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • развивать навыки решения задач по данной теме;
  • развивать умения анализировать условия задач и ответы, делать выводы, обобщения;
  • развивать память, творческие способности

Тип урока: повторительно-обобщающий, урок решения задач

Метод проведения: практический


План урока

I        Начальная мотивация. Актуализация знаний

II        Вводная часть

III        Основная часть. Решение задач

IV        Проверка знаний

V        Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание

Организация начала урока.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

I. Начальная мотивация. Актуализация знаний.

Урок начинается с проверочного теста.

1.Найдите формулу закона Ома для участка цепи

A) I=I1+I2

Б)

В)

2.В каких единицах измеряется сила тока?

А) А

Б) В

В) Ом

3.Как включается в цепь вольтметр?

А) последовательно

Б) параллельно

В) и последовательно, и параллельно

4.Какова единица сопротивления?

А) А

Б) Ом

В) В

5.Как обозначается амперметр на схемах?

А)

Б)

В)

После заполнения таблиц, обучающиеся проводят взаимопроверку (обмениваются карточками с соседом), заполняют таблицу результатов, выставляют оценки по критериям.


II. Вводная часть.

Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на применение закона Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. 

Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

Обучающиеся выходят к доске и записывают:

  • закон Ома и выражение из него напряжения и сопротивления;
  • формулы, справедливые для последовательного соединения проводников;
  • формулы, справедливые для последовательного соединения проводников

III. Решение задач.

Задача 1. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома. 

a) U = 20B, R=10Om, I-?
б) I=10A, R = 5Om, R-?
в) I = 5A, U=15B, R-?

Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.

Задача 2. 

Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.

Дано:

l=100м
S=0,5мм
2
U=6,8В

I-?

Решение:

                

Ответ: Сила тока равна 2А.

Вопросы (задает преподаватель, обучающиеся отвечают с места): 

  1. Что известно из условия задачи?
  2. Какую величину необходимо определить?
  3. По какому закону будем определять силу тока?
  4. Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? 

– берется из таблицы.

Теперь найдем и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения удельного сопротивления присутствуют тоже мм2)

Задача 3. 

В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

Дано:

RAB=5 Ом

RBC=500 Ом 
R
CD=500 Ом

RAD-?

Решение: AD = R AB + R BC + R CD = 5Ом + 500 Ом + 500 Ом = 1005 Ом

Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом.

Вопросы: (задает преподаватель, отвечает при решении обучающийся)

  1. Какие элементы цепи нам даны?
  2. Как найти общее сопротивление?

Задача 4. При решении группа делится на 2 команды, каждая из которой решает задачу своим способом:

  • одни, находя силу тока используя закон Ома;
  • вторые пользуются формулами, справедливыми для параллельного соединения проводников.

Дается время на решение. Затем по одному представителю от команд записывают решения на доске

Два резистора сопротивлением R 1 = 5 Ом и R2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.

Дано:

R1=5 Ом
R
2=30 Ом 
U=6B

I0-?

Решение:

I0=I1+I2        I1=UAB/R1      I2= UAB/R2  

I1=6B/5Oм=1,2А  

I2=6B/30Oм=0,2А

I0=1,2А+0,2А=1,4А

Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4 А.

Вопросы (задает преподаватель при решении задачи представителю одной команды): 

  1. Какой тип соединения рассматривается в задаче?
  2. Что известно из условия?
  3. Какие величины необходимо найти?
  4. Как найти I0? Что для этого неизвестно?
  5. Как найти I1 и I2?

Второй способ решения данной задачи:

Дано:

R1=5 Ом
R
2=30 Ом 
U=6B

I0-?

Решение:

                

Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4А

Вопросы (задает преподаватель при решении задачи представителю другой команды): 

  1. Какой тип соединения рассматривается в задаче?
  2. Что известно из условия?
  3. Какие величины необходимо найти?
  4. По какой формуле будем находить общий ток в цепи?
  5. Какая величина нам неизвестна при нахождении силы тока и как ее найти?

Задача 5. 

 Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а R1=1 Ом, R2=2 Ом, R3= 3 Ом, UAC = 11В.

Дано:

R1=1 Ом
R
2=2 Ом
R
3=3 Ом
U
AB=11B

RAC-?I1-?I2-?I3-?

Решение:

Ответ: RАС =2,2Ом, I1=2A, I2=3 А, I3=2A

Вопросы (задает преподаватель до начала решения, анализирует условие по заданной схеме):

  1. Какие типы соединения изображены на рисунке?
  2. Что нужно определить?
  3. Как найти полное сопротивление и величины в него входящие?
  4. Как найти силу тока в цепи?
  5. Как определить I1 и 12?
  6. Как определить UBC?

IV. Проверка знаний.

Обучающиеся решают тестовое задание.

Тест для проверки знаний

1. График зависимости силы тока от какой величины показан на рисунке?

hello_html_m15c6d2dc.png

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Сопротивление 2) Напряжение

3) Удельное сопротивление 4) Длина проводника

2. При параллельном подключении верны следующие утверждения:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Сила тока на всех участках цепи одинакова

2) Напряжение на всех участках цепи одинаково

3) Сила тока в несущем проводе равна сумме токов во всех ответвлениях

4) Напряжение на источнике равно сумме напряжений на всех элементах цепи

3. При последовательном подключении верны следующие утверждения:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Сила тока на всех участках цепи одинакова

2) Напряжение на всех участках цепи одинаково

3) Сила тока в несущем проводе равна сумме токов во всех ответвлениях

4) Напряжение на источнике равно сумме напряжений на всех элементах цепи

4. Какие элементы электрической цепи есть среди указанных на рисунке?


Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Лампа накаливания        2) Резистор        3)Транзистор

4) Конденсатор        5) Источник тока

5. Два резистора 5 Ом и 2 Ом подключены последовательно к источнику тока. Найдите напряжение на источнике , если через один из резисторов проходит ток  4А. Запишите число:__

После выполнения обучающимися тестового задания на отдельных листах, преподаватель собирает ответы. Обучающиеся анализируют правильность или ошибочность своих мнений, задают вопросы, анализируют ответы.

V. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание:……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока тема: "Закон Ома для участка цепи"

Данная разработка конспекта урока к учебнику физика-8 под ред. А.В.Пёрышкин....

Презентация к уроку по теме "Последовательное и параллельное соединение элементов электрической цепи".(8 класс).

Представленная презентация позволяет разнообразить изложение нового материала....

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

Закон Ома для участка цепи. Последовательное соединение проводников

Обобщающий урок по теме "Закон Ома для участка цепи"...

Презентация к интегрированному уроку физики и информатики в 10 классе: "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"

Презентация к интегрированный урока в 10 классе по  "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"...

Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"

Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников" с практической работой на ПК в образовательной среде "Phet"...